«Если бы Uber оценивали относительно других транспортных компаний, то его стоимость была бы на 86% ниже нынешней» Статьи редакции

Колумнист Bloomberg Нир Кайсар о том, почему Uber важно сохранить статус ИТ-компании.

Uber — это одновременно и ИТ-компания, и транспортная компания. Казалось бы, разделение не так важно, но на самом деле от этого зависит многое. Причем не только для Uber, но и для любого «революционера», который считает себя ИТ-компанией.

В конце 2017 года Европейский суд — высшее судебное учреждение Европы — проведет черту и определит, к какой сфере следует отнести Uber: транспортной или технологической. Также ведомство установит, как и кем будет регулироваться деятельность компании.

Из-за этого правила станут строже, компании потребуется приобретать лицензии, и в результате издержки возрастут. Излишне говорить, что Uber не может позволить себе дополнительные расходы.

В 2016 году убытки компании составили $2,8 млрд, а в первом квартале 2017 года — $708 миллионов. Но затраты на соблюдение нормативно-правовых требований станут для Uber не самой большой проблемой. Гораздо важнее то, что если компанию признают транспортной, а не технологической, то ее оценка снизится.

Экстравагантные оценки — не редкость для ИТ-сектора, и пример Uber не является чем-то уникальным. Как и у многих других технологических компаний, у Uber нет прибыли, поэтому при оценке можно забыть о коэффициенте «цена-прибыль» (P/E-ratio). Кроме того, у компании не так много активов, если не принимать во внимание собственное программное обеспечение, ценность которого сложно подсчитать. Поэтому о коэффициенте «капитализация-балансовая стоимость» (P/B-ratio) тоже можно забыть.

​Мы можем взять только значение коэффициента «цена-выручка» (P/S-ratio): оценка компании составляет $69 млрд, а чистая выручка по итогам 2016 года — $6,5 млрд. Таким образом, коэффициент «цена-выручка» составляет 10,6. Сравните это со средним значением коэффициента других ИТ-компаний из индекса S&P 500 — 4,2. И это уже кое о чём говорит, потому что в ИТ-секторе S&P 500 самые высокие значения коэффициента P/S.

​Если бы Uber была транспортной компанией, то она никогда не получила бы такую высокую оценку. Коэффициент «цена-выручка» в транспортном секторе индекса S&P 500 не превышает 1,5. Если бы Uber оценивали относительно других транспортных компаний, то его оценка была бы на 86% ниже нынешней. Несложно догадаться, почему Uber пытается сохранить статус ИТ-компании.

Пример Uber не уникален. Практически каждый игрок, который намерен перевернуть финансовый, продовольственный или туристический рынок, называет себя ИТ-компанией.

Возможно, по этой причине акции ИТ-компаний выглядят необеспеченными. 1 июня моя коллега Шира Овид уже писала о том, что оценки компаний в сфере ИТ могут достичь тревожной отметки, невиданной с конца 1990-х годов, когда лопнул «дотком-пузырь». Среди всех секторов индекса S&P 500 сегмент ИТ всегда входит в тройку самых переоцененных.

Если вы сомневаетесь, что «переворачиватели» пытаются взобраться на гребень волны щедрых оценок, то обратите внимание на технологические компании, которые работают в сегменте финансов.

Деятельность большинства подходит под определение финансовых услуг, поэтому она регулируется наравне с финансовыми фирмами. В отличие от Uber, им не нужно ускользать от регуляторов.

Но если вы назовете финтех-стартап финансовой компанией, то спровоцируете поток недовольства. И вот почему: коэффициент «цена-прибыль» (S/E-ratio) для компаний из ИТ-сектора индекса S&P 500 составляет 24,4, а для компаний из сектора финансов — 15,1. Никто не хочет, что оценка его компании просела на 38%.

​Однако ничто не может продолжаться вечно. Коэффициент «цена-прибыль» среди компаний из ИТ-сектора индекса S&P 500 был самым высоким по сравнению с другими секторами на протяжении 39% времени с 1990 года.

И когда оценки ИТ-компаний снова вернутся на Землю, они будут меньше беспокоиться о принадлежности к той или иной категории. Но сейчас им остается только надеяться на то, что рынок не определит их в менее щедрый сегмент.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Миша Васильев

Думаю, что если они хотят остаться на плаву, им стоит разделить операционное и/или юридическое управление компанией между двумя, наподобие Яндекса.
Иначе смерть неизбежна

Ответить
Развернуть ветку
Дима Чуркин

уже тошнит, небось каланик ходит с высоко задранным носом, показывая всем какую революцию он совершил, а по сути, тут в статье пишется что из активов у убер - разве что ПО, на сегодняшний день любой школяр мало мальский знающий тот же php и swift может написать приложение для вызова таксиста......

пистец кароче. ценности ноль.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Zolotov

ну не нужно недооценивать сложность ПО, которое там используется. Не любой школьник напишет систему максимальной оптимизации работы водителей. Чтобы они выполняли как можно больше заказов проехав меньше кол-в км в пустую. Но в целом да, переоценка дикая.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Чуркин

это все куйня, можно на ходу улучшать и оптимизировать все...

Ответить
Развернуть ветку
Данила Романов

А Тесла - это пальчиковые батарейки и электромотор=)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Демидов

А если чисто теоретически "оторвать" убер от печатного станка, т.е. от сша, то его капитализация была бы отрицательная, так как компаниям из других стран не получается так долго и так много уходить годами в убыток.

Ответить
Развернуть ветку
Irina Kuznetsova

Зачем нам Uber, у нас есть свои. Скажем "Такси Близко"

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда