{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Почему подход Waymo к автопилоту может оказаться надёжнее подхода Tesla Статьи редакции

Waymo долго скрывала подробности своих разработок, а в октябре открыла свой сервис автономных такси для всех — тогда появилось с десяток видео о беспилотниках компании.

Пересказ материала Ars Technica.

Wired

Waymo, беспилотное подразделение Google, долго скрывала подробности своих передовых разработок. Автомобили компании проехали несколько миллионов миль по Аризоне и Калифорнии, в том числе без страхующего водителя за рулём. Однако до октября 2020 года почти все участники испытаний не имели права разглашать детали поездок.

Тогда Waymo, наконец, открыла сервис автономных такси для всех. Жители пригорода Финикса, штат Аризона, могут публиковать записи поездок и делиться впечатлениями с журналистами (там Waymo тестирует технологию).

Задокументировать работу беспилотных авто решил студент Джоэль Джонсон, он живёт неподалеку от зоны испытаний. С тех пор как сервис стал общедоступным, Джонсон совершил больше 60 поездок и записал с десяток видео о беспилотниках.

Ролики очень скучные: за пять часов машины Waymo не совершили ни одной существенной ошибки. В отличие от «полного» автопилота Tesla, бета-тест которого тоже прошёл в октябре. Автор Ars Technica отсмотрел три часа записей, и водители вмешивались в управление больше десяти раз. Дважды столкновения оказывались неизбежными.

«Они забывали, что машиной управляет компьютер»

«Мне не к чему придраться», — рассказал Джонсон Ars Technica. Студент рекламировал сервис друзьям и родным, принимал инсайдеров и YouTube-блогеров. Те специально приезжали в Финикс, чтобы испытать автомобили.

«Никто не боялся, — поясняет Джонсон. — Они забывали, что машиной управляет компьютер, настолько безопасной кажется поездка». Это подтверждает один из спутников студента: «Машина ускоряется и тормозит очень плавно».

Джоэль Джонсон

Джонсон участвует в испытаниях Waymo с середины 2019 года как участник закрытой программы Early Rider. С тех пор, по его словам, наметился прогресс. «Раньше автомобили часто небезопасно перестраивались в левую полосу, — говорит Джонсон в одном из видео. — Со временем подобных ситуаций стало заметно меньше».

Автопилот Waymo, по словам Джонсона, эффективнее справляется и с пешеходным потоком. В октябре автомобиль Waymo ехал через оживленную стоянку Costco. Он выждал, пока пешеходы отойдут с дороги, и затем уверенно двинулся вперед.

В марте 2020 года такое число пешеходов спровоцировало бы резкое торможение. А в июле 2019-го автомобиль бы дальше даже не поехал. Теперь всё иначе.

Джоэль Джонсон

Но машины по-прежнему очень осторожны вблизи пешеходов. Как-то раз Джонсон запустил Waymo на переполненной стоянке. Чтобы хоть как-то продвинуться, машине понадобилось почти три минуты. Водитель наверняка справился бы быстрее.

Однако винить Waymo за это трудно: лучше помедлить, чем рискнуть и сбить пешехода, считает Ars Technica.

Доказать безопасность непросто

Разумеется, четырех и даже четырёхсот часов безупречной езды недостаточно, чтобы доказать безопасность беспилотника. Данных нужно гораздо больше. Машины Waymo проехали более 32 млн километров, большую часть по дорогам общего пользования со страхующим водителем. До сентября 2020 года 105 тысяч км из них — полностью самостоятельно.

Waymo долго скрывала данные, не давая оценить технологию. В октябре же она опубликовала статистику:

  1. Данные поездок с водителем в Финиксе и окрестностях в 2019 году (10 млн км).
  2. Полностью беспилотные поездки с начала 2019 года и до сентября 2020 (105 тысяч км).

За 10 млн км автомобили Waymo попали в 18 аварий (большую часть времени за рулём был наблюдатель, который брал управление на себя в случае неизбежного столкновения).

Чтобы оценить, насколько хорошо авто справились бы без человека, Waymo повторно смоделировала ситуации, в которых водитель перехватил управление. Выяснилось, что без вмешательства произошло бы еще 29 аварий.

47 инцидентов — не так уж мало, но здесь важен другой показатель. Автомобили попадали в аварию или попали бы в неё без водителя примерно один раз за 210 тысяч км. То есть как у водителя, который проезжает по 1600 км в месяц десять лет подряд.

Но для человека такое схожее значение вывести трудно. Часть случившихся аварий оказалась незначительной:

  1. Пешеход врезался в бок стоящего Waymo со скоростью 4,3 км/ч.
  2. В двух симуляциях то же сделали велосипедист и скейтбордист — со скоростью 3,5 и 9,4 км/ч соответственно.

О незначительных столкновениях на малой скорости не сообщают в органы, поэтому неизвестно, сколько таких «аварий» происходит у среднестатистического автоводителя.

Ещё важно, что большая часть столкновений, по-видимому, произошла по вине другого авто. В 14 реальных и одном смоделированном случаях в автомобили Waymo врезались сзади. Исключением стала симуляция, в которой Waymo должен был столкнуться со впереди идущим транспортом на скорости 1,6 км/ч.

Восемь столкновений по касательной из десяти произошли, когда автомобили перестраивались на полосу, по которой двигался Waymo. В одном из случаев полосу меняла Waymo. Но и тогда причиной столкновения стал водитель, превысивший скорость на 48 км.

За 10 млн км произошло три фактических и пять имитированных столкновений, когда сработали бы подушки безопасности. Ни одно из них, по словам компании, не привело (или не привело бы) к опасным для жизни травмам.

Таким образом, предполагает Ars Technica, автомобили Waymo в большинстве ситуаций безопаснее, чем среднестатистический автомобиль с водителем.

Почему методичность Waymo идёт ей на пользу

Тем не менее до сих пор неясно, меньше ли вероятность, что Waymo станет причиной смертельной аварии. Согласно статистике, в США на каждые 161 млн км приходится один инцидент с летальным исходом. То есть даже 10 млн км безупречной езды недостаточно, чтобы утверждать, что Waymo с меньшей вероятностью убьёт человека, чем водитель обычного авто.

Возникает проблема курицы и яйца. При всех деньгах даже Waymo вряд ли может позволить себе сначала испытать автомобили на сотнях миллионов километров и только потом выпустить их на рынок. Но предлагать беспилотное авто, не доказав, что оно безопаснее машины с водителем, рискованно.

Отсюда столь методичный подход. Автомобили Waymo ездят исключительно по дорогам с максимальной скоростью около 70 км/ч: авария на магистрали, скорее всего, закончится смертью.

Сервис Waymo развивается очень медленно. Два года назад компания надеялась выйти на широкий рынок, но по-прежнему проводит всего несколько сотен поездок в неделю.

Вероятно, всё это время невидимая армия анализирует каждую поездку, чтобы удостовериться в полной безопасности. Доказав её, компания наверняка увеличит число автомобилей на дорогах. И в будущем, когда убедится в правильности стратегии, расширит и территорию обслуживания: сначала вблизи Финикса, а затем и в других городах.

Стратегия Waymo отличается от подхода Tesla, которая привыкла полагаться на опыт клиентов. Компания, как правило, выпускает программные обновления после коротких бета-тестов и убеждается в надёжности уже на дорогах. С 2016 года в США погибли по меньшей мере три клиента Tesla. Они не смогли откатить неверные решения, принятые системой автопилота.

Однако Waymo, похоже, решительно настроена сохранить свою почти безупречную репутацию. Вопрос в том, позволит ли излишняя методичность вырасти в жизнеспособный бизнес.

0
122 комментария
Написать комментарий...
Светлана Завацкая

Что одна компания, что вторая, еще не скоро дадут безопасный продукт.
Сколько еще людей погибнет? Если компьютер, то не значит что все безопасно. Рано они заявили об успехе, у теслы пока проблемы с жертвами в дтп.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

думаете, если народ под наркотой или волдкой гоняет, сбивает деетй на перекрестках и уходит от ответственности, это для всех лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

А что меняет, когда наркоман сбил насмерть ребенка или автопилот? Что для вашей логики в этой ситуации меняется? Это касательно вашего комментария. 

Ответить
Развернуть ветку
Mokona Black

Тем что автопилот исправят, а наркоманы за рулём были, есть и будут

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Я высказала мнение на данный момент, а вы сказали за 20 лет спустя. Смех и не более, фантазер ты меня называла)

Ответить
Развернуть ветку
Mokona Black

Патчи для автопилота выпускают каждую неделю, если автопилот где то ошибётся, то такая ошибка больше не повторится. А люди будут повторять ошибку снова и снова до скончания времён. 

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Говорите больше в патчи ошибки не повторяются? Ну вы точно насмешили. Сколько тесл уже разбито? И это не считать другие электрокары. А вы такое пишите

Ответить
Развернуть ветку
Mokona Black

Ну и сколько их разбито? Особено по сравнению с другими авто?
Хорошо что сама компания Тесла каждые 3 месяца публикует сравнение.
"В третьем квартале компания зарегистрировала одну аварию на каждые 7,39 млн км (4,59 млн миль) пробега, в которой водители использовали автопилот"
"Для сравнения, самые последние данные NHTSA показывают, что в США происходит автомобильная авария каждые 770 875 км (479 000 миль)."
Т.е если вы едете со средним водителем на средней машине шанс попасть в аварию в 10 раз выше чем в Тесле под управлением автопилота.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Да? Тогда у меня что-то с восприятием, только в нашем городе за последний месяц 3 теслы разбито, 1 даже с летальным исходом. Но вы в танке, будьте там и думайте что роботы вас спасут от людей. Произведение прочтите (Идиот)

Ответить
Развернуть ветку
Mokona Black

Вы просто не понимаете статистики.
Представьте появился волшебник и взмахнул палочкой и все машины стали Теслами с автопилотом.
За год 120 тысяч человек умрут в ДТП в машинах под управлением автопилотом. Ужасная перспектива не правда ли?
Только вот если оставить как есть умрут 1 200 тысяч людей.
Тем самым автопилоты за год спасли бы 1 080 тысяч людей. Больше миллиона человек пришли бы живыми и здоровыми домой. И так каждый год! 

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Я вас услышала, пусть будет так. Но на мой взгляд волшебник тут только вы.

Ответить
Развернуть ветку
Mokona Black

Просто волшебство статистики. Показывающей реальное положение дел, возвышаясь над частными случаями.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Статистика парой не совсем зеркальна. Тут есть много тонкостей в которых можно по разному считать. Это как пример того сколько в горах разбиваются людей на ослах или сколько гибнут в самолёте. Соотношение проведете в интернете и смеяться будите. Вы то же самое, относительно предлагаете посчитать. Я просила посчитать только в количестве электрокаров. 

Ответить
Развернуть ветку
Mokona Black

Я привёл данные в среднем по автопилоту Теслы против средней по автомобилям в США.  

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

В таком формате я не проводила свои познания, так что именно по США я не могу вас казать статистику, а вот у нас это не совсем так.

Ответить
Развернуть ветку
Mokona Black

У нас Тесла официально не продаётся и автопилот не поддерживает Российские дороги и ПДД.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Но это не говорит что тесл у нас нет, верно? То что дороги не поддерживает я согласна, но тогда о каком автопилоте мы говорим, если выехав на наши дороги ничего не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Mokona Black

Адаптировать нехитрое дело. Внести правила местную специфику радикально проще чем научить автомобиль видеть например.
Просто без адаптации и большего числа автомобилей предоставить статистику ДТП автопилота и без в России нету возможности.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Ну я думаю что это не надолго, скоро вроде будут заниматься этим.

Ответить
Развернуть ветку
119 комментариев
Раскрывать всегда