Конкурс по машинному обучению
С призовым фондом в 100 млн рублей
Условия
(function(w, d, id) { var a = d.querySelector('#volvo-article'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); if (a && b) a.style.display = 'block';}(window, document, 137185));

«Вас ожидает белый беспилотник»: тест-драйв нового автономного такси «Яндекса» — на этот раз без водителя Материал редакции

Но пока ещё с инженером на пассажирском сидении.

В закладки
Слушать

Два года назад «Яндекс» запустил тестирование бесплатного беспилотного такси в Иннополисе. Город до сих пор остаётся единственным местом в России, где можно воспользоваться услугами автономного транспорта. В компании говорят, за два года машины «Яндекса» совершили уже более 10 тысяч поездок.

В отличие от тестовых поездок в Москве и Энн-Арбор (США), в Иннополисе проверяется не только работа технологий автономного управления, но и сценарии взаимодействия с реальными пользователями: как заказать поездку, как выбрать точку посадки и высадки, как взаимодействовать с машиной во время поездки и так далее.

Я уже ездил на беспилотных машинах «Яндекса». Один раз по московским улицам около штаб-квартиры компании — с водителем за рулём, который подстраховывал в непредвиденных ситуациях. Второй раз — на загородном полигоне компании, без водителя за рулём, но и без неожиданных ситуаций, создаваемых другими машинами и пешеходами.

Беспилотник «Яндекса» предыдущего поколения

В этот раз в Иннополисе я впервые проехал на беспилотнике по городским дорогам и без водителя за рулём. И машина на этот раз другая — вместо Toyota Prius новая Hyundai Sonata.

Как заказать поездку на беспилотнике

Автономное такси доступно тем, кто записался на участие в тестировании через Telegram-чат. Для них в приложении «Яндекс.Go» активируется функция заказа поездок на беспилотниках.

Машины работают с 6:30 утра до 22 часов с небольшим перерывом на обед, во время которого из них выкачивают логи поездок, а в дежурство заступает новая смена инженеров.

Сам процесс вызова «беспилотника» мало чем отличается от заказа обычного такси. В приложении «Яндекс.Go» с активированным доступом к беспилотникам на карте появляются точки посадки, в которые может подъехать машина.

Выбираем точку и один из предложенных адресов — территория для перемещения на автономном такси ограничена границами Иннополиса.

Вместо названия модели автомобиля — лаконичное «белый беспилотник»

Все поездки бесплатные — ограничения в законодательстве не позволяют брать плату за услуги автономного транспорта.

Вас ожидает беспилотник

Приложение говорит, что машина уже ждёт на остановке около жилого квартала на Спортивной улице. Подхожу к нему сзади и испытываю секундный восторг — на мгновение показалось, что в салоне вообще никого нет. Такая иллюзия складывается из-за того, что инженера, сидящего на переднем пассажирском кресле, скрывают перегородка и массивная спинка его кресла.

Автомобиль — Hyundai Sonata, на базе которой собирается новое, четвёртое поколение беспилотников «Яндекса», представленное в начале лета практически в разгар пандемии. Оно примечательно тем, что впервые ИТ-компания разработала машину совместно с автопроизводителем — предыдущие поколения строились на основе Toyota Prius и без участия автокомпании.

Изменения в новом поколении беспилотников заметны и без пристального изучения — все крепления для наружных блоков, проводка и прочие вмешательства в экстерьер машины теперь скрыты от посторонних глаз пластиковыми кожухами, «обтекающими» автомобиль (сравните с Toyota Prius).

У машины есть имя

Над автомобильными арками передних колёс установлены вытянутые белые блоки, повторяющие силуэт машины и датчиков одновременно. В каждом из них находится лидар, радар и камера. Такое расположение помогает лучше «видеть» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора — например, при выезде из двора с припаркованными вдоль дороги автомобилями.

На месте логотипа Hyundai в решетке радиатора спереди — блок из ещё одного лидара и камеры.

Передний лидар специально установлен под углом, чтобы лучше сканировать пространство непосредственно перед автомобилем.

Короб на крыше, в котором собрано вспомогательное оборудование и датчики, получил новую форму с чёрными вставками.

Появились выступы для радаров, которые «смотрят» назад.

Все камеры, которые раньше располагались по периметру короба, переместились наверх — в специальный постамент, который одновременно служит платформой для ещё одного лидара. В конце 2019 года «Яндекс» рассказывал о разработке собственных лидаров и камер, но Sonata, которую я тестировал, была оборудована датчиками и сторонних производителей.

К лобовому стеклу ближе к водителю приклеен модуль с датчиками.

Сажусь на заднее правое кресло. В интерьере, в отличие от экстерьера, не так много деталей говорит о том, что машиной управляют алгоритмы (помимо, конечно, отсутствия человека на водительском кресле): два iPad Pro, водительское кресло без подголовника для лучшего обзора на вращающийся сам по себе руль и зелёная кнопка в подстаканнике рядом с инженером. Вот, пожалуй, и всё, что отличает интерьер беспилотника от обычного такси класса «Комфорт».

Один планшет в специальном кожухе с логотипом Yandex установлен для пассажиров на задних креслах машины. До начала поездки на нём показываются маршрут, предполагаемая длительность и кнопка «Поехали». После отправления планшет отображает визуализацию движения беспилотника в реальном времени.

Второй планшет установлен прямо поверх экрана штатного бортового компьютера. Он, как и пассажирский экран, показывает визуализацию движения, но в нём есть и специальное сервисное меню для инженеров, с помощью которого они могут «управлять» беспилотником: назначать новые маршруты, изменять текущую поездку и так далее.

Нигде в поле зрения я не увидел «красной» кнопки, как в Prius, которая отключает алгоритмы от управления автомобилем. По словам инженера, сидящего на переднем кресле, в Sonata она скрыта с центральной консоли и почти не используется, так как машина может самостоятельно реагировать на внештатные ситуации. Что ж, проверим.

«Зелёная» кнопка инженера

Поехали

Иннополис в разгар рабочего дня кажется пустым и просторным городом с идеальными широкими дорогами, простыми перекрёстками и редкими автомобилями, проезжающими по улицам, часть из которых — это другие беспилотники «Яндекса». «Почти как на полигоне», — поспешно подумал я в начале поездки.

Автомобиль включает левый поворотник и плавно трогается с места. По сравнению с беспилотным Prius Sonata, плавнее набирает скорость — довольно незаметно мы уже едем на скорости в 40 км в час, без рывков и шума повышенных оборотов. В «Яндексе» говорят, что это заслуга совместной работы команды с инженерами Hyundai — автомобиль получает более точные команды от компьютера.

Впереди в нашем ряду остановилась беспилотная Toyota Prius, за ней — машина дорожной службы и знак объезда. По визуализации на iPad видно, что Sonata заранее распознала преграду — на схеме появились два серых прямоугольника, иллюстрирующих автомобили, поэтому машина сразу занимает левый ряд, проезжает работников и приближается к пешеходному переходу, к которому быстрым шагом движется пешеход.

Машина лишь слегка сбрасывает скорость, понимая, что человек довольно быстро перейдёт дорогу и полной остановки не потребуется. Первая минута поездки проходит практически в идеальных условиях, но тут перед кругом дорогу решил перебежать рабочий. Беспилотник не дёргается — лишь немного сбрасывает скорость и поворачивает точно по разметке.

Сразу отмечаю важность наличия визуализации в салоне беспилотника. Это не просто iPad для развлечения пассажиров в пути — по нему я понимаю, что видит машина и что планирует делать.

Видит машина явно лучше меня. Подъезжаем к следующему пешеходному переходу, и Sonata почему-то останавливается. Через секунду на пешеходный переход выходит человек, которого я не видел из-за кустов вдоль дороги и довольно крутого подъёма перед зеброй. Это преимущество лидара, расположенного на крыше машины, — он помогает заглядывать туда, куда не может посмотреть водитель седана.

Местные пешеходы настолько привыкли к машинам без водителей за рулём, что даже не обращают внимания на них

Если бы мне нужно было дать характеристику стилю вождения беспилотника «Яндекса», то она звучала бы так: отличник, слишком аккуратный, чересчур осторожный. Этот «водитель» не будет рисковать и лучше дважды перестрахуется перед манёвром. Вот, например, приближаемся к рабочим, которые что-то делают в непосредственной близости к дороге. Машина на всякий случай занимает левый ряд. Вдруг что.

Ещё черед минуту оказываемся у круга, на котором почему-то припарковался «Камаз», полностью перекрыв обзор на перекрёсток. В такой ситуации аккуратный водитель сбавляет скорость, чтобы медленно выехать на перекрёсток, убедиться, что за грузовиком не скрывается опасность, и потом продолжить движение. Так же поступает и беспилотник.

К такой манере езды быстро привыкаешь и начинаешь чувствовать себя в безопасности уже через несколько минут. Ещё через десять минут хочется откинуться назад на спинку кресла и просто смотреть, как работают алгоритмы. Конечно, большую роль играет и то, что это не Москва с безумным трафиком и бесконечными неожиданностями на дорогах.

Разворачиваемся прямо перед носом другого беспилотника.

Плавный поворот без сбрасывания скорости и в рамках разметки.

За время поездки инженер несколько раз добавлял новые маршруты машине, чтобы продлить поездку по компактному Иннополису. Наконец, Sonata заезжает в карман на автобусную остановку, чтобы высадить меня. Практически на повороте машина почему-то сбрасывает скорость. «Побоялась, что подрежет», — сказал инструктор, указывая на быстро приближающийся сзади кроссовер. Пожалуй, это единственный момент за всю поездку, когда я не понял, чего испугался беспилотник. Но ему виднее — у меня на затылке глаз нет.

Почти приехали

После поездки на беспилотнике я сел в каршеринг, чтобы отправиться в аэропорт, и по пути проехал Иннополис практически тем же маршрутом, что и Sonata, встретив описанные выше «неожиданности»: «Камаз», рабочие, ремонт и пешеходы. Однако в этот раз я даже не придавал им никакого значения.

Причина в том, что в машине с водителем за рулём мы не видим странностей на дороге. Ни для кого ведь не будет сюрпризом, что водители могут нарушать правила, пешеходы перебегать дорогу в неожиданных местах, а ремонтные работы принуждать пересекать сплошную линию. Это повседневная реальностью, в которой мы как-то научились ездить.

Но в салоне беспилотника каждое такое отклонение от идеального устройства мира привлекает пристальное внимание: «А поймёт ли алгоритм, что сейчас будет?», «А что он будет делать с этой ситуацией». Сейчас алгоритмы похожи на новичка на дороге, который сначала из-за своей неуверенности ездит медленно и осторожно.

Он уже научился справляться с движением в маленьком городе и типичными для любых дорог сюрпризами. Осталось впустить его в поток большого города с плотным движением, чтобы он набрался смелости, подвинул настройку «наглости» чуть ближе в сторону жёлтой зоны — и через пару лет из него может получиться хороший водитель.

{ "author_name": "Филипп Концаренко", "author_type": "editor", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0442\u0430\u043a\u0441\u0438","\u0442\u0435\u0441\u0442\u0434\u0440\u0430\u0439\u0432","\u0431\u0435\u0441\u043f\u0438\u043b\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a"], "comments": 435, "likes": 189, "favorites": 57, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 157627, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 17 Sep 2020 10:18:56 +0300", "is_special": false }
(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
Объявление на vc.ru
0
435 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

отвечать будет производитель ПО, так же как за катастрофу Боинга отвечает производитель. пока что беспилотников нет, в том ДТП машину официально вёл оператор, полагавшийся на "помошника"

Ответить
1

так же как за катастрофу Боинга отвечает производитель

и как Боинг отвечал?

Ответить
0

По ссылке о том, что Боинг решил выделить компенсацию. Причем сам.

А речь была про уголовную ответственность. При ДТП со смертельным исходом заводят уголовное дело. Кого сажать будут?

Ответить
0

Скорее всего, никого, как и сейчас.

В принципе, если обвинитель очень сильно захочет, то можно притянуть статью 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ». Тогда нужно будет доказать, что ошибка была внесена в код намеренно, что практически невозможно сделать, если только сам обвиняемый не напишет чистосердечное.

Ответить
0

Скорее всего, никого, как и сейчас.

в смысле как и сейчас? сейчас за смертельные ДТП сажают

в этом и есть главная проблема беспилотников, технически это решаемо, но много подводных камней с законами

или например ситуация что автопилот должен решать нанести ущерб пассажиру машины или другому водителю или пешеходу, кого он выберет и почему?

Ответить
1

 сейчас за смертельные ДТП сажают

Только в случае наличия виновника.

Даже сейчас, если будет доказано, что водитель не мог затормозить, чтобы избежать столкновения, уголовное дело не возбуждается.

Собственно, то же самое будет происходить с ДТП с участием автопилота. Нельзя сажать за то, чего нет в УК.

Законодатель начнёт шевелиться, когда случится какое-нибудь массовое резонансное убийство семьи с маленькими детьми по вине автопилота.

Ответить
0

Только в случае наличия виновника.

Совершено ДТП по вине беспилотника (допустим баг в прошивке). Кто виноват и кого сажать?

Ответить
3

Сажать никого, штраф от государства компании производителю ПО, отзыв всех автомобилей с этим ПО, судебное разбирательство с возможным запретом на данную деятельность / перечнем действий для возобновления деятельности.

Ответить
2

вряд ли даже это. если вместо тысяч людей будут погибать десятки - это уже будет достаточно мало, чтобы обойтись просто большими штрафами, так что выпускать более багованное ПО чем у конкурентов будет тупо невыгодно

Ответить
0

если вместо тысяч людей будут погибать десятки - это уже будет достаточно мало, чтобы обойтись просто большими штрафами

компании типа Тойоты отзывают всю партию машин всего из-за нескольких аварий, где были выявлены проблемы

Ответить
0

ну так у них много моделей, а аварии из-за конструкции очень редки. если все тойоты будут ездить на одном ПО автопилота, и аварий будут десятки в год у каждого крупного автопроизводителя - что делать?

Ответить
0

Они отзывают сотни тысяч машин на миллиарды долларов. Если все машин будут на одном ПО, то будут отзывать или приостанавливать все машины. Размер убытков тут не играет роли.

Так же как Боинг не мог не запретить полеты. Он не мог сказать у нас будут большие убытки поэтому мы не будем запрещать, летайте )

Ответить

Комментарии

null