Личный авто vs каршеринг vs такси vs подписка — что выгоднее?

Посчитали траты за год и делаем выводы, в каких случаях стоит использовать тот или иной вариант.

Это тоже каршеринг

О чем разговор

Потребность перемещаться с комфортом — базовое желание любого человека. Раньше наиболее распространенной опцией было наличие личного автомобиля и выбор был, грубо говоря, между "купить новое" и "купить б/у".

После активного развития сервисов такси и агрегаторов появились сценарии передвижения, которые позволяли обойтись без личного автомобиля.

Однако, кардинально ситуация поменялась только после взрывного роста каршеринга начиная с 2017 года. Когда к этому добавились еще и сервисы подписки — вроде бы стало совсем хорошо. Мол, выбор есть.

Но выбор — это еще и дополнительные сомнения из серии "а что же мне все таки выбрать".

Рост цен на парковку, дорожающий бензин, реклама каршеринга отовсюду, развитие сервисов аренды авто по подписке — эти факторы могут приводить к переосмыслению собственных трат на транспорт и поиску альтернативных вариантов помимо "пойду куплю авто в кредит и будут стоять в пробках, зато с музыкой и один".

Обо мне

В 2017 году, уже имея один автомобиль в семье (супруга + я + ребенок + кот), я начал задумываться о покупке второго авто, чтобы перемещаться на работу/по своим делам в нерегулярном режиме. В качестве вариантов рассматривал что-то компактное, что можно легко припарковать в центре. На тот момент уже успел зарегистрироваться в некоторых каршерингах, но активно не пользовался.

Одним из желанных вариантов покупки второго авто был Smart. После нескольких аренд оного в каршеринге я внезапно осознал, что зачем мне что-то покупать, если вот он — Smart. Забронировал и поехал. Мысли о покупке себе второго авто постепенно сошли на нет и дальше было несколько лет активного использования каршеринга, вплоть до развития Youtube канала по теме каршеринга.

По итогу 2019 года возникло стойкое желание проанализировать траты на перемещение своего тела по городу и разобраться, всё ли выгодно в текущей конфигурации или, быть может, есть варианты оптимальнее.

Помимо каршеринга «на балансе» личный авто, используемый примерно на 20000 км в год с периодическими поездками на работу, перемещением ребенка, поездками на дачу и иногда поездками по РФ/в ближнее забугорье.

Так что там с тратами то за год?

161 278 рублей
Мои общие затраты на каршеринг за весь 2019 год.

Теперь стоит разобраться, из чего они состоят, много это, мало и какие из этого можно сделать выводы.

Моя модель использования каршеринга — поездки на работу/с работы, дневные короткие поездки по центру, изредка поездки по выходным, когда основной семейный автомобиль уехал куда-то по своим делам под управлением жены.

Годовые траты на каршеринг в разбивке по операторам

Путь до офиса — 16 км, которые преодолеваются в диапазоне от 22 минут до часа.

При этом если поездка может занимать более 40 минут — я предпочитаю доехать на каршеринге до МЦК, проехать на МЦК и дальше доехать до офиса на такси/каршеринге/Велобайке.

Помимо рутинных поездок есть спонтанные аренды чего-нибудь красивого "для души" и для подписчиков. Самые дорогие аренды — 6 865 рублей за Porsche Panamera и 6 666 рублей за Ford Mustang. Обе — в Яндекс.Драйве.

6666
обошлась аренда Ford Mustang в каршеринге от Яндекса

Если отбросить "красивые" аренды, то средняя стоимость поездки — около 300 рублей. Одна минута аренды при этом обходится в 8 рублей.

Аналогичные цифры по средней стоимости поездки и минуты в пути вышли у коллеги, который так же собрал данные за весь 2019 год.

Утро, день, вечер

К сожалению, ни один из операторов каршеринга не смог поделиться данными о моих поездках в виде удобного отчета, поэтому собирать данные пришлось ручками по приложениям операторов.

В красках про этот процесс рассказываю в видео:

В процессе сбора данных для упрощения разделил поездки на утренние (в офис), вечерние (из офиса домой), дневные (любые другие).

Распределение поездок по операторам и времени суток

Яндекс, Юдрайв, МатрёшCar и Anytime — больше утренних поездок, что ожидаемо, так как у данных операторов были оптимальные цены по утрам, в отличие от вечера.

Делимобиль и Белка — больше вечерних поездок.

У Яндекса помимо утра и вечера — много дневных поездок, так как частые поездки для съемки чего либо именно днем (много моделей авто), либо поездки на обед/по делам в центре с тарифом "Фикс".

Туда же — Юдрайв, который днем используется часто из-за наличия автомобилей Smart — их проще припарковать в центре.

Всего за год я совершил 498 поездок на каршеринге. При этом в соответствии с моей моделью передвижения на сочетании каршеринга, МЦК и такси — стоит добавить в расходы еще 15к рублей на такси в год и 3к рублей на МЦК.

Итого: средние траты в месяц — около 13 000 рублей.

А что с личным авто?

Частым аргументом в сторону использования каршеринга вместо личного авто озвучивается отсутствие необходимости тратиться на страховку, обслуживание, бензин и парковку.

Если считать прямолинейно — да, каршеринг действительно не требует "заботы". Но стоит разобраться.

У меня Ford Kuga 2017 года выпуска, на который за год ушло:

  • 100к рублей на топливо
  • 20к рублей на обслуживание (шиномонтаж два раза + технические жидкости + 1 ТО в год)
  • 20к на парковки за год (Московский паркинг — 16к, плюс торговые центры)
  • КАСКО — 50к
  • ОСАГО — 12к
  • Потеря стоимости авто 100к в год

Итого: 202к без учета потери стоимости, 302к с учетом потери стоимости.

202 000
В такую сумму обходится «забота» о моём авто без учета ежегодной потери стоимости

Выходит, что по сути на машину в год было потрачено в два раза больше.

Но, опять, не всё так однозначно. У нашего семейного авто и у моих поездок на каршеринге — разная периодичность и разные модели. Зато, эти данные позволили посчитать, можно ли заменить личный авто каршерингом, такси или подпиской. Как именно — читаем дальше.

урфпспчз

Понятно, что существуют всемозможные сервисы подсчета стоимости владения авто, но они, как выяснилось, не очень совпадают с моими реальными цифрами. Поэтому пришлось исходя из собранных данных (в том числе данных моего коллеги, у которого так же есть основной авто и периодические поездки на каршеринге) собрать универсальную редактируемую формулу подсчета стоимости перемещения человека по земле (УРФПСПЧЗ — нет ничего проще, правда ведь?).

В итоге, появился могучий Excel файл:

Цель у формулы очень простая — сравнить траты на четыре разных варианта перемещения и понять, какой же из них выгоднее в том или ином сценарии использования.

Здесь собраны:

  • траты на каршеринг в зависимости от расстояния до работы и частоты рабочих поездок, а также километры поездок помимо работы
  • траты на личный автомобиль с учетом парковки, страховки, потери стоимости, детских кресел, топлива, переплат по кредиту и чего угодно еще (можно просто заложить нужную сумму в цену авто)
  • примерные траты на такси разных классов
  • стоимость авто по подписке от Hyundai и Volvo с тратами на парковку и топливо

Расписывать все варианты и разные расклады по цифрам отдельно нет смысла — велкам ту файлик, на лету всё посчитаете. Переходим к выводам

Можно ли заменить личный авто каршерингом, такси или арендой по подписке?

Каршеринг

Чем больше расстояние до офиса от дома — тем меньше выгода каршеринга.

Чем больше поездок на выходных — тем меньше выгода каршеринга.

Пограничное значение, при котором каршеринг становится напрямую дороже личного авто (без учета потери стоимости) — 22 км до офиса и 3000 км поездок в выходные .

Каршеринг хорош, как замена второго авто в семью для одного из работающих супругов, при этом в сочетании с такси и общественным транспортом. У меня и коллеги, с которым собирали данные, ровно такой сценарий — я от покупки второго авто попросту отказался, он второй авто продал.

Кроме того, каршеринг может заменить личный авто для «одиночек».

Подписка

Аренда авто по подписке — пока достаточно дорогая альтернатива.

И на выходе после, например, 5 лет платежей у вас по-прежнему нет актива, который можно было бы конвертировать в средства, продав авто при необходимости. Однако, подписка может стать хорошей альтернативой, если вам необходимо иметь хороший авто и вы готовы платить ежемесячно за него немалую сумму, при этом не хотите платить первоначальный взнос по автокредиту или приехали в город на длительную командировку.

Такси

Если у вас есть водительское удостоверение и возможность водить — такси вообще не поможет, так как при схожих тратах с личным авто вы будете ездить на автомобилях куда более низкого уровня безопасности и оснащения.

Личный авто

При всех своих минусах и тратах, личный авто остается единственным адекватным вариантом для семей с детьми, так как с ребенком в уравнение добавляются детские кресла, самокаты, велосипеды, запасные вещи и так далее. И всё это проще хранить в своём авто, а не таскать на своём горбу.

Кроме того, личный авто (если он застрахован) — вполне может считаться вашим активом, так как в любой момент может быть продан и сконвертирован в денежные средства для вложения, например, в недвижимость или других крупных трат. Траты на такси/каршеринг/подписку — невосполнимы.

Однако, я однозначно продолжу использовать каршеринг, как замену второго авто в своей семье.

Спасибо за внимание.

0
237 комментариев
Написать комментарий...
Mercator

"Взрывной рост каршеринга". Кокетливо опущено, где там этот взрывной рост произошел. Так и пишите: в столицах и нескольких миллионниках. А так, конечно, интересно почитать. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Rogozhin
Автор

Это плохо, что он произошёл только в миллионниках? Пока что проблематично развивать его в маленьких городах, это попросту нерентабельно. И такая ситуация во всех странах, не только у нас. В Москве/Питере и каком-нибудь Большом Сочи каршеринг взлетел, так как реальный спрос есть. Видимо со временем в остальных городах тоже будет развиваться, если люди перестанут машины разбирать и разбивать 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Плохо то, что вы об этом не упоминаете - что рост произошел только в миллионниках. Как будто все остальные города не считаются, жизнь только в миллионниках идет.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

ну а так и есть по факту. в остальных городах что там, мечтают купить ладу девятку 90ого года выпуска, а пока мечтают ездят на маршрутке за 25 рублей, оплата при каждой пересадке. верно транспортную картину передал?))) какая там жизнь?

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Ааа, это сарказм.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

да в нашей стране это не сарказм а вполне себе реалии.
вы же упрекнули автора в том что он пишет про какие то вещи которых нету в регионах.
а я вам пояснил что если кто-то где-то пишет что-то - то он пишет не про регионы а про москву. почему? потому что про регионы НЕЧЕГО писать кроме стимпанка.

Ответить
Развернуть ветку
234 комментария
Раскрывать всегда