{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Что происходит на рынке операционных систем для автомобилей

Какие системы разрабатывают мировые ИТ-гиганты, как с ними взаимодействовать и что предлагают на этом рынке российские разработчики.

Автомобили с доступом в интернет (Connected cars) — один из сегментов рынка «интернета вещей» (IoT). В России его доля составляет 27% от общего рынка IoT.

Когда автомобили постоянно подключены к сети, производители могут собирать информацию о поездках и регистрировать данные о ДТП. Это позволяет производителям улучшать транспорт и делать его безопаснее.

Автомобиль с доступом в интернет позволяет водителям обмениваться информацией между различными «умными» устройствами и использовать информационно-развлекательные ресурсы.

Как считает Патрик Брэди, вице-президент компании Android Engineering, которая занимается разработкой мобильной операционной системы, среднестатистический американец проводит за рулем собственного автомобиля около 50 минут в день.

Многие водители не могут оторваться от своего смартфона за рулем, а для быстрого передвижения по городу необходима навигационная система. Устройства hands-free (когда смартфон подключается к беспроводной гарнитуре и с ее помощью можно совершать звонки) не способны решить эту проблему.

Все современные автомобили оснащены мультимедийными системами, которые способны проигрывать музыку, отображать карты и совершать звонки. Но из-за отсутствия интернета карты быстро устаревают, а проложить оптимальный маршрут с учетом пробок и дорожных работ просто невозможно.

Что создают Google и Apple

Сразу две ИТ-компании — Google и Apple — объявили в 2014 году о создании собственных решений для интеграции смартфона и мультимедийной системы автомобиля. Функциональность каждого решения примерно одинакова. На обеих платформах (Android Auto от Google и CarPlay от Apple) можно совершать звонки, отправлять сообщения, слушать музыку и пользоваться картами.

В России система от Apple стала доступна в апреле 2015 года. Google объявила о запуске Android Auto на российском рынке в апреле 2016 года.

Оба продукта устанавливаются на смартфон в виде приложения. Затем устройство подключается с помощью USB-кабеля к мультимедийной системе автомобиля.

Как работают эти системы

Чтобы начать пользоваться сервисами, требуется:

  • iPhone 5 и выше;
  • смартфон с Android 5.0 и выше;
  • мультимедийная система с поддержкой Android Auto и CarPlay (уточнять у автопроизводителя) или стереосистема от стороннего производителя.

После того, как смартфон подключается к автомобилю, на экране мультимедийной системы запускается приложение. В обоих приложениях присутствует голосовой помощник, позволяющий управлять мультимедийной системой «без рук».

В 2016 году Google выпустил обновление для Android Auto. Теперь приложение запускается прямо на экране смартфона. При этом дизайн интерфейса выполнен так, чтобы не отвлекать водителя от дороги.

Также Android Auto и Apple CarPlay поддерживают работу со сторонними приложениями. Системе от Apple доступны Spotify, сервис для прослушивания аудиокниг и iHeartRadio. Решение от Google поддерживает Skype, мессенджер Kik, ICQ и другие.

В каких автомобилях внедрены системы

В целом автопроизводители постепенно отказываются от разработки собственного программного обеспечения для мультимедийных систем и внедряют в свои автомобили продукты от Google и Apple.

Первые автомобили с CarPlay появились в 2015 году. Тогда с Apple начали сотрудничать Ferrari, Honda, Hyundai, Jaguar, Mercedes и Volvo. Система была предустановлена во все флагманские модели. Постепенно все больше производителей добавляют поддержку системы от Apple. Сейчас в списке находится более ста моделей. В основном это автомобили, выпущенные в 2016 и 2017 годах.

Ненамного отличается список у Android Auto. Пока решение от Google не поддерживают автомобили сегмента «люкс»: Alfa Romeo, Land Rover, Fiat, Lamborghini, Jaguar, Infifniti. Но корпорация объявила, что в скором времени Android Auto будет доступен и для этих автомобилей. Также Google планирует интегрировать Android Auto в автомобили Lada.

Автопроизводителям невыгодно устанавливать в свои транспортные средства только одну из платформ. До конкуренции между двумя ИТ-гигантами автоконцернам нет никакого дела, а делить клиентов на тех, кто использует Android или iOS, бессмысленно, ведь так можно потерять потенциальных покупателей.

Также Pioneer, Sony и другие производители автомобильных аудиосистем представили продукты, которые позволяют подключить смартфон к транспортному средству, если такую возможность не предусмотрел автопроизводитель.

Это те же мультимедийные системы, только от сторонних производителей, которые дают возможность водителю пользоваться всеми функциями Android Auto или CarPlay.

Как будет дальше развиваться рынок операционных систем для автомобилей

Перед конференцией для разработчиков Google I/O 2017 компания Volvo сообщила о начале более тесного сотрудничества с Google. Это соглашение приведет к созданию такого продукта на базе Android, который должен кардинально изменить формат взаимодействия водителей с автомобилями Volvo. Но официальные представители не сообщают о том, как именно будет выглядеть этот продукт.

Audi также разрабатывает совместный продукт с Google на основе операционной системы Android Nougat. В отличие от Volvo представители концерна подробнее рассказали о функциях новой системы. Она будет контролировать обогрев, подъем стекол, и регулировать сиденья. Автопроизводитель показал встроенную систему в обновленной модели Audi Q8 Sport concept. В продаже она появится не ранее, чем в 2019 году.

О планах Apple по развитию своей системы пока ничего неизвестно. Вполне вероятно, что CarPlay будет интегрирован с электрокаром, который компания сейчас разрабатывает.

Еще одно решение, которое могло выйти на рынок «автомобильных операционных систем», представила Microsoft в 2014 году. Это был прототип операционной системы, носивший название Windows in the car. Тогда Microsoft делала ставку на развитие «плиточного дизайна» (metro-интерфейса). Но с тех пор о других попытках вести разработку в этом направлении ничего не слышно.

Что предлагают российские разработчики

Согласно исследованию AC&M, рынок технологий для автомобилей, подключенных к глобальной сети, интенсивно растет. К 2020 году на российских дорогах будет не менее 2-3 млн таких автомобилей.

Этот рынок состоит из нескольких сегментов: развлечения, безопасность, контроль состояния водителя, управление со смартфона, системы автоматизации управления, диагностика, управление голосом.

Специалисты «Яндекса» рассматривают автомобильный рынок как стратегический и активно развивают свои продукты в этой сфере, например, «Яндекс.Навигатор». Российская ИТ-компания начала интегрировать свои сервисы в автомобили ведущих производителей в 2015 году.

Сначала «Яндекс.Навигатор» появился в автомобилях Honda CR-V. Затем в 2016 году Toyota Camry Exclusive стала первой моделью на российском рынке, для которой сразу несколько сервисов («Навигатор» и «Браузер») стали частью стандартного оснащения. В марте 2017 года «Яндекс» подписал меморандум о сотрудничестве с «АвтоВазом».

Соглашение предполагает совместную работу специалистов «Яндекса» и автопроизводителя по нескольким направлениям: создание телематических сервисов, интеграции сервисов «Яндекса» в мультимедийные системы автомобилей, работу над проектами в сфере автомобилей, подключенных к глобальной сети.

По мнению Андрея Василевского, руководителя лаборатории встраиваемых автомобильных решений, универсальный продукт для всех автомобилей придумать сложно. Каждой модели необходим индивидуальный подход.

Программное обеспечение должно учитывать все возможности конкретной модели для того, чтобы сделать передвижение по городу комфортным и безопасным. Каждый автомобиль имеет свои технические особенности, которые необходимо учитывать производителям ПО.

Андрей Василевский рассказал vc.ru о том, как «Яндекс» подходит к созданию платформенных решений для автомобилей, и поделился мнением, как должна выглядеть операционная система для автомобиля.

Мы смотрим, скорее, в сторону создания платформенного решения, позволяющего создать для автопроизводителя как уникальную мультимедийную систему, так и дополнить уже существующую в серийном автомобиле.

При этом мы понимаем, что компоненты системы (например, встроенные приложения) должны взаимодействовать, чтобы система воспринималась как единое целое. То есть важно думать не только как «Яндекс.Навигатор» будет интегрирован в систему автомобиля, но и как будет взаимодействовать с другими приложениями «Яндекса» или сторонних разработчиков.

Автомобильная система должна быть функциональная, симпатичная и безопасная. Хотя безопасность мы должны поставить на первое место.

Разработчики, создающие сервисы для автомобиля, решают сверхзадачу — предоставлять максимум полезной информации, минимально отвлекая водителя от дороги. Поэтому голос — это второй по важности, а в некоторых случаях и самый важный интерфейс. Причем, не команды дублирующие графический интерфейс, а способ взаимодействия с системами автомобиля или самим автомобилем («Камри, поставь весёлую музыку», «Лада, открой багажник»).

При желании автомобиль может выступать в роли штурмана или секретаря, а то и просто приятеля — современные технологии это вполне позволяют. Для решения таких задач у «Яндекса» есть собственная технология — SpeechKit.

— Андрей Василевский, руководитель лаборатории встраиваемых автомобильных решений «Яндекса»

Российская компания Cognitive Technologies занимается разработкой и внедрением программного обеспечения. Одно из ключевых направлений работы — разработка грузового автомобиля с автономным управлением на базе шасси «КамАЗ».

Сейчас Cognitive Techologies разрабатывает ADS (продвинутую систему вождения — vc.ru) C-pilot, соответствующую второму уровню по международной классификации SAE International (Сообщество Автомобильных Инженеров). На этом уровне система обеспечивает частичную автоматизацию процессов руления, разгона и торможения.

К 2022-2023 годам компания планирует создать полностью автономную систему управления автомобилем.

Сейчас C-Pilot способен точно распознавать основные объекты дорожной сцены: дорожные знаки, автомобили и пешеходов, в том числе, частично заслоненные другими объектами.

Особое внимание компания уделяет тестированию системы. Одна из задач — собрать как можно больше данных о редких дорожных ситуациях и погодных условиях (например, снег и лед в июне). Для этого Cognitive Techologies обращается за помощью к волонтерам, которые присылают данные с видеорегистраторов.

Но видеоматериалы — лишь отправная точка для моделирования новых ситуаций. Критически необходимы тесты системы на полигоне, где можно собрать качественные данные о дорожных условиях, приближенных к реальным.

По словам Юрия Минкина, руководителя департамента разработки беспилотных транспортных средств компании Cognitive Technologies, работу осложняет то, что в российском законодательстве до сих пор нет закона, позволяющего беспилотным автомобилям выезжать на дороги общего пользования.

Это накладывает определенные ограничения, так как в полигонных условиях невозможно создать систему, отвечающую всем требованиям безопасности.

​Учитывая назначение продукта, который мы разрабатываем, приоритетами являются безопасность, надежность и стабильность. Эти критерии мы ставим во главу угла всех разработок и тестов. Впрочем, этим параметрам должна соответствовать любая система такого уровня.

— Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств компании Cognitive Technologies

Также Юрий Минкин считает, что идеальная операционная система должна работать в режиме реального времени. Она должна реагировать на любые запросы мгновенно, независимо от нагрузки на саму систему.

Система должна поддерживать возможность работы с большим количеством внешних устройств от разных производителей: радаров, лидаров, видеокамер, исполнительных механизмов автомобиля, и так далее, а также иметь возможность расширения списка таких устройств.

— Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств компании Cognitive Technologies

Для обслуживания автомобилей, подключенных к сети, производитель может выпускать комплектующие на протяжении нескольких лет, а то и десятилетий. Поэтому операционная система для таких автомобилей должна быть обратно совместимой и иметь большой жизненный цикл.

0
3 комментария
Сергей Токарев

а в Android Auto при перевороте машины меняется ориентация экрана?

Ответить
Развернуть ветку
Доска объявлений

Авто водитель уже скоро будет лишним.http://0- www.ru

Ответить
Развернуть ветку
Доска объявлений

htpp://0-www.ru

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда