{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему подход Waymo к автопилоту может оказаться надёжнее подхода Tesla Статьи редакции

Waymo долго скрывала подробности своих разработок, а в октябре открыла свой сервис автономных такси для всех — тогда появилось с десяток видео о беспилотниках компании.

Пересказ материала Ars Technica.

Wired

Waymo, беспилотное подразделение Google, долго скрывала подробности своих передовых разработок. Автомобили компании проехали несколько миллионов миль по Аризоне и Калифорнии, в том числе без страхующего водителя за рулём. Однако до октября 2020 года почти все участники испытаний не имели права разглашать детали поездок.

Тогда Waymo, наконец, открыла сервис автономных такси для всех. Жители пригорода Финикса, штат Аризона, могут публиковать записи поездок и делиться впечатлениями с журналистами (там Waymo тестирует технологию).

Задокументировать работу беспилотных авто решил студент Джоэль Джонсон, он живёт неподалеку от зоны испытаний. С тех пор как сервис стал общедоступным, Джонсон совершил больше 60 поездок и записал с десяток видео о беспилотниках.

Ролики очень скучные: за пять часов машины Waymo не совершили ни одной существенной ошибки. В отличие от «полного» автопилота Tesla, бета-тест которого тоже прошёл в октябре. Автор Ars Technica отсмотрел три часа записей, и водители вмешивались в управление больше десяти раз. Дважды столкновения оказывались неизбежными.

«Они забывали, что машиной управляет компьютер»

«Мне не к чему придраться», — рассказал Джонсон Ars Technica. Студент рекламировал сервис друзьям и родным, принимал инсайдеров и YouTube-блогеров. Те специально приезжали в Финикс, чтобы испытать автомобили.

«Никто не боялся, — поясняет Джонсон. — Они забывали, что машиной управляет компьютер, настолько безопасной кажется поездка». Это подтверждает один из спутников студента: «Машина ускоряется и тормозит очень плавно».

Джоэль Джонсон

Джонсон участвует в испытаниях Waymo с середины 2019 года как участник закрытой программы Early Rider. С тех пор, по его словам, наметился прогресс. «Раньше автомобили часто небезопасно перестраивались в левую полосу, — говорит Джонсон в одном из видео. — Со временем подобных ситуаций стало заметно меньше».

Автопилот Waymo, по словам Джонсона, эффективнее справляется и с пешеходным потоком. В октябре автомобиль Waymo ехал через оживленную стоянку Costco. Он выждал, пока пешеходы отойдут с дороги, и затем уверенно двинулся вперед.

В марте 2020 года такое число пешеходов спровоцировало бы резкое торможение. А в июле 2019-го автомобиль бы дальше даже не поехал. Теперь всё иначе.

Джоэль Джонсон

Но машины по-прежнему очень осторожны вблизи пешеходов. Как-то раз Джонсон запустил Waymo на переполненной стоянке. Чтобы хоть как-то продвинуться, машине понадобилось почти три минуты. Водитель наверняка справился бы быстрее.

Однако винить Waymo за это трудно: лучше помедлить, чем рискнуть и сбить пешехода, считает Ars Technica.

Доказать безопасность непросто

Разумеется, четырех и даже четырёхсот часов безупречной езды недостаточно, чтобы доказать безопасность беспилотника. Данных нужно гораздо больше. Машины Waymo проехали более 32 млн километров, большую часть по дорогам общего пользования со страхующим водителем. До сентября 2020 года 105 тысяч км из них — полностью самостоятельно.

Waymo долго скрывала данные, не давая оценить технологию. В октябре же она опубликовала статистику:

  1. Данные поездок с водителем в Финиксе и окрестностях в 2019 году (10 млн км).
  2. Полностью беспилотные поездки с начала 2019 года и до сентября 2020 (105 тысяч км).

За 10 млн км автомобили Waymo попали в 18 аварий (большую часть времени за рулём был наблюдатель, который брал управление на себя в случае неизбежного столкновения).

Чтобы оценить, насколько хорошо авто справились бы без человека, Waymo повторно смоделировала ситуации, в которых водитель перехватил управление. Выяснилось, что без вмешательства произошло бы еще 29 аварий.

47 инцидентов — не так уж мало, но здесь важен другой показатель. Автомобили попадали в аварию или попали бы в неё без водителя примерно один раз за 210 тысяч км. То есть как у водителя, который проезжает по 1600 км в месяц десять лет подряд.

Но для человека такое схожее значение вывести трудно. Часть случившихся аварий оказалась незначительной:

  1. Пешеход врезался в бок стоящего Waymo со скоростью 4,3 км/ч.
  2. В двух симуляциях то же сделали велосипедист и скейтбордист — со скоростью 3,5 и 9,4 км/ч соответственно.

О незначительных столкновениях на малой скорости не сообщают в органы, поэтому неизвестно, сколько таких «аварий» происходит у среднестатистического автоводителя.

Ещё важно, что большая часть столкновений, по-видимому, произошла по вине другого авто. В 14 реальных и одном смоделированном случаях в автомобили Waymo врезались сзади. Исключением стала симуляция, в которой Waymo должен был столкнуться со впереди идущим транспортом на скорости 1,6 км/ч.

Восемь столкновений по касательной из десяти произошли, когда автомобили перестраивались на полосу, по которой двигался Waymo. В одном из случаев полосу меняла Waymo. Но и тогда причиной столкновения стал водитель, превысивший скорость на 48 км.

За 10 млн км произошло три фактических и пять имитированных столкновений, когда сработали бы подушки безопасности. Ни одно из них, по словам компании, не привело (или не привело бы) к опасным для жизни травмам.

Таким образом, предполагает Ars Technica, автомобили Waymo в большинстве ситуаций безопаснее, чем среднестатистический автомобиль с водителем.

Почему методичность Waymo идёт ей на пользу

Тем не менее до сих пор неясно, меньше ли вероятность, что Waymo станет причиной смертельной аварии. Согласно статистике, в США на каждые 161 млн км приходится один инцидент с летальным исходом. То есть даже 10 млн км безупречной езды недостаточно, чтобы утверждать, что Waymo с меньшей вероятностью убьёт человека, чем водитель обычного авто.

Возникает проблема курицы и яйца. При всех деньгах даже Waymo вряд ли может позволить себе сначала испытать автомобили на сотнях миллионов километров и только потом выпустить их на рынок. Но предлагать беспилотное авто, не доказав, что оно безопаснее машины с водителем, рискованно.

Отсюда столь методичный подход. Автомобили Waymo ездят исключительно по дорогам с максимальной скоростью около 70 км/ч: авария на магистрали, скорее всего, закончится смертью.

Сервис Waymo развивается очень медленно. Два года назад компания надеялась выйти на широкий рынок, но по-прежнему проводит всего несколько сотен поездок в неделю.

Вероятно, всё это время невидимая армия анализирует каждую поездку, чтобы удостовериться в полной безопасности. Доказав её, компания наверняка увеличит число автомобилей на дорогах. И в будущем, когда убедится в правильности стратегии, расширит и территорию обслуживания: сначала вблизи Финикса, а затем и в других городах.

Стратегия Waymo отличается от подхода Tesla, которая привыкла полагаться на опыт клиентов. Компания, как правило, выпускает программные обновления после коротких бета-тестов и убеждается в надёжности уже на дорогах. С 2016 года в США погибли по меньшей мере три клиента Tesla. Они не смогли откатить неверные решения, принятые системой автопилота.

Однако Waymo, похоже, решительно настроена сохранить свою почти безупречную репутацию. Вопрос в том, позволит ли излишняя методичность вырасти в жизнеспособный бизнес.

0
122 комментария
Написать комментарий...
Илья

Отвратительный кликбейт в подводке, где сравнивают разные вещи:
У беспилотных автомобилей Waymo за 10 млн км случилось 18 несущественных столкновений, а у Tesla с 2016 года погибло три клиента.

-сколько проехала тесла с 2016?
-сколько лет веймо накатывали эти 10 млн км?

Пост выглядит как «реклама уровня 1хбет», где тесла — корень мирового зла, а веймо белые и пушистые

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Vafin

Вот с языка сняли - сравнение мягкого с тёплым....

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zotov

Tesla проехала 0 км. У Tesla в принципе нет разрешения на поездки авто без водителей.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Лиана Липанова

поправим, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Петров

Удивительно, с какой обыденностью автор говорит об авариях. Такие такси вообще нельзя допускать на дороги и кого-то возить. Тестируют на людях свой нерабочий металлолом, по сути принося людей в жертву своей коммерческой науки. Это просто недопустимо.

Вы можете себе представить, чтобы Яндекс такси и яндекс роверы начали сейчас людей на улицах сбивать? Это был бы конец

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Алимов

Я начинающий водитель только после автошколы. После очень серьезного практического обучения вождения на дорогах. То есть мне инструктор на протяжении 30 занятий объяснял и показывал на практике зачем нужно соблюдать правила, которые ВСЕ не соблюдают и к каким авариям это приводит.

Садясь в такси, я ощущаю себя некомфортно в 70% случаев поездок в любом такси. Потому что для большинства водителей ПДД это "неудобства для вытягивания бабла через штрафы". 

Так что кто тут больше рискует жизнями пассажиров это еще вопрос

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Ol Ka

О таксистах Яндекса регулярно пишут, что они грабят своих пассажиров, насилуют, убивают. Или это не считается?

Поездка с трижды судимым рецидивистом — это ли не испытание? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
badResistor

вызывая такси или садясь на борт самолёта у вас точно так же нет уверенности в компетенции и без аварийности пилота и водителя.
Ну а тут люди сами знают кого вызывают, в отличии от пользователей обычного такси

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Igor Filippov

Да не первый раз же. Вон 737max тоже нерабочий металлолом, но никого не расстреляли за это. 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Я слышал, что когда появились поезда, реакция у некоторых людей была аналогичная.
На самом же деле, складывается впечатление, что уже сегодняшний уровень развития самоуправляемых автомобилей позволяет более качественно водить, чем могут процентов 30-40% живых водителей (включая меня). Ведь живые водители тоже совершают ошибки, врезаются и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Filippov
 Автопилот Тесла проехал 3 млрд км

Что за дичь? Это где написано?

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
John Rickman

Бедный Антон Вайно, аж 32 млн км.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mike Kosulin

Ещё важный момент, что автопилот Tesla это делает пол наблюдением различных водителей, которые часто забивают на правила.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Любому здравомыслящему человеку понятно, что по километражу невозможно сделать вывод о надежности. Тот же автопилот Теслы практически все свои километры намотал на трассах. Waymo, понятно, тоже. Основные же опасности подстерегают автопилот в городском движении. Поэтому интересна была бы эта статистика.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Ruslan Vafin

Тестировать, настраивать и испытывать беспилотники стоит в Махачкале.
Если они там месяц продержатся, то в других местах будет просто как в детском саду:)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Сможет ли нейронка понять, что если на двухполосной дороге встречный джигит обгоняет по встречке и несется вам в лоб, то надо проявить уважение и чуть съехать на обочину? Но зато потом можно и самому выехать на встречку и рассчитывать на уважение от других водителей. В первый день езды в одной за кавказских республик я слегка с этого прифигел))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Глеб Неизвестный

Знаю в МСК места, где допустим люди идут через пешеходный переход непрерывным потоком с 18 до 19. Т.е. проехать там можно только когда водитель начинает медленно двигаться и по сути разрезает поток пешеходов.

Интересно как с этим справится любой беспилотный авто? Будет час стоять на переходе, пока все не пройдут?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Там установят светофор.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Если в подобных ситуациях живые водители будут разрезать поток, то AI обучится и будет так же делать

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Переходный период — самая жопа.

С другой стороны, когда 99% транспорта будет на автопилоте — будут ли новые игроки на рынке? Какие инновации они смогут предложить и привнести? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

тяжело предсказать что смогут или не смогут привнести новые игроки - пока нет рынка и вообще области беспилотных авто. Примеров когда захваченный рынок делят-множество 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Алимов

Возможно у других игроков на рынке появятся три ракушки в салоне

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Автор забыл написать о том что Waymo использует лидары и поэтому не ездит в дождь,  снег и туман.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Вы наркоман чтоли? Тоже в гугле забанили? https://waymo.com/open/about/

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Артем Кривич

В отрицательную температуру ниже 10 градусов и в принципе во влажном климате. А ещё возникнут проблемы в пробках.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Что одна компания, что вторая, еще не скоро дадут безопасный продукт.
Сколько еще людей погибнет? Если компьютер, то не значит что все безопасно. Рано они заявили об успехе, у теслы пока проблемы с жертвами в дтп.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

думаете, если народ под наркотой или волдкой гоняет, сбивает деетй на перекрестках и уходит от ответственности, это для всех лучше?

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Undisclosed

Ну если не двигаться вообще — то аварий, конечно, будет меньше. Сначала он 3 минуты не мог выехать с парковки. Потом он вообще посреди дороги остановился, потому что не смог перестроиться из своей заканчивающейся полосы. Я бы не выдержал такой поездки.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Filippov

Это отражает реальное состояние автопилота в принципе.

Ответить
Развернуть ветку
Winter Buddha

Разумеется всё лучшее у Гугла. Они пылесосом высасывают мозги по всему миру.

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff
 Разумеется, четырех и даже четырёхсот часов безупречной езды недостаточно, чтобы доказать безопасность беспилотника
Ответить
Развернуть ветку
Egor Bozenov

Потому, что Тесла пионер, новатор и первопроходец, который принимает на себя первый удар. А конкурент идет по следу, демонстрируя лайтовую статистику, избегая уже проверенных Теслой рисков

Ответить
Развернуть ветку
Igor Filippov
 принимает на себя первый удар

публичные компании такой ерундой не занимаются

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Lukovkin

Waymo работает над self driving с 2009. Так что как раз они первопроходцы, а Tesla в догоняющих.

Ответить
Развернуть ветку
119 комментариев
Раскрывать всегда