{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

10 способов мошенничества, которые используют таксисты

Олег Чанчиков из петербургской компании «Доступный город» — партнёра крупных такси-сервисов — рассказал vc.ru о способах фрода, которые могут применять таксисты, и объяснил, как пассажирам их избежать.

Олег Чанчиков

Привет, я Олег, и иногда я рассказываю о том, как устроено такси изнутри. Вот здесь писали про девушку, пытавшуюся обмануть Uber. Сегодня я расскажу о том, как и кого еще фродят таксисты.

Моя компания придумывает и реализует интеграционные решения для водителей такси — от аренды автомобилей до финансовых инструментов для выплаты денег за безналичные заказы. Мы находимся между провайдерами заказов и водителями такси. Это на наш счет приходят деньги от Uber, и это мы выплачиваем их дальше — тому, кто вас везет.

Один из продуктов нашей компании — моментальные выплаты. Мы умеем выплачивать деньги водителям сразу после выполнения заказа — при том, что деньги от провайдеров приходят с задержкой от трех дней до месяца. Любая попытка обмана со стороны водителя — наш риск не получить деньги от провайдера. Так появился проект «Антифрод», который нужен нам, чтобы быстрее провайдеров узнавать о том, как еще водитель такси может обмануть пассажира или провайдера.

Что-то мы рассказываем провайдерам — когда фрод угрожает нашему бизнесу. Что-то не рассказываем совсем — когда дырка очевидна всем (и самому провайдеру в том числе). С чем-то работаем самостоятельно и не выносим сор из избы — как правило, с новичками, решившими, что уж их-то точно никто не заметит.

Жизнь богаче фантазии и то, с каким фродом мы столкнемся завтра, наверняка удивит нас еще больше, чем эта статья.

Как любой нормальный человек, водитель хочет денег. Не всегда больше, но всегда — легче. Ему не важно, кто именно эти деньги заплатит — пассажир или провайдер. Главное, чтобы никто не заметил и все остались довольны.

1. Дублер

«Яндекс.Таксометр» (софт для водителей «Яндекс.Такси») позволяет водителю, помимо заказов самого провайдера, работать с заказами «от борта» — пойманными на улице. Водитель может создать для таких заказов любой тариф, который его устроит.

В начале поездки по такому тарифу софт произнесет ровно те же слова, что и при заказе от «Яндекс.Такси»: «Добро пожаловать. В целях безопасности просим вас пристегнуться». И интерфейс ничем не будет отличаться от того, который и вы, и водитель видите, когда едете по заказу от «Яндекс.Такси».

Алгоритм обмана вас не слишком сложный:

  • Водителю на устройство А поступает заказ «Яндекс.Такси». Он его принимает, подает автомобиль и ставит статус «На месте».
  • Пока вы выходите, водитель включает таксометр «от борта» на дублирующем устройстве Б с фейковым тарифом. Устройство Б находится на самом видном месте автомобиля — так, чтобы вы всегда видели, сколько именно стоит ваша поездка, это важно.
  • Вы садитесь в автомобиль. Водитель незаметно ставит статус «В пути» на устройстве А и убирает его в карман. Вам приходит SMS о начале поездки.
  • Водитель ставит статус «В пути» на устройстве Б. Магия начинается.

Этот способ безопасно использовать, если разница в финальной стоимости поездки не будет превышать 50% от оригинальной — ее все еще можно обосновать пробками, маршрутом и ошибками «Яндекса».

На ваш аргумент «А вот у меня в приложении другая сумма написана» ответят, что в приложении указана примерная стоимость поездки (это не так), а в реальности были пробки, навигатор повел иначе и вообще «Яндекс» считает поездку по прямой от точки А в точку Б, а машина ездит по дорогам (и это тоже не так). В реальности «Яндекс.Такси» по завершении поездки показывает вам точную стоимость этой поездки.

Вы расплачиваетесь, выходите из машины, и у водителя начинается следующий этап магии: надо сделать так, чтобы суммы на устройствах А и Б совпали. Это нужно для того, чтобы ваше приложение показало вам ту же стоимость поездки, что и сумма, которую вы в реальности заплатили.

Это делается так:

  • Водитель не заканчивает поездку сразу, а проезжает еще несколько километров, добиваясь идентичности сумм на устройствах А и Б.
  • Водитель может никуда не уезжать вообще, а просто постоять минут 30 около конечной точки маршрута, не закрывая заказ. Минута ожидания стоит недорого, но зато не надо никуда гонять машину.
  • Водитель всегда может добавить дополнительные услуги — вы этого не увидите. Так вы становитесь владельцем животного или багажа в салоне.

Самый крутой случай из нашей практики — пассажир ехал из Пулково на Московский вокзал и трижды проехал через Кронштадт. Поездка по КАД через Кронштадт по желанию клиента — платная услуга в «Яндекс.Такси», она стоит 400 рублей.

Удивительно, но этот способ работал почти без сбоев. Ключевая задача водителя — сделать так, чтобы пассажир был доволен поездкой настолько, чтобы ему не хотелось разбираться, почему суммы разнятся настолько сильно. Я уже писал о том, что среди водителей такси невероятно высокая доля людей с судимостью за мошенничество: с даром убеждения у коллег все тоже неплохо.

2. Подмена таксометра

Провайдеры, безусловно, хотят, чтобы водители не фродили пассажиров. Каждая новая версия софта для водителей оставляет все меньше и меньше дырок. Но голь на выдумку хитра. В этот способ фрода довольно сложно поверить: настолько он абсурден. Однако я делал это своими руками, и это работало.

Осенью 2015 года «Яндекс.Такси» обновило «Таксометр» с версии 6.37 до версии 6.39, в которой не было функции платного ожидания пассажира (как использовать для фрода — смотрите выше). При выходе обновления старая версия, естественно, перестает работать.

Я совсем не разработчик. Я совсем не понимаю, как устроены мобильные приложения. Однако даже у меня получилось выдернуть из интернета .apk-файл «Таксометра» версии 6.37, разобрать его первым подвернувшимся под руку декомпилятором (или как это правильно называется), поменять номер версии и сборки на 6.39 и собрать обратно.

Вы уже догадались, да, что фейковая сборка заработала, сохранив функциональность оригинальной? Сейчас это, впрочем, уже не работает: «Яндекс» научился бороться с подобным фродом.

3. Другой пассажир

Представьте: вы вызвали автомобиль с оплатой поездки пластиковой картой. И почему-то не вышли вовремя: передумали, уехали на другой машине, задержались в душе. И не отменили заказ — так часто бывает, потому что вы считаете, что это проблема водителя.

Водитель подает автомобиль, ждет пассажира и честно едет из точки А в точку Б, которую вы заботливо указали, когда заказывали машину. Затем водитель закрывает заказ, и с вашей карты списывается стоимость поездки.

Вы, естественно, получаете SMS от банка и пишете провайдеру, что никуда не ездили. А водитель говорит: «Вышел человек, сел в машину. Я его спросил: "В аэропорт" (ну, допустим)? Он сказал: "В аэропорт". Откуда мне знать, что это не тот пассажир?».

Доказать правоту или, наоборот, фрод невозможно — что со стороны водителя, что со стороны пассажира (вам же тоже никто не мешает так фродить). Обычно провайдеры встают на сторону пассажира, возвращают деньги, а водителя блокируют. А наша задача — разобраться с тем, что произошло на самом деле. Фрод по отношению к пассажиру автоматически снижает рейтинг водителя в нашем антифроде, потому что в следующий раз на деньги можем влететь и мы.

4. Подменная координата

Это один из тех фродов, в которые мы не вмешиваемся совсем. Во-первых, они не ведут к прямым финансовым потерям ни с какой стороны. Во-вторых, мы считаем технические дырки провайдеров недоработкой и уверены, что на стороне любого оператора из «большой тройки» больше одного человека отвечает за отсутствие таких дырок.

Чаще всего этот способ используется около вокзалов и аэропортов — там, где парковка платная, заказы есть почти всегда, и их цена сильно выше средней.

Алгоритмы распределения заказов у провайдеров учитывают расстояние от автомобиля до точки подачи и время, необходимое для подачи (факторов в действительности значительно больше). Следовательно, чтобы с большей вероятностью получить заказ как можно быстрее, нужно оказаться как можно ближе к точке подачи.

Водители используют Fake GPS — софт, который подменяет координаты вашего устройства. Вы с его помощью можете, например, свайпить в Tinder в Нью-Йорке без премиум-аккаунта, а таксисты паркуют автомобили на первой линии зоны прилета или на взлетно-посадочной полосе аэропорта.

Выделяются на фоне этого относительно безобидного фрода те, кто нашел и использует Mock Location. Этот софт позволяет достаточно правдоподобно имитировать движение автомобиля по дороге: он будто бы останавливается на светофорах, снижает скорость на поворотах и может выдерживать среднюю скорость на маршруте из точки А в точку Б.

Схема фрода ничем не отличается от фрода с поездками по картам, кроме того что автомобиль не трогается с места совсем.

5. Пустая карта

Провайдеры списывают деньги с вашей карты либо несколькими небольшими частями, либо одним платежом после окончания поездки. Для пассажира это способ обмануть провайдера: некоторые из них оплачивают поездку водителю, даже если не смогли списать деньги с карты пассажира.

Этот же способ работает и для водителей. Главное — создать историю использования карты пассажиром и фродить того провайдера, который точно заплатит.

6. Докат

Вы же наверняка пользовались промокодами на такси? Провайдеры сжигают безумные миллионы денег на привлечение новых пассажиров и удержание старых.

Как правило, один пассажир может использовать один промо-код один раз. То есть даже если у вас промо-код на 500 рублей, а поездка — на 200, вы не сможете использовать оставшиеся 300 рублей. А водитель сможет. Ему для этого достаточно просто не закрывать заказ — либо не предупреждая пассажира (в этом случае есть риск получить плохую оценку), либо просто спросить: «Можно я промокод на максимум закрою?». Пассажиры редко отказывают: чужие деньги мало кто считает.

7. Самокат

Мало кто из пассажиров знает, что все провайдеры доплачивают водителям за существенную часть поездок — ту, где пассажир платит меньше суммы, за которую водители готовы выполнять заказы провайдеров.

Например, в Петербурге у Gett минимальная стоимость поездки для пассажира — 50 рублей, а для водителя — 220; у «Яндекса» — 50 и 130 рублей, у Uber — 50 и 99 рублей, соответственно.

Технически в биллинге доплата мало чем отличается от безналичного заказа: она так же поступает на баланс водителя. А дальше дело везения: как быстро провайдер или партнер поймают водителя на фроде. Если партнер выплатил водителю эти деньги, а провайдер признал поездку фродовой и не оплатил ее, деньги теряет партнер.

Прошлой весной мы потеряли на таком мошенничестве около 60 тысяч рублей за две недели. Самой увлекательной из историй про резко выросшее количество коротких заказов была вот такая (от первого лица):

Стою я на отстое. Подходит бабулька из соседнего дома. Ей дети подарили смартфон и поставили туда «Яндекс.Такси», чтобы она из магазина сумки не таскала, а на машине ездила. А как пользоваться, не объяснили. Вот она приходит ко мне и просит помочь. Я ей показываю, заказ делаю, а он мне прилетает. Ну, я и везу: магазин в соседнем доме. И бабулек таких в нашем районе — пруд пруди. Все узнали, как за копейки на такси можно ездить.

Я, признаться, попробовал представить себе таксиста-отстойщика (это те, у которых посадка в машину начинается от 300 рублей), к которому массово ходят бабушки и который, вместо того чтобы бабушек радостно окучивать, помогает им разобраться с ненавистным этому таксисту «Яндексом», а потом еще и везет этих бабушек. Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.

Особняком стоят водители, которые сами создают короткий заказ на одном устройстве и дожидаются, когда он достанется им на втором устройстве.

У нас работал водитель, который через наши моментальные выплаты так получал деньги на сигареты: ловил заказ, выходил из дома, проходил пешком вокруг квартала, закрывал заказ на 70 рублей, в течение пяти минут получал оплату и оплачивал картой сигареты в соседнем магазине. Круче него, наверное, был только водитель из Краснодара, который даже не выходил из дома.

8. Много SIM-карт

Основной идентификатор вас как пассажира — номер вашего телефона. Именно на него в первую очередь смотрят любые антифрод-алгоритмы. Только после этого идут IMEI устройства, GPS-координаты и все остальное.

Чтобы начать пользоваться приложением, надо получить SMS. Я не настоящий таксист, но у меня есть около 10 SIM-карт, зарегистрированных на меня, и еще столько же — на Санта Клауса. Ну и, конечно, всем нам помогут сервисы аренды номеров.

Коллега из Казани могла не просить пассажира заказать ее еще и по Uber, а сделать это самой. Как правило, алгоритм выполнения заказа позволяет потратить на это пару минут. За исключением случая, когда конечная точка маршрута неизвестна.

Когда провайдер доплачивает за заказ при условии выполнения Х заказов в день, у таксистов включается профессиональная солидарность: сегодня ты закажешь меня, потому что у меня не хватает двух заказов до нормы, а завтра — я тебя.

9. Закрыть заказ раньше

Провайдер и партнеры живут на комиссии — проценте, который они получают с каждого выполненного заказа. Win-win-модель фрода очевидна: водитель предлагает пассажиру заплатить меньше (допустим, 250 рублей вместо 300) и закрывает заказ на как можно меньшую сумму (допустим, на 70 рублей).

В этом случае деньги недополучают провайдер и партнер. Для водителя важны стоимость, после которой ему становится невыгодно мошенничать, и оплата поездки наличными: с картой этот способ работает, только если у водителя есть mPOS-терминал.

10. Отменить заказ

Водитель подает автомобиль и звонит вам: машина ждет. После того как вы подтвердили, что скоро выйдете, водитель отменяет заказ. На ваши вопросы, скорее всего, ответят, что это баг у провайдера.

Даже если с водителя удержат комиссию за отмененный заказ, у него уже есть пассажир, готовый ехать именно с ним, и — это важно — у него больше нет цены, установленной провайдером.

Этот способ редко работает в отрыве от дублера. Справедливости ради, используется он нечасто, и такие случаи, как правило, быстро отлавливаются на стороне провайдеров.

***

После каждой статьи на vc.ru находится человек, спрашивающий «Ну и зачем это все?». Вот зачем:

  • Если вы пассажир, следите за руками. Не оставляйте пластиковые карты и экраны своих смартфонов без присмотра. Универсальный рецепт — не указывать конечную точку маршрута при заказе машины, так вас сложнее профродить.
  • Если вы водитель, не попадайтесь на глупостях. Наше отношение к фроду такое: вы делаете это на свой страх и риск. До тех пор, пока это не вредит нам, мы можем не замечать фрод, но не можем не замечать глупость.
  • Если вы провайдер, мы понимаем, что ваши цели и приоритеты впереди — там, где Элон Маск ездит на беспилотной Tesla по Марсу, но прямо здесь и сейчас и мы, и вы теряем деньги. Давайте вместе их не терять хотя бы там, где можем?
  • Если вы партнер провайдера, приходите к нам, мы хотим научиться продавать свой антифрод, и у вас есть шанс попользоваться им бесплатно или очень дешево — пока мы будем на вас тестировать модель монетизации.
  • Если вы инвестор, приходите, у нас открыта вакансия денег. Того, что делаем мы, не делает ни один другой партнер и ни один провайдер.

Ключевое сообщение каждого из моих рассказов про такси, конечно, другое. Локомотивы-провайдеры тянут этот рынок в будущее. Чем лучше мы (или любой другой партнер) понимает это будущее, провайдеров и сам рынок, тем больше у нас возможностей оказаться в будущем теми, без кого оно невозможно. А дальше вы додумаете сами.

0
276 комментариев
Написать комментарий...
Oleg Chanchikov

Ох. Отвечу сразу всем.

1. Тем, кто с конструктивными вопросами: пожалуйста, обратитесь в техподдержку. Телефон для Питера: +7 999 222 09 64.

Кристина Растеряева, Иван Назаров, это ответ на ваши вопросы.

2. Тем, кто узнал себя: мужики, перечитайте п.2 в выводах и не палитесь. А то перепись какая-то получается, честное слово.

3. Тем, кому есть, что публично сказать про работу провайдеров, партнёров, ДС и всех остальных - договоритесь с VC, напишите хороший текст, опубликуйте. Я дам контакт желающим, не вопрос.

4. Считаете, что провайдеры и партнёры берут много денег себе (или воруют) - регистрируйте ИП, подключайтесь напрямую, не возите заказы тех, кто ворует и берет большой процент. Это не сложно. Если надо - мы поможем.

5. Семён Семёныч, спасибо за твой комментарий. Так, действительно, будет не всегда. Подробнее об этом - ниже.

А теперь общее: мир изменился. Полностью и навсегда. Привязки тарифов к стоимости литра топлива уже нет, а к стоимости километра пробега не будет в перспективе 5 лет. Бороться с прогрессом и технологиями - все равно, что бороться с ветряными мельницами.

Водителя никто не заставляет возить заказы провайдеров. Но играя в игру, вы принимаете ее правила такими, какие они есть. Не "ну ладно, но я замучу еще что-нибудь", а ровно так, как они уже сформулированы. Повторюсь: никто не стоит над вами с топором и не заставляет эти правила игры принимать.

Любой фрод - воровство. Именно потому, что вы сами приняли правила игры. Фрод по промокодам и доплатам - воровство денег у провайдеров, дублёр - воровство денег у пассажира, fake gps - воровство заказа у другого водителя.

То, что мы молчим, или не молчим о фроде, а провайдеры закрывают или не закрывают на него глаза, не делает из воровства что-то другое. И, извините: Америку ни вы, ни мы этим текстом не открыли.

Норма прибыли для водителя не превышает 30%. Это ни хорошо, ни плохо - мир так устроен. Увеличить этот показатель можно двумя способами - повысить выручку (бесперспективный вариант - тарифы, в перспективе тех же 5 лет, будут падать) или снизить расходы (то, куда идёт весь рынок).

Другого способа получить бОльшую прибыль, не меняя принципиально саму деятельность, не существует. Фиксированная чистая зарплата в, например, 100 тысяч рублей - на другом рынке. Да, у нас есть карьерный консультант для тех, кто хочет уйти из такси - обращайтесь.

Это, пожалуй, все. Ответов на неконструктивные вопросы не будет, простите.

Хотите рассказать мне о том, какой я плохой - адрес офиса есть на сайте. Только перед тем, как ехать, сделайте, пожалуйста две вещи: вспомните, сколько раз девочки из нашей техподдержки плакали именно из-за вас и решите, насколько вы готовы к тому, чтобы вам помогли.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Архипов

По 4му пункту твоему - да ты офигел. Не сложно. 6 мультов скинуло ценник из-за агрегаторов уже, потому как невозможно на рынке конкурировать с теми, кто не несёт таких затрат на исполнение заказа, а выживать как-то надо. И не возить тех, кто берёт большие проценты, ворует у рынка клиентов демпингом - на сегодня значит остаться без работы вообще. И ты это прекрасно знаешь и понимаешь. Норма прибыли для водителя на сегодня со всеми вашими сервисами упала ниже 30%. Потому как, сейчас не будем брать ДГ, а возьмём среднего подключашку, так вот, Яша забирает себе 20%, убер тоже, гет 18, что почти равно 20. Подключашка забирает себе ещё как минимум 5%. Вроде - 75 процентов остаётся. Да, но! При себестоимости по поездке (в среднем) 1 км = 4 рубля по бензину и амортизация как минимум столько-же - 8 рублей. От 15 рублей яндекса это составляет уже больше половины. Вот только есть ещё холостой пробег между заказами. Его спишем на стоимость подачи авто. И вроде как остаётся от заказа протяженностью 10 км (для ровного подсчёта) = 150 рублей - 25% яша с подключашей, -80 рублей расходы =32,5 рубля дохода водителя. Что как-то меньше 30 процентов от суммы заказа, и даже более того, приближено к 25%. Но есть ещё время, которое водитель тратит на заказ. Есть. 300 рублей в час тариф яндекса. За минусом 25% - 225 рублей. Поездку протяженностью 10 км в час пик можно ехать как раз этот час. Но не будем совсем пессимистами и возьмём полчаса. Итог - за полчаса поездки в 10 км водитель получит 150 рублей. Но это не равно 300 рублей в час, т.к. время между заказами, время между подачами - оно никем не оплачивается. И получается доход водителя в пиковое время с вашим экономом 200, максимум 300 рублей в час. Пиковых часов в сутках в среднем 5. И получаем за работу без выходных, по эти 5 часов в день - 500 долларов в месяц.
Хотя кому я пишу, ты всю арифметику и без меня прекрасно знаешь. Тарифы будут падать в России до тех пор, пока как во Франции водители такси не соберутся, и не начнут пиздить водителей и пассажиров уберов и за вас не возьмутся гос органы.

Кто-то выше писал про беспилотники, что мол цена будет ещё ниже, т.к. водитель исключится из этого списка, и всё будет в кайф. Знаете - не будет. Т.к. беспилотник будут покупать для бизнеса только. И ни один бизнесмен не будет вкладывать миллионы рублей под 5% в год. Посчитайте, сколько будет стоить беспилотник? Как лада гранта? или как мерседес е класса хотя-бы? С такими тарифами, предположить, что этот беспилотник будет 24 часа на линии находиться, и обеспечен даже на 100% заказами, при доходе в даже 300 рублей в час - это чуть более 2,5 миллионов в год. Но мы говорим о снижении тарифа и дальше. Так вот, беспилотник который будет стоить на первых порах ну никак не меньше 3 (а то и 5, может даже 10 миллионов рублей по сегодняшнему курсу), которых надо будет взять десятки машин, и даже если посчитать, что беспилотник будет стоить 5 миллионов, а приносить он будет 2 миллиона в год по самым оптимистичным прогнозам, срок жизни авто в такси не составляет более 3х лет в режиме живого человека, а пробег у робота будет больше, и ресурс авто исчерпается быстрее... Но даже взять те-же 3 года, и при инвестиции в 5 миллионов за 3 года получить миллион чистыми без учёта инфляции, форс мажоров, и самым оптимистичным обеспечением заказами 24 часа в сутки - никто на такой рынок вкладывать денег не будет. А Яндексы и Гетты - сами не станут покупать авто для работы на этом рынке, может купят парочку в качестве рекламы, но не для обеспечения рынка заказов своими автомобилями, ведь это будут расходы, и расходы много больше рубля на оформление заказа. Зачем им это надо? Т.ч. рынок беспилотников если придёт - то цена на поездку увеличиться втрое как минимум должна будет, чтобы кто-то выходил на этот рынок с беспилотниками.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Chanchikov

Привет.

Леша, я, конечно, математику знаю. Поэтому и пишу - не выше 30%.

Давай теперь представим мир, в котором норма прибыли в пассажирских перевозках - 5%. Что для этого должно произойти?

Беспилотники - будут. Электромобили - будут. Лучшая утилизация ресурса - тоже будет. Субсидирование рынка автопроизводителями - уже идет. Инвестиции от провайдеров в производство автомобилей - тоже уже идет.

То есть, на имеющейся марже в 30% есть минимум 5 способов оптимизировать расходы\выручку\прибыль, не вовлекая пассажиров. Рынок отрегулирует себя сам.

Вопрос к тебе и мне: какая часть этого рынка наша и как не оказаться на ней с голым задом через 5 лет?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Архипов

Поддерживая агрегаторов - ты с голым задом и будешь. И 30% от 1000 или те-же проценты от 10 000 в день - разница есть, не находишь?

Ответить
Развернуть ветку
273 комментария
Раскрывать всегда