{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Превратил обман в публичную компанию за $20 млрд: в чём обвиняют производителя электрогрузовиков Nikola и его основателя Статьи редакции

Американский стартап хотел конкурировать с Tesla, предложив «революционный» водородный транспорт. Но акционер заподозрил гендиректора Тревора Милтона во лжи: у Nikola не оказалось никаких технологий.

Тревор Милтон на фоне грузовиков Nikola Forbes

Технологии Nikola: грузовики на водороде и «революционный» аккумулятор

Тревор Милтон основал Nikola в 2014 году, и пару лет компания работала в «стелс-режиме».

В 2016 году стартап анонсировал производство электрогрузовиков на аккумуляторах. Спустя полгода Nikola заявила, что займётся производством грузовиков с «экологически чистым» двигателем на топливных элементах, а не аккумуляторах, как у Tesla Semi.

По мнению Nikola, водород лучше подходит для грузовых фур, так как заменяет дешёвым топливом тяжёлую батарею. Она снижает рентабельность и грузоподъёмность грузовиков.

Милтон утверждал, что Nikola снизила стоимость производства килограмма водорода с $14–16 до $2,5 по сравнению с аналогами. Компания разработала технологию на солнечной энергии: вода расщепляется на кислород и водород, тот поступает в топливный элемент, который генерирует ток для электродвигателя.

Недорогой водород призван сэкономить расходы транспортных компаний — обычно они тратят много денег не на грузовики, а на топливо. К тому же на заправку водородом уходило бы меньше времени, чем на зарядку, и дальность хода могла увеличиться.

Прототип первого грузовика Nikola

На этом предположении строилась бизнес-модель Nikola — продавать грузовики с водородным двигателем подороже, но снизить расходы на топливо и техобслуживание.

Компания планировала построить свой завод в Аризоне и сеть заправочных станций по аналогии с Tesla Supercharger. К 2020 году планировали открыть 50 водородных станций, в 2019-м прогноз увеличили до 700.

Тогда же Nikola анонсировала «революционный» аккумулятор для тягачей. Благодаря нему грузовики Nikola смогут проехать около 1600 км на одном заряде с полной нагрузкой, утверждала компания. Возможный пробег Tesla Semi — около 800 км.

Одновременно масса машины уменьшилась на 2,3 тонны.

Прототип грузовика Nikola One представили в мае 2016 года. Тогда же Милтон раскрыл данные по предзаказам: 7000 на $2,3 млрд.

Через год Nikola анонсировала запуск подразделения Nikola Energy для хранения солнечной энергии (по аналогии с Tesla Energy) и подразделения по производству гидроциклов Nikola Powersports, купив стартап Free Form Factory.

В 2019-м было несколько анонсов: водородный багги, гидроцикл, тягачи Nikola Two и Nikola Tre, созданные совместно с CNH Industrial.

Фирма отказалась от полностью водородного прототипа Nikola One. Two и Tre питают и водородные топливные элементы, и аккумуляторы. Компания задумала выпустить 12 тысяч грузовиков к 2024 году.

Модель Nikola Tre. Nikola обещала, что автопилот в грузовиках «готов к четвёртому и даже пятому уровням автономности»

Ещё Nikola успела повоевать с Tesla. В мае 2018 года она подала в суд на компанию Маска, обвинив её в нарушении патентов на дизайн кабины. Сумма иска — $2 млрд. К сентябрю 2020 года судебное разбирательство продолжается.

Tesla представила свой грузовик в 2017 году

Nikola вышла на биржу: с большими партнёрами и без выпущенных продуктов

Nikola получила $250 млн и создала совместное предприятие с CNH Industrial (Iveco и FPT Industrial) — для разработки силовых установок и интеграции технологий грузовика Iveco S-Way в Nikola Tre.

Также Nikola привлекла $230 млн от Bosch и Hanwha:

  • Bosch помогает в разработке топливных элементов и аккумуляторов.
  • Hanwha поставляет солнечные модули для выработки водорода.

Среди партнеров Nikola — пивоваренная компания Anheuser-Busch с заказом на 800 грузовиков на сумму около $370 млн.

4 июня 2020 года Nikola провела IPO, завершив обратное слияние с VectolQ (занимается обменом акций, покупкой активов). Компания заявляла, что потенциальный объём предварительных заказов увеличился до $10 млрд и выход на прибыль ожидается к 2021 году.

В ходе сделки Nikola оценили в $3,3 млрд, рыночная капитализация объединенной компании составила около $13 млрд.

9 июня 2020 года стоимость акций Nikola резко выросла после того, как Милтон анонсировал приём заказов на Badger и пообещал представить «реально работающий пикап, а не фейк для шоу» в 2020 году. Стартап догнал по капитализации Ford и FCA. На момент закрытия торгов капитализация Ford составила $28,794 млрд против $28,775 млрд Nikola.

Nikola — оранжевым, Ford — чёрным

Что пошло не так

В августе Nikola отчиталась о доходе в $36 тысяч за второй квартал 2020 года. Эти деньги стартап получил, продав солнечные батареи основателю Милтону. Убытки Nikola за это время составили $86,64 млн. На фоне отчетности акции компаний подешевели на 18%.

8 сентября 2020 года с Nikola заключила партнёрство General Motors: автопроизводитель будет поставлять электробатареи и топливные элементы для грузовиков Nikola и займётся производством пикапа Nikola Badger — в обмен GM получила акции на $2 млрд и место в совете директоров Nikola.

Nikola Badger

10 сентября Hinderburg Research, один из акционеров Nikola Motor, обвинила стартап в мошенничестве и опубликовала разоблачающий отчёт.

Акционер рассказала о якобы собранных записях разговоров, фотографиях, переписке, которые доказывают: Милтон врал о технологиях и активах компании.

Например, Hinderburg Research утверждает:

  • Утверждения Милтона, что стартапу удалось снизить стоимость производства водорода на 81% оказались ложными, под давлением СМИ глава Nikola признался, что стартап пока не производил водород.
  • Рекламный ролик 2018 года с движущимся Nikola One на самом деле обман — машину отбуксировали на холм, чтобы она на холостом ходу съехала на дорогу. Поэтому она и ехала бесшумно.
  • Заявления о собственной газовой скважине Nikola не проверить — в документах она не упоминается, информация о ней удалена с сайта.
  • «Революционные» аккумуляторы Nikola не производила, а хотела купить технологию у другой компании, но у той её не было. Зная это, Милтон продолжал заявлять о работе над уникальной батареей, на деле же аккумуляторы поставляет GM.
  • Не существует и солнечных панелей на крыше штаб-квартиры, вырабатывающих энергию по собственной технологии Nikola, — их нет на аэроснимках и в сообщениях СМИ.
  • Bosch, производитель грузовиков Nikola Tre, заявила, что не выпустила ни одного грузовика — хотя Милтон в подкасте в июле 2020 года говорил о «пяти единицах, которые прямо сегодня сойдут с конвейера в Германии».
  • Nikola самостоятельно не производит ни один ключевой компонент грузовиков — она их закупает или лицензирует у других компаний.
  • Партнёры Nikola постепенно выходят из компании: Worthington, Bosch и ValueAct продали все свои акции Nikola летом 2020 года после IPO. Эти акции купили физлица-инвесторы с платформы Robinhood.
  • Сам Милтон обналичил $70 млн после IPO и уменьшил период, в течение которого не мог продавать свои акции после выхода на биржу, — с 1 года до 180 дней.

Обвинения стали предметом расследований Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Милтон же назвал их ложью и обвинил Hindenburg Research в спекуляции акциями — так как у неё открыта короткая позиция на бирже. После выхода публикации цена акций Nikola Motor упала на 13%.

Спустя несколько дней Nikola подтвердила, что грузовик Nikola One в проморолике 2018 года не мог ехать самостоятельно. Тем не менее у него были настоящие и рабочие коробка передач, аккумуляторы, гидроусилитель руля.

Однако ключевые технологии — рабочий водородный топливный элемент и привод — Nikola не упомянула. Более того, стартап объяснил: в ролике не утверждается, что машина едет самостоятельно. В описании к видео сказано, что грузовик находится «в движении», а не «едет самостоятельно» или «едет с помощью двигателя».

Тот самый видеоролик

Прототип Nikola One стартап решил не дорабатывать — он помог привлечь Bosch и Iveco в качестве партнёров и переключиться на работу над Nikola Two.

21 сентября Тревор Милтон покинул совет директоров Nikola Motor. На фоне новости акции компании упали на 22,2% и продолжают падение. С июня их стоимость снизилась более чем в три раза — с $79 до $25. Капитализация Nikola к 23 сентября составляет $9,6 млрд.

Что ждёт Nikola

К сентябрю 2020 года компания не выпустила ни одного автомобиля. Теперь состояние Nikola связано с успехом Nikola Two, Badger и других проектов, за которые отвечают партнёры.

Если компания сдержит обещания и выпустит пикап и грузовики, шумиха вокруг Nikola One и скандал с обвинениями постепенно улягутся, считает Ars Technica.

Формат сделки с GM подразумевает, что Nikola сможет как минимум выпустить Badger, так как в пикапе используются уже рабочие аккумуляторы GM Ultium, а не «революционная», но так и не представленная батарея Nikola.

GM возьмет на себя производство машин, сертификацию, проверку, а также станет эксклюзивным поставщиком водородных топливных элементов тяжёлых грузовиков Nikola. Фактически, задачами Nikola остаются только развитие своего бренда и его продвижение.

0
40 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Golubev

Самое прекрасное в статье - это кутеж за счет мамкиных инвесторов "партнёры Nikola продали все свои акции Nikola летом 2020 года после IPO. Эти акции купили физлица-инвесторы с платформы Robinhood."

Ответить
Развернуть ветку
Герман Анортосис
Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Fake it if you never make it. И главное, не забудь в процессе обналичить 70 миллионов.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Самородских

😂

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Novák

Теперь понятно , что за Робин Гуд. )) 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

у бедных отнимает, богатым отдаёт :)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Угрюмов

Не понимаю, почему Илон Маск не мог сделать пикап с подобным дизайном. Это же охриненно.

Ответить
Развернуть ветку
Artem

Ну так это же практически вылитый Raptor. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Цуприк

Вероятно, GMC sierra. Там же GM вкалывает, зачем изобретать ещё один велосипед?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Якунин

Потому что все будут говорить про необычный дизайн и акции сделают +600%, изи. А стандартный дизайн - зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Albrt

Интересная бизнес-модель.

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

А помоему зачетный МММ, весьма в духе времени. Предлагаю в следующий раз этому мужику начать производство звездолетов-там динамить инвесторов можно десятилетиями

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

он именно сделал очень грамотно. успех Теслы уже был очевиден и тут появилась "вторая" компания. а типа если ты не можешь громко войти в первую компанию на сильно растущем рынке - то войди хотя бы во вторую и все равно заработаешь - по этой логике вот эти крупные инвесторы туда набились.

ну это как не знаю например криптовалюты альтернативные - когда биткойн подорожал так что его не купишь, то более бедные люди скупали альткойны, потому что хотелось хоть как то влезть в растущую тему криптовалют.
тогда ведь тоже многие люди подняли денег просто так - просто сделал криптовалюту и вот тебе уже напихали денег полную коробочку. а потом тяни время.
какая нибудь универсаблокчейн - ни одного обещания не выполнили, уже и забыли про них все. а денег им напихали нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Что все было сделано очень грамотно, я не секунды не сомневался

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

кстати и обманутых особо не будет. по крайней мере никто квартиры не продавал ради НКЛА не то что МММ.
попали в основном всякие ритейл инвесторы которым грех жаловаться на жизнь - раз у них есть денег для инвестиций через приложения, знач лишние)

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

да вот насчет квартир то я и не уверен...

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

думаете в николу инвестировали с продажей квартир? это все таки больше наша русская забава мне кажется.
в сша той же у этих людей тупо нет квартир которые можно продать))
а если вдруг есть то на ней три обратные ипотеки висят из которых все высосано)

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

насчет николы не знаю но в форекс да

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

мы наверное о разном с вами. 
смотрите я говорил про ритейл инвесторов николы. а это не русские в массе своей.  в россии и не знают про нее массы людей. 
то есть это скорее американцы. 
а американцы не продают квартиры и не играют на форексе (они не умеют т.к. курс их валюты к доллару стабилен)

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Kutolkin

Вчера BP обьявила, что выходит из проекта с NKLA по строительству водородных станций. Т.е. и здесь все. Остается вопрос, зачем все это нужно было GM. Зная детали сделки (а по некоторой информации из $2 млрд оплата была только $800 млн), можно предположить, действительно ли они останутся в выгоде после государственных дотаций.

"Эти акции купили физлица-инвесторы с платформы Robinhood."

Зачем в неплохой статье дешевая желтизна?

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

думаю что у GM мотивация простая - прилипнуть куда то где речь идет об электромобилях, сделать они их могут, а вот продать нет, им нужен бренд похожего направления как Tesla - чтобы был яркий, секси. сами они такой не сделают, а тут вот более менее.
по крайней мере интернет хомячки у николы боевые, на реддите они рвут на части всех критиков. и думаю это бесплатно:)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golubev

Действительно, как это работает?

Эта никогда раньше не видимая связка трудно вообразимых вещей: жадности (быстро и много зарабатывать) + лени (ничего не делать ) + глупости (всё понятно и просто).

Загадка ну минимум на миллион.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

тут знаете в чем загадка на самом деле - и это без иронии и сарказма. 
понятно что жадность лень глупость, но вопрос в том что сейчас информация историческая намного более доступна, все случаи когда инвесторы теряли деньги вполне доступны тоже, но люди все равно продолжают "жрать кактус".

и вот это правда странно. то есть все вот эти разводы, мошенничества - до сих пор работают.
да что тут говорить неделю назад на виси была статья парня которому позвонили из банка и сказали перевести все деньги на безопасный счет - он пошел и перевел, потом написал статью на виси.

то есть получается жадность, лень, глупость и одновременно еще и абсолютная невозможность посмотреть в инете инфу о том как это бывает?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golubev
Ответить
Развернуть ветку
Руслан Киямов

Вероятно так оно работает с начала 20 века...
А с приходом ИТ - отбор денег стал как никогда легче.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky
Worthington, Bosch и ValueAct продали все свои акции Nikola летом 2020 года после IPO. Эти акции купили физлица-инвесторы с платформы Robinhood.

Отлично. То есть ребята фактически стали соучастниками всей этой авантюры.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Profxteam

Вообще-то так работает финансовый рынок. Сначала в компанию входят крупные инвесторы, потом объявляется IPO, на котором крупные инвесторы продают свои пакеты мелким. И тут нет ничего чернушного - это мировая практика.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Да, НО тут очевидно участие компаний в скаме, про который они знали

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Mikhaylov

красиво

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Silent Ficus

IPO просто так не проведешь. Поэтому они нашли компанию, которая уже была на бирже, но испытывала проблемы, и провели с ней слияние. Вот  так компания-пустышка Nikola оказалась на бирже.

Ответить
Развернуть ветку
okman

Какие банки помогали им делать ИПО ?

Ответить
Развернуть ветку
Walter Kovacs
Ответить
Развернуть ветку
Denis Lukov

Хаха)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

fear of missing out. по этой же причине люди покупали подряд любые криптовалюты - биткойн дорогой а купить что-то надо:)
вроде как и выглядит это неправильно, но с другой стороны смотрите, трамплин в жизнь для парня и его семьи - я так понимаю сильного мошенничества там нет, как они верно сказали весь обман был до айпио, а сейчас когда айпио то вроде как уже производство все на дженерал моторс. то есть свои деньги он собрал а дальше какая разница уже.

я бы за него порадовался)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Profxteam

Никола Тесла потому что, загугли.

Ответить
Развернуть ветку
Ground Zero

Кэшбэри и Мавроди по-американски.

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда