«Мимикрирует под жертву пандемии»: сотрудница обвинила создателя франшизы «Самокат шеринг» в преднамеренном банкротстве Статьи редакции

По словам Ирины Иноземцевой, в 2019 году проект продал франшизу на 130 млн рублей, но накопил долги перед сотрудниками и партнёрами. Основатель сервиса Василий Быков утверждает, что банкротство — единственный способ спасти компанию.

Стойка «Самокат шеринг» Фото 1Rnd.ru​

9 апреля сервис краткосрочной аренды самокатов «Самокат Шеринг» подал заявление о банкротстве.

По словам основателя проекта Василия Быкова, это вынужденная мера, поскольку на компанию не распространяется государственная поддержка бизнеса, пострадавшего из-за пандемии — например, полугодовые налоговые каникулы или защита от подачи кредиторов на банкротство.

В соответствии с законом мы должны предупредить о финансовой несостоятельности чтобы защититься. Это поможет нам спокойно пройти период турбулентности, запуститься во всех городах без блокировок на счетах.

Все обязательства выполняем и выполним в полном объёме, но с корректировкой на карантины. Откроемся во всех городах как только снимут ограничения.

Василий Быков, из публикации на Facebook

Быков запустил «Самокат шеринг» в 2015 году. Компания производит терминалы с самокатами, которые можно взять в поминутную аренду с помощью мобильного приложения и зарабатывает на продаже франшизы партнёрам.

К весне 2019 года «Самокат шеринг» продал 400 станций в России, Грузии, Армении, Испании, Франции, Финляндии и на Кипре. До конца 2020 года предприниматель рассчитывал продать ещё 1500 станций.

10 апреля сотрудница компании Ирина Иноземцева обвинила предпринимателя в попытке «мимикрировать под жертву коронавируса».

По её словам, сотрудникам стартапа задерживают зарплату с сентября 2019 года, а франчайзи не могут получить выручку, несмотря на то, что в 2019 году проект продал франшизу на 130 млн рублей.

Мы конечно готовы были пойти на сокращение и задержку [зарплаты], ведь мы действительно верили в проект и хотели, чтобы он прошёл с нашей помощью через испытания и продолжил развитие. И продолжили работу. Мы же стартап, вроде как заодно.

А затем наш фаундер просто перестал выходить на связь (ничего похожего на прежние наши собрания о том, что нам следует «более лучше работать», чтобы стать лидером не только в России, но в Европе), и компания сделала вид, что ничего не должна своим сотрудникам

Ирина Иноземцева, из публикации на Facebook

Она предполагает, что предприниматель вывел активы в новую компанию, учреждённую в январе. По данным сервиса «Контур.Фокус», в начале 2020 года Василий Быков действительно учредил новое ООО под названием «Самокат Шеринг Лтд»: ему принадлежит 20% компании, 30% — Людмиле Супрун, остальные доли распределены между тремя другими учредителями.

Василий Быков также является соучредителем ирландской компании Samocat Global Ltd, которая управляет проектом. Кроме него среди совладельцев компании числится американский акселератор Urban X, а также владелец сети «Дядя Дёнер» Антон Супрун. Urban X инвестировал в проект $110 тысяч в 2016 году, Антон Супрун — €1 млн в 2017 году.

В разговоре с vc.ru Быков сообщил, что Иноземцева работала директором по маркетингу и PR. Он назвал её слова о выводе активов и игнорировании клеветой. По словам предпринимателя, он учредил компанию «Самокат Шеринг Лтд» вместе с некоторыми кредиторами, чтобы урегулировать часть просроченных поставок.

Однако проект не состоялся, поскольку они потребовали передать все исключительные права на активы и патенты, в том числе с помощью запугиваний и угроз.

Это была завуалированная форма рейдерского захвата в сложный период компании. Но мы с Людмилой Супрун вышли из этой сделки. Компания [Самокат Шеринг Лтд] остаётся нулевой и никогда не была использована.

Василий Быков

По словам предпринимателя, Иноземцева не работает в компании с октября 2019 года, однако в день появления её публикации он выяснил, что трудовые отношения с ней были закончены «ненадлежащим образом», и он планирует это исправить. Как именно — предприниматель не уточнил.

Что ещё рассказал Быков

Со слов предпринимателя, сокращения в компании начались в октябре 2019 года, когда стартап масштабировал производство, но не смог уложиться в себестоимость терминала и столкнулся с кассовым разрывом.

Сумму долга перед сотрудниками, партнёрами и поставщиками он не уточняет, но признаёт долги компании. Быков планировал расплатиться по ним в апреле-мае 2020 года, запустив сервис после зимы, однако этим планам помешала пандемия, а резервов кроме оборудования и проката у компании нет.

По прогнозу Быкова компания сможет расплатиться с долгами не раньше июня.

Комментируя ситуацию журналисту и автору Telegram-канала The Edinorog Дмитрию Филонову, предприниматель сообщил, что компания подала заявление о банкротстве «в целях защиты и оздоровления», а не для ликвидации: «Процедура помогает продолжать работать. Чтобы не блокировали счета за просрочки по налогам, чтобы партнеры по сети в России продолжали свою деятельность без остановки».

По закону мы были обязаны подать наше заявление, так как поняли, что с учётом карантина долг по зарплатам может увеличится на срок более чем разрешённый законом.

Наш оборот достаточен, чтобы закрыть все долги по зарплатам за месяц, но только если запустится прокат.

Василий Быков
0
43 комментария
Написать комментарий...
Сергей Михельсон

Угараю с таких франшиз. Я понимаю франшизы от макдака, бургеркинга и тп., которые рекламируются по всюду. А это что за ноунейм франшизы?

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Это не ноунейм. Странные сравнения, с вашей логикой, только компании, основанные 200 лет назад, должны существовать. Если вы не знаете, не значит, что не знают другие. Я на этих самокатах все тёплое время откатал, например.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Особенно, когда эта франшиза, не превязанная к сложной инфраструктуре типа кафе или автосервиса блять
У самокатшеринга есть хотя бы приложение и hardware, но за 130 млн рублей можно и свой аппликейшен запилить и станцию купить и еще на закупку самокатов останется

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сильнов

Меня больше интересуют те, кто их покупает

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

Хмм. А типа нужно было эти «копейки» простить, или что?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

а вы это для литературного эффекта сказали "купить в три раза меньше"? 
или реально думаете что купить можно будет в три раза меньше чем в феврале?
просто вдруг кто-то про это через полгода вспомнит и спросит у вас. или через полгода вас на виси не будет?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

ну просто это заявка то серьезная. при росте цен в три раза (это же подразумевается) даже при условии сохранения февральских доходов большинству будет нечего есть. это еще при условии их сохранения которое уже совсем не выполняется.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

а что еще кроме роста цен? ну то есть как еще покупательская способность может упасть кроме роста цен?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Покупательская упала на 30% и распродаются склады по завышенным ценам? Как это сочетается?

Ответить
Развернуть ветку
Викентий Роскошный

Так получается наоборот, логичнее "выбить" их сейчас и запастись чем-то стоящим, чем ждать у моря погоды. 

Ответить
Развернуть ветку
Max Ovchinnikov

Как можно стать лидером и в Европе, все еще использую станции парковки? В Европе, извините, ты самокат можешь оставить практически везде, а строить свой маршрут с учетом этих станции - ну такое

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Хз в итоге чья модель победит. Самокаты без станций бросают как попало, их крадут и вандалят, их надо собирать и заряжать. Это целый ворох дополнительных затрат и проблем, которые при прежней жизни можно было заливать деньгами инвесторов на "завоевание рынка". Вернется ли цивилизованный мир к прежней парадигме - большой вопрос, возможно, век роста ради роста закончился.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Max Ovchinnikov

своих фото нет, использую чужие. но выглядит это примерно так. На первом фото все завалены от ветра, на втором - утром возвращают самокаты, заряженные ночью

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Panasenkov

Не от ветра они завалены, а от ноги скорее всего. Несколько раз видел, как в Берлине проходящие мимо самокатов подростки пинают их просто так.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorenko

Я вот тоже был в Берлине месяц назад, гулял неделю по центру и катался на этих самокатах пару раз. Ни разу не видел, чтобы подростки их пинали, по всей видимости это разовые явления. На бизнес они вряд ли серьезно влияют.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ситников

Мало Вы знаете о данном бизнесе, смотря на него только как пользователь сервиса. К примеру, компания Lime выпускает на линию электросамокаты, жизнь которых длится 1-3 месяца, а то и меньше. Эта же компания во Франции запускает на линию в начале недели 100 электросамокатов, к концу недели их число уменьшается до 80...
Есть множество групп в инстаграмме и прочих соц. сетях, где люди скидывают свои видео и фотографии о негативе к транспорту.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Наблюдал в Сочи, как меняют только акумы с помощью пешего курьера с рюкзаком. Оптимизация.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

У нас тоже такое есть

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Да, самокатам, пожалуй, совсем плохо. Они зиму пережидали, чтобы весной начать, а тут вот чего...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов
Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorenko

Если выплатит всем долго по закону, то вопросов нет. А банкротство - это нормальное цивилизационной явление, которое позволяет предпринимателю адекватно выйти из сложной ситуации. Бизнес - это всегда риски, которые в значительной степени берет на себя предприниматель, за что им честь и хвала.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

да, но.. если реально собрал 130 млн, а косты под это "бренд бук" то куда деньги делись?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Fedorenko

Все же надо знать, за какие конкретно услуги (только ли «брендбук»?) заплатили 130 млн? Если за эти деньги продали технологию, контакты поставщиков, приложение для аренды и пр. Т.е. условно просто инвестируй, бери и запускай в своей стране или городе, то это адекватные деньги. Это прибыль предпринимателя, который эту технологию и бизнес-модель для тебя придумал и протестировал на других рынках.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Бренд бук нарисовать может и дизайнер.
Наклейки наклеить вон, вася сосед по гаражу клеит не хуже, у него вся машина обклеена, за пиво готов обклеить в легкую.
Приложение вон, сын у подруги у компа сутки сидит, че писать там? Тут пару кнопок и все, самокат берется, по любому по блютусу подключается.

Еще раз спрашиваем... Где 130 млн?! Правильно говорит ... Жулики все бизнесмены! Вот и банкротится, от налогов уходит!

_< У людей порой такая каша в голове, шо ппЦ, у них цена товар = прибыль, а то что у товара может быть прибыль 10 рублей с 1000, так никого не интересует. Поверхностное мышление
Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Правильно же.
Продал, значит сумма проданного это 100% прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Гарбер

Очень интересно на этом фоне выглядит оптимистическая статья в Ведомостях, которой и месяца нет
https://www.vedomosti.ru/career/articles/2020/03/13/825169-inzhener-sudostroitel-pitaetsya-rasstavit-mln-prokatnih-samokatov

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Никогда не любил дорогущие стартапы и структуры, высасывающие бабло из бизнеса, с которым может справиться маленькая дружная команда, сидящая в бесплатном гараже и реализующая изящные решения без пафосных бюджетов. Не верю в проекты с таким путем.

А модель интересная. Шеринг самокатов это норм тема.

Очень интересный набор реалий.
Оборудование и франшиза сравнительно недорогие, места для размещения условно бесплатне (если без станций), обслуживание одной машиной и пешими курьерами, риски по самокатам лежат на франчайзи, размещение в трафиковых местах, полный контроль потоков денег и роялти так как только безнал и цены как у шеринга авто. Открыться можно за потреб кредит, никаких аренд офисов, ремонтов помещения и прочих невозвратный затрат на старте.

Не все так радужно конечно, но набор условий очень интересный. Изучал прошлой осенью.

130 млн не то чтобы большая сумма, но с учётом того, что все оборудование оплачивает покупатель франшизы и сразу после старта точки начинает поступать выручка - как то странно они не вырулили.

Да, ошибка в том, что не посчитали правильно оборудование и продавали по сути в убыток себе. Не зарабатывать ничего на производимом оборудовании - это нонсенс.
Ещё одна ошибка, как я понял, это отсутствие паушального взноса. При нулевой паушалке 400 франшиз - это вообще не космос. Брали бы хотя бы 99 тысяч.
Ну и родное раздолбайство в делах и финансах, конечно же. Каждый раз, видя очередной раненый как под копирку стартап очень хочу, чтобы он выжил и оздоровился. Обычно этого не происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Кшиштоф Граблевский

Самокат шеринг в юр смысле никогда не имело франшизы т.к. у них нет товарного знака.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Богданов

Хипстеры опорожнили еще одни чьи-то смузи. 

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Что?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

Тихо сп....ил и ушел - называется нашел.

Ответить
Развернуть ветку
Prosto Les

Тупо освоил бабло. Пиздабол.

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Он сказал: горшочек, не вари!

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kislova

Оптимизация налогов. 

Ответить
Развернуть ветку
Ира Иноземцева

"По словам предпринимателя, Иноземцева не работает в компании с октября 2019 года, однако в день появления её публикации он выяснил, что трудовые отношения с ней были закончены «ненадлежащим образом», и он планирует это исправить. Как именно — предприниматель не уточнил."

Хм. Мой приказ об увольнении датирован февралем

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Раскрывать всегда