{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«30 тысяч машин заняли мёртвым грузом парковки города»: сколько потеряют каршеринги из-за простоя в Москве и Петербурге Статьи редакции

И что делают компании, чтобы снизить расходы.

10 апреля власти Москвы ограничили работу каршеринга с 13 по 19 апреля. Спустя три дня похожие ограничения ввели и власти Санкт-Петербурга, но до 30 апреля.

Решение возмутило представителей индустрии. «Это очень странный шаг, демонстрирующий полное пренебрежение к бизнесу», — написал на своей странице в Facebook основатель YouDrive Борис Голиков.

По мнению предпринимателя, в каршеринге риск распространения Covid-19 ниже, чем в общественном транспорте: салоны дезинфицируются, а в автомобилях ездят в основном поодиночке. Тем не менее общественный транспорт по-прежнему работает, а компании из-за простоя терпят убытки.

Почему вся финансовая нагрузка ложится на плечи владельцев компаний и инвесторов, которые за свои же деньги создают инфраструктуру для города, который так гордится этой самой инфраструктурой?

Почему не взять на себя эти расходы, закрыв общественный транспорт, и не предоставить таким образом ту самую поддержку бизнесу, о которой так много говорят? Хотя бы на время.

Борис Голиков, основатель YouDrive

Представители BelkaCar сообщили vc.ru, что после введения в Москве режима самоизоляции, выручка трёх крупнейших каршерингов Москвы упала на 70%. Приток средств позволял хотя бы отчасти покрывать затраты на лизинг.

После запрета операторы каршеринга потеряют миллионы рублей: выручки не будет, а обязательные расходы не исчезнут, если только лизинговые компании не пойдут навстречу.

Сколько могут потерять операторы

По данным аналитического агентства «Автостат», в Москве — 30 тысяч каршеринговых автомобилей, это крупнейший парк в мире. Официальных данных о количестве машин в Санкт-Петербурге нет. Основатель издания Truesharing Юрий Николаев оценивает парк минимум в 7000 автомобилей.

До пандемии ежемесячные расходы операторов каршеринга состояли:

  • Из лизинговых платежей.
  • Оплаты топлива.
  • Зарплат сотрудников и аренды офисов.
  • Оплаты штрафов.
  • Обслуживания.

Из-за простоя операторам не нужно платить за бензин и обслуживание и тратиться на штрафы, но платежи за лизинг сохраняются: по словам основателя сервиса «Сравнитакси» Андрея Азарова, они составляют до половины расходов на автомобиль.

Согласно данным трёх источников vc.ru на рынке каршеринга, операторы в среднем тратят 25—35 тысяч рублей в месяц на лизинг одного автомобиля.

За неделю простоя в Москве компании только на лизинге потеряют 175–245 млн рублей. За две недели простоя в Санкт-Петербурге — от 81,6 до 114,3 млн рублей.

Московский рынок делят четыре крупных игрока: «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar и YouDrive. Они же, за исключением BelkaCar, занимают большую часть рынка Санкт-Петербурга.

Представители компаний отказались комментировать расходы в период простоя.

  • Автопарк «Яндекс.Драйва», крупнейшего игрока, насчитывает более 20 тысяч автомобилей в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Как они распределяются по городам, компания не уточняет.
  • «Делимобилю» принадлежит 12,5 тысяч автомобилей в 11 городах. Сколько из них находятся в Москве и Петербурге, оператор также не сообщает.
  • Парк BelkaCar превышает 5000 автомобилей, в Москве работают около 4500 машин.
  • YouDrive принадлежит более 4300 автомобилей. Из них в Москве работают 2400 авто, в Санкт-Петербурге — 1100.

Что грозит компаниям и что они планируют делать

«У мелких игроков шансов вообще нет, думаю, они закроются в ближайшие полгода. Самые большие потери понесёт “Яндекс.Драйв”: у него дорогой операционный лизинг и самый большой парк», — отмечает Андрей Азаров.

Положение крупных игроков будет зависеть от того, удастся ли им договориться с лизинговыми компаниями об отсрочке платежей. Сооснователь консьерж-сервиса Alfred Григорий Дудаш считает, что лизинговым компаниями невыгодно забирать машины за просрочку.

У них тоже связаны руки: если они отберут авто за неплатежи, где они их потом реализуют? Рынок подержанных машин и так встал вслед за всем автобизнесом, так ещё и машины «из-под каршеринга» имеют ужасную остаточную стоимость в глазах потребителя.

Думаю, все стороны просто дружно зафиксируют убытки и получат поддержку государства.

Григорий Дудаш, сооснователь Alfred

Борис Голиков из YouDrive думает, что лизинговые компании вряд ли согласятся отменить платежи, но могут предоставить отсрочку. «Даже в этом случае операторы должны будут где-то найти средства, чтобы восполнить недополученную за это время выручку», — рассуждает предприниматель.

На время блокировки он планирует перепрофилировать YouDrive в службу доставки для других компаний из экосистемы «Сбербанка». Помимо YouDrive, в неё входят маркетплейс «Беру», доставка Delivery Club, такси «Ситимобил», доставка «СберМаркет», а также «Сбербанк Лизинг», «Сбер Автопарк» и другие компании.

Я надеюсь, это позволит хоть отчасти сократить потери. Также надеюсь, что доставка не будет запрещена, хотя всё может быть.

Борис Голиков, основатель YouDrive

«Яндекс.Драйв» и BelkaCar не планируют монетизировать машины: в компаниях vc.ru сообщили, что автомобили останутся на парковках и представители сервисов продолжат их обслуживать, чтобы после отмены запрета пользователи могли сразу ими пользоваться. В таком случае операторы могут столкнуться с неочевидными проблемами вроде вандализма.

30 тысяч автомобилей, занявших мёртвым грузом парковки на улицах города, могут не только раздражать часть жителей, но и быть мишенью для тех, кто специализируется на снятии колес и других сомнительных видах заработка.

Юрий Николаев, основатель Truesharing
0
144 комментария
Написать комментарий...
Sam Beckett

Зато есть маленький шанс, что после пандемии большинство соотечественников все же поймет какое у нас охуенное правительство и как оно своем народе заботится. Вероятно, кто-то поставит правильную галочку в бюллетенях на очередных выборах.  

Ответить
Развернуть ветку
Valera Rybakoff

А что мешает продлить режим самоизоляции, с электронными пропусками и штрафами, и после коронавируса? 🤔 Народ сидит по домам - вероятность майдана 0%. А бюджетникам хватит денег с нефти, к тому же они и до коронавируса нихрена не делали.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Развал экономики, не?

Ответить
Развернуть ветку
Valera Rybakoff

Россиейские власти заботит экономика? 😂🤣🤣

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

А на какие деньги они будут дачи строить?)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Будников

на те, которые они напечатают в нужном количестве

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Vedenko

Печатать - это не наш стиль) Наш стиль - перекладывать плитку раз в год на бюджетные деньги)

Ответить
Развернуть ветку
NiemandDa

Не получится, ибо стройтехника импортная, как и материалы. А если материалы и "отечественные", то производятся они, как правило, на импортном же оборудовании...

Короче, так только всякие Дональды (Туск и Трамп) могут делать, у кого валюта "нормальная" и "ходовая", да и то не очень долго

Ответить
Развернуть ветку
141 комментарий
Раскрывать всегда