Электробусная реальность: батареям 30 лет, а электробусы выезжают на улицы только сейчас. Разбираемся почему

Последние годы газеты по всему миру все чаще выходят с заголовками о том, что очередной город начал переход на электрические автобусы. Причем тренд характерен не только для столиц, но и провинциальных городов.

На сегодняшний день больше всего — 99% всех электробусов — сосредоточено в Китае. В городе Шэньчжэнь уже заменен весь дизельный автопарк. Другие страны тоже стараются не отставать. Москве потребовалось всего два года, чтобы запустить 500 электробусов с быстрой подзарядкой.

Увеличивают количество электробусов и другие города Европы: Лондон, Париж, Берлин. В белорусском Гродно применяются in motion charging busses(автобусы с возможностью подзарядки во время движения), которые позволили связать маршруты на разных концах города.

Похоже, мы дождались момента начала массовой декарбонизации наземного транспорта. Возникает логический вопрос: почему массовое производство электробусов стало возможно только сейчас?

Сердце любого электрического транспорта – это аккумулятор. Используемые в электробусах батареи, являются вариантами литий-ионных аккумуляторов. Их история началась около 30 лет назад. Первоначально этот тип батарей получил распространение в сфере IT-гаджетов: такими батареями стали оснащать ноутбуки и телефоны.

Развитие рынка гаджетов способствовало совершенствованию литий-ионных аккумуляторов и переходу производства в промышленные масштабы.

Химические соединения, используемые в батареях, становились безопаснее, а стоимость производства ниже. Эти факторы позволили перейти к применению литий-ионных батарей в электрическом транспорте, в том числе в электробусах. С этого момента началась электрическая гонка и стремительное развитие индустрии.

На первый взгляд может показаться, что заменить дизельные автобусы электробусами несложно. На самом же деле батареи электробусов должны отвечать ряду критериев: безопасность, экологичность, легкость, эффективность и экономичность. Идеальным решением являются литий-титанатные батареи.

На сегодняшний день, существует три типа электробусов: depot charging bus, opportunity charging bus, in motion charging bus. Литий-титанатные аккумуляторы подходят для второго и третьего типа электробусов. Этот тип батарей считается лучшим не просто так.

Во-первых, они безопасны во всех смыслах: как для экологии, так и с технической точки зрения. Во-вторых, они идеальны для городов с большими перепадами температуры и работают даже при сильных морозах. В-третьих, они экономически эффективны. Да, если смотреть на стоимость производства литий-титанатной батареи, то она окажется больше остальных.

Однако, срок службы такой батареи составляет около 15 лет, что в три раза больше, чем у батарей других типов. В итоге, в контексте жизненного цикла литий-титанатные батареи оказываются самыми дешевыми и экономически привлекательными. Кроме того, рост объёмов производства привел к тому, что за последние 10 лет средняя стоимость батарей данного типа снизилась примерно в 1,8-1,9 раз.

Еще одна привлекательная черта электробусов с литий-титанатными батареями – это возможность использования быстрой подзарядки. Такие электробусы могут подзаряжаться на конечных пунктах маршрута в течение всего нескольких минут и проезжать за день до 300-400 километров.

Это позволяет покрыть еще одну важную потребность общественного транспорта современных городов – непрерывные перевозки. Многие могут поспорить, что электробусы с ночной зарядкой подойдут для подобных целей лучше. Да, действительно, батареи таких автобусов будет возможно зарядить ночью, чтобы они смогли работать весь день.

При этом, размер и вес таких батарей должны быть значительны: 3-4 тонны против 1,5 тонн в электробусах с быстрой подзарядкой. А учитывая вес одного пассажира в 75 килограммов, получается минус 20-35 потенциальных пассажиров.

В условиях мегаполисов, где пассажировместимость общественного транспорта крайне важна, побеждают литий-титанатные батареи. Кроме того, за 15 лет использования электробуса с быстрой подзарядкой объемы утилизации батарей будут в 12 раз меньше, чем при использовании электробуса с ночной зарядкой.

Похоже, что на данный момент литий-ионные аккумуляторы являются лучшим типом батарей для электробусов. Ближайшие аналоги отстают по показателям эффективности и качества, а новые разработки, похоже, на принесут ничего нового в ближайшие годы.

Таким образом, благодаря технологическому развитию и массовому производству электробусы становятся символом перемен. Тренд по переходу на экологически чистый транспорт начинается именно с общественного транспорта. В некоторых городах парк наземного транспорта может быть переведен на электричество уже в течение 5-10 лет.

Точка окупаемости электробусов была найдена – не последнюю роль в этом сыграли литий-титанатные батареи. А это значит, что зеленую революцию не остановить, и ее первая «автобусная волна» уже здесь.

{ "author_name": "Сергей Иванов", "author_type": "self", "tags": ["\u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u0438","\u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439\u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u043f\u043e\u0440\u0442"], "comments": 12, "likes": 15, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 195952, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 12 Jan 2021 20:08:06 +0300", "is_special": false }
(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

А что там по ценам? Сколько стоит электробус, сколько стоит батарея, сколько стоит 1км в рублях на электричестве и на дизеле? Сколько стоит утилизация одной батареи?
Вообще ничего про деньги нет в статье.
И чем был плохи троллейбусы?

Ответить
1

троллейбусы? наружной сетью без защиты с напряжением 600В с большими потерями 

Ответить
1

Вы ещё скажите, что при зарядке аккумуляторов и разрядке нет потерь.
А вот то, что сеть не везде можно провести это факт.

Ответить
0

)) вы ещё скажите что теоретические максимальные 10% на потери в реальности кто то соблюдает - размещением станций, длиной и сечением контактной сети, организацией движения и переходов на ТП участков))

Ответить
1

По какому праву записали литий титанатные аккумуляторы в победители и "самые лучшие")) а как же, как минимум, литий железо фосфатные, на которые Тесла переходит? Плюсов не меньше, вес и цена ниже...

Ответить
0

а как же передовые китайцы?
Yutong ZK6126BEVG5E, Geely DNC6120BEVG8, Shenlong SLK6125UBEVP1...

Ответить
0

А производство этих батарей экологичное? На сколько я знаю не очень.

Ответить
0

А производство ДВС экологичное? А любимых хипстотой "экологически-чистых-веганских" продуктов и предметов роскоши?

Ответить
0

дык никто из производителей и пользователей ДВС не топит за экологию, а электрики каждый раз упоминают, что они, мол, за экологию, поэтому и платят дороже, для нас с вами стараются

Ответить
0

В чем экологичность электробусов? В том, что для получения электричества нужно где-то сжешь кубометры топлива?

Ответить
0

Почему где-то? Автобус и сжигает. МСК сейчас закупает электрические ЛИАЗы. В холодное время года для отопления салона установлен дизельный котел Webasto Thermo 350, с баком на 70 литров. Сжигает он реально 4-4.5 литра дизеля в час.
Плюс через некоторые время при таком режиме работы он засрется и начнет чадить. Будет ли кто-то его разбирать и чистить - сомневаюсь. 

Короче очередной попил бабла. Лучше бы автобусы с нормальными импортными дизелями закупили, да топливо начали делать соответствующее уровню моторов.

Ответить
0

Банальная пропаганда московских властей .  Обоснование растрат, воровства и вредительства.
В Москве разумной была бы схема с внедрением АКБ на существующие троллейбусы. По вылетной магистрали они бы шли, питаясь от проводов, а в центре короткие интервалы могли бы маневрировать свободнее, питаясь от батареи.

Но Москва закупила неопробованные «электробусы», которые заряжаются в конце маршрута. Треть времени машина простаивает, а водитель читает газету. Это непростительная глупость.

Говорят, что эта история задумана для перепрофилирования троллейбусных депо. Они, дескать, расположены в отличных местах города, на большой площади, а главное — туда подведены мегаваттные линии электропередачи — хоть сейчас строй «торгово-развлекательный центр

Ответить

Комментарии

null