Интернет как воздух: какие технологии обеспечат пассажирам самолетов и поездов доступ в сеть
Какие технологические барьеры предстоит преодолеть провайдерам, насколько готовы российские и зарубежные перевозчики к внедрению технологий интернет-связи в самолетах и поездах и какие решения есть уже сейчас для интернета в движении.
Почему Wi-Fi будет работать, как планировалось
Воспользоваться высокоскоростным интернетом в поездах и самолетах можно будет уже в 2025 году, уверен руководитель проекта «МС СИН» Никита Медвехкв. Проект «МС СИН» был представлен в прошлом году и предусматривает создание принципиально новой беспроводной системы связи. Разработку этого технологического продукта одобрила рабочая группа рынка Аэронет Национальной технологической инициативы. Проектируемая компанией ОКБ «Фрактал» система «МС СИН» совместима с действующими стандартами спутниковой и сотовой связи (3G, 4G и 5G). К 2022 году планируется создать первый экспериментальный сегмент сети. Планы по созданию такой инфраструктуры в указанные сроки станут возможны при грантовой поддержке РВК и вложении частных инвесторов.
Работа сети МС СИН будет обеспечиваться терминалами, которые будут связываться друг с другом. К стационарной вышке, на которой расположен терминал, сможет присоединиться и самолет, и поезд, на которых установлены антенны, причем, если они выходят из радиуса действия одной вышки, то автоматически будут подключаться к другой вышке. С учетом того, что радиус покрытия вышки составляет 150 км, для того чтобы протянуть сигнал на линии Москва – Сочи, нужно будет установить всего 10 таких вышек.
Будущее не наступит, пока на борту такие цены на интернет
Для предоставления услуги скоростного интернета для пассажиров самолетов или поездов решающее значение имеет организация внешнего канала связи. При решении этой задачи существует несколько принципиально разных подходов. Первый: L-band — спутниковая система доступа, применяемая авиакомпаниями.
Установка подобной системы — очень сложная процедура. Для оснащения оборудованием приема сигнала от спутников одного самолета в 2020 году требуется около миллиона долларов. Именно поэтому сеть имеется не на всех бортах, так как многие авиакомпании пока не могут инвестировать средства на весь парк самолетов. К слову, доступ в интернет на один час обходится пассажирам Аэрофлота в 1000 рублей, на весь полет – 3000 рублей.
Американская авиакомпания American Airlines предоставляет широкополосный интернет на борту самолетов при помощи спутников за 1000 рублей за весь полет. Не отстают в этом вопросе и предоставляют доступ к интернету через спутник и другие авиагиганты, включая Lufthansa AG (Германия), Southwest Airlines (США) и Qantas Airways (Австралия). В России доступ к интернету на борту предоставляет только «Аэрофлот» (штатные точки доступа есть на борту лайнеров Boeing-777 и Airbus A330).
Перспективы формирования полноценного рынка решений для скоростного интернета в авиатранспорте оценил заместитель руководителя Центра компетенций Национальной технологической инициативы «Беспроводная связи и Интернет вещей / 5G» Владимир Валькович: «Пока в этом нет реальной потребности, нет приложений, которые бы требовали именно технологию 5G. Для того чтобы оставаться на связи, достаточно существующей технологии, а тех, кто готов платить большие деньги за возможность проведения видеоконференции в режиме 4K/8K в поезде или самолете, – единицы, нет критической массы в потребностях».
По мнению Владимира Вальковича, разработка решений для обеспечения связи 5-го поколения в самолетах и поездах возможна при совместном участии транспортных компаний и телекоммуникационных операторов.
Кто уже закинул «сети» в небо?
Второй подход — система Air-to-Ground — сеть наземных ретрансляторов с направленными вверх антеннами, с которыми и взаимодействует самолет. Принцип системы точно такой же, как у сети сотовой связи, в которой любой абонент является одновременно ретранслятором, а коридор связи может быть обеспечен только мобильной инфраструктурой. Разве что частоты в нем другие, и такой сигнал не поймать на борту с мобильного устройства. Сегодня решением этой задачи как раз занимается российская компания ОКБ «Фрактал».
Подобная система уже используется в США компанией Aircell, которая отказалась от ретрансляции через спутник и для передачи выбрала один из стандартов сотовой связи — CDMA. Состоящая из 160 базовых станций CDMA, сеть в настоящее время обеспечивает скорость до 9,6 Мбит/с на каждый борт. Высокоскоростной интернет-модуль Aircell для бизнес-авиации (ATG 4000) весит всего 5 кг, а две установленные антенны внизу самолета весят по 1 кг каждая.
Оборудование Aircell позволяет пассажирам и членам экипажа использовать собственные ноутбуки, смартфоны и КПК для работы в Интернете, отправки и получения электронной почты с вложениями.
В поездах дальнего следования в России пассажирам пока не доступен интернет высокого качества. Они могут выйти в сеть со смартфонов, но не на всех участках обеспечен стабильный сигнал с вышек операторов сотовой связи. На сегодняшний день даже пассажиры «Сапсанов» на направлении Москва — Санкт-Петербург имеют не полностью бесшовную мобильную связь.
Главные ограничения для массового внедрения высокоскоростного интернета в поездах и РФ обозначил первый заместитель начальника Центральной станции связи - филиала ОАО «РЖД» Денис Азерников: «Главные барьеры — экономические. Создание такой инфраструктуры должно быть экономически оправдано. В настоящее время это возможно только на ряде направлений пассажирского движения. Для начала, наверное, надо бы определиться, что даст конкретному пассажиру наличие 5G в каждом вагоне и насколько у него подорожает билет после этого».
Учитывая трудности с покрытием, в ОАО «РЖД» в высокоскоростных и поездах дальнего следования принята концепция по оснащению подвижного состава бортовыми информационно-развлекательными системами и инфраструктурой Wi-Fi для доступа к ним. Данный проект называется «Попутчик». Этот бортовой портал обеспечивает доступ к развлекательному контенту (фильмы, книги, музыка, информация о маршруте) и услугам в поезде вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в интернет.
Почему интернет в пути все еще такой медленный?
Преимуществ у сети ретрансляторов много, одно из них заключается в том, что существующие стандарты связи, включая 4G, не позволяют пользоваться быстрым интернетом при удалении от сигнала более чем на 20 км, а также на скорости 90–120 км/ч и выше. Кроме того, сеть 5G обладает своими спутниками, которые уже запущены на орбиту. Технология 5G должна будет иметь некоторые параметры, такие как высокая скорость передачи данных (от 1 Гбит/с), задержка до 1 мс, а также среднее количество одновременных подключений до 1 млн на квадратный километр.
Пока сеть 5G только получает свое развитие – в 2018 году она появилась в США, в 2019-м – в Южной Корее и Швейцарии. В России пилотные зоны 5G были открыты в середине 2019 года. Сейчас операторы тестируют сеть 5G на Тверской улице, ВДНХ, Воробьёвых горах, территории спорткомплекса «Лужники» и в инновационном центре «Сколково». Коммерческий запуск 5G в Москве планируется в 2022–2023 годах.
«Вариант использования вышек и сети 5-го поколения значительно дешевле установки антенны и использования спутника напрямую. При условии, что сеть будет работать бесперебойно, этот вариант окажется предпочтительнее. НТИ предлагает создать сеть с помощью спутниковых трансляций через конкретную антенну, установленную на транспортное средство, способную встраиваться в форматы 5G и LTE, то есть совместить оба варианта поиска сети – как с вышек на земле, так и со спутника. Проект Indra показал себя более чем успешно, поэтому есть вероятность, что проект НТИ также найдет своих потребителей. Однако вероятная высокая стоимость может вынудить отдать предпочтение другим проектам, использующим, прежде всего, сеть с земли», – рассказал специалист РУТ (МИИТ) Научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы» Артем Шаклеин.
Мы как раз работаем над этой проблемой. Разработаны первые опытные образцы устройств и испытаны на вертолетах. Ждем следующих испытаний на больших машинах.