{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Uber. Российские грузоперевозки. Часть 5

Привет, меня зовут Алексей Козлов, онлайн-сервис по грузоперевозкам «Везет Всем». Эта статья является заключительной в цикле обзоров ИТ-проектов в грузовых автомобильных перевозках: первая часть (общая), вторая часть (Европа), третья (США), четвертая (объем российского рынка).

Российский рынок автомобильных грузоперевозок.

Российский рынок — это большие расстояния, большое количество участников рынка с обеих сторон, 60% грузовых машин оформлено на физических лиц, нет лидеров с долей рынка более 10% в основных сегментах, неравновесные товаропотоки (много грузов из центра в регионы, мало обратно), чем дальше от Москвы, тем хуже инфраструктура, особенно на Восток.

Объем рынка РФ: от 800 млрд. рублей до 3 триллионов рублей. Несовершенная методология оценки рынка и особенности ведения бизнеса («серый» рынок). Подробнее здесь.

На основе информации из этой статьи. Kozlov Aleksey

Количество зарегистрированных грузовых ТС: 7,45 млн. штук, с грузоподъемностью от 1 тонны и выше (категории N1, N2, N3).

IT-игроки на российском рынке.

IT-ландшафт российского рынка развивался и менялся согласно общемировым трендам:

  • С 2000 по 2015 года — это время досок объявлений в интернете, оцифровка печатных каталогов и газет. Кризис 2008 года послужил переломным моментом для развития этого сегмента.
  • С 2010 года начинают появляться маркетплейсы по грузоперевозкам, где сделку уже можно совершить на площадке, и удешевляется внедрение TMS систем для грузоотправителей, что приводит к росту числа игроков в этих сегментах. К середине десятых годов тренд укрепляется, толчком снова послужил кризис 2014 года (курс доллара, санкции).
  • С 2015-2016 года, появляются uber-проекты, которые выступают в роли непосредственного исполнителя для грузоотправителя. Хедлайнером здесь был проект Deliver.
  • С 2018 года начинается тренд на uber heavy, когда происходит осознание, что просто «метчить» заявки и машины недостаточно, начинается поэтапная цифровизация всех процессов перевозки.

На текущий момент карта российских проектов выглядит так (подробнее с типами проектов можно ознакомиться в первой статье):

Распределение наиболее популярных русскоязычных проектов по типам бизнес-моделей. Подробнее можно прочитать тут. Так же мы не рассматриваем TMS-решения или чистый SAAS. Aleksey Kozlov

Отдельно требуется выделить еще два проекта: Точка-Точка и Pooling.me. Эти проекты имеет специализацию на сборных грузах и догрузах, но реализуют ее по-разному. Проект Pooling выглядит наиболее перспективным за счет своей специализации на доставке в торговые сети.

Если по качеству и агрессивности развития IT-проектов в грузоперевозках мы не уступаем США и Европе, то по количеству инвестиционных сделок в этом сегменте и их размеру сильно отстаем от остального мира. В своем исследовании собрали анализ по венчурным сделкам в секторе логистики, опираясь на публичную информацию и анализируя финансовые отчеты компании, где накопленный убыток воспринимается как сумма затраченных инвестиций.

Распределение венчурных инвестиций между типами проектов по грузоперевозкам, тысячи долларов.  В исследовании участвовали только проекты с единственным профилем на грузовые перевозки, без учета YouDo, Dostavista.  Aleksey Kozlov

Исходя из графика выше видно, что приоритет инвестиций находится за uber-проектами, при этом намечается тенденция смещения от lite к heavy в последнее время. Это не удивительно, так как сам Uber и российские uber-проекты дискредитировали модель такси в грузоперевозках (особенно в магистральных), что заставило других игроков задуматься о причинах неудач и скорректировать модель развития. Необходимо, конечно, понимать, что кол-во сделок в этом сегменте измеряется единицами в год (1-2 сделки).

Оглядываясь назад на историю развитие рунета в грузоперевозках, хочется зафиксировать несколько ключевых точек и выводов:

  • Ati.Su — биржа № 1, появилась в 1999 году и до сих пор удерживает за собой первенство не только по грузообороту, но и по финансовым показателям. Настоящий российский единорог. Последние 3-4 года активно стали развиваться сервис, смещаясь от mp lite к mp heavy, добавляя функционал TMS (Transport management system), что соответствует европейским и американским трендам.
  • Первая венчурная сделка в сегменте грузоперевозок состоялась в 2013 году. Фонд Runa инвестировал в проект Gruzobzor, который уже почил.
  • Первый проект, которому удалось применить транзакционную модель (процент со сделки) и ввести аукцион — Везет Всем. Удачно выбрали сегмент: малотоннажные перевозки и узкоспециализированные темы. Сейчас от аукциона уходим к моментально расчету цены, uber lite.
  • Первая сделка M&A в этом сегменте — Везет Всем. В 2015 году поглотили проект perevezi.ru на деньги с раунда А. Вторая публичная сделка — это объединения TransCord и Oboz.
  • Первый uber-проект, который стремительно поднял внушительный раунд (8 млн.$) — Deliver. Яркая быстрая звезда, был пионером в магистральных перевозках, совершил ряд ошибок, но протоптал дорожку, за что и спасибо.
  • Первые проекты, которые начали заниматься более глубокой оцифровкой этапов процессов грузоперевозок — Монополия и Обоз. Субъективное мнение.
  • В мае 2019 году Yandex.Taxi вышел в сегмент малотоннажных грузоперевозок. Это первый шаг в сторону перевозки грузов от интернет-гигантов.

Почему Uber умер.

На самом деле uber-модель не умерла, но концепт «такси в грузоперевозках» не зашел, особенно в магистральных крупнотоннажных перевозках. Казалось бы управлять 20-тонной машиной как такси просто, вот точка А и Б, вот груз вместо пассажира, бери и вези. Появились нюансы, чтобы в них разобраться вспомним параметры, которые нужны для возникновения успешного uber:

  • Большое количество агентов. Есть.
  • Легко стандартизируемые услуги. Здесь не все однозначно, надо сужать рынок и останавливаться, например, на паллетах. В других сегментах груз имеет слишком разные габариты, форму и центр тяжести.
  • Услуга должна быть легко тарифицируемой, для этого она должна быть стандартизируемой. Например, нам в Везет Всем долго не удавалось перейти от аукционной модели к фиксированной моментальной цене, чтобы в последствии не доплачивать перевозчику. Только с 2019 года мы начали внедрять новый продукт "Везет Мгновенно", который позволяет клиенту считать цену любой перевозки для внутригородской и региональной доставки моментально, а нам не попадать на субсидирование перевозчиков. Благодаря накопленным данным за 6 лет на аукционе.
  • Сегмент для uber должен работать по единым правилам, пусть даже и не совсем законным. Вспомните, когда Uber пришел в такси, у него была возможность работать без лицензии как большинство игроков на конкретном рынке, либо даже вопреки большинству под прикрытием того, что это просто люди возят людей, а он информацией обменивает. В российских грузовых перевозках в качестве аналога лицензии такси оказался НДС, а именно система АСК НДС-2, введенная в 2015 году ФНС. Повышение прозрачности оплаты НДС и кризис 2014 года позволил дать возможность появления uber, но не все игроки перешли на новые правила. НДС — это 10-20% стоимости перевозки, учитывая, что средняя маржинальность на этом рынке 10%, то наличие возможности у «серых» игроков злоупотреблять НДС, ставит любой uber в не у дел. Ситуация меняется каждый год в лучшую сторону, но момент еще спорный.

Необходимые параметры для успешного uber вспомнили, оказалось что 2 из 4 не соответствуют действительности. Теперь обратимся к технологическому процессу, грузовые перевозки — это многофакторный процесс (порядка 20 штук) и все они важны для реализации перевозки. Просто подобрать машину по направлению и тоннажу недостаточно. В малотоннажных перевозках этих факторов меньше, поэтому здесь mp heavy и uber lite проекты встречаются и успешно существуют. В крупнотоннажных имеется очень большое влияние человеческого фактора в общем процессе перевозки, начиная от диспетчера и заканчивая водителем, к тому же цена ошибки гораздо больше, чем на «газелях». При масштабировании uber модели неавтоматизированные процессы становятся фатальными. Первые игроки на рынке uber, бросились оцифровывать заявку и работу с клиентом, когда проблема оказалось в другом — это грузовик и водитель.

В современных автомобилях тормозная система состоит из механической части (колодки, диск, суппорта) и электронной (ABS, ЕSP и т.д.). Какой бы классной не была электронная часть, если у вас стерлись колодки или диск, вас неминуемо ждет авария. Это сравнение отлично отражает проблему uber первого поколения для грузовых машин.

Что происходит сейчас с цифровизацией.

За последние два года многие IT-проекты и транспортные компании (ТК), начали активно оцифровывать работу с водителем и сам процесс перевозки. Крупные классические ТК стали по цифровому оснащению не уступать IT-компаниям, помимо классических FMS и внутренних CRM, появились кастомные приложения для водителей и клиентов, API внутренних систем, телематические системы, самодельные навигаторы, системы контроля водителя и т.д..

Если мы вернемся к карте российских игроков, то можно отметить, что GroozGo, TruckerGroup, Getcargo, Traffik, Monopoly, Traft, Cargomart — это придатки крупных транспортных компаний, которые либо решили делегировать часть заказов в свой uber, либо это внутренний софт, который решили выводить в отдельный продукт и масштабировать для внешнего пользователя. К этому списку еще можно добавить таких игроков как X5 (транспорт), GlobalTruck, GTE Logistic (мул) и т.д.

Агрессивная цифровизация в грузоперевозках связана с поиском дополнительной маржинальности, повышением штрафов (цена ошибки стала велика), желанием эффективно управлять привлеченным парком. Макроэкономическая ситуация в России делает малорентабельной модель со своим парком, единственным вариантом является научиться управлять привлеченным. Тот, кто первым сможет эффективно масштабировать систему управления привлеченным транспортом, станет грузовым uber.

Ключевая задача современного uber — минимизация влияния человеческого фактора на процесс перевозки.

Если я кого-то забыл из значимых российских проектов, просто напишите в комментариях, так же интересно ваше мнение, кто станет лидером и настоящим uber. Спасибо.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Artur K.

В Беларуси есть сервис Profito.
Оцифровывает логистику на предприятии.
В таких программах логисты не нуждаются, это нужно их руководству. Зачем проводить торги, резать перевозам маржу, если у логиста нет системы KPI, или другой мотивации это делать. Плюс такие системы, как указаны в статье уничтожают откатную схему. Такие сотрудники костьми лягут, но либо не допустят этого, либо будет саботировать работу в системе.

Нужна жёсткая позиция со стороны руководства для внедрения прозрачных торгов за свой груз. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор

Сервисы, которые выше описывал не все построенны на аукционе , больше нацелены на то, чтобы не срывать поставки товаров и контролировать риски. Но с KPI логистов беда, это да. Кстати тренд на сокращение логистов за счет внедпения новых систем наметился очень серьезный. Где было 5 стало 3 и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пантелейчук

 "не все игроки перешли на новые правила. НДС — это 10-20% " Учитывая склонность нового премьера к цифровизации. Нагибание всех участников рынка на налоги это вопрос 3-5 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ярошевский

Спасибо! Как всегда, отличная аналитика

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор

Как всегда, вы отличный комментатор :)

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Петровский

Полагаю, что следующий в очереди на попытку стать Убером в грузоперевозках будет @Fura Так как они изменили свою модель от поиска POI для водителей к Экспедированию. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор

Возможно, у них на сайте большой анонс стоит. Думаю, не только экспедирование, но и оцифровка водителя. 

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Коваль

Несколько мыслей по цифре в грузовом автотранспорте. Некоторые из них актуальны и для иных направлений.
1. В отличии от такси, где человек сопровождает процесс транспортировки себя любимого, с грузом подобного не происходит. Это существенно сказывается на принцип выбора транспортной организации, с которой планируется работа.
2. В большинстве случаев такси заказывается для себя, а перевозка груза - часть работы логиста, за которую необходимо отчитываться перед руководством и в которой могут быть личные интересы. Приоритет и цели существенно отличаются. 
3. И, пожалуй, главное. По ряду причин пока от человеческого фактора уйти не удается и непонятно удастся ли в целом, поэтому на ура проходят проекты с локальной цифровизацией и фактически только обозначаются для инвесторов с системной цифровизацией. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор

Второй пункт интересный. Что движет человеком:)

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Коваль

Это из серии блондинка или брюнетка)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор

Человек может сломать любую цифровую системы;)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey Kozlov
Автор

Что такое социализированная?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роберт ЯКурьер
Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kungurtsev

Ищу сейчас как раз грузовой убер для крупного производителя. Нам важно оперативно заказать авто, отследить, чтобы система имела набор автоматическиз настраиваемых оповещений, важно также сконтачиться в самом сервисе онлайн с водителем, если нужно и после получить детальную отчётность и аналитику с указанием времени и места простоев и отклонений.

В общем, обзвонил я большинство сервисов из списка выше, всё мимо. Так что не сказал бы я, что тут реально есть грузовой убер. Если знаете такой, скиньте ссылку, но в подборке большинство сервисов - это не он.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А

Цифры хороши конечно, но сейчас каждый пытается заработать. В основном все перевозки расположены между Москвой и Московской областью, реже дальше. Не использую никаких приложений, работаю перевожу грузы на своем авторефрижераторе, нужно заказывайте реф до 20 тонн  https://tri-tonn.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Ilian

Tranzet

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда