{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Хроники электрификации: крах нефтяной промышленности и автомобилей на ДВС

Этот день настал. Судя по всему, цена на нефть никогда уже не будет прежней. Курс рубля, по ходу, тоже. Напомню, что Российский бюджет сбалансирован при $42,2 за баррель, но аналитики Goldman Sachs не исключили падения стоимости нефти до $20.

Доверять аналитикам дело такое, но страдать в итоге будем мы — обычные российские граждане, для которых товары с Amazon сегодня стали еще дороже, а завтра все станет дороже на полках в магазине. Как говорится, многоходовочка, рывок, толчок, удар в спину, хлопок, снизу постучали.

Начнем со смерти автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), набирай чаёк, будет интересно.

В США живет один весьма умный человек, которого зовут Тони Себа (Tony Seba), он экономист в Стэнфорде. Называют его «агрессивным пророком». Агрессивность заключается в том, что его прогнозы, так сказать, смелее самых смелых, и даже где-то апокалиптичны. Любимый термин в его работах и интервью – это «disruptive», то есть подрывной. По мнению Тони нас ждет технологический взрыв. Кратко его можно описать в пяти тезисах:

1. В течение ближайших полутора десятилетий мир, в котором мы живем, необратимо изменится в результате технологического взрыва, который уже начался.

2. Технологический взрыв – это комбинация технологий, создающих новые рынки или радикально трансформирующих старые.

3. Прорывные технологии сегодня – это накопители энергии, электромобили, беспилотные автомобили, солнечная энергетика. Есть и другие.

4. Радикально изменяются также бизнес-модели. Пример – Uber.

5. В прекрасном новом мире будет проблема с людьми. Те рынки, на которых они могут что-то делать, исчезают. Людей надо будет чем-то занять. Это – проблема.

У Тони с коллегами есть даже исследование, название которого говорит само за себя: «Переосмысление транспорта 2020-2030: подрыв транспортного сектора и крах автомобилестроения, основанного на двигателе внутреннего сгорания (ДВС), и нефтяной промышленности» (Rethinking Transportation 2020-2030: The Disruption of Transportation and the Collapse of the ICE Vehicle and Oil Industries).

Основной тезис работы: главная угроза для традиционного автомобильного и нефтяного рынков исходит не от электромобилей, как таковых, поскольку замена моделей происходит постепенно и относительно медленно. Главную роль в разрушении (и создании нового уклада) играет изменение деловых и поведенческих моделей в транспортном секторе. В докладе речь идет о распространении модели совместного пользования “Транспорт как услуга” (Transport as a Service — TaaS). По расчетам авторов работы, в 2030 году в пассажирских перевозках “95% процентов пройденных миль в США придется на автономные электромобили (A-EV), принадлежащие специализированным компаниями по оказанию транспортных услуг (TaaS)”. Находящиеся в индивидуальном владении автомобили с ДВС будут составлять 40% парка США, но на них будет приходиться всего 5% пройденных миль.

В январе этого года Тони Себа выступил на транспортном саммите (2020 NC Transportation Summit) с докладом "Будущее транспорта" (Future of Transportation). Несколько очень интересных тезисов:

- электромобили на данный момент в 10 раз дешевле по зарядке/расходу топлива на милю, чем авто на ДВС.

- электромобили в 10 раз дешевле в обслуживании.

- срок службы электромобиля в 2,5 раза больше, чем авто на ДВС.

- стоимость нового электромобиля с дальностью хода 320 км будет: ~$20к в 2022 году; ~$12к в 2025 году.

- весь транспорт на колесах скоро будет электрическим и автономным: автомобили, грузовики, тракторы, автобусы и т.д.

- личные автомобили в настоящее время стоят на парковке ~ 96% времени, т.е. мы используем этот актив всего на ~4%.

- в ~ 2022 пользоваться TaaS (Транспорт как услуга) будет в 4-10 раз дешевле, чем владеть личным автомобилем.

- модель TaaS будет экономить в среднем $5,6 тыс в год домохозяйству в США.

- к 2030 году: ~ 95% пробега в пассажирских перевозках будет выполнено автономными электромобилями по модели TaaS.

- 80% парковочных мест в городах не понадобится (аллилуйя!).

- 90% выбросов CO2, выполненных транспортными средствами исчезнут (если зарядка будет в основном от солнечной энергии и прочих ВИЭ).

- китайский Didi (больше, чем Uber) ожидает 1 млн электромобилей в своей сети в 2020 году.

- в 2019 году Amazon заказала 100 тысяч электрических фургонов.

- в 2019 году автопилот Tesla был в 8,8 раз безопаснее среднего автомобиля.

- в среднем 1,25 млн людей ежегодно погибают на дорогах во всем мире, если прямо сегодня переключиться на существующие системы автопилота, которые постоянно улучшаются, мы спасем ~ 900 тысяч жизней ежегодно.

- 20-40 млн травм/госпитализаций в год на дорогах во всем мире будут устранены.

- технологии всегда разрушают отрасли промышленности с экспоненциальной скоростью и никогда линейно, внедрение на рынок всегда происходит в S-кривых, но люди привыкли мыслить линейно, экспоненциально нам трудно.

- когда сливаются несколько больших технологических волн скорость перемен становится "двойной экспоненциальной".

- радикальные изменения гораздо ближе, чем ожидает большинство людей.

К слову, мы уже были свидетелями технологического взрыва, который произошел сто лет назад. Ниже на двух фото с разницей всего в 13 лет вы можете посмотреть насколько быстро новые технологии могут изменить нашу жизнь.

​На этой фотографии вы видите фото пятой авеню Нью-Йорка, сделанное в 1900 году. Море лошадей и единственный автомобиль. Вот он специально обведен в центре. Единственный автомобиль среди лошадей.

Тринадцать лет спустя…

Видите лошадь на этой фотографии? Одна единственная лошадь, она даже не выглядит как лошадь. Это называется прорыв. Лошади, которых использовали на протяжении десяти тысячи лет в качестве транспорта, были полностью заменены на автомобили в Нью-Йорке всего 

Как, в свое время сказал Генри Форд: "Если бы я делал только то, что хотят от меня люди, они бы до сих пор ездили на каретах“.

Большинство прогнозов на будущее ошибочны. Самые умные, как правило, не могут предсказать прорывы, пока они не произошли. Например, в 1985 году крупнейшая телекоммуникационная компания мира AT&T наняла фирму McKinsey & Company и задала ей один вопрос: "Каков будет рынок мобильных телефонов в ближайшие 15 лет?". В AT&T хотели знать — стоит ли, и, если да, то насколько решительно стоит, вкладываться в новые рынки.

Маккензи пошли думать, обсуждать, прогнозировать и что они там еще делают, когда готовят предсказания. Потом вернулись и сообщили результат. Число подписчиков мобильной телефонии в Штатах в течении 15 лет составит 900 тыс. человек.

В реальности оказалось 109 миллионов. Это не маленькая ошибка, они ошиблись в 120 раз. Вот и доверяй после этого аналитикам и маркетологам. Так что AT&T не пошла на рынок мобильной связи и осталась со своим бизнесом проводной связи.

Но, в каждой отрасли есть несколько исключительных экспертов, которые очень точно предсказывают будущие тренды. Тони Себа из Стэнфорда уже давно прав в большинстве своих прогнозов. Он исследует сразу несколько областей: энергетика, солнечная энергия, аккумуляторы, транспорт, электромобили, автономные электромобили, такси, шэринг vs владение личным автомобилем. Что будет происходить в этих областях в течение 10 лет (с 2020 по 2030 гг.) и как это может повлиять на другие отрасли: нефть, газ, авто (продажи, страхование, техническое обслуживание), логистику, розничную торговлю, окружающую среду, городское планирование, инфраструктуру и т.д.

Скорость изменений в прогнозах Тони может показаться оптимистичной, если вы не следите за технологическим прорывами. Если вы скептически относитесь к тезисам выше, посмотрите его выступление (на английском).

А что нефтянка? Для оценки мирового спроса на нефть американские прогнозные данные переносятся на Европу и Китай год в год, а на остальной мир с лагом в четыре года.

По расчетам авторов исследования Тони Себа, глобальный спрос на нефть достигнет пика в 100 миллионов баррелей в день в 2020 году (такой же прогноз и у ОПЕК на текущий год), и упадет до 70 миллионов баррелей в день к 2030 году. Это означает сокращение на 30 миллионов баррелей в реальном исчислении и на 40 млн баррелей ниже прогнозного показателя Администрации энергетической информации США (EIA) для случая «обычной модели бизнеса».

Такое развитие приведет к коллапсу цен (которые приблизятся к $25 за баррель), что окажет «катастрофическое воздействие на нефтяную отрасль, различные компании, страны, нефтяные месторождения и инфраструктуру в зависимости от их вовлеченности в проекты по добыче «дорогой нефти». Влияние краха цен на нефть начнет ощущаться по всей цепочке создания стоимости нефтяной промышленности уже в 2021 году.

В США, по оценкам, 65% сланцевой и трудноизвлекаемой нефти, которая при «обычном сценарии» обеспечивала бы 70% потребностей страны США в 2030 году, окажутся коммерчески нежизнеспособными. Потребление энергии в транспортном секторе сократится на 80% (но потребление электроэнергии в стране из-за распространения TaaS вырастет на 18%). Хочу заметить, что это отчет от 2017 года, и текущие события идут практически по описанному выше сценарию.

Стоит ли относится к таким пророчествам серьезно? Да, стоит. Как к одному из сценариев мирового технологического и энергетического развития, который достаточно подробно и убедительно обоснован. Вот вам и нефтяная игла, с которой мы в России никак не можем сползти... Видимо, длинная очень и глубоко сидит...

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Антон Фомин

По погодным условиям, не везде можно использовать электрические ТС / топливные генераторы. Все равно спрос будет еще несколько поколений ) А так же водные ТС и воздушные ТС

Ответить
Развернуть ветку
Максим Никитин

Ну кое-где до сих пор на ишаках ездят - вот только сверхдержав, зарабатывающих на корме для них, что-то не наблюдается  

Ответить
Развернуть ветку
Антон Фомин

Плохой пример, по вашей аналогии могу привести другой. Для пластика нужна нефть, и для множество другого. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Разумеется, это так, но вопрос в каком количестве нефть будет нужна только для этих целей?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Никитин

Интересно, сколько пластика получится из 93 миллионов баррелей нефти - дневное мировое потребление нефти на данный момент 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kapul

Имхо, если к нас когда-нибудь действительно электрокары наберут популярность, то мне кажется, что 1 кВт тогда будет стоить как литр бензина.. Увы((

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Краснов

Ну электричество подорожает с ростом спроса, только бензин имеет свойство тупо заканчиваться навсегда и его цена движется по экспоненте. Я вам проще скажу - электричество будет стоить дороже, чем бензин, когда для его получения придеться сжигать бензин - не могу себе такого представить

Ответить
Развернуть ветку
Amina Emerson

Как бы у нас при царе батюшке не стали именно так и делать..нефтяная игла то глубоко сидит, невыгодно слезать

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

Их можно будет занять короновирусом-2 чтобы не маялись от скуки. "...5. В прекрасном новом мире будет проблема с людьми. Те рынки, на которых они могут что-то делать, исчезают. Людей надо будет чем-то занять. Это – проблема...."

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

А есть его прогнозы про робототехнику?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Так при дешевой нефти будет выгодно ездить на ДВС. Вопрос в том, что толком никто же точно не предсказывает, а смотрит уже из современности назад и говорит, что "вот как изменилось". Где ж ты раньше был... 
"Видимо, длинная очень и глубоко сидит..." - какая игла сидит в Норвегии, где крона упала на 20% и почти в 1,8 раз с 2012 года? 

Ответить
Развернуть ветку
Araik Oganyan
Так при дешевой нефти будет выгодно ездить на ДВС. 

Логично! Когда нефть дешевеет, бензин ведь тоже дешевеет! Oh, wait..

Ответить
Развернуть ветку
Nataniel Bampoo

Бензин дешевеет и в России. Дешевеет в долларах. Только рубль падает в России в этом случае. Итого бензин в рублях либо такой же либо дороже, а в долларах даже в России дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Эээ, да вроде бы это всё как бы очевидно. Просто расписано пафосно, "прорыв", "конец двс" и все такое, в духе желтой прессы.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Краснов

Оу, ну электричество подорожает с ростом спроса, только бензин имеет свойство тупо заканчиваться навсегда и его цена движется по экспоненте. Я вам проще скажу - электричество будет стоить дороже, чем бензин, когда для его получения придеться сжигать бензин - не могу себе такого представить

Ответить
Развернуть ветку
Антон Иванов

Не увидел, может невнимательно прочитал, реально сбывшиеся прогнозы этого эксперта?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Нефть подорожает по-любому, богатеи договориться, никто не будет терять большое бабло, просто перекроят рынок и все. Нефть это не только автотранспорт и без нефти кстати не собрать электромобиль. Уж очень много у нас завязано на нефть/газ/уголь. Да кстати, уголь то до сей поры используют...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Чтобы лучше представить будущее нефтяной промышленности, можно посмотреть на то, что происходит сейчас, например с Воркутой (где добывали и добывают уголь, который стал никому не нужен).

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Не в кассу, нефть имеет несколько назначений в отличии от угля, проще добыча, транспортировка по трубопроводам менее затратная. Да и ушло на это ни один год, в статье же речь о чуть ли не о молниеносном изменения 

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда