{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Рынок электрокаров в цифрах и в последних сделках

Согласно отчету от Deloitte к 2030 г. на каждый четвертый купленный автомобиль будет приходиться электрокар. Однако многие инвестиционные фонды и частные инвесторы «заинтересовались» этим сегментом уже сейчас, что вызвало ажиотаж вокруг компаний, которые уже производят электромобили, такие как Tesla и NIO; и вокруг компаний, которые только планируют выпускать их.

В этой статье будет приведена общая статистика касательно того, кто сколько электрокаров производит и продает, а также будут показаны последние сделки, которые были реализованы путем SPAC.

Информация и данные, приведенные ниже, были собраны по крупицам из разных исследовательских источников, а также пресс-релизов компаний.

Но сначала небольшое отступление.

Про какие именно электрокары пойдет речь?

Понятие «электрокары» довольно обширное и чаще всего включает два типа: (1) Plug-in Hybrid Electric Vehicles (“PHEVs”) - гибридные автомобили, оснащенные двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем и (2) Battery Electric Vehicles (“BEVs”) – автомобили, которые полностью работают на батарее. В этой статье все данные будут относиться как раз ко второму типу – BEVs – чистые электрокары (или “EV”) без всяких полумер.

Краткий обзор EV отрасли и ключевые рынки

С каждым годом количество электрокаров на дорогах нашей планеты становится все больше и больше. Политика западных стран по «озеленению» экономики, а также амбиции Китая способствуют переходу традиционных автопроизводителей к разработке электромобилей, а также появлению новых EV компаний.

Среди производителей электромобилей Tesla продолжает оставаться лидером – за 2020 г. продажи компании составили около полумиллиона машин; и это абсолютный рекорд. Американский автопроизводитель имеет внушительное влияние в мире, однако конкуренты не спят и постепенно сокращают свое отставание от Tesla, соревнуясь в инновациях, технологиях, в себестоимости производства и т.д.

Чтобы детально разобраться с тем, что происходит в отрасли в целом, необходимо посмотреть на три ключевых EV рынка по отдельности – Китай, Европа и США – ведь на них сосредоточено более 90% всех электромобилей мира.

Китай и стремительный рост EV рынка

Китайский рынок электромобилей сегодня является самым большим и одним из самых быстрорастущих (более половины всех электрокаров продается именно на китайском рынке). Китайское правительство быстро признало электромобили как прекрасную возможность стать мировым лидером на автомобильной арене и поддерживает локальных автопроизводителей путем субсидий и разнообразных льгот.

Абсолютным лидером на китайском рынке электромобилей является всеми известная компания Tesla, которая в конце 2019 г. завершила строительство нового завода в Шанхае (второй по счету после предприятия в Калифорнии). Однако локальные электромобильные бренды не дремлют и активно развиваются.

В Китае зарегистрировано более 400 компаний по производству электромобилей. К ним относятся как традиционные отечественные производители автомобилей, такие как Geely, Dongfeng и Chery, так и недавно созданные и быстрорастущие компании, такие как NIO, Li Auto и XPeng.

Все больше технологических компаний Китая заключают партнерские соглашения с автомобильными компаниям с общей целью - производство конкурентных на мировой арене электромобилей. Из последних – партнерство между Alibaba и SAIC, а также между Foxconn и Geely.

Рост размера рынка электромобилей также подкреплен развитием инфраструктуры для подзарядки этих машин, где Китай является лидером по количеству зарядных устройств.

Хайп и всемирный ажиотаж не обошел и китайских производителей электрокаров. Если вы думаете, что рост акций Tesla, которые подорожали в 9 раз за последний год, является чем-то космическим, то есть еще одна EV компания, чьи акции показали рост еще больше – в 14 раз. Речь идет как раз о китайской компании NIO, которая уже обошла по размеру капитализации уважаемых представителей своей отрасли, таких как Daimler и General Motors.

Может показаться, что NIO идет плотно по следам Tesla – возможно, так оно и есть, это же Китай, детка! Однако у NIO есть одна фишка, которая выделяет ее среди конкурентов – это аренда съемных батарей, которая позволяет водителям покупать электромобили без самой аккумуляторной батареи. Бизнес-модель называется «аккумулятор как услуга» (“BaaS”) и предполагает, что водители платят ежемесячную арендную плату за использование аккумулятора. Поскольку батарея — один из самых дорогих компонентов электромобилей, это позволяет снизить стартовые цены на электромобили NIO.

Как пишет Forbes, китайские электромобильные компании могут создать серьезную конкуренцию западным аналогам и очень быстро захватить рынок, как сделали японские недорогие модели в 1970-80 гг. Сейчас качество китайских электрокаров не уступает европейским и американским брендам, при этом их цена существенно ниже.

Кроме этого, Китай занимает лидирующую позицию в производстве лития – около 51%, где у США эта доля составляет всего 2%, и в производстве кобальта с 62% долей рынка. Все эти элементы являются основными при выпуске литий-ионных аккумуляторов. Пока западным странам удается сдерживать прилив китайских электрокаров на их рынки путем протекционной политики; но время покажет, когда этот барьер будет прорван моделями из Поднебесной.

Европа; Tesla уступила свое первое место

В политических повестках многих европейских стран тема климата занимает одну из ключевых ролей: к 2050 году многие страны Европейского союза решительно намерены сократить выбросы парниковых газов почти до нуля. Тем самым новые требования по достижению целевых показателей выбросов CO2 побуждают европейских автопроизводителей активней развивать сегмент электромобилей.

По последним данным традиционным европейским автопроизводителям не только удается успешно конкурировать с самой многообещающей EV компанией мира - Tesla, но и некоторым даже удается обогнать ее.

До начала эпидемии COVID-19 лигу первенства по продажам электромобилей занимала Tesla, однако за последние несколько месяцев с большим отрывом вышла в лидеры группа Volkswagen со своим блокбастером Volkswagen ID.3.

Сторонники компании Tesla утверждают, что падение ее продаж в Европе произошло в результате проблем с логистикой; другие утверждают, что вкусы у европейского потребителя меняются: если раньше он готов был купить Tesla Model 3, то сейчас уже предпочитает Volkswagen ID.3.

Тем не менее, компания Tesla имеет большие амбиции в отношении европейского рынка с планом завершения строительства гигафабрики в Германии в 2021 г., которая, согласно плану, будет выпускать до полумиллиона машин в год. Это поможет компании быть ближе к европейскому покупателю и успешней конкурировать с автопроизводителями в Европе.

США и SPACомания

Подобно европейским странам США так же твердо настроены на улучшении экологии. В своей предвыборной компании Джо Байден заявил, что заинтересован в развитии технологий, связанных с чистой энергетикой. Его план предполагает увеличение количества зарядных станций и поддержку производителей электромобилей.

Рынок США интересен тем, что хоть начинающие производители электрокаров имеют план производства только на «бумаге», в них уже вливается много денег. Традиционным автопроизводителям приходится тяжело конкурировать с лидером американского рынка – Tesla, поэтому они используют тактику инвестирования в стартапы.

Например, автопроизводитель General Motors в сентябре 2020 г. заявил о планах приобретения 11% акций скандально известной Nikola с целью производства электрических пикапов, но затем все же отказался. Помимо того, что Nikola еще даже не успела произвести ни одной своей машины, этот производитель электрогрузовиков успел попасться на лжи, где он снял в рекламе грузовик, который не мог ехать самостоятельно, а просто катился с холма.

Другой пример потенциального выхода традиционных американских автопроизводителей на рынок электрокаров – это инвестиции со стороны Ford в Rivian в целях начала производства электропикапов (фокус деятельности Rivian как раз нацелен на производство этих машин).

Но что действительно сейчас в тренде на американском рынке – это вывод EV компаний на публичный рынок через слияния с так называемыми специализированными компаниями для поглощения (special purpose acquisition company, SPAC), которые заблаговременно проводят первичный листинг и собирают крупный чек.

В жажде повторить успех компании Tesla, через SPAC уже успели выйти на публичный рынок в 2020 г. такие производители электрокаров, как Nikola с оценкой более $3,3 млрд, Fisker с оценкой $2,9 млрд, Lordstown Motors с оценкой $1,6 млрд, Canoo с оценкой $2,4 млрд, также Arrival планирует выйти с оценкой $5,4 млрд. Недавно стало известно, что производитель электромобилей Lucid Motors ведет переговоры о выходе на фондовую биржу путем слияния с еще одной SPAC компанией - Churchill Capital Corp IV (CCIV).

Не отстают от них и производители комплектующих и технологий для электрокаров. Производитель батарей для электромобилей QuantumScape и разработчики лидаров для беспилотных автомобилей Luminar и Velodyne Lider – все они успели выйти на фондовый рынок через SPAC, несмотря на то, что производство их продукции планируется где-то в будущем.

Заключение

Это был краткий ликбез по состоянию мирового EV рынка. Каждый из трех ключевых рынков уникален по-своему.

Несомненно, отрасль производства электрокаров обладает большим потенциалом и находится в своем зарождении, одновременно с этим она уже довольно конкурентная и с большим количеством игроков, которые постепенно уменьшают разрыв с абсолютным лидером - Tesla.

Я веду Telegram канал, где делюсь интересными инсайтами в мире финансов и инвестирования: https://t.me/Levan_Investing

0
288 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Об этом писали, да.

Путин и Миллер году в 12м смеялись по поводу первспектив сланцевого газа.
Сейчас не смешно - США крупнейшая газовая держава.

Сейчас они решили выкинуть бабло на разработку арктики. Точнее попилить.
В то время, пока крупнейшие европейские нефтегазовые компании вкладывают миллиарды в ... возобновляемую (альтернативную) энергетику.

Так что все достаточно грустно для нас - вилы те же, люди те же.

Ответить
Развернуть ветку
Харламов

Только сланцевые компании в сша что-то позакрывались в пандемию.
А про зеленую энергетику - в европе похолодало, так все сразу про нзеленую энергетику забыли и начали наращивать объему закупок у Газпрома.
Хорошо думать о зеленой энергии, когда тепло.))

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Есть сланцевый газ. Але.

Закрывались нефтяники. Которые откроются, как только цены на нефть чуть подрастут. Что гарантирует то, что нефть никогда больше не будет стоить дорого.

Газпром просрал миллиарды из-за теплой зимы. А про зеленую энергетику вы, видимо, не соображаете, что слово "инвестиции" означают вложение денег в будущее. 
Ну поживет газпром еще 7-10 лет... а дальше будет мало кому нужен. Навсегда, причем.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

газпром поживет еще и 70 и 100 лет вполне возможно. но уже не как нетто добытчик валюты, а как висящая на бюджете убыточная хрень, типа роскосмоса нынешнего ,который просрал все рынки где ранее зарабатывал.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Не факт. Сейчас на фоне экологически чистых источников энергии разворачивается другая тема: водород (для применения в топливных элементах, например). И Газпром уже с 2018 года темой производства водорода из природного газа занимается.

Так что труба "Северного потока - 2" вполне себе актуальна, даже в случае, если природный газ для отопления и производства электроэнергии покупать никто не будет. Вместо природного газа по ней будут подавать тот же водород (если он конечно не улетучится по дороге)), но в любом случае остаётся вариант со сжиженным газом ). 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

водород из природного газа не экологически чистый, в том и дело. по сути сделать из газа водород это все равно что сжечь этот газ (с точки зрения выбросов СО2).
поэтому Европа не будет закупать этот "голубой" или как его зовут водород у газпрома массово. да и скорее всего вообще не будут.
у них доктрина предусматривает что закупать голубой водород будут если не хватает зеленого (то есть который реально экологически чистый) - а его скорее всего будет хватать (заводы уже строят а потребителей еще нету)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А эти самые заводы "зелёный водород" из чего делают? 

Электролиз? Так для него нужна вода. А её запас тоже конечен. 

Европа не будет закупать этот "голубой" или как его зовут водород у газпрома массово. да и скорее всего вообще не будут.

Если политика не вмешается, то здесь всё будет решать цена. 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

подождите, вы хотите сказать что вода кончится на планете что ли вследствие электролиза? я немного не понял мысль про конечность запаса воды. и мне кажется вы не очень там разбираетесь в цифрах, ну показалось так :) ща разберемся.

Если политика не вмешается, то здесь всё будет решать цена.

что значит "не вмешается политика в экологическую доктрину"??? ОНА УЖЕ БЛИН ВМЕШАЛАСЬ!))) вот эта доктрина зеленая о том что надо сокращать выбросы СО2 это и есть их политика. То есть вот аля натюрель.

и эта доктрина прямо говорит что выбросы надо сокращать. а по ней голубой водород допустИм только в том случае, если зеленого не хватает.

а сейчас картина такая что потребностей в водороде в том виде, в каком они представлены в доктрине (водородный транспорт, водородные накопители электроэнергии на базе топливных элементов) очень мало.  в европе есть кое где водородные заправки и водородные машины, но их пара тысяч, может пара десятков тысяч. есть и несколько водородных поездов. но массового потребления водорода для зеленых целей (не путать с промышленным его потреблением) сейчас нет, а массовое производство уже строится во многих странах.
я думаю что зеленого водорода будет избыток, как раз вследствие того факта что производство уже строится а потребление нет.

например водородные легковые машины реально под вопросом. их продается мало, они плохие (маломощные) и электромобили обгоняют их по всем параметрам. 
их конечно развивают но пока они застряли.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
вы хотите сказать что вода кончится на планете что ли вследствие электролиза

Тут другой момент. Это только чистая вода разлагается при электролизе на водород и кислород. А если вода не чистая (а растворы солей, например), то куда девать то, что образуется вместе с водородом? 

а сейчас картина такая что потребностей в водороде в том виде, в каком они представлены в доктрине (водородный транспорт, водородные накопители электроэнергии на базе топливных элементов) очень мало.

С этим соглашусь. Будущее водородной энергетики пока под большим вопросом. 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

но возвращаясь к изначальному вопросу про газпром - никому не будет нужен его водород. даже тут не надо поднимать вопрос о том что водород скорее всего испарится из обычного газопровода и весь газопровод надо будет переложить (тут хрен его знает - но наши с удовольствием переложат газопровод, это да).

главная проблема именно в том что политически зачем им этот водород. если им нужен голубой водород то басф его и так производит, тогда уж проще закупать газ и делать самим. а газ закупать там где дешевле, а не по контрактам бери или плати.

газпром был основан на безальтернативности своего газа, и контрактах бери или плати. в рыночной конкуренции когда есть альтернатива он не сможет выжить как конкурентоспособное рыночное предприятие.
только как бюджетный ФГУП

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Значит будут продавать в Китай. А из природного газа не только водород можно производить, но и полипропилен, тут уж зелёной энергетикой не обойдёшься)) 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

вообще если быть точным то придерусь к формулировке "зеленой энергетикой не обойдешься"  -  зеленой энергетикой можно обойтись в производстве полипропилена т.к. он делается по сути из CO2 и воды. просто техпроцесс такого вида энергозатратный (но как раз ВИЭ это решает со временем).
естественно это делать всерьез в ближайшее время никто не будет, это просто я напомнил о том что известная нам химия выросла из условий
а) электричество дорогое
б) газ и нефть дешевые

поэтому она базируется на газе и нефти, а не потому что это единственный возможный способ производства продукции нефтехима.

просто у многих есть такое мнение что нефтегазохим это эксклюзивная отрасль которая не может работать без нефти и газа.

вы то наверное знаете что природный газ можно сделать из CO2 и воды, также как любой углеводород, но многие читатели могут подумать что газ незаменим в химических процессах.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

понимаете, проблема вот этого аргумента про химпром (как нефтехим так и газохим) в том, что потребление газа (и для нефти тоже самое) в химии заметно меньше чем потребление газа для отопления и генерации (для нефти - автомобили). То есть если мы теряем вот эти рынки - (нефть теряется вследствие наступления электромобилей, а газ теряется вследствие перевода генерации на ВИЭ) то химпром не сможет обеспечить замещение потребления.
просто потому что он уже есть и уже потребляет, то есть он уже занимает рыночную долю.
если высвобождается определенный обьем газа, который более не потребляют потому что заменили на ВИЭ, то под него не получится построить химпром, чтобы его потребить ,потому что нету свободного рынка для этого химпрома - он уже занят.
то есть нету неудовлетворенной потребности в полипропилене такой, чтобы под нее можно было направить на производство полипропилена лишний газ.

только если реформировать газпром во ФГУП, а пропилен складировать на стратегических складах как стратегический запас:)
еще моторное масло можно из газа делать, но блин оно тоже привязано к машинам с ДВС.

Ответить
Развернуть ветку
285 комментариев
Раскрывать всегда