Сколько стоит владение своим автомобилем?

Во сколько мне реально обходится (будет обходиться) владение собственным автомобилем?

Таким вопросом, уверен, задаюсь далеко не я один. Данная статья относится к рубрике диванного анализа, смешанного с реальным кейсом: какую машину я могу себе позволить?

Введение

В настоящее время, с учетом широких возможностей выбора способов перемещения из точки А в точку Б, особенно в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, встает вопрос о том о целесообразности покупки своего автомобиля. Без теоретических размышлений о том, какое транспортное средство лучше для какого-то среднего человека, в данной статье я постараюсь ответить на вопрос "Могу ли я позволить себе автомобиль и, если да, то какой?".

Понимаю, что данная тема уже затерта до дыр со всех сторон, поэтому постараюсь изложить свои идеи кратко и без лишней воды. А в конце приложу простую Excel-таблицу для ваших собственных расчетов стоимости владения автомобилем при ваших условиях эксплуатации. Кто и так понимает суть проблемы, может сразу пролистать пост вниз до таблиц (собственно ими можно было и ограничиться с самого начала).

Проблема: тяжело наглядно сопоставить неоднородные расходы на машину с привычными ежемесячными доходами, расходами и сбережениями

Покупая автомобиль, особенно новый, мы вынуждены выложить крупную сумму сразу, а также нести расходы на его содержание постоянно во время всего срока владения, затем мы вернем часть средств при продаже автомобиля. То есть расходы на машину очень неоднородны: различны по величине и периодичности, зависящие от пробега и нет. В то же время почти для всех нас привычен финансовый период, равный одному месяцу: мы получаем зарплату 1-2 раза в месяц, мы привыкли (надеюсь и вы тоже) подсчитывать ежемесячные расходы на жизнь, откладывать часть заработка раз в месяц и прикидывать целесообразность покупок и других расходов тоже в пересчете на ежемесячные расходы.

Поэтому, чтобы получить наглядный ответ на вопрос "Сколько стоит владение собственным автомобилем?" я, во-первых, составил таблицу всех возникающих расходов на владение автомобилем, а во-вторых, привел все расходы к ежегодным, а затем и к ежемесячным затратам, также посчитал стоимость одного километра пути при заданном пробеге.

Исходные данные

Автомобиль, цена: новая Skoda Octavia III (A7) 2020 г.в. в хорошей комплектации Style стоимостью 1,600,000 рублей.
Покупка: за наличные, без кредита (однако в приложенном калькуляторе вы можете ввести затраты на кредит для его учета).
Снижение стоимости (амортизация): 10% от текущей стоимости в год
Ежегодный пробег: 15,000 км
Цена топлива: 50 руб. (АИ-95)
Расход топлива: 10 л на 100 км

Почему этот автомобиль? Skoda Octavia является одной из самых популярных моделей в своем классе, обладает высокой надежностью и репутацией на нашем рынке, очень практична и вместительна, в то же время имеет хорошие скоростные характеристики и позволяет комфортно передвигаться даже на дальние расстояния.

Откуда взялся пробег в 15 тыс. км? — Расчетные данные исходя из личной эксплуатации автомобиля. В таблице ниже приведен примерный ежегодный объем поездок.

Данные о снижении стоимости (амортизации) взяты с auto.ru из раздела Статистика цен для конкретной модели автомобиля. Данные о стоимости страхования КАСКО, ОСАГО, техобслуживания (ТО + замена масла), шин, шиномонтажа и пр. взяты из соответствующих калькуляторов и открытых источников для города Москвы. Расходы на парковку взяты исходя из личных условий эксплуатации машины. Не учтены расходы на мелкий ремонт, т.к. автомобиль новый и на гарантии. Включены доп. расходы в размере 5% от общих на неучтенные мелкие затраты или небольшой негарантийный ремонт.

Расходы на владение и эксплуатацию автомобиля

Ниже приведены собранные воедино расходы на владение автомобилем с учетом покупки и последующей продажи через 3 года владения, затрат на страхование и уплату налога, обслуживание и эксплуатацию Skoda Octavia III (A7) 2020 г.в.

Таким образом, средние ежегодные расходы на владение данным автомобилем составляют 360 тыс. руб., что равняется около 30,000 руб. в месяц при ежегодном пробеге 15 тыс. км. Стоимость же километра пути составит 24 рубля (не стоит считать во сколько вам обойдется поездка на море, так как эта цифра характерна только для общего пробега и всех поездок).

Владение новой Skoda Octavia III (A7) 2020 г.в. в комплектации Style в течение трех лет в пересчете на ежемесячные затраты обойдется в 30,000 рублей в месяц.

В чем смысл

Представление расходов на содержание своего автомобиля в виде ежемесячных затрат позволяет наглядно понять, сколько реально денег требует автомобиль, не пытаясь осознать, насколько большой суммой является первоначальная покупка автомобиля стоимостью 1.6 млн руб. и какую для этого зарплату необходимо иметь.

Зная свой ежемесячный доход, средние ежемесячные расходы (надеюсь, вы ведете их учет) и планы по сбережению и накоплению капитала, вы можете трезво оценить стоимость владения автомобилем и понять, какую машину вы можете себе позволить при определенных требованиях и условиях эксплуатации.

Пример: зарплата 100,000 руб. в месяц, ежемесячные расходы (без автомобиля) 50,000 руб., включая 10,000 руб. на транспорт, которые позволяют обходиться без автомобиля, а также желание откладывать и инвестировать не менее 1/3 своих доходов (30,000 руб.).

Зная, что владение автомобилем нам будет обходиться в 30,000 руб., а также сэкономит 10,000 руб. на общественный транспорт, можно посчитать, можем ли мы себе его позволить: 100,000 (зарплата) – 40,000 (ежемесячные расходы минус транспорт) – 30,000 (сбережения) – 30,000 (затраты на машину) = 0. Таким образом, указанный автомобиль идеально вписывается в приведенный для примера бюджет и не требует кардинального изменения поведения и образа жизни.

Житель Москвы с зарплатой в 100,000 руб. в месяц, ежемесячными расходами 40,000 руб. (без учета транспорта) и откладывающий не менее 1/3 своего дохода, может позволить себе новую Skoda Octavia 2020 г.в. без изменения зарплаты, повседневных расходов и сбережений.

Другие модели автомобилей (в т.ч. с пробегом)

Так, Skoda Octavia II (A5) 2013 г.в. за 624,000 руб. потребует 17,000 руб. в месяц. Владение Kia Ceed III (новый) 2020 г.в. будет стоить 28,500 руб. в месяц. А новый VW Tiguan II 2020 г.в. обойдется в 36,000 руб. в месяц. Цифры указаны при покупке без использования кредита, при пробеге в 15,000 км в год.

Все данные есть в приложенном файле, в котором вы можете изменить исходные данные, стоимость обслуживания и получить сумму ежемесячных расходов для интересующего вас автомобиля.

Допущения и комментарии

1. Данная статья не пытается ответить на вопрос, что выбрать: свой автомобиль или каршеринг. Она лишь помогает ответить желающим купить автомобиль на вопрос "Могу ли я себе позволить купить машину и, если да, то какую?"

2. Необходимость обладать большой суммой денег для покупки автомобиля: да, необходимо сначала накопить (чтобы не использовать кредит) приличную сумму для покупки автомобиля, однако это не безвозвратные затраты, а "перекладывание денег в другую форму", в данном случае - автомобиль, который затем можно продать и вернуть часть затрат на его покупку.

3. А может лучше вложить деньги в акции вместо крупной покупки, а на доход ездить на каршеринге? В данной статье не рассматриваются плюсы и минусы владения тем или иным транспортным средством, это отдельная тема. Для учета же затрат с учетом упущенного дохода от инвестиций, несложно добавить к расходам ожидаемый доход от инвестирования суммы, равной стоимости автомобиля.

4. Если у вас семья, состоящая из 2 и более зарабатывающих членов, расходы на автомобиль можно учесть в общем семейном бюджете, чтобы уточнить расчетную целесообразность покупки.

P.S. в статью внесены мелкие расходы, а именно увеличены расходы на парковку, чтобы представленные цифры были актуальны не только для меня и небольшого количества людей со схожими данными по эксплуатации, но также и тех, кто пользуется платными парковками весьма часто.

Приглашение к дискуссии

Это моя первая публикация на vc.ru, которую я решил сделать только потому, что составленная для самого себя информация мне показалась очень полезной и наглядной для принятия решения о возможном владении автомобилем.

Буду рад любого рода комментариям: критике, благодарности, замечаниям и попыткам доказать, что свое авто — это не современно. Спасибо за внимание.

С уважением,
Степан Петров

0
553 комментария
Написать комментарий...
Камушек Камушкин

автор  пешеход и дилетант.
1. каско каждый год можно не делать. сразу минус.
2. зимние колеса вообще то покупаются не каждый год а раз в 4 сезона. а кто-то и 10 лет ездит пока грыжа или не лопнет. тоже минус.
3. ТО на октавию НЕ стоит 25 тыщ.
4. шиномонтаж в 2 раза дешевле.
5. автомойка, вообще можно бесплатно если есть своя дача/дом.

так что из итого 329 тысяч можно смело отнимать тысяч 70 - это раз.
два - пообщайся с друзьями автомобилистами, если у тебя такие есть. многие скажут, что купили 3 года назад тачку и вчреа продали за ту же цену, что и купили.

так что еще минус 130 из итого делай.
итого октаха новая обходится в год в тысяч 100-120 макс. грубо в месяц тысяч 10. это даже наверное дешевле чем платить за айфон в кредит?

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

В целом да. 5-7 летние иномарки кстати тоже продаются примерно за те же деньги, что и покупались, ну может тысяч сто потеряешь.

Ответить
Развернуть ветку
Uncle Party-Farter

Формально цифра та же самая, конечно. Знакомый в конце 2014 купил довольно редкую машину за 1.3кк новой, в 2016 или 17 продал за те же 1.3кк или даже чуть дороже. Только вот 1.3кк из 2014 и 2016 — совсем разные деньги.

Мой пример — в том же 2014 задумался о замене машины, бюджет был 1.3кк, смотрел на октавию и суперб. Суперб за эти деньги можно было взять не топовый, но очень неплохой, а октаху так вообще L&K вроде. До сих пор жалею, что не взял — спустя совсем немного времени за эти деньги можно было купить только октавию и то в комплектации "руль и три педали".

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Боярсков

Еще по осени прошлого года новую октавию в жире можно было взять за 1.6 млн, сейчас Рапид в жире стоит почти 1.5 млн, а Октавия теперь в жире стоит 2.2 -2.3 млн.

Ответить
Развернуть ветку
550 комментариев
Раскрывать всегда