{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Что не так с российской транспортной культурой

Индивидуальный транспорт — спутник жизни.

Уверены, у 99% людей, стоящих в утренней пробке, возникала мысль: «Вот бы свободно проехать по отдельной полосе…». В предыдущей статье мы рассказывали о том, что это возможно сделать при помощи велосипеда.

Сразу обусловим, что «велокультура» и «велоинфраструктура» – обобщающие понятия. К категории их участников и пользователей относятся не только велосипедисты, но и владельцы «малых братьев» велосипеда: самокатов, гироскутеров, сегвеев, роликов. Назовём их коротко — СИМ (средства индивидуальной мобильности).

Кстати, 7 ноября 2019 года вынесен на общественные обсуждения законопроект, подготовленный Минтрансом России, ID проекта 01/01/10‑19/00096588 «О средствах индивидуальной мобильности». В соответствии с ПДД, пользователи СИМ будут использовать велосипедную инфраструктуру — велодорожки и велопарковки.

Многих людей вводит в ступор вопрос, может ли велосипед или самокат стать вашим основным средством передвижения в течение 5–6 месяцев в году.

Команда «Вело-Города» работает с 2009 года. За 10 лет мы сформировали полную картину российской транспортной культуры, которая включает в себя домыслы и чрезвычайно консервативные убеждения россиян по отношению к велосипеду и СИМам.

Ниже приведены 6 наиболее распространённых заблуждений, которые мешают человеку свободно выбирать средство передвижения. Говоря языком разумной экономии, удерживают жителя мегаполиса от получения выгод типа бесплатного проезда или ожидания транспорта, при передвижении на велосипеде, самокате и других СИМах.

1. Велосипед — это спорт

Гуляя по улицам города, люди замечают подтянутых велосипедистов в спортивной одежде. Они несутся на велосипеде так свободно и уверенно, что сразу возникает мысль: «Наверное, профессионал, не первый день на колёсах!».

Заметим, каким бы спортивным ни казался этот вид транспорта, передвигаться на велосипеде могут не только профессиональные спортсмены. Размеренная прогулка на велосипеде с мягким сиденьем — отличный семейный досуг. Активный отдых с друзьями будет намного ярче на лёгком многоскоростном байке. Компактный транспорт весом 10‑12 кг послужит надёжным спутником быстрого перемещения по городу, даже в метро.

Складной велосипед Strida в метро.

Сегодня в магазинах найдется множество видов велосипедов. Горные, шоссейные, прогулочные, городские, туристические. От сложной спортивной геометрии и навески до простейшей комплектации с педалями, рулём и колёсами. Но и этим список не ограничивается.

Помимо традиционного велосипеда можно приобрести или взять напрокат электровелосипеды и электросамокаты, сегвеи и моноколеса. Каждый найдет себе вариант, отталкиваясь от пользовательских задач. Для езды на велосипеде не нужно профессиональной спортивной подготовки.

Индивидуальный транспорт только для хорошей погоды

Россияне согласятся, что наш климат непредсказуем. То снег за ночь выпадет месячной нормой осадков, то дождь смоет всё желание выехать на вечернюю прогулку. В непогоду ездить на велосипеде неприятно и опасно.

Мы не призываем вас ехать по гололеду зимой или рекам грязи в межсезонье на неподготовленном байке. Для комфорта и безопасности нужна экипировка. Никто не выходит кататься на лыжах в мороз -20 °С в купальнике. Так и в зимней велопоездке не стоит пренебрегать утеплённой спортивной одеждой, лучше многослойной.

В спортивных магазинах можно приобрести одежду даже для самой непредсказуемой погоды. Ещё важнее подготовить сам велосипед. Проверить смазку цепи, трансмиссии, исправность тормозов. Надёжное сцепление с дорогой может сохранить жизнь!

Специализированные магазины предлагают покупателю большой ассортимент шин. Широкие и узкие, тонкие и толстые, с шипами и без. Необходимые приготовления не требуют больших финансовых вложений и временных затрат, зато ездить на проверенном надёжном велосипеде будет намного комфортнее и безопаснее.

Экономия на обслуживании байка оправдается в течение 2-3 месяцев в сравнении с тратой на проезд на общественном транспорте (при тратах 1500–2500 рублей в месяц).

Это несолидно

Со второй половины 20 века установился широкий диапазон цен на велосипеды — от 2 до 500 тысяч рублей и выше. Чем дороже велосипед, тем он удобнее, качественнее и красивее.

Если положение обязывает вас пользоваться только самыми солидными вещами, можно подобрать дорогой электробайк, который подходит под гардероб в стиле casual или спорт-шик.

К слову, на электробайке можно передвигаться по городу размеренно, не потея от перенапряжения благодаря электромотору-помощнику. Теперь можно не опасаться следов пота и «запаха спортзала» от одежды.

4. Негде хранить

Существуют простые, но надежные способы хранения велосипеда. Например, если хранить его на балконе в квартире, можно не беспокоиться о его безопасности. Для экономии пространства можно приобрести специальные крюки, которые крепятся на боковую стенку балкона.

Прогрессивные застройщики жилой недвижимости предусматривают в ЖК и таунхаусах специальные места для хранения велосипедов. Эту функциональность несут колясочные или велопарковки в автопаркингах и около подъездов.

Совет: не оставляйте на весь день или ночь велосипед на парковке под открытым небом. Дожди и снегопады смывают смазку с цепи и звёзд велосипеда, что приведёт к коррозии и выходу из строя трансмиссии. Велосипеды любят стоять под крышей!

5. Не женственный вид транспорта

Некоторые женщины предпочитают спортивной одежде и велоформе платья и элегантные костюмы. Но на велосипеде городского типа можно ездить в повседневной или деловой одежде. Дизайн и геометрия городского велосипеда обеспечивает посадку с прямой спиной, что удобно при передвижение в пиджаках, блузах, брюках.

В защиту спортивной одежды большинство знакомых мужчин высказали тезис: она подчёркивает фигуру, а регулярные велопрогулки помогают следить за телом и поддерживать себя в тонусе.

Да, бывают случаи, когда дресс-код на работе и в учебных заведениях обязывает дам к белым блузам и тёмному низу. В этой ситуации без раздевалок не обойтись. Тогда предлагаем прокатиться на велосипеде за покупками или на семейную велопрогулку, когда деловой стиль не может ограничить вашу свободу в выборе одежды.

6. Бюджетные деньги надо тратить на автодороги, а не на велодорожки

В 1962 году был выведен фундаментальный закон дорожных заторов.

Увеличение пропускной способности дорог влечет равное ему увеличение трафика.

Энтони Даунс, американский экономист и политолог, доктор философии Стэнфордского университета.

Простыми словами: чем больше широких автодорог, тем больше пробок.

Российская статистика подтверждает данный закон. Например, плотность населения Москвы по данным Росстата составляет 4924,96 человек на км² (на 2019 год). Но эти данные приведены по численности официально зарегистрированных граждан, а что насчет эмигрантов?

По ним статистика не приводится. Как известно, где большие показатели населения, там и большое количество единиц транспорта. Мосгортранс в 2019 году зарегистрировал порядка 3,6 млн автомобилей ежедневно передвигающихся по дорогам столицы.

Строятся новые дороги, старые расширяются, но с ними увеличивается автомобильный поток. В часы пик этот поток становится таким большим, что в пробке можно простоять куда дольше, чем дойти пешком или доехать на велосипеде.

Московские пробки По данным сервиса Яндекс.Пробки

Москвичи лучше других знакомы с инфраструктурными реалиями: иной раз, чтобы доехать на автомобиле из центра до МКАД, придется потратить больше времени, чем на полет из Москвы в Западную Европу. Крупные издательства, такие как «За рулём», «Авторамблер», и «Ъ», считают Московские дороги самыми перегруженными в Европе. Не будем копировать эти общедоступные сведения. И без них понятно, что пробочная проблема действительно существует.

В такой ситуации можно лишь сбавить пыл дорожников и отойти от любимого «закатывания» денег в асфальт для автодорог. Пора начать развивать системуальтернативных видов транспорта.

Некоторым читателям представленные выше заблуждения могут показаться очевидными. Но, опросив больше 3000 человек, выяснилось, что для многих россиян тезисы оказались в новинку. Это говорит о том, что люди даже не рассматривали индивидуальные виды транспорта как альтернативу традиционным.

2020 год, миллионы людей во имя спасения природы пришли к раздельному сбору мусора. Но вопрос передвижения по городу на машинах с двигателем внутреннего сгорания остается почти нетронутым.

В завершение важно отметить, что заблуждения в головах сами по себе не возникают. Они появляются из-за отсутствия комфортных условий для пользования велосипедом, самокатом. Поэтому, в следующей статье я приведу топ инфраструктурных проблем, которые мешают велосипедистам и пользователям СИМ безопасно и с удовольствием перемещаться по мегаполисам.

0
219 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Малахов

Еще хочется написать о эффективности мер.

Если есть выделенная полоса и по ней едут машины или велодорожка с велосипедистами - это одно.
А вот если "запретить" сделали, а ни От ни велосипедов нет...

В ноябре проезжал мимо велодорожки на Фонтанке (Петербург). 1,5 километра ... и ни одного велосипедиста.  Вот не кажется это мне нормальным, ни как.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

А до Фонтанки есть какие-нибудь велодорожки? 
Я лишь уточню, что делать фантомные обрывистые куски велодорожек на 1,5 км. в центре не эффективно. До неё, как минимум, как-то нужно доехать. Поэтому речь идёт исключительно о системе велодорожек, соединённых между собой в единую сеть. Но, об этом в следующей статье про инфраструктуру.  

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Просто как велосипедист я , как и 90%, летний .
По мне так велодорожки надо размечать в апреле, а в ноябре убирать .
Просто красть место под пустоту зимой - глупость .

Когда еду на работу по набережной, по широкому тротуару  - летом рядом едет достаточное количество и велосипедистов и электро-самокатеров , иногда и моноколесо есть.
Еду вдоль на машине сейчас - пусто.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зырянов
Автор

Есть в вашем предложении зерно рациональности. 
Но как это реализовать? Законодательно таких мер нет.
Что-то на подобии сезонного реверсивного движения. 
Конечно, можно привязать к "маркеру коммунальщиков" - сколько дней подряд погода ниже -8 градусов - меняем разметку. Но, вопрос с реализацией...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Ну скорее просто по сезону. Разметка обычная и  держится 4-6 месяцев.
То есть в целом я "за" велополосы , но с велосипедистами .
И одновременно против велополос без велосипедистов, выделенных полос без ОТ , пустых пешеходных улиц...

Ответить
Развернуть ветку
216 комментариев
Раскрывать всегда