Яндекс.Такси, партнеры, бонусы и налоги

Многие знают, что федеральные агрегаторы такси выплачивают «бонусы, субсидии» водителям сотрудничающие с их сервисами. Но меня всегда интересовал вопрос: «Как это работает? И платятся ли с этого налоги в соответствии с НК РФ?»

Для того чтобы в этом разобраться нужно изучить договор на основании которого проходят данные платежи, и изучить схему выплат «бонусов».

Изучать будем на примере «Яндекс.Такси», или "Яндекс.Go"

Яндекс.Такси не сотрудничает на прямую с физ.лицами-водителями а делает это через партнеров. Партнеры могут быть ИП или ООО. Но зачем им это лишнее звено в лице партнера? Почему бы сразу на прямую не подключать водителей? Ответ прост, Яндекс.Такси был бы обязан уплатить НДФЛ со своих «бонусов», которые обещает водителям. А чтобы не делать этого, Яндекс.Такси сняла с себя всю ответственность перевесив их на партнера. Именно для этого и нужна им история с "партнерами". Изучив подробно всю "схему" с бонусами у меня возникли вопросы. Главный вопрос заключается в несоответствии условий договора по выплате "бонусов" и действительностью как это работает.

«Яндекс.Такси» сотрудничает со службами такси на основании трех договоров.

Краткая суть каждого договора:

1) Оферта на оказание Услуг по предоставлению доступа к Сервису (далее "Основной договор") - здесь описана вся схема взаимодействий «Яндекс.Такси» и партнера сервиса. Нас интересует п.4, в котором сказано, что … Стороны зафиксировали условия агентского поручения Службы Такси (далее по тексту настоящего раздела — Принципал) и порядок его исполнения Яндексом (далее по тексту настоящего раздела — Агент) и «4.2. Агент по поручению Принципала обязуется за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет Принципала фактические действия по приему безналичных платежей Пользователей за выполнение Подтвержденных Запросов и иных безналичных платежей Пользователей в пользу Принципала, связанных с выполнением таких Запросов (далее по тексту — Поручение).»

Суть такова, когда вы оплачиваете поездку безналичным способом, «Яндекс.Такси» на основании заключенного с вами «Лицензионного соглашения» списывает денежные средства и перенаправляет Службе Такси за вычетом своей комиссии, на основании оферты по предоставлению доступа. Более подробно, что из этого следует разберем чуть позже.

2) Оферта на оказание Услуг по осуществлению перевозок пассажиров и багажа легковым такси и иных услуг для Корпоративных Пользователей ( далее "Корпоративная оферта") – перечисляются выплаты за заказы с корпоративной оплатой. Это когда ваш работодатель, оплачивает ваши поездки на такси.

п.1.1 в Корпоративной оферте, звучит так:

«1.1. Служба Такси обязуется оказывать Яндексу Услуги по осуществлению перевозок пассажиров и багажа и/или иные транспортные услуги и/или услуги курьерской доставки для Корпоративных Пользователей по Запросам на Территории на условиях и в порядке, определенных в Договоре.»

Из текста ясно, что Служба Такси оказывает услуги, а Яндекс их оплачивает, из выше сказанного вытекает, что денежные средства поступившие за оплату корпоративных заказов являются доходом Службы Такси и в случае выплаты этих денег водителю, Служба Такси должна заплатить НДФЛ за каждый факт такой выплаты, если водитель сотрудничает с ними на основании договора ГПХ, а не по трудовому, т.к. на основании НК РФ, юридическое лицо признается источником дохода и самостоятельно должна удержать НДФЛ в размере 13%.

3) Оферта на оказание услуг по продвижению сервиса Яндекс.Такси (далее — Маркетинговая оферта) — именно этот документ регулируют взаимоотношения заказчика, в лице «Яндекс.Такси» и исполнителя в лице Службы Такси, по выплатам «бонусов», промокодам и скидкам по заказам. То есть партнер сервиса оказывает услуги по продвижению сервиса в рамках некой акции, и все денежные средства поступившие на расчетный счет исполнителя, является доходом этой компании, которыми они вправе распоряжаться на свое усмотрение. И так же как на примере с корпоративным договором, Служба Такси должна заплатить НДФЛ за каждый факт такой выплаты бонусов, если водитель сотрудничает с ними на основании договора ГПХ, а не по трудовому.

Хорошо, мы кратко разобрали юридическую часть. Теперь ясно, что Служба Такси обязана уплатить в бюджет НДФЛ с бонусов, промокодов, оплат за корпоративные заказы, если они их выплачивают водителям. Выплата может осуществляться на основании договора ГПХ.

Теперь рассмотрим практику.

Схема выплат бонусов.

Работает это так, агрегатор выставляет некий KPI, в своем ПО, для водителя (прошу это заметить, что именно для каждого конкретного водителя) при выполнении которого, ему зачисляются безналичные денежные средства на его «виртуальную» ведомость в ПО агрегатора, в случае с «Яндекс.Такси» это ПО имеет название «Таксометр» или "Про", прошу заметить, что виртуальное начисление происходит именно на индивидуальную ведомость водителя, водитель соответственно считает это своим доходом. Но по условиям договора эти деньги это деньги таксопарка и он может ими распоряжаться на свое усмотрение но не тут то было...

Фактические деньги, перечисляются на расчетный счёт партнера сервиса, в срок, не превышающий 10 банковских дней с момента начисления бонуса, партнером может быть ИП или юр.лицо. Получает он эти денежные средства на основании Маркетинговой оферты, в соответствии с договором, эти денежные средства являются доходом Службы Такси и они обязаны с них заплатить налог на основании своей системы налогообложения.

Получаем противоречие, т.к. Яндекс.Такси обещает эти деньги водителю, но получает их партнёр и учитывает их как свой доход, а выплатить он их должен водителю, т.к. водитель тоже считает их своим доходом, который отображается у него в «Таксометре».

Если же Служба Такси откажется их перечислять водителю, водитель жалуется в службу технической поддержки (ТП) Яндекс.Такси, ТП Яндекс.Такси популярно объясняет партнеру, что его отключат от сервиса на основании п.3.4. Основного договора, если он не перечислит денежные средства.

«3.4. Приостановление и Прекращение доступа Службы Такси к Сервису

Яндекс оставляет за собой право не допускать к Сервису Водителей/Такси и/или пессимизировать и/или приостановить оказание Услуг Службе Такси в следующих случаях:

- По техническим, технологическим или иным причинам, препятствующим корректной работе Сервиса и на время устранения таких причин;

- При наличии многократных жалоб со стороны Пользователей на Службу такси;

- В случае расчета стоимости оказанных Пользователю услуг по перевозке и иных услуг по тарифу, превышающему максимальный Тариф Яндекс.Такси, согласованный Сторонами;

- Нарушение Службой Такси обязанности по выполнению Запросов Пользователей, размещенных в рамках Сервиса, с тем же приоритетом, что и заказы, полученные Службой Такси из других источников;

- Недобросовестное исполнение Запросов Сервиса;

- Сообщение недостоверных данных о местоположении Такси, о статусах Такси, о водителях, о Такси, а также об отмененных Запросах, как по инициативе Пользователя, так и Службы Такси, а также о причинах отмены;

- Предоставление персональной информации и телефонных номеров Пользователей третьим лицам и/или совершение звонков/отправка смс на данные телефонные номера, содержание которых прямо не относится к оказанию услуг по Запросам (спам, реклама и прочие);

- Выполнение Водителем недобросовестно сгенерированных Запросов, в том числе Запросов, самостоятельно сгенерированных водителем Такси, выполняющим Запрос. При этом Яндекс вправе по своему усмотрению определять, является ли тот или иной Запрос недобросовестно сгенерированным, и не раскрывать Службе Такси алгоритм выявления недобросовестно сгенерированных Запросов, и определения Водителей, осуществляющих самостоятельную генерацию Запросов;

- Осуществление Службой Такси и/или Водителем иных недобросовестных действий в отношении Сервиса. При этом Яндекс вправе по своему усмотрению определять, является ли то или иное действие Службы Такси и/или Водителя недобросовестным по отношению к Сервису и не раскрывать Службе Такси алгоритм выявления таких действий. В случае, если недобросовестные действия Службы Такси и/или Водителя привели к убыткам Яндекса, в том числе к упущенной выгоде, Яндекс имеет право требовать возмещения убытков у Службы Такси;

- Грубое, невежливое, некорректное поведение Водителя в отношении Пользователя и/или иных пассажиров Такси, а также представителей Сервиса;

- Загрязненный салон Такси, наличие в салоне Такси неприятного запаха;

- Наличие двух и более жалоб Водителей на нарушение Службой Такси своих финансовых обязательств в отношении Водителей;

- отказа Службой Такси от исполнения 75% и более Запросов (в том числе Запросов с точкой подачи или назначения в аэропорту и/или в радиусе до 5 км от него или Запросов в иных тарифных зонах, определяемых Яндексом);

В иных случаях нарушения Службой Такси/Водителем обязательств, предусмотренных Договором.

Там есть еще продолжение, но думаю и этого хватит понять, каждому кто сталкивался с такси, что под эти пункты отключения попадают 99,9% всех служб Такси, сотрудничающие с «Яндекс.Такси». Хочу отметить вот этот пункт: «Наличие двух и более жалоб Водителей на нарушение Службой Такси своих финансовых обязательств в отношении Водителей»

Под «финансовыми обязательствами» п.3.4, сотрудники ТП Яндекс.Такси понимают все выплаты отраженные на ведомости водителя в их ПО «Таксометр», в том числе и «Бонусы».

«Совпадение? Не думаю.»

В итоге получается, что агрегатор, в данном случае, в лице «Яндекс.Такси» принуждает партнера выплатить из своего дохода денежные средства водителю. А Службы Такси вынуждены подчиниться требованиям сервиса, в лице «Яндекс.Такси», потому что:

1) «Яндекс.Такси» во многих регионах и крупных городах, чуть ли не монополист по объему рынка, к слову, этот результат был достигнут как раз выплатами «бонусов»;

2) Многие службы такси, имеют свой парк из десятков, сотен или тысяч автомобилей, оформленные в лизинг или в кредит. Лизинг кстати во многих случаях оформлен на льготных условиях на основании «договора расширенного сотрудничества с «Яндекс.Такси», который так же является инструментом по принуждению, но это в следующий раз, если вам будет интересно. А отключение от заказов крупнейшего агрегатора (см.п.1), это прямой путь к разорению.

А что означает выплата физ.лицу в рамках нашего налогового кодекса РФ? Это означает то, что партнер должен удержать НДФЛ с каждой такой выплаты + свою комиссию, но это в идеальной картине мира, которой к сожалению не существует.

«Схема» выплат водителям.

Как мы уже поняли, Яндекс.Такси обязывает выплачивать все денежные средства поступившие на ведомость водителя, с этой суммы таксопарк может удержать только свою комиссию, которая не может превышать 5%, если парк пытается следовать букве закона и удержать НДФЛ, к нему в этот же день, по жалобе водителя в почту скучиться ТП и снова "тыкает" носом в п.3.4. Поэтому чтобы выполнять требования Яндекса, партнеры сервиса, по примеру, "большого брата" реализовал схему с агентскими договорами. Что такое Агентский договор с юр.стороны? Агентский договор дает право не удерживать НДФЛ с выплат по смыслу статьи 226 НК РФ, так как служба Такси в таком случае, не является источником дохода для водителя. Источником дохода являются физ.лица – заказчики услуг такси. Таким образом, обязанность по исчислению и уплате НДФЛ лежит на водителе-физлице в силу пп.1 п.1 ст 228 НК РФ. Но не надо быть «вангой», чтобы понять, не один водитель работающий в таких сервисах не уплачивает за себя НДФЛ.

На каком основании работает агентский договор? На основании Основного договора, тогда Служба Такси не являются налоговыми агентами для физ.лиц, т.к. не являются источником дохода для них. Напомню, суть основного договора, заключается в том, что Яндекс.Такси является агентом по перечислению ден.средств от физ.лиц-пассажиров к партнеру, а партнеры заключают агентский договор с физ.лицами-водителями и должны перечислять на его основании суммы, которые включают в себя выплаты только по основному договору, но включают выплаты по корпоративному и маркетинговой оферте, по принуждению Яндекс.Такси.

А куда смотрят контролирующие органы спросите вы? А бонусы по маркетинговому договору, хитро защиты в одной сумме транзакции поступающих на р/с партнера, которые включают себя выплаты еще по основному и корпоративному договору.

Партнеры пользуясь, упрощенной системой налогообложения, на которой находятся 99% всех партнеров, сдают фиктивные налоговые отчеты за отчетный период, где отражают удобные для них цифры, а контролирующий орган смотрит на их отчеты «сквозь пальцы» ну или не знает как проверить их.

Вот именно для этого нужна вся эта схема с «партнерами» для «Яндекс.Такси», который де-юре, не за что не отвечает и перекладывает всю ответственность на Службы такси, но является бенефициаром всего действия. Если «Яндекс.Такси» начал бы на прямую сотрудничать с физ.лицами и выплачивать бонусы, им пришлось бы со всех своих отчислений по «бонусам» и корпоративному договору заплатить НДФЛ!

Теперь экстраполируем это на всю страну. И примерно посчитаем сколько «Яндекс.Такси» и партнеры «экономят» на НДФЛ в год. Выручка «Яндекс.Такси» за 2019г это 37,9 млрд рублей, выручкой компании является комиссия, которую она удерживает с выполненных заказов по основному договору и корпоративному и из перечисленных «бонусов».

«Карл! Комиссия с бонусов!»

По словам их СЕО, Даниила Шулейко, их эффективная комиссия составляет 10%.

Зная это мы можем примерно посчитать сколько бонусов было выплачено без уплаты НДФЛ.

10%=37,9 млрд руб

(37,9*100)/10=379 млрд руб – это общая сумма денежных средств, которая «прошла» через агрегатора.

Допустим, что из этих денег примерно 20% это бонусы и 20% это поездки по корпоративной оферте.

379*0,4=151,6 млрд руб – это примерный размер выплаченных бонусов и денежных средств за корпоративные заказы за 2019г.

Теперь рассчитаем НДФЛ -13% из этой суммы.

151,6*0,13=19,708 млрд руб!

Бюджет страны не дополучил 19 708 000 000 руб!

На данный момент "Яндекс" прилагает титанические усилия для перевода всех водителей и курьеров в статус "самозанятый", который позволяет на законных оснований избежать уплаты НДФЛ. Поэтому и "схема" с партнерами уже не актуальна, скорее всего их будут "душить" всеми силами. ИМХО.

Суть всей басни такова, что Яндекс принуждает таксопарки заработанные ими денежные средства выплачивать водителям без возможности удержать с них даже НДФЛ!

Но Яндекс не в чем не виноват!

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Влад Куряев

Мне нужен такой консультант)
PS. С Яндекс.Такси я не связан никак.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ягудин
Автор

Я к вашим услугам)

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Забыли ещё взносы посчитать и расходы на а/м, которые тоже вешают на афроводителей. Uber и Lyft показали в Калифорнии, что только по-чёрному могут работать.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ягудин
Автор

Не совсем понятно про какие взносы идет речь? 

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

В ПФ и ФСС.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ягудин
Автор

Взносы в ПФ и ФСС должен отчислять работодатель за своего сотрудника работающего по трудовому договору. К сожалению или к счастью,  таксопарки не устраивают водителей в штат, поэтому и отчислений нет. В основном работают на ГПХ (договор аренды ТС и агентский договор).

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Аренда для физ. лиц в такси запрещена. Эта схема - лишь попытка агрегаторов уйти от ответственности работодателя. Но поскольку правами работодателя они с удовольствием пользуются, то и взносы должны платить, как и НДФЛ. Просто российские власти пока закрывают на это глаза. На родине Uber и в некоторых других цивилизованных странах не закрывают.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ягудин
Автор

А есть ссылка на закон?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

ФЗ 69 о такси.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ягудин
Автор

Освежил его в памяти, но так и не нашел прямого запрета на аренду ТС для работы в такси физ.лицом, если это физ.лицо имеет лицензию на оказание услуг такси.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Деятельность такси не лицензируется. А разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым транспортом (в народе "лицензия") выдаётся на конкретный а/м юр. лицу или ИП.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ягудин
Автор

Согласен. ИП может получить разрешение на арендованный а/м, если в договоре указать это. Закон не запрещает арендовать ТС для работы в такси.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Да, а ФЛ не может, потому что это незаконная предпринимательская деятельность на которую его подталкивают вместо приёма на работу.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ягудин
Автор

Но ИП и есть ФЛ, поэтому ФЛ может работать на арендованном ТС в такси если он оформился в качестве ИП. Масло масленное, но надеюсь понятно изложил.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

ФЛ не обязано быть ИП, а ЯТ обязана заключить трудовой договор с ФЛ, которого допустила к заказам, со всеми вытекающими.

Ответить
Развернуть ветку
Мистер Твистер

Не совсем понятно почему «партнеры» не судятся с Яндексом, если те нарушают условия договора. 

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Судятся. Но пока успехи только у пассажиров есть.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ягудин
Автор

Есть примеры из судебной практики? 

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Да, например, Елена Гращенкова - первая, кто смогла победить "ЯТ в суде.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ягудин
Автор

А по "партнерам" есть такая информация? Имеется ввиду кто подавал на них в суд и на каком основании?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Об успешных делах водителей мне пока неизвестно.
Курьеры недавно без суда смогли выбить около 10 млн. р. долгов по "зарплате".
А по давлению на крупных "партнёров" примеров много:  NEXI, 2412, 777 и др.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Может на основании этой статьи напишем в ФНС, Генеральную прокуратуру, Следственный комитет и т.д?

Вообще уходы от налогов яндекса не только с такси. Например в свое время сервис толока вообще свешивал налоги на исполнителей. Фактически взаимоотношение были с зарубежным филиалом яндекса. Интересно не нарушал ли тот филиала еще законодательство другой страны).

Ответить
Развернуть ветку
Мистер Твистер

Можно, но если верить статье, по докам у Я.Т., все ок. Приколы начинаются, когда их заставляют платить из «своих» денег водителю и не дают возможности удержать НДФЛ. Как это расписать в заявлении и доказать? Нужны факты и свидетели, в лице водителей и партнёров ЯТ. Есть такие?

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Не думаю, что можно уйти даже с чистыми документами, если будут найдены схемы уходов от налогов.

Ответить
Развернуть ветку
Мистер Твистер

Можно попробовать

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда