{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Wheely пожаловался голландским властям на СП «Яндекс.Такси» и Uber из-за передачи данных Дептрансу Статьи редакции

Это противоречит регламенту Евросоюза о защите персональных данных, за нарушение которого грозит штраф до €20 млн или 4% глобальной выручки за предыдущий год.

Сервис для вызова премиальных автомобилей Wheely обратился в Управление Нидерландов по защите данных (Dutch Data Protection Authority, DDPA) и пожаловался на зарегистрированную в Голландии MLU Ltd. Об этом сообщает Forbes со ссылкой на письмо Wheely.

MLU, совместное предприятие «Яндекса» и Uber, «активно и открыто» передаёт Дептрансу Москвы «чувствительную информацию» о поездках своих клиентов и водителей, говорится в письме. Речь идёт о данных о местоположении.

Это конфиденциальная информация, на основе которой можно вычислить родственные связи и политические, профессиональные, религиозные и сексуальные предпочтения, пишет Wheely.

Это противоречит регламенту Евросоюза о защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR), который действует с мая 2018 года, в том числе за пределами ЕС, заявляет Wheely. Регламент утверждает, что на передачу данных третьим лицам должны быть законные основания.

«Законными основаниями» Wheely называет федеральный закон, а московских локальных указов или приказов, в том числе и авторства Дептранса, для этого недостаточно.

За нарушение GDPR компания может получить штраф до €20 млн или 4% глобальной выручки нарушителя за предыдущий год. Максимальный штраф непосредственно от DDPA ниже — €1 млн, утверждает Forbes со ссылкой на исследование консультантов Dentons.

Wheely неоднократно предупреждал MLU о нарушениях и призывал их прекратить: например, глава сервиса Антон Чиркунов писал об этом операционному директору «Яндекса» Грегу Абовскому и предупреждал, говорится в письме. Тогда Чиркунов предупреждал, что будет вынужден доложить о нарушениях голландскому регулятору.

«Мы комментируем конкретные случаи только когда провели расследование и обнаружили нарушение GDPR», — заявили изданию в DDPA.

В «Яндекс.Такси» отказались от комментариев. В Дептрансе на момент публикации заметки не ответили на запрос издания.

  • 12 мая 2020 года московские власти позволили сервисам перевозок по заказу вернуться к работе после ограничений из-за пандемии, если компании будут соблюдать санитарные требования и передавать данные о водителях, статусе машины и геолокации в Единую региональную навигационно-информационную систему (ЕРНИС) Дептранса.
  • Wheely отказался передавать данные, и московский суд в августе приостановил работу сервиса на 90 дней.
  • В сентябре сервис пожаловался в Офис уполномоченного по информации в Великобритании (ICO) на давление со стороны московских властей из-за приостановки работы. Ответа от регулятора пока не было, рассказал Forbes представитель Wheely.
  • Все остальные игроки московского рынка, включая «Яндекс.Такси» и Uber, сотрудничают с Дептрансом, заявлял в июле руководитель ведомства Максим Ликсутов.
  • Дептранс собирает в ЕРНИС данные о передвижении общественного транспорта, транспорта ЖКХ и скорой помощи, а службы такси подключили к системе в 2017 году.
  • В 2017 году Дептранс потребовал делиться данными и от Wheely, говорит Чиркунов. «Когда мы смогли объяснить, что мы не такси, а сервис перевозок по заказу (у Департамента нет на этом рынке полномочий, деятельность на федеральном уровне регулируется Ространснадзором), то тон существенно смягчился», — заявил он.

Обновлено 8 октября. В «Яндекс.Такси» заверили, что передают всю информацию конфиденциально.

В 2014 году «Яндекс» и правительство Москвы подписали соглашение об обмене информацией, на основании которого мы передаем оговоренный набор данных о работе такси в столице – идентификатор водителя в системе, номер автомобиля, статус (свободен или на заказе), и, периодически, координаты местоположения машины.

Мы исходим из того, что город использует эти данные для планирования изменений в транспортной инфраструктуре города и повышения безопасности дорожного движения, как это и оговорено в действующем между нами соглашении.

Все сведения передаются только по зашифрованным каналам и не содержат персональных данных пассажиров.

«Яндекс.Такси»
0
105 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кондратьев

Зайдите на канал Медиакиллер в Telegram и вбейте "Wheely". Много интересного узнаете.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Кондратьев

"Недавно мы писали, что сервис перевозок Wheely попался на нецелевых расходах денег инвесторов (они закупали рекламу постов-срачей Чиркунова с властями Москвы в твиттере, покупали заказухи у блогеров-таксистов на YouTube). Некоторые ситуации должны дойти до такой стадии абсурда, чтоб безумие их участников раскрылось во всей красе, и, кажется Wheely постигла именно эта бесславная участь: попытку разыграть карту борьбы за прайваси с государством не оценили в американском Forbes, а скоро грядет и скандал с водителями. То есть Wheely, которые якобы отстаивали права водителей, попали в свою же ловушку - водители теперь требуют от них прозрачности истории со своими данными.

Напомним, прямо сейчас действует 90-дневный запрет суда на работу Wheely в Москве. Офис компании опечатан, но перевозки Wheely не приостанавливаются, что Чиркунов даже не думает скрывать. С учетом того, что его адвокаты в это время подают ходатайства о досрочном помиловании, это прямая роспись в нарушении закона и двуличии. С предельно ясным намеком про это написали в Forbes США, без формулировок вроде «Wheely борется с российским data-диктатом, защищая данные пользователей», как это привык транслировать Чиркунов. Написали как есть: власти Москвы требовали данные водителей для безопасности пассажиров, а Wheely их передавать не стали и теперь работают нелегально.

Самое смешное, что в статье Чиркунов ссылается на Общее положение о защите данных (GDPR), которое он якобы нарушит, если предоставит данные водителей государству. НО GDPR ЭТОГО И НЕ ЗАПРЕЩАЕТ! Зато GDPR запрещает компаниям использовать личные данные сотрудников, о которых те не знают. Почитайте, сейчас в Британии на эту тему крупный скандал — водители судятся с Uber за то, что тот использует их данные о стиле вождения и общении с пассажирами, чтоб ранжировать доход таксистов. А теперь еще и самих Wheely обвинили в этом: председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что оператор премиальных такси Wheely сам нарушает общее положение о защите данных.

Учитывая все абсолютно идиотские причины для страйков и увольнения водителей из Wheely, которые они узнают случайно — мятая рубашка, цвет брюк, спущенная маска — Чиркунов сам является прямым нарушителем GDPR, не раскрывая водителям как эксплуатирует их данные и за что увольняет.

Вспомним, как GDPR применяется на практике: финский орган по защите данных расправился с шведской финансовой фирмой Svea Ekonomi за отказ сообщить 83-летнему мужчине, что автоматизированные системы посчитали его слишком старым для кредита. Деду просто отказали без объяснения причин, а он пошел в суд, который выиграл, опираясь на GDPR.

Wheely решили пиариться на теме защиты данных, значит должны быть сами кристально честными по отношению к своим сотрудникам. Но сейчас сами же попали в свою ловушку с GDPR: если пара недовольных хитрыми схемами водителей Wheely обратятся в органы по защите данных, 30 миллионов долларов инвестиций, которые так нужны Wheely, утекут к кому-то более расторопному — тому, кто понимает, что прежде чем разворачивать сомнительную пиар-кампанию, нужно спрятать все собственные косяки.

Кстати, отдельно смешно, что сыночка экс-губернатора побежал жаловаться на российские власти в Лондон. Это прямо новая реальность какая-то униженных и оскорбленных детей проворовавшихся толстопузов из власти."

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маков

Чет какой-то бессмысленный и беспощадный поток сознания хз во имя чего. Знаком с Wheely с двух сторон - использую сервис как пассажир, при этом есть знакомые, которые в нем работают водителями. С моей точки зрения это вообще лучшее, что случалось с московским такси, и к их стандартам обслуживания приблизился ну гетт разве что, яндексу до них как до луны, это при сопоставимой между прочим стоимости. Знакомые, которые водители, что характерно, тоже не жалуются, для меня это тоже показатель. Мне пока из всей этой истории понятно одно - у Чиркунова есть определенная позиция, понятная мне, и он не боится ее отстаивать. Ну да, очевидно про пиар он тоже не забывает, а про его мотивы мне неизвестно вообще ничего, ну и что с того? Он сделал классный сервис и говорит разумные вещи, для меня этого достаточно. Ну а кому-то истерики авторов каких-то желтых тг-каналов больше нравятся, ну ок, каждому свое. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Думает, что большая портянка вызовет уважение в глазах людей.

Ответить
Развернуть ветку
102 комментария
Раскрывать всегда