{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Про грузовые уберы, платформы и экосистемы в области транспортировки грузов

Напишу сегодня про «грузовые уберы», платформы и экосистемы в области транспортировки грузов. Сразу оговорюсь, что этот небольшой текст не является полноценным исследованием всей обширной темы по всех ее проявлениях, скорее это – обобщение практического опыта, накопленного мной в течение последних нескольких лет в процессе построения цифрового экспедитора.

Для цифрового похода на рынок перевозок грузов мы выбрали самый крупный сегмент. Действительно, нет смысла целиться в перевозки диванов на дачу, это сравнительно небольшой по размеру рынок, оставим это грузовым такси. В первую очередь мы говорим про крупнотоннажные (20-тонниками) магистральные (между городами) автоперевозки грузов, заказчиками которых являются крупные компании-грузовладельцы (сетевой ритейл, крупные производители товаров и материалов).

Магистральные, потому что из-за высокой средней стоимости перевозки (40-60 тыс руб за рейс, может быть и до 300 тыс за один рейс) денежная емкость этого сегмента в разы больше сегмента перевозок по городу или области. Крупные заказчики, потому что у мелких редко наберется груза на фуру. Так вот этот сегмент дает порядка 80% всего рынка автоперевозок.

Как-то мы сделали такой расчет: просуммировали предполагаемые затраты на автоперевозки всех потенциальных крупных клиентов (для себя мы их называем целевыми клиентами), всех – и тех с кем уже работаем, и тех с кем только хотим работать, и тех с которыми по разным причинам нам не удастся когда-то поработать. И вот что получилось – суммарный бюджет на автотранспорт около 300 самых крупных клиентов дал примерно 60-70% от рынка. Вот насколько рынок концентрирован на стороне клиентов.

Но у перевозки есть заказчик, а есть исполнитель. Конечных исполнителей, то есть 20-ти тонных грузовиков, в России больше миллиона, из них половина принадлежит физлицам (чаще всего сами сидят за рулем, работают как ИП), остальная половина в подавляющем большинстве по количеству грузовиков – это мелкие и небольшие автопарки 5-50 машин.

Только процентов 5 от общего количества машин – это крупные автопарки с 1000 машинами и более. В России среднее количество грузовиков на одно транспортное предприятие (включая и ИП), то есть все грузовики делить на всех перевозчиков, около 5. Интересно, что и в США примерно такая же картина – там в среднем 6 грузовиков у одного перевозчика.

Итак, получается такая картина, что в целом заказчики в тысячу раз крупнее исполнителей. Как правило заказчики перевозки не работают напрямую с тысячами исполнителей, для заказчика логистика это внутренний сервис, у них есть основной бизнес: производство, продажа. А в транспортной логистике они опираются на крупные автопарки, которых не так много, и на экспедиторские компании, которые как агрегаторы собирают под собой большое количество мелких исполнителей.

Когда-то у экспедиторских компаний из технологий были только телефон и блокнот с контактами. Конечно, такая работа малоэффективна и трудозатратна. Малоэффективна, потому, что когда диспетчер в экспедиторской компании ищет машину на заказ, он прозвонит всего несколько вариантов, найдет только примерно подходящую машину, даже если ей нужно будет сделать крюк в несколько десятков (а иногда больше ста) километров, чтобы попасть к месту загрузки. А трудозатратна, потому что все руками – и найти машину, и по безопасности ее проверить, и документы оформить и проследить все статусы и так далее.

Но сейчас-то уже даже не начало 21-го века и у нас под рукой есть огромное количество технологий, которые могут помочь построить «грузовой убер» (так говорят по аналогии с такси, где уже все случилось). Если кратко, то вот что мы в Обозе применяем, чтобы цифровизовать перевозки грузов.

Интеграция с системой клиентов. Позволяет передавать/получать заказы и обратно статусы, этапы их исполнения и другую необходимую информацию (например номер машины для пропуска и ФИО водителя для доверенности).

Контроль за безопасностью. Чтобы не столкнуться с мошенничеством или не нарваться на некачественного перевозчика нужно проверить все – машину, водителя, их документы, их аварийность, налоговую историю контрагента – более 60 разных параметров. Проверять это все вручную не вариант, опять же работают интеграции с несколькими сервисами и информационными провайдерами.

Использование гео-данных. Во-первых, для подбора машины, которая лучше всего подходит для загрузки в определенной локации и рейса в определенную географию (конечно перевозчики любят возвращаться в свой домашний регион!). И для последующего трекинга заказа: расчет планового времени, предупреждение о возможном опоздании, автоматическое подтверждение факта прибытия на загрузку (чтобы потом не спорить со складом, что мол приехал-то вовремя, а вот не могли выгрузить долго). Гео-данные – это самый, пожалуй, главный фактов для организации и исполнения перевозки.

Он-лайн коммуникация с перевозчиками через мобильное приложение или веб-портал: предложить конкретный заказ подходящим машинам, подтвердить цену и условия перевозки, подтвердить исполнение перевозки, загрузить сканы первичных документов на перевозку… И еще много всего. Это как раз про то, что можно перебрать сотни машин для каждого заказа и выбрать самую подходящую и про то, чтобы не делать все руками.

Также можно помогать перевозчикам решать их хозяйственные дела на маршруте: выдать ему аванс в рейс или заправить топливом и прочее. Если через ИТ-инструменты перевозка для вас видна и прозрачна, то вы не рискуете заправить кого-то другого или выдать аванс мошеннику.

И еще много деталей, не буду грузить ими, но думаю, что в целом канва понятна. Ясно, что все это делает перевозку дешевле, понятнее безопаснее. Но, наверное, есть и более далеко идущие последствия. Позволю сделать пару прогнозов.

Первое. Сейчас заказчики планируют свои перевозки заранее – заказывают фуру за день или даже раньше. Возможно, со временем транспорт будут заказывать так: заканчивают подготовку груза на складе, видят, что груз почти готов - вызывают грузовик, который прибывает аккуратно через полчаса и ровно такой, какой нужен. Нет смысла планировать и согласовывать транспорт заранее, если он реагирует быстро и гибко.

Второе. Сейчас крупные грузовладельцы чаще всего фиксируют со своими исполнителями цену на перевозки в рамках тендера. Тут понятно, что и бюджет оптимизировать нужно и коррупцию снять. Но, видимо, все идет к тому, что будет широко использоваться он-лайн ценообразование. Представьте, грузовладелец интегрирован с несколькими цифровыми исполнителями, система он-лайн образом, через интернет запрашивает стоимости у этих исполнителей-конкурентов и тот, кто дал лучше – берет заказ. Легко и просто. И опять же исключили человека из процесса, минимизировали потенциальную коррупцию.

Сейчас на направлении цифровых перевозок очень жаркий сезон. Посмотрим, как все сложится.

0
5 комментариев
Валентин Потапов

Ищу партнера на юбер грузоперевозок в небольшую страну (40мл. населения ), где такого нет. Могу взять чужое или пилить свое ПО.

Ответить
Развернуть ветку
Роберт ЯКурьер
Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Спасибо. Франшиза от 1.5мл. Надо подумать, это требует серьезного подхода. Так просто не попробуешь.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

В моей голове это не партнерство, а бизнес .

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Я вот свой сервис - такси, доставка за 30тр пока предлагаю, сыроват конечно, но за такие деньги можно потестится.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда