{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Кто разрабатывает российский электроавтомобиль Zetta, производство которого откладывают уже несколько раз Статьи редакции

В стартап вложено 570 млн рублей, но этого не хватает, чтобы пустить машины в серию.

Электроавтомобиль Zetta

В начале сентября 2020 года российская компания Zetta отложила серийное производство электромобиля City Modul 1. Это связано с тем, что Фонд развития промышленности (ФРП) не предоставил компании заём на 99,9 млн рублей под 1% годовых.

Но это не первый раз, когда компания откладывает запуск.

Кто разрабатывает и вкладывается в Zetta

Разработчик Zetta — ООО «Зетта», которое находится в Тольятти. Текущие владельцы компании, согласно «Контур.Фокусу», — предприниматели Денис Щуровский и Вальдемар Вагнер. Они имеют равные доли в стартапе.

До этого среди учредителей и участников Zetta числились АО «Завод высокоточных деталей» и «Групп Икс», в которое входит производитель пластмассовых деталей «Автокомпонент».

Zetta появилась в 2016 году, за четыре года компания собрала 570 млн инвестиций, говорил генеральный директор компании Щуровский. Кто именно вкладывался в стартап, он не уточнил.

По некоторым данным, Zetta получила грант на 49,5 млн от Фонда развития моногородов, и Минпромторг субсидировал научно-исследовательскую работу на 190 млн рублей.

139 млн рублей из общих инвестиций компания потратила на собственное производство в Тольятти. Максимальная будущая производительность площадки — 15 тысяч машин в год, отметил Щуровский.

Как менялась концепция автомобиля

Первую версию автомобиля стартап показал в 2017 году. В то время у модели было два названия: Zetta или El-Panda, позже от второго варианта отказались.

Особенностью машины было то, что её хотели адаптировать под разных водителей, включая инвалидов: человек на коляске мог бы заехать внутрь через багажник, закрепить её и рулить.

Для этой версии Zetta Нижегородский государственный институт разрабатывал нейроинтерфейс, чтобы водитель управлял машиной с помощью движений глаз или языка.

Версия Zetta с инвалидной коляской
Ещё один вариант дизайна Zetta в 2017 году

Спустя год дизайн модели обновили и назвали её Zetta «Модуль 2».

Дизайн Zetta 2018 года

Последнее упоминание о модели, рассчитанной на инвалидную коляску, было в июне 2019 года. Эта версия электроавтомобиля не получила господдержку, а без неё проект бы не окупился. Поэтому Zetta решила разрабатывать машину, рассчитанную на водителя и трёх пассажиров.

Характеристики и цена машины

Весной 2019 года стартап озвучил цену Zetta — 450 тысяч рублей. Позже Щуровский уточнил, что эта стоимость без НДС. Автоэксперт Игорь Моржаретто считал цену электроавтомобиля заниженной. Соучредитель уточнил: такая цена связана с тем, что в компании нет издержек.

Автопроизводитель планирует выпустить три модели Zetta. Базовая, с батареей на 180 км, будет стоить 550 тысяч рублей. Цены средней и полной комплектации неизвестны, но они рассчитаны на 360 км; в первом варианте будет передний привод, а во втором — полный.

Заряжаться автомобиль будет от розеток 220–380 В и трансформаторов: стартап договорился о строительстве зарядных станций с «Россетью».

По словам Щуровского, 99% деталей машины — российские, только батареи из Китая. Моторы Zetta планирует собирать сама, по российской технологии.

«Вот-вот запустим»

По мнению совладельца, стартап достигнет безубыточности при выпуске 2000 машин в год. Для производства нужно нанять ещё 120–140 человек. При таком подходе проект окупится за шесть лет, считает Щуковский.

Zetta — самый дешёвый автопроизводственный проект в России.

Денис Щуковский, цитата из материала drom.ru

Компания несколько раз переносила начало производства:

  • «Производство будет вот-вот запущено», — говорил Щуровский в сентябре 2019 года.
  • В ноябре 2019 года глава Минопромторга Денис Мантуров заявлял, что производство Zetta начнётся в первом квартале 2020 и сертификация машины находится «на финальном этапе».
  • В начале августа 2020-го Мантуров сообщил: серийный выпуск электроавтомобиля начнётся в конце года. «Надеюсь, все сертификационные процедуры до конца года должны быть завершены», — сказал он и добавил, что проекту нужны дополнительные 100 млн рублей. Запрос на заём должен был рассмотреть ФРП.
  • В начале сентября экспертный совет фонда решил, что средств Zetta и 99,9 млн рублей не хватит, чтобы запустить производство. ФРП пересмотрит заявку на финансирование, если стартап найдёт соинвестора.

«В этом году мы однозначно не успеем начать производство, — прокомментировал Щуровский отказ Фонда. — Планы по запуску сохраняются, но переносятся».

Обновлено 23 января 2021 года Прокуратура Тольятти сообщила, что в сентябре-ноябре 2020 года Zetta не выплатила 59 сотрудникам зарплату на сумму более 4 млн рублей, пока не вмешались власти. В отношении Zetta возбудили административное дело из-за нарушения трудового законодательства. Против гендиректора ООО «Зетта» Дениса Щуровского прокуратура возбудила уголовное дело — его обвиняют в «полной невыплате заработной платы свыше двух месяцев».
0
49 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Ivanov

Блин, почему они такие страшные... топором они их что ли делают.

Ответить
Развернуть ветку
Name Company

Вот немецкие студенты свой электромобиль построили e.Go - разница на лицо:))

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

на то они и немецкие, не можем повторить(

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Значит немца надо звать, смогли же весту удобоваримой сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

тут проклятые земли

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Нормальные, просто со своими особенностями.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

Альтернативно одарёнными

Ответить
Развернуть ветку
PrimeMediaTVcompany

Очень сильно напоминает фиат 500 смешанный с киа соул

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Это эмоциональная реакция :( Рационально я всё понимаю, спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Да что же это за стартапы такие, которые в рыночных условиях - нежильцы ¯\_(ツ)_/¯

И землю им выдели, и разработку спонсируй, и субсидии на развитие дай, и кредитную линию ниже рынка в банке открой, и льготы в ПФР/ФСС предоставь, и пакеты в пятерочке бесплатно давай...

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Почему на детей уходит столько сил и времени, прежде чем они начнут самостоятельно жить, если они нежильцы в диких степных условиях? И воспитывай их, и корми, и учи уму-разуму по 15 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Aleksandrov

Тесла долгое время тоже была убыточная, так что обычная тема для стартапов

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Aleksandrov

Возможно, но для стартапов убыточность в начале - это ок.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В России почти нет рыночных условий, с одной стороны преференции у иностранцев, с другой гос. сектор.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Нет, это-то понятно. Но есть же неписанные правила построения новой компании/стартапа (не шаурмичная на вокзале, а побольше, куда миллионы и миллионы вкладываются). Должна быть концепция; определен круг потребителей; определена проблема, которую будут решать; найдено новое или оригинальное решение этой проблемы. В проект интересный рынку или корпорациям деньги придут (вдумайтесь, условный Uбер не успевает проедать такой поток баксов). А тут: мы заходим на автомобильный рынок (1000+ участников ,от $300 до $300млн) в сегмент электрокаров (от Nio до Mersedes, от 1млн руб за BYD до 1,5млн долларов за Rolls Royce 102Е) с идеей потроить российский электроавтомобиль. Ах, почему же нам на это не несут денег?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Потому, что в РФ надежнее и выгоднее делать фонбеты и быстроденьги, а не электрокары. Для электрокаров у нас условий нет совсем, чудовищно дорогие деньги, маленький рынок, офигевшие силовики (включая налоговиков), которые если не тебя чмыранут, то твоего поставщика.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

99 млн это же вообще ни о чем? Тут и частник может инвестировать

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Да, для автопрома копейки. Меня это тоже удивило.

Дело даже не в частнике... неясно, что вообще можно сделать в автопроме за эти деньги. Обычно цены автозаводов улетают за млрд валюты и выше. А тут сотни млн рублей.

Возможно, секрет в малом тираже.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Малый тираж это главная экономия, так как миллиарды уходят на то, чтобы делать много, недорого и по возможности качественно, это многократно сложнее, чем спорткар сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Зачем частнику выбрасывать свои деньги? Вы на дизайн посмотрите, в сегменте дешевых машин это очень важный момент.

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

...вот интересно-в чем проблема перестать рисовать мудовые рендеры а выкатить сцуко 1 (одну!) платформу БЕЗ кузова которая бы ездила после размещения водителя на табуретке напротив руля и педалей?
зачем тратить тыщи денег на сраный дизайн, который можно потом допиливать до посинения добавляя кривульку и убавляя плоскости или наоборот, если там конь не валялся?

Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру
чтобы водитель управлял машиной с помощью движений глаз или языка

Новости из страны, где на автовазе коробку автомат начали ставить всего несколько лет назад 🤦🏻

Ответить
Развернуть ветку
Максим Петров

зато как эпично звучит - управление с помощью языка. Мммм, сколько двоякостей:))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Норм внешний вид, по сути Kia Picanta (если не брать тестовые образцы для инвалидов).

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

да какая пиканта. По сути это Смарт, двухместный
Авто А-класса - пиканта, спарк, матиз - машины для 4-х человек и багажник небольшой
А тут по картинке - место для двух людей и багажника

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

По тексту статьи:

 Поэтому Zetta решила разрабатывать машину, рассчитанную на водителя и трёх пассажиров.

А на картинках представлены старые варианты на 1-2 человека.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Дык Вы пишите про норм внешний вид. А где этот "Норм внешний вид", если на картинках тачки трех-дверки? На двух человек, судя по всему

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Че

С таким «дизайном» им никогда не найти инвестора.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Немцов

Это смесь Оки и Запорожца?))

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Блин, это электромобиль, вам не нужно думать куда сунуть огромны ДВС, у вас все возможности сделать бомбический дизайн, но нет
Неужели неясно, что дизайн продает? Мало кто купит кринжового уродца каким бы выгодным он не был.
И УАЗ Патриот ясно показал, что если машина в высоту сильно больше, чем в ширину, то это не выглядит хорошо

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Ты видел последнюю модель Смарт? Это то, что реально покупают на Западе

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

ну да, он более пропорционален, чем зетта, норм тачка для города

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Что значит "более пропорционален"? )) Чисто субъективная вкусовщина - не критерий оценки.

Ответить
Развернуть ветку
Раиль

Дизайн у этого автомобиля и правда не очень. Мне кажется зря взялись сразу за все - и обычный электромобиль и версию с возможностью заезда коляски и вот это вот управление глазами и языком...

Ведь можно было бы для удешевления производства лицензировать кузов условной "девятки" и выпускать электромобиль с несложными линиями кузова, но с современной начинкой. Или вообще оку взять за основу.
А уже потом когда предприятие заработает в полную силу разработать специальный автомобиль для инвалидов по-максимуму унифицировав его с уже выпускающейся моделью.

Ответить
Развернуть ветку
PrimeMediaTVcompany

Автоваз пытался на базе калины электромобиль делать. Сколько лет прошло, а тишина до сих пор. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир
 Мне кажется зря взялись сразу за все - и обычный электромобиль и версию с возможностью заезда коляски и вот это вот управление глазами и языком...

без этого столько инвестиций бы не дали

Ответить
Развернуть ветку
Denis Novikov

Хотелось написать что то язвительное про внешний вид.

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Yusov

Из этих 4х букв слово "вечность" не сложить никак.

Ответить
Развернуть ветку
Uuno Turhapuro

Ё-мобиль, как проект, был более интересным и продвинутым. А это хрень какая-то, для попила бабла..

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Агеев

Странная херня - с одной стороны - вроде как СММщик у ребят прям огонь - почитывая драйв, Дром, новостные подборки я до сегодняшнего дня вообще не знал что за Зетта, а тут прям изо всех щелей сегодня полезла под разными соусами и вполне нативно. В общем вброс первичного интереса потребителей норм. С другой стороны - по времени адский факап - я бы пока интерес есть на выходных с удовольствием скатался в салон, посмотрел что за зверь, пощупал бы, а щупать то оказывается нечего...

Ответить
Развернуть ветку
К X

Дешевый электромобиль - охрененная никем не занятая ниша. Но тут конечно дизайн хромает немного

Ответить
Развернуть ветку
Victor

Удалено

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Бивень

Фамилия министра Мантуров, а не Мацуров. ;) Где-то вы не там статью перепечатывали :D

Ответить
Развернуть ветку
Яся Зайцев

Простите но это какое то убожество как будто веслом из валежника вырубили

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда