«Яндекс» показал новое поколение беспилотников на базе Hyundai Sonata Статьи редакции

Российская компания впервые разработала беспилотник в сотрудничестве с автопроизводителем.

Четыре поколения беспилотников «Яндекса»

Программное обеспечение беспилотных автомобилей «Яндекса» обновляется еженедельно, поэтому для разделения поколений своих беспилотников команда ориентируется преимущественно на конфигурацию устанавливаемого дополнительного оборудования.

К первому поколению относят эксперименты компании по созданию беспилотного автомобиля, которые проводились в 2017 году. Несколько тестируемых пилотных машин были оборудованы лидаром на крыше, набором камер и радаров, закрепленных в салоне.

Первые прототипы беспилотных автомобилей «Яндекса» Фото пресс-службы «Яндекса»

Второе поколение было собрано целиком на базе Toyota Prius и отличалось унифицированным набором сенсоров. На крыше появился массивный пластиковый короб, который объединял датчики и микросхемы для предварительной обработки данных. Три лидара, камеры и радары расположились по всему периметру автомобиля. «Яндекс» собрал десять беспилотных автомобилей второго поколения и тестировал их на общественных дорогах в течение 2017 и 2018 года.

Второе поколение беспилотников «Яндекса», собранное на базе Toyota Prius Фото vc.ru

Третье поколение, появившееся в 2019 году, получило обновленную конфигурацию, которая позволяла охватить больше окружающего пространства с помощью сенсоров. Два лидара с крыши «переехали» в специальные надстройки на боковых крыльях Prius. Кроме того, появился четвертый лидар, встроенный в передний бампер машины.

Третье поколение беспилотных автомобилей «Яндекса» Фото vc.ru

В течение 2019 года компания постепенно дорабатывала автомобили второго поколения, чтобы адаптировать их к новой конфигурации. Теперь на улицах Москвы и Иннополиса чаще всего можно встретить беспилотники именно третьего поколения.

Автономная машина, собранная на базе Hyundai Sonata, — это новое четвертое поколение. Помимо марки автомобиля, на базе которого собирается беспилотник, сменился набор, расположение и конфигурация датчиков, а также дизайн корпусов для установки дополнительного оборудования.

Четвертое поколение беспилотных автомобилей «Яндекса» Фото пресс-службы «Яндекса»

Чем беспилотник на базе Hyundai Sonata отличается от беспилотника на базе Toyota Prius

Автономный автомобиль на базе Hyundai Sonata — это первый беспилотник, который «Яндекс» собрал не самостоятельно, а совместно с автопроизводителем. В марте 2019 года «Яндекс» и Hyundai Mobis («дочка» Hyundai Motor Group, которая занимается инжиниринговой разработкой для Кia и Hyundai) подписали соглашение о создании «программно-аппаратного комплекса для беспилотных автомобилей» и в июле того же года показали прототип машины на базе Sonata 2020 модельного года.

Первый тестовый образец беспилотного автомобиля «Яндекса», собранного на базе Hyundai Sonata Фото пресс-службы «Яндекса»

Первый образец можно было увидеть на подмосковном полигоне для тестирования беспилотников «Яндекса». Летом 2019 года одну из первых машин, сошедших с конвейера завода Hyundai в Южной Корее, оснастили тем же дополнительным оборудованием, что и Toyota Prius.

В течение нескольких месяцев команда автопроизводителя работала вместе с российскими разработчиками над использованием систем автомобиля для автономного управления.

Так, инженеры Mobis изменили настройки электронной системы управления, изначально спроектированной для использования в машине, которой управляет человек. Автомобиль теперь получает более точные команды от компьютера, отвечающего за автономное перемещение, поэтому беспилотная Sonata плавнее набирает скорость и останавливается, по сравнению с прошлым поколением, поясняют разработчики.

Изменены настройки генератора. Sonata, в отличие от Prius, не гибридный автомобиль, поэтому инженеры Mobis адаптировали параметры бортовых систем, чтобы машина вырабатывала достаточно энергии для питания компьютеров.

Вычислительные системы, отвечающие за работу алгоритмов, как и в предыдущих поколениях установлены в багажнике автомобиля — в нише для запасного колеса. Для новой конструкции багажника были доработаны способы охлаждения плат.

Как изменились датчики

Четвертое поколение беспилотников «Яндекс» проектировал так, чтобы определять объекты, окружающие автомобиль, с помощью как можно большего набора датчиков. Это позволяет системе получать максимально подробную и надёжную информацию о других участниках движения в разных условиях, поясняют в компании.

В боковых крыльях автомобиля установлены новые вытянутые блоки. Помимо лидаров и радаров в них добавили камеры. С новой компоновкой машина может лучше «видеть» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора — например, при выезде из двора на улицу, по сторонам которой припаркованы другие машины, объясняют разработчики.

Коробка с сенсорами и другим оборудованием, расположенная на крыше машины, получила новый дизайн. Корпус теперь «обтекает» крышу, камеры интегрированы в специальный круглый постамент, на котором установлен четвертый лидар. Его положение выше, чем в Prius, поясняет команда. В «коробку» переехали радары, которые раньше устанавливались в передний и задний бамперы автомобиля.

В декабре «Яндекс» рассказал, что начал использовать в автомобилях собственные лидары и камеры, однако в Sonata установлены сенсоры сторонних производителей. По словам представителя компании, датчики сейчас проходят испытания, и после запуска серийного производства будут интегрированы в автомобили.

Что дальше

Первые пять беспилотных Hyundai Sonata выехали на улицы Москвы в марте. До конца 2020 года еще сто автомобилей пополнят флот «Яндекса». Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе, другая часть присоединится к тестовому флоту компании в США, обещают в компании.

«Яндекс» не раскрывает общую стоимость оборудования, устанавливаемого на автомобиль, однако утверждает, что стоимость четвертого поколения беспилотников в два раза ниже в сравнении с затратами на автомобили, которые собирались полтора года назад.

0
198 комментариев
Написать комментарий...
Roman

Опять лидары(

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
new_comment

Да непонятно, зачем ИИ нужны лидары. Человек же без лидаров водит машину. Почему автопилоту не хватает обычных камер?

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен
Человек же без лидаров водит машину.

И водит плохо. Но в человека лидар и датчики не впихнешь

Ответить
Развернуть ветку
Syzygy

Прекрасно водит. Подавляющее большинство аварий - из-за сознательного нарушения правил.

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

Мне кажется, что нет. Есть статистика? Только не очень общая, потому что при дтп всегда оформляют штраф за нарушение. За несоблюдение дистанции и всякого такого.

Ответить
Развернуть ветку
Syzygy

Эм, а как ещё? Не соблюдение дистанции - это и есть сознательное нарушение правил.

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

В чём же оно сознательное? Недосмотр, человеческая ошибка, переоценил свои возможности.
Сознательно - это когда пробку по соседней полосе объезжаешь.
Но и то, и другое решится с приходом автопилота

Ответить
Развернуть ветку
Syzygy

В том, что люди прекрасно способны придерживаться дистанции, если следят за этим. Просто очень многие забивают. Это не от усталости или не от того, что человеческий мозг не способен отработать дистанцию.

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

Не со злого умысла все эти аварии, а от неспособности рассчитать риски. Компьютер сможет

Ответить
Развернуть ветку
Олег Пчелкин

Нуну, когда едешь навстречу солнышку ж охренительно все видно без очков солнцезащитных, особенно когда морозец на улице)
Или например когда кто кто китайским ксеноном светит в глаза по однополосной дороге.
Ну или когда из под встречного камаза летит на трассе тонна грязи в лобовое, которое очистится с двух проходов дворниками + их еще надо успеть включить, а за это время на скорости 90км/ч ты проедешь сотню метров и собьешь кого нибудь ненароком.
В жаркую пору на больших перегонах постоянно есть отсветы от дороги, которые в определенной степени мешают оценить скорость встречного автомобиля. 
Ну и да, открою секрет - человеческий организм несовершенен, можно устать, быть на нервах либо отравиться ненароком, узнав об этом только посредине пути.
Лидар нужен чтобы оценить расстояние до объекта, полагаясь на технику и оценить точную обстановку. Вы не сможете на глаз определить разницу между 20 и 22 метрами от вас, а при рассчете тормозного пути эти 2 метра могут сыграть ключевую роль, например.

Ответить
Развернуть ветку
new_comment

А с лидаром лучше будет водить? )))
Я то думаю, почему не могу в потоке больше 5 метров дистанцию держать, чтобы передо мной какой-нибудь дол***б не втиснулся. А он, оказывается, без лидара не может расстояние оценить.

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

Про этих я тоже выше написал.
Не стоит полагаться на порядочность людей. А вот на порядочность автопилота можно.

Ответить
Развернуть ветку
195 комментариев
Раскрывать всегда