{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Рынок электрокаров в цифрах и в последних сделках

Согласно отчету от Deloitte к 2030 г. на каждый четвертый купленный автомобиль будет приходиться электрокар. Однако многие инвестиционные фонды и частные инвесторы «заинтересовались» этим сегментом уже сейчас, что вызвало ажиотаж вокруг компаний, которые уже производят электромобили, такие как Tesla и NIO; и вокруг компаний, которые только планируют выпускать их.

В этой статье будет приведена общая статистика касательно того, кто сколько электрокаров производит и продает, а также будут показаны последние сделки, которые были реализованы путем SPAC.

Информация и данные, приведенные ниже, были собраны по крупицам из разных исследовательских источников, а также пресс-релизов компаний.

Но сначала небольшое отступление.

Про какие именно электрокары пойдет речь?

Понятие «электрокары» довольно обширное и чаще всего включает два типа: (1) Plug-in Hybrid Electric Vehicles (“PHEVs”) - гибридные автомобили, оснащенные двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем и (2) Battery Electric Vehicles (“BEVs”) – автомобили, которые полностью работают на батарее. В этой статье все данные будут относиться как раз ко второму типу – BEVs – чистые электрокары (или “EV”) без всяких полумер.

Краткий обзор EV отрасли и ключевые рынки

С каждым годом количество электрокаров на дорогах нашей планеты становится все больше и больше. Политика западных стран по «озеленению» экономики, а также амбиции Китая способствуют переходу традиционных автопроизводителей к разработке электромобилей, а также появлению новых EV компаний.

Среди производителей электромобилей Tesla продолжает оставаться лидером – за 2020 г. продажи компании составили около полумиллиона машин; и это абсолютный рекорд. Американский автопроизводитель имеет внушительное влияние в мире, однако конкуренты не спят и постепенно сокращают свое отставание от Tesla, соревнуясь в инновациях, технологиях, в себестоимости производства и т.д.

Чтобы детально разобраться с тем, что происходит в отрасли в целом, необходимо посмотреть на три ключевых EV рынка по отдельности – Китай, Европа и США – ведь на них сосредоточено более 90% всех электромобилей мира.

Китай и стремительный рост EV рынка

Китайский рынок электромобилей сегодня является самым большим и одним из самых быстрорастущих (более половины всех электрокаров продается именно на китайском рынке). Китайское правительство быстро признало электромобили как прекрасную возможность стать мировым лидером на автомобильной арене и поддерживает локальных автопроизводителей путем субсидий и разнообразных льгот.

Абсолютным лидером на китайском рынке электромобилей является всеми известная компания Tesla, которая в конце 2019 г. завершила строительство нового завода в Шанхае (второй по счету после предприятия в Калифорнии). Однако локальные электромобильные бренды не дремлют и активно развиваются.

В Китае зарегистрировано более 400 компаний по производству электромобилей. К ним относятся как традиционные отечественные производители автомобилей, такие как Geely, Dongfeng и Chery, так и недавно созданные и быстрорастущие компании, такие как NIO, Li Auto и XPeng.

Все больше технологических компаний Китая заключают партнерские соглашения с автомобильными компаниям с общей целью - производство конкурентных на мировой арене электромобилей. Из последних – партнерство между Alibaba и SAIC, а также между Foxconn и Geely.

Рост размера рынка электромобилей также подкреплен развитием инфраструктуры для подзарядки этих машин, где Китай является лидером по количеству зарядных устройств.

Хайп и всемирный ажиотаж не обошел и китайских производителей электрокаров. Если вы думаете, что рост акций Tesla, которые подорожали в 9 раз за последний год, является чем-то космическим, то есть еще одна EV компания, чьи акции показали рост еще больше – в 14 раз. Речь идет как раз о китайской компании NIO, которая уже обошла по размеру капитализации уважаемых представителей своей отрасли, таких как Daimler и General Motors.

Может показаться, что NIO идет плотно по следам Tesla – возможно, так оно и есть, это же Китай, детка! Однако у NIO есть одна фишка, которая выделяет ее среди конкурентов – это аренда съемных батарей, которая позволяет водителям покупать электромобили без самой аккумуляторной батареи. Бизнес-модель называется «аккумулятор как услуга» (“BaaS”) и предполагает, что водители платят ежемесячную арендную плату за использование аккумулятора. Поскольку батарея — один из самых дорогих компонентов электромобилей, это позволяет снизить стартовые цены на электромобили NIO.

Как пишет Forbes, китайские электромобильные компании могут создать серьезную конкуренцию западным аналогам и очень быстро захватить рынок, как сделали японские недорогие модели в 1970-80 гг. Сейчас качество китайских электрокаров не уступает европейским и американским брендам, при этом их цена существенно ниже.

Кроме этого, Китай занимает лидирующую позицию в производстве лития – около 51%, где у США эта доля составляет всего 2%, и в производстве кобальта с 62% долей рынка. Все эти элементы являются основными при выпуске литий-ионных аккумуляторов. Пока западным странам удается сдерживать прилив китайских электрокаров на их рынки путем протекционной политики; но время покажет, когда этот барьер будет прорван моделями из Поднебесной.

Европа; Tesla уступила свое первое место

В политических повестках многих европейских стран тема климата занимает одну из ключевых ролей: к 2050 году многие страны Европейского союза решительно намерены сократить выбросы парниковых газов почти до нуля. Тем самым новые требования по достижению целевых показателей выбросов CO2 побуждают европейских автопроизводителей активней развивать сегмент электромобилей.

По последним данным традиционным европейским автопроизводителям не только удается успешно конкурировать с самой многообещающей EV компанией мира - Tesla, но и некоторым даже удается обогнать ее.

До начала эпидемии COVID-19 лигу первенства по продажам электромобилей занимала Tesla, однако за последние несколько месяцев с большим отрывом вышла в лидеры группа Volkswagen со своим блокбастером Volkswagen ID.3.

Сторонники компании Tesla утверждают, что падение ее продаж в Европе произошло в результате проблем с логистикой; другие утверждают, что вкусы у европейского потребителя меняются: если раньше он готов был купить Tesla Model 3, то сейчас уже предпочитает Volkswagen ID.3.

Тем не менее, компания Tesla имеет большие амбиции в отношении европейского рынка с планом завершения строительства гигафабрики в Германии в 2021 г., которая, согласно плану, будет выпускать до полумиллиона машин в год. Это поможет компании быть ближе к европейскому покупателю и успешней конкурировать с автопроизводителями в Европе.

США и SPACомания

Подобно европейским странам США так же твердо настроены на улучшении экологии. В своей предвыборной компании Джо Байден заявил, что заинтересован в развитии технологий, связанных с чистой энергетикой. Его план предполагает увеличение количества зарядных станций и поддержку производителей электромобилей.

Рынок США интересен тем, что хоть начинающие производители электрокаров имеют план производства только на «бумаге», в них уже вливается много денег. Традиционным автопроизводителям приходится тяжело конкурировать с лидером американского рынка – Tesla, поэтому они используют тактику инвестирования в стартапы.

Например, автопроизводитель General Motors в сентябре 2020 г. заявил о планах приобретения 11% акций скандально известной Nikola с целью производства электрических пикапов, но затем все же отказался. Помимо того, что Nikola еще даже не успела произвести ни одной своей машины, этот производитель электрогрузовиков успел попасться на лжи, где он снял в рекламе грузовик, который не мог ехать самостоятельно, а просто катился с холма.

Другой пример потенциального выхода традиционных американских автопроизводителей на рынок электрокаров – это инвестиции со стороны Ford в Rivian в целях начала производства электропикапов (фокус деятельности Rivian как раз нацелен на производство этих машин).

Но что действительно сейчас в тренде на американском рынке – это вывод EV компаний на публичный рынок через слияния с так называемыми специализированными компаниями для поглощения (special purpose acquisition company, SPAC), которые заблаговременно проводят первичный листинг и собирают крупный чек.

В жажде повторить успех компании Tesla, через SPAC уже успели выйти на публичный рынок в 2020 г. такие производители электрокаров, как Nikola с оценкой более $3,3 млрд, Fisker с оценкой $2,9 млрд, Lordstown Motors с оценкой $1,6 млрд, Canoo с оценкой $2,4 млрд, также Arrival планирует выйти с оценкой $5,4 млрд. Недавно стало известно, что производитель электромобилей Lucid Motors ведет переговоры о выходе на фондовую биржу путем слияния с еще одной SPAC компанией - Churchill Capital Corp IV (CCIV).

Не отстают от них и производители комплектующих и технологий для электрокаров. Производитель батарей для электромобилей QuantumScape и разработчики лидаров для беспилотных автомобилей Luminar и Velodyne Lider – все они успели выйти на фондовый рынок через SPAC, несмотря на то, что производство их продукции планируется где-то в будущем.

Заключение

Это был краткий ликбез по состоянию мирового EV рынка. Каждый из трех ключевых рынков уникален по-своему.

Несомненно, отрасль производства электрокаров обладает большим потенциалом и находится в своем зарождении, одновременно с этим она уже довольно конкурентная и с большим количеством игроков, которые постепенно уменьшают разрыв с абсолютным лидером - Tesla.

Я веду Telegram канал, где делюсь интересными инсайтами в мире финансов и инвестирования: https://t.me/Levan_Investing

0
288 комментариев
Написать комментарий...
Georgy Vachnadze

Зелёным электромобили и гибриды. У меня всё!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

А для Норвегии есть такой график?

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Vachnadze

Это для Вас в Эко-логике писали недавно (https://t.me/ecologica1)

Если Вам будут рассказывать про какой-то там рывок электромобилей в Норвегии 👇👇👇👇👇👇👇👇👇

6% машин в Норвегии на батарейках плюс 3% гибриды!!!

Машин на батарейках в Норвегии: 0,3 млн
Всего машин в Норвегии: 4,77 млн

Население Норвегии: 5,3 млн
Население ЕС: 446 млн
Норвегия = 1% населения в сравнении с ЕС.

Машин на батарейках в ЕС: 2 млн
Всего машин в ЕС: 312 млн

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

ну кстати слово рывок вполне к норвегии можно применить т.к. за несколько лет электромобили там заняли около 90% рынка, то есть почти все машины, продающиеся в Норвегии сейчас - электро.
то есть к термину "рывок" тут придраться нельзя.

но рывок не в абсолютном автопарке, а в текущих продажах. в автопарке доля 10%.
хотя и тут наверное термин рывок можно использовать т.к. ни в одной стране нету такого процента электромобилей.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

" электромобили там заняли около 90% рынка, то есть почти все машины, продающиеся в Норвегии сейчас - электро." - брехня! кроме того, там господдержка с освобождением электромобилей от конских пошлин и плат. 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

слушайте а что если вместо брехня взять и перепроверить мою цифру?
вот ссылка
https://insideevs.com/news/464304/norway-ev-sales-record-december-2020/

87% электро.
я сказал в своем сообщении "почти 90%". 
87% это на мой взгляд "почти 90%".

что не так?
минус что ли влепить.
или просто нахер послать?

choose your destiny))

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

не заebeshsia посылать? Нате читайте, первоисточник https://elbil.no/elbilstatistikk/elbilsalg/
90 с гибридами, а так электрические автомобили, да, брехня у вас, только 53%. Впрочем, в приведенной вами ссылке тоже так и написано и речь идет о Stats year-to-date:

BEVs: 76,800 (up 27%, at 54.3% market share)
PHEVs: 28,904 (up 50%, at 20.4% market share)
Total: 105,704 (up 33%, at 74.8% market share)
Читайте сначала сами, потом других учите.

И еще, если запретят завтра (к 2025 хотят в Осло) все дизели и бензиновые то будет 100%, но это и есть административные меры, а не имеет никакого отношения к конкуренции. Вот Туркменбаши запретил все авто кроме белых, там тоже победил на 100% белый, как ни странно. 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

во первых, в статье под которой вы пишете комментарий в данный момент, сказано, что общепринятое определение электромобиля в мире включает PHEV+BEV.
это прямо в статье идет близко к ее началу.
это во всех странах так, во всех статистиках и тд. принято так считать. Если говорят BEV то это BEV. если "электромобиль" то это PHEV + BEV. не нравится? пользуйтесь точной терминологией.

далее, 
я сказал доля почти 90% в текущих продажах. это я и имел ввиду - текущие, то есть те которые есть сейчас а не средние по году.
если бы я имел ввиду средние по году, я бы так и сказал.

то есть ваша проблема в чем, в том что в терминах не разбираетесь нифига, хотя для таких как вы я даже разьяснение в комментариях дал к этому пункту в статье (т.к. у них определение PHEV некорректное дано)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

"пользуйтесь точной терминологией" - ну что ж, удачи вам в донесении точной терминологии до мира. Может начать с википедии, где четко сказано: An electric car is a car which is propelled by one or more electric motors, using energy stored in rechargeable batteries.
Есть еще варианты трактовки? У вас слово "электромобили" - тут тоже можете начать с правок в русской викибедии, ибо всякие дурни пишут, что " Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от независимого источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов, конденсаторов и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания." Наличие ДВС является, исходя из данных опеделений, признаком НЕ электромобиля. 
Зачем вообще беретесь писать, не прочитав хоть базовые понятия. 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

ничего что абсолютно во всех статистиках под электромобилями понимаются PHEV+BEV?
и что на всех сайтах по электромобилям также это понимается?
и что определение в википедии приведенное вами не противоречит PHEV т.к. там не написано что электромобиль это "...приводимый электродвигателями от батареи " но там нет добавления " и строго без наличия ДВС"?

то есть по сути это наоборот, вам придется доводить до мира такое определение, которое вы привели, т.к. в интернете нет ни одного источника, где бы это так трактовалось.
все четко
electric car = PHEV+BEV
BEV = чистый электромобиль
PHEV = подключаемый гибрид.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Нет, ничего, так как гибрид- щто одно, электроавтомобиль- другое, и даже в статье они разделяются - "all-electric in Norway has become the majority (54.3%) of the market! Adding plug-in hybrids, we can talk about three quarters (74.8%)!" То есть есть  all-electric и к ним прибавляют Adding plug-in hybrids. 
Простой вопрос - тролейбус и трамвай- электомобиль? Вы их путаете с электрическим транспортом EV. 
Более того, в применении к Норвегии, именно в Осло с 2025 хотят запретить все  именно легковые автомобили с двигателями ДВС, в том числе гибриды, останутся только nullutslipp - без выбросов. То есть до свидания и гибриды, они не электробили. Их запретят. 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

они в статье пишут - all electric.
all electric это BEV.
electric это BEV+PHEV
это устоявшаяся терминология на всех сайтах и во всех материалах по этой теме.

т.к. на русском языке нету термина all-electric, то получается путаница если на русском говорить электромобиль, непонятно что под ним понимать. поэтому чаще всего это поясняют в русскоязычных материалах.

но даже если не спорить о терминах - мы комментируем под конкретной статьей, в статье расписано что имеется ввиду под "электромобиль", можете ознакомиться.
если вы с этим не согласны то вместо "брехня" можно было сказать сначала что вы не согласны с терминами из статьи, и тогда уже обсудить.

Ответить
Развернуть ветку
285 комментариев
Раскрывать всегда