{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

«Яндекс.Драйву» два года. Ностальгия по былому и совместный просмотр старых фотографий

Представляете, мы запустились в Москве всего два года назад с 750 машинами Kia Rio и Renault Kaptur. С тех пор наш автопарк разросся до крупнейшего в мире с 20 тысячами автомобилей уже в трёх городах. И это нормально: все привыкли, что машин должно быть много, они должны стоять на каждом углу, повсюду, везде.

Самая первая фотосессия на подземной парковке Яндекса, январь 2018 года​

Нормой стало и многое другое, что мы когда-то придумали: динамические тарифы и «Фикс» в каршеринге, возможность уехать по «Межгороду» из Москвы в Петербург на Мерседесе; «машины-призраки», которые бронируете, пока они ещё едут; регистрация с чат-ботом. И, естественно, машины всегда чистые и заправленные — это даже не обсуждается. Ах да, приложение должно разговаривать по-человечески.

Всё это нормально. А, значит, мы добились, чего хотели: задали планку того, каким должен быть каршеринг, чтобы все не соглашались на меньшее.

А мы и рады стараться. Настолько рады, что постоянно изобретаем что-то сверх нормы, к которой все уже привыкли. Например, впервые в мире каршеринга вывели на линию Porsche 911. Или отреставрировали оригинальные Мустанги 1960-х годов и полностью оснастили их телематикой. Нам нравится быть пионерами в рискованных штуках.

Творческая отвага

Напрашивается закономерность: интересно делать то, что до этого никто не делал. Но новое — это всегда путь наибольшего сопротивления: там всегда сложнее, опаснее, рискованнее. Не думайте, мы не обольщаемся: бывает, мы промахиваемся, откатываемся назад и начинаем по-новой.

Но когда-то в начале мы договорились делать не «фастфуд», а эталонный продукт. Такой, чтобы нам самим было интересно.

И этот подход прорастает от фундаментальных частей Драйва (машины и приложение) до каждой мелочи, до которой только можно дотянуться. Надеемся, вы это чувствуете.

Взять те же запуски машин. За 2019 год мы вывели около 10 новых моделей: Рендж Ровер Велар, Порше 911, Панамера и Макан, БМВ икс один, шаттлы Каравелла и Комби, электрокары, Вольво, Мустанги. Вы могли видеть в интернете наши рекламные баннеры с фотографиями или наблюдать их у нас в инстаграме. Маленькие такие картинки, на которых почти ничего не видно. А ведь фотографии достойны того, чтобы на них смотрели. Поэтому мы решили открыть камерную онлайн-галерею, чтобы вы могли рассмотреть их поближе. У нас день рождения, и в день рождения приятно пролистать альбом и вспомнить, как оно всё было.

Безоглядная увлечённость

Итак, в течение года один запуск был не похож на другой. Каждая машина получила свою сложную, особенную фотосессию. Хулиганская БМВ в синих дымовых шашках, Вольво на фоне северного сияния, Мустанги на плёнку в движении, Порше, застигнутые врасплох, электрокары во дворе Академии наук.

Любая такая фотосессия готовится за одну-две недели до запуска. Бронь фотографа и его съёмочной группы (осветители, механики), аренда студии или поиск и освоение локаций, кастинг актёров (часто зовём друзей посниматься). Потом работа со стилистом, примерки, реквизит.

Бесплатный совет, которого вы не просили: для пяти удачных кадров машины в дыму берите больше 40 дымовых шашек

В общем съёмочная группа всегда насчитывает от трёх до 20 человек. Причём от Драйва лишь двое — остальные ребята собираются под конкретную съёмку. Она сама длится от трёх быстрых до 16 ещё более быстрых часов. И на выходе — пять-семь фотографий, которые должны быть готовы уже на следующий день, потому что «надо выводить машины на линию, они не могут простаивать в ожидании материала, давайте быстрее, спасибо».

Казалось бы, зачем так сложно. Можно же просто выехать на набережную и отснять машину там. Либо возле бизнес-центра. Либо под фонарём. Но это не интересно. А ведь все автомобили такие разные: кто-то выбирает БМВ вместо Мерседеса, а кто-то гоняется по всему городу за Мустангом, хотя у него есть доступ к Макану. Машины имеют свой характер и даже истории. И, кажется, фотографии — красивый способ их истории рассказать.

Поиск нового, никогда не бывшего

Во-первых, мы нашли наши «глаза». Вместе с заслуженными фотографами Яндекс.Драйва, Лёней Сорокиным и Димой Яговкиным, мы снимаем вообще всё. Они не просто воплощают то, что мы придумали, нет: они предлагают ещё лучше, снимают талантливо, страстно.

Во-вторых, мы всегда ищем новые способы рассказать истории машин. И, в-третьих, выбираем необычные, даже труднодоступные локации. Иначе скучно.

Взять, к примеру, возвращение Порше 911. Этот запуск мы скрывали особенно тщательно. Собственно, из этой секретности и родилась идея для съёмки: будто бы папарацци случайно обнаружили машины ночью среди контейнеров, в которых они прибыли, застали их врасплох, ослепили вспышкой, а потом слили фотографии в сеть.

Нашлась дивная грузовая база в Дзержинском, и мы привезли туда два новеньких Порше. Зря, конечно, мы их намывали и полировали. К моменту съёмок они уже прекрасно были покрыты пылью. Дождались ночи и стали снимать элегантные 911-е среди ржавых контейнеров, строительных кранов и собак.

Или электрокары. Нам хотелось найти локацию, которая бы отражала технологический триумф прошлого столетия, и снять там электрокары — прорыв текущей эпохи. Рассматривали всякое, даже что-то типа заброшенных катушек Теслы в Подмосковье. Пока не заметили гигантское здание у всех на виду — Российскую академию наук на Ленинском проспекте. Очевидный пример новаторства и технологий в архитектуре СССР прекрасно контрастировал с передовым электрокаром. Такое сочетание двух вселенных показалось нам приемлемым для фотосессии Ниссан Лиф.

Но самая, пожалуй, захватывающая съёмка была с Мустангами. Мы решили, что было бы здорово отснять эти раритетные машины на плёнку. Да при том, в движении. Выбрали Большой Устьинский мост, чтобы при проездке по нему фоном служила романтичная высотка на Котельнической набережной.

Стоял август. И в 3 утра на Садовнической улице стояли два оригинальных Мустанга 1965 и 1969 годов, напичканные телематикой.

Съемки должны были начаться на рассвете, пока Москва ещё спит. Мы собираемся на точке, приезжают актёры, гримёр, стилист. А машины не заводятся. Они тогда были еще не до конца готовы и обкатаны, телематика только тестировалась.

Звоним Мише (Миша придумал запустить Мустанги в Драйве — Миша запустил), мол, «приезжай, тут машины не работают». Четыре утра, Миша приезжает с целой бригадой техников, заряжают аккумулятор у красного Мустанга, чтобы мы хотя бы его начали снимать. А то уже рассвет, нужный мягкий свет уходит, да и рядом уже ходят люди и фотографируются с Мустангами, на которых есть наклейки Яндекс.Драйв. Мы, конечно, говорим, что это шутка, что не взаправду.

В итоге красный Мустанг взял себя в руки: он спокойно откатал туда-сюда по мосту несколько кругов, пока мы с фотографом ехали в другой машине и снимали его на плёнку. Зелёный кабриолет в то утро заводиться отказался. Пришлось переносить его съемку на другой день.

И вот настаёт этот другой день — день съёмки кабриолета. Но уже не на рассвете, а на закате, и не на мосту, а под мостом — под Бережковским. У команды Драйва тогда был тимбилдинг, а съёмками машин занимаются две девушки. Так что они приехали под мост прямо в платьях.

Лето, закат, набережная. Приезжает наш кабриолет и благополучно глохнет. И ни Миша, ни бригада, ни фотограф — никто не может его завести.

Говорят, машины обладают телесной памятью и открываются тем, к кому привыкли. Так уж вышло, что одна из девушек провела однажды в этом кабриолете несколько часов подряд, пока снимала видеоинструкцию, как его завести. Так что как бы это ни было странно, но только у неё в тот вечер получалось снова и снова заводить Мустанг. А ведь она даже водить не умеет.

И представьте: на мосту стоит фотограф с плёночным фотоаппаратом, где всего 36 кадров, а, значит, каждый из них на вес золота.

Из-под моста выезжает кабриолет с актёрами; в этот момент фотограф успевает сделать пару кадров, и кабриолет глохнет. Из-под моста прибегает девушка в платье, заводит его, и кабриолет уезжает на очередной круг, после которого глохнет. Его снова заводят. И он снова едет на круг. И глохнет. И так весь вечер.

Конечно, к запуску всё наладили, телематику настроили, двигатели стали работать исправно. Потом Мустанги несколько месяцев спокойно катались по Москве до наступления холодов. А тогда, под мостом, мы отвечали прохожим, что это шутка, что наклейки не настоящие, и мы просто так балуемся.

Можно всё

Мы делаем так, как делаем, потому что хотим поднимать планку: по рынку в целом, в сервисе, в коммуникации с аудиторией.

А рассказали мы вам об этом, потому что вы и наша аудитория, и наши коллеги.

И работаем мы с вами на одном рынке. И хочется, чтобы на этом рынке было как-то пооживлённее.

Тут ведь можно делать всё: интереснее, чем все привыкли; заморачиваться с каждой деталью, даже если кажется, что никто не заметит — заметят. И, как минимум, можно соревноваться с самими собой и не делать так, как вы сами уже делали. Никто не знает, получится или нет, но давайте пробовать.

Драйв запустился два года назад с 750 машинами и 20 людьми в команде. Мы, правда, понятия не имели, что нас ждёт, и выйдет ли из затеи что-то вообще. Но перефразируя одну отличную рекламную кампанию одного отличного спортивного бренда, если бы мы спросили, можно ли так делать, нам бы сказали, что нельзя. Поэтому мы никогда не спрашивали.

0
340 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Konovalov

что ты несешь... В Мск каршеринг всегда дешевле такси, какие штрафы за повреждение? Если не умеешь ездить, тогда конечно не садись в каршеринг. 

Осмотр машины - 1-2 минуты, зато ты не едешь с вонючим водилой в грязной машине. У ЯД всегда относительно чистые машины.

С парковкой проблем нет, всегда есть варианты куда встать, нужно заранее знать просто места.

Ответить
Развернуть ветку
АНТИРИУС

Езжу постоянно на Я.Такси. В основном Комфорт. Я не встречал таких ужасов. Зато ни за что не отвечаешь.
p/s Комфорт немного дороже каршеринга, Эконом сопоставим. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья

+желтые номера сокращают пробки)

Ответить
Развернуть ветку
337 комментариев
Раскрывать всегда