Как посчитать рынок грузоперевозок в России и в чем проблема Росстата

Привет, меня зовут Алексей Козлов, онлайн-сервис по грузоперевозкам «Везет Всем». Перед тем как перейти к заключительной части обзора IT-проектов в автомобильных грузоперевозках: география Россия, давайте попробуем правильно посчитать размер российского рынка перевозок ( первая часть (общая), вторая часть (Европа), третья часть (США)).

В чем проблема?

В рунете можно найти отчеты авторитетных агентств о рынке грузоперевозок в России. Обычно они называются как-то так: «Обзор рынка грузовых перевозок в России 2019 и тренды 2020-2025». Вот несколько примеров:

  • M.A. Research — объем рынка грузоперевозок 880 млрд. рублей в 2019 году.
  • Businesstat — объем рынка грузоперевозок 814 млрд. рублей в 2018 году.
  • Есть еще официальный документ от аналитического центра при правительстве Российской Федерации — объем рынка 818 млрд. рублей в 2018 году.

В своих исследованиях, агентства в основном опираются на статистику Росстата и выписки по компаниям из СПАРКа (или аналогов). СПАРК собирает информацию о выручке и активах компаний, в том числе из Росстата.

С Росстатом ситуация следующая: у них есть методология сбора информации по транспортной отрасли. Во-первых, сразу вопрос к ОКВЭДам, которые показали свою необъективность уже в ходе антикризисных мер от пандемии, в инструкции Росстата фигурирует понятие основой ОКВЭД, номер 60, хотя он устарел и все перешли на 49, надеюсь в работе они применяют верный. Во-вторых, Росстат собирает статистику с малых и средних предприятий и ИП выборочно, методом интервью или когда, те сами подадут данные (абз. 3, стр. 5 Методологии). В-третьих, достоверность сведений при подаче форм в Росстат остается на усмотрение бухгалтера или директора организации.

На заметку: если вы начали подавать данные в Росстат, то прекратить это невозможно — вы обязаны это делать, даже если организация приостановила деятельность.

Как результат — данные статистики, публикуемые Росстатом, несут довольно условную оценку рынка автомобильных грузовых перевозок, опираются на данные крупных компаний и гос. учреждений, тогда как 50% российского парка грузовых автомобилей принадлежит физическим лицам, а операционная деятельность в большинстве случаев при перевозке выглядит так:

При лучшем раскладе статистику из этой цепочки подает только транспортная компания, если у них 49-й основной ОКВЭД, выручка приближается к 100 млн. рублей в год. В остальных случаях никто не будет подавать данные в Росстат.

Какой есть альтернативный вариант?

В России есть достоверная статистика по количеству, зарегистрированных грузовых автомобилей: 7,95 млн. грузовых автомобилей всего, разделенных на три категории:

N1: грузоподъемность до 3.5 тонн — 4,17 млн. ед.

N2: грузоподъемность от 3.5 тонн до 12 тонн — 2.48 млн. ед.

N3: грузоподъемность от 12 тонн — 1.3 млн. ед.

Кол-во грузовых автомобилей в России по категориям, с разделением на юридических и физических лиц. Источник 1, источник 2.

Уберем машины старше 15 лет в всех категориях, предположим они уже не функционируют (как известно, «Газель» не умирает, максимум в рекламный баннер превращается).

В категории N1 47,4% автомобилей старше 15 лет. В категории N2 и N3 64% старше 15 лет.

Источник: www.autostat.ru

Получаем следующие данные:

  • N1 — 2,2 млн. ед.
  • N2 — 0,86 млн. ед.
  • N3 — 0,46 млн. ед.

Для расчета годовой выручки, сгенерированной этим автотранспортом, умножим его количество на средний оборот по месяцу. За количество рабочих месяцев возьмем 9. Для N1 среднемесячный оборот по России составляет 38 т.р., для N2 — 75 т.р., для N3 — 400 т.р. (экспертная оценка, skin in the game for 10 years)

  • N1 = 2,2 млн. штук * 38 тыс. руб. * 9 месяцев = 752,4 млрд. рублей
  • N2 = 0,86 млн. штук * 75 тыс. руб. * 9 месяцев = 580,5 млрд. рублей
  • N3 = 0,46 млн. штук * 400 тыс. руб. * 9 месяцев = 1 656 млрд. рублей

Итого, потенциальный объем рынка автомобильных грузоперевозок может составить 3 триллиона рублей. Разница с официальной статистикой в 3,5 раза, разве такое может быть? Мне с трудом вериться, но давайте посмотрим на ряд дополнительных аргументов.

Три дополнительных аргумента.

Первый аргумент.

Система оплаты проезда за километры по федеральным трассам для транспорта с грузоподъемностью выше 12 тонн, «Платон». Это первая реальная попытка посчитать рынок магистральных перевозок. Каждый месяц они публикуют красивую инфографику, где есть стандартный набор цифр, в том числе оплаченные километры, например, в мае 2020 года 1 172 млн. км.. Если возьмем усредненную цифру за прошлый год из аналогичных бюллетеней, будет 1 300 млн. км., умножим на стоимость 1 км, в размере 34 рубля (из годового отчета за 2019 год компании GlobalTruck, единственной торгующейся на бирже из автотранспортных компаний и имеющей аудированную отчетность от «большой четверки»), и на 12 месяцев, получим 530 млрд. рублей, объем выручки от перевозки. При допущении, что весь пробег груженный.

Теперь представьте, что оплачивается только каждая третья поездка в полном объеме среди «частников» и это статистика только с федеральных трасс, оборудованными рамками учета. Например, зерновозы и самосвалы, используют либо объездные, либо вовсе игнорируют «Платон». С учетом этих фактов, можно допустить, что от 530 млрд. до 1.6 трлн. рублей не так далеко. Косвенное подтверждение недоплаченных километров есть в самой статистике Платона: кол-во бортовых устройств 956 тысяч. Если мы это число возьмем в знаменатель и поделим кол-во оплаченных километров, то получим средний ежемесячный пробег 1500 км, что очень далеко от действительности для магистральных перевозок (среднее число пробега по федеральным трассам 9-10 тысяч км.) Отсюда следует, либо не все платят, либо не всегда.

Второй аргумент.

Компания «Грузовичков», выпускающая облигации и имеющая аудированную отчетность НЕ от «большой четверки», декларирует в своей презентации объем рынка коммерческих малотоннажных перевозок в 122 млрд. рублей. Принято считать, что рынок делится в пропорции 70% на 30% в пользу внутренней логистики (зависимых материнских компаний, например, Магнит возит свою продукцию своими машинами) по отношению к «свободному» рынку (коммерческие перевозки), то общий рынок «газелей» будет 366 млрд. рублей. Учитывая, что N1 включает не только «газели», но и специализированный транспорт: эвакуаторы, манипуляторы и т.д. — цифра может доходить до 400 млрд. рублей, что уже не так далеко от наших расчетных показателей в 742 млрд. рублей.

Третий аргумент

В предыдущей статье была таблица сравнения макроэкономических показателей по автомобильным перевозкам между тремя странами: США, ЕС, Россия.

В этой таблице выделяется российское отношение объема рынка грузовых автоперевозок к ВВП страны, структурные характеристики похожи между странами: автомобильный транспорт самый популярный на всех трех территориях, больше 70% грузов, протяженность дорог высокая (Россия 5 место в мире), хотя уровень развития стран разный, но в транспортной отрасли не такое большое различие.

Если мы воспользуемся нашей оценкой рынка грузоперевозок России, то значение будет не 12.5 млрд долларов, а 42,6 млрд. долларов, что составит 2,5% от ВВП России, попадая в среднее значение по выборке. Пропорция между ВВП России к США и ЕС выровняется по отношению к рынку грузовых автоперевозок, разница в 10-12 раз сохранится по всем показателям.

Резюме.

Рынок грузоперевозок чрезвычайно фрагментирован, надо понимать, что в представленной выборке, не только классические 20-тонные автопоезда или «газели», но и большое количество специализированной техники: автовозы, тралы, вышки, манипуляторы и т.д.. Все они имеют свой объем в общей массе.

Рынок грузоперевозок «серый» на 50%, в некоторых сегментах может и на 80%, это не только оплата наличными, но и невозможность отследить государственным структурам движение денег в этой отрасли, основным фактором выступает кол-во техники в частных руках, по-моему мнению.

Меня все время спрашивают про объем рынка, его сегменты, сравнение с рынком такси (709 млрд. рублей), надеюсь в этой статье получилось донести альтернативное, субъективное видение. Данные не использовать в курсовых и дипломных работах, только при оценке своего стартапа:)

0
3 комментария
Алексей Ярошевский

Спасибо за статью! Не думал, что такая большая разница с официальными источниками...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мальцев

Статья хорошая. А теперь можно поподробнее, как не имея своего автопарка занять 5% рынка грузоперевозок? =)

Ответить
Развернуть ветку
Степан Королев

Купить две табуретки, стол и компьютер)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда