{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

От повышения цен к домогательствам — главные скандалы за всю историю Uber

Проблемы, которые могут стоить поста руководителю компании Трэвису Каланику.

11 июня стало известно, что совет директоров Uber рассматривает вариант отстранения от обязанностей нынешнего руководителя Трэвиса Каланика из-за многочисленных скандалов, связанных с деятельностью компании.

13 июня топ-менеджер объявил сотрудникам, что уходит в отпуск. Дату возвращения к своим обязанностям он не назвал, сообщает Bloomberg.

Сооснователь Uber продолжит заниматься управлением компанией, однако сосредоточится на стратегических решениях. По данным агентства, совет директоров выберет независимого руководителя, который будет помогать Каланику.

За 2017 год Uber уже покинули по разным причинам шесть топ-менеджеров.

Каланик возглавил компанию в 2010 году спустя год с момента ее основания, сменив Райана Грэйвса (Ryan Graves). Бизнесмен стоял у истоков создания Uber вместе с Гарретом Кэмпом (Garrett Camp), но не принимал участия в непосредственной разработке сервиса, а выступал в качестве бизнес-советника.

Скандалы вокруг Uber стали все чаще появляться в СМИ после запуска в 2012 году сервиса UberX, предназначенного для бюджетных поездок. Пик негативных публикаций в СМИ пришелся на 2014 год и начало 2017 года.

Повышение цен во время ЧС (2012 год)

В новогоднюю ночь с 2011 на 2012 годы Uber впервые ввел механизм повышения цен в моменты высокой загрузки. Действия компании подверглись критике, из-за чего пришлось возмещать некоторым пассажирам стоимость путешествия.

При этом Uber сохранил алгоритм динамического ценообразования из-за отсутствия водителей или слишком большого спроса на приложение. Пользователи даже подозревают, что компания увеличивает стоимость при низком заряде аккумулятора смартфона.

В 2012 году во время обрушившегося на Нью-Йорк урагана Сэнди на несколько дней закрылось метро. Uber повысил стоимость поездок в два раза, чтобы заставить водителей выйти на дороги.

Из-за обвалившейся на компанию критики ей пришлось вернуть обычные расценки.

В декабре 2014 года в кафе Lindt в деловом квартале Сиднея террорист захватил заложников. Люди спешили покинуть район, в то время как тарифы на проезд в Uber выросли в четыре раза. Компания выступила с заявлением о бесплатном проезде и возврате денег для тех, кто переплатил за услуги водителей компании.

Поведение водителей (2013 — 2014 годы)

Сотрудничающих с сервисом водителей с первых лет работы сервиса не раз обвиняли в агрессивных действиях по отношению к пассажирам. Несмотря на то, что сама компания не является их работодателем и лишь выступает в качестве партнера, предоставляющего инструмент для совершения поездок, Uber подвергался критике за неосторожный выбор водителей.

В 2013 году писательница Бриджит Тодд написала в своем профиле в Twitter, что ее пытался задушить чернокожий водитель Uber, которому якобы не понравилось, что она поцеловала своего «белого мужа».

В свою очередь компания утверждала, что инцидент был спровоцирован пассажирами, а Каланик раскритиковал СМИ, которые, по его мнению, ошибочно убеждены в вине Uber. Однако позже сервис все-таки отключил напавшего на Тодд водителя.

В июне 2014 года издание Los Angeles Times писало о женщине, которую водитель Uber якобы пытался похитить, ради чего сделал крюк в 20 миль. Позже мужчина все-таки доставил пассажирку домой, а Uber принес извинения за «нерациональный маршрут» и частично возместил стоимость поездки.

Осенью 2014 года издание San Fransisco Chronicle сообщило, что водитель сервиса UberX в Сан-Франциско после ссоры с одним из пассажиров заставил его выйти из машины, а затем ударил по голове молотком и скрылся.

В октябре 2014 года другой автомобилист в Сан-Франциско во время ссоры выкинул из машины женщину, которую подвозил, и разбил смартфон.

Кроме того, в начале 2014 года стало известно о водителе в Сан-Франциско, который сбил маленького ребёнка насмерть. Руководство Uber заявило, что на момент ДТП водитель Honda Pilot не вёз с собой пассажира и ехал по личным делам. Тем не менее позже он был отключен от сервиса, а семье погибшей девочки были принесены извинения.

8 декабря 2014 года в Индии запретили все сервисы Uber после того, как водителя обвинили в изнасиловании пассажирки.

Приостановка деятельности в разных странах (2014 — 2015 годы)

2014 и 2015 годы для Uber были связаны с ограничениями деятельности компании в разных странах.

Также компания была объявлена вне закона в Таиланде, Бразилии, Вьетнаме и Испании из-за отсутствия специальных лицензий для водителей или возмущения профсоюзов таксистов.

В некоторых европейских странах власти запрещали UberX и UberPOP. Например, в Бельгии, Нидерландах и Германии. Действия чиновников вынудили компанию заключать специальные договоры с водителями или же запустить ориентированную на официальные такси-службы опцию UberTaxi.

В 2015 году Франция после забастовок местных таксистов запретила использование UberPOP, оштрафовала компанию на €800 тысяч и на €500 тысяч двух топ-менеджеров французского отделения Uber.

Агрессивная конкуренция с Lyft и Gett (2014 год)

В начале 2014 года один из конкурентов Uber — Gett (бывший GetTaxi) — заявил о том, что несколько клиентов сервиса заказали и отменили более 200 поездок в течение трех дней. После того, как представители Gett проанализировали аккаунты клиентов в LinkedIn и Twitter, они выяснили, что пассажиры являлись сотрудниками Uber.

Кроме того, после отмены поездки водители Gett получили текстовые сообщения от клиентов, в которых их призывали перейти на Uber. Компании пришлось признать, что ее тактика была «немного агрессивной».

Летом 2014 года разгорелся скандал между Uber и его другим конкурентом — Lyft. Компании обвинили друг друга в заказе фиктивных поездок.

11 августа представители Lyft заявили о том, что компания зарегистрировала более пяти тысяч фальшивых заказов, поступивших от 177 сотрудников Uber. Но уже 12 августа представители Uber возложили на Lyft вину за совершение более 13 тысяч фиктивных вызовов.

По информации The Verge, компания Каланика нанимала специальных работников, которые заказывают поездки в Lyft, а потом отменяют их. Им Uber выдавал мобильные телефоны и фиктивные кредитные карты, чтобы представители Lyft не смогли определить, от кого поступают заказы.

Рекламная кампания Uber, призывающая сбрить усы (символ Lyft)

В компании отвергли подобные обвинения и заявили, что такие сотрудники — послы бренда, которые занимаются привлечением новых водителей. При этом в Uber подчеркнули, что сервис никогда не использовал маркетинговые тактики, которые осложняют работу конкурентам.

Отмененные вызовы в Uber объяснили тем, что рекрутеры узнавали, что переговоры с вызванным водителем уже велись, и отменяли поездки, чтобы не тратить время.

Кроме того, в ноябре 2014 года Lyft объявил о том, что собирается проводить еще один инвестиционный раунд. Каланик призвал потенциальных инвесторов подумать, «куда в действительности стоит вложить средства».

К переманиванию сотрудников конкурента Uber подключал и пользователей приложения. Им предлагалось получить $250 в качестве кредита на поездки за рассказ водителю об отказе от Lyft в пользу Uber.

Компромат на журналистов (2014 год)

В 2014 году во время встречи с представителями СМИ исполнительный вице-президент Uber Эмил Майкл предложил потратить миллион долларов на поиск компромата на журналистов, которые критикуют сервис. В качестве примера топ-менеджер привел основательницу ресурса PandoDaily Сару Лейси, которая неоднократно писала про агрессивную маркетинговую политику компании.

После публикации изданием BuzzFeed высказываний, которые прозвучали в формате off the record на неформальном ужине, Майкл подчеркнул, что слова не отражают его взгляды и не имеют никакого отношения к действиям компании.

Однако журналистка издания San Francisco Magazine Эллен Кашинг рассказала, что подверглась шантажу со стороны сотрудников Uber. В частности, несколько менеджеров компании предупредили, что могут вычислить ее местоположение по логам в приложении.

В июне 2017 года стало известно, что Майкл покинул компанию.

Руководитель офиса в Нью-Йорке Джош Мохрер (Josh Mohrer) и вовсе сообщил бывшему редактору BuzzFeed Джоане Буйан (Johana Bhuiyan), что следил за ней через специальное ПО — инструмент для трекинга конкретных клиентов God View.

Каланик извинился за слова вице-президента. Также Uber выпустила опровержение, что может использовать данные клиентов в целях шантажа.

Позже издание Slate сообщило, что Uber применил «дисциплинарные меры» к Мохреру.

Помимо подобных заявлений о слежке, глава сервиса в Нью-Йорке был замечен в грубом общении с подписчиками своего Twitter.

Слежка за водителями и чиновниками (2016 — 2017 годы)

Uber обвинялся не только в слежке за журналистами, но также водителями конкурирующих сервисов и чиновниками в городах, где деятельность компании запрещена.

В апреле 2016 года житель Коннектикута Спенсер Мейер (Spencer Meyer) подал в суд на Uber, обвиняя компанию и лично Каланика в нарушении антимонопольного законодательства. По мнению истца, сервис участвовал в ценовом сговоре с местными водителями.

По данным The Verge, руководство Uber, в свою очередь, наняло детектива из агентства Ergo, основанного бывшим сотрудником ЦРУ, чтобы найти компромат на Мейера.

В начале марта 2017 года издание The New York Times рассказало, что в Uber с 2014 года существует программа Greyball по обману властей и полиции в городах и странах, где работа сервиса официально запрещена.

Решение позволяет отслеживать и анализировать активность пользователей и выявлять среди них представителей властей. О существовании программы знали около 60 сотрудников Uber.

Greyball позволяет вести наблюдение за вызывающими подозрение пользователями, которые появляются у правительственных зданий. В Uber отслеживают данные банковских карт, личные профили в социальных сетях и перемещения таких пользователей.

В конце 2016 года из-за этой программы бывший сотрудник Uber подал на компанию в суд.

Кроме того, в апреле 2017 года водитель Lyft Михаэль Гонзалес тоже подал в суд на Uber из-за предположительного использования компанией программы для отслеживания действий конкурентов Hell («Ад»).

Незадолго до этого издание The Information сообщило, что сервис использовал Hell с 2014 по 2016 год. Система создавала поддельные аккаунты пассажиров Lyft, чтобы изучать расположение машин конкурента, а также анализировать действия работающих на оба сервиса водителей.

Проблемы с водителями (2017 год)

Водители недовольны ценовой политикой Uber не менее пользователей приложения. Сотрудничающие с приложением автомобилисты устраивают акции протеста и жалуются на свой бонус от поездок практически во всех странах, где работает приложение.

Например, в январе 2017 года окружной суд в Сан-Франциско приговорил компанию к выплате $20 млн штрафа. Судья посчитал, что в около 20 городах США Uber вводил в заблуждение насчет будущего заработка.

Тем не менее, на жалобы мало кто обращал внимание, пока 28 февраля 2017 года в интернете не появилась видеозапись, в которой Каланик спорит с водителем Uber Black о выплатах работникам.

Генеральный директор Uber попытался объяснить, что компания не меняет цены в категории Black, а в остальных опциях ориентируется на конкурентов и снижает цены только под их давлением.

Водитель отказался принимать аргументы Каланика, после чего тот перешёл на личности и обвинил его в неумении брать на себя ответственность.

Позже глава Uber извинился за свое поведение.

Кража технологий у Alphabet (2017 год)

23 февраля 2017 года стало известно об иске, который в федеральный суд Сан-Франциско подала входящая в холдинг Alphabet компания Waymo. Предприятие занимается беспилотными автомобилями.

Истец утверждал, что бывший сотрудник Waymo Энтони Левандовски в декабре 2015 года скопировал более 14 тысяч конфиденциальных файлов, включая схемы печатных плат лидара, а затем передал их в Uber.

Waymo также настаивает, что Левандовски создал стартап Otto, чтобы скрыть его переход в Uber сразу после ухода из Alphabet.

В Uber отрицали обвинения в краже технологий, но в апреле 2017 года перешедший из Waymo инженер отошел от разработки лидаров, а затем и вовсе был уволен из компании. Uber также отказался от использования бренда Otto, но не из-за Waymo, а канадской компании Otto Motors.

Сексизм и дискриминация (2017 год)

Несмотря на скандалы, связанные с ведением самого бизнеса, большое влияние на будущее компании могут оказать истории о сексуальных домогательствах к женщинам, работающим в Uber.

19 февраля 2017 года бывшая сотрудница Сьюзан Фаулер опубликовала в своём блоге заметку о годе работы в стартапе. По ее словам, первое предложение об интимной связи с одним из руководителей Uber она получила в первый же полноценный рабочий день.

Об аналогичных случаях начали заявлять и другие бывшие и действующие сотрудницы Uber.

В начале июня 2017 года компания уволила более 20 сотрудников из-за обвинений в сексуальных домогательствах к коллегам по работе, сообщил Bloomberg. Решение было принято по итогам расследования нанятой руководством Uber юридической компании Perkins Coie, которая изучила 215 жалоб.

В феврале 2017 года издание The New York Times опубликовало расследование о внутренней культуре в Uber на основе интервью с 30 бывшими и нынешними работниками компании. В нем говорилось не только о домогательствах одних сотрудников к другим, но и попытках подставить друг друга.

После письма Фаулер Uber нанял бывшего генпрокурора США Эрика Холдера, чтобы решить вопрос дискриминации. В марте 2017 года компания впервые опубликовала так называемый Diversity report, посвященный расовому и половому разнообразии сотрудников в Uber.

Соотношение числа сотрудников разных полов, рас и национальностей в Uber

По итогам состоявшегося 11 июня заседания пресс-секретарь компании сообщил, что совет директоров единогласно проголосовал за принятие рекомендаций Холдера. Суть этих рекомендаций представитель Uber не раскрыл.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Akbar Botbayev

настоящие рок-н-рольщики)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Матюшин

Каланику так и надо. Ибо не х.. баланс в экономике нарушать, загребая жар чужими руками. Типа "мы просто написали приложуху для связи водителей и клиентов, мы ни за что не отвечаем и вообще наша хата с краю".
Водилы пусть ишачат по 12 часов в сутки, сами ремонтируют свои авто и т.д., а мы просто поимеем свою нехилую комиссию 25% и постоим в сторонке.
Закон экономики: каждым делом должны заниматься профессионалы, даже (и в особенности!) перевозкой пассажиров. Водитель должен проходить предрейсовый медосмотр, машины - регулярный тех.контроль, организация-перевозчик должна нести ответственность за жизнь и здоровье пассажиров.
И если Убер из этого списка кое-как обеспечивает только последний пункт (иначе в США его просто бы с говном сожрали), то убероподобные сервисы в России вообще ни за что не отвечают. "Мы просто оказываем информационные услуги".
Поэтому, любители поездок за 100руб, вас будут возить на раздолбанных машинах водилы с вчерашним перегаром. А если под конец смены водила уснет за рулем, вам скажут: "Извините, несчастный случай".
Потому что надо создавать реальную прибавочную стоимость на рынке услуг, а не просто становиться прокладкой между бомбилами и клиентами.
P.S. Я не владелец таксопарка, я поездил в качестве водителя "Везет" и "Максим" и понял, что это дело неблагодарное и по деньгам невыгодное. А подобные компании просто паразитируют на рынке как посредники.
Жалко карму, щас заминусуют, но сказать правду дороже.

Ответить
Развернуть ветку
AS
> Поэтому, любители поездок за 100руб, вас будут возить на раздолбанных машинах водилы с вчерашним перегаром.

Я такое только в местных таксопарках видел и в Я.Такси в самом начале, в убере и в современном Я.Такси такого нет.

> каждым делом должны заниматься профессионалы

Чтобы заниматься извозом, не нужно уметь почти ничего.

> Водилы пусть ишачат по 12 часов в сутки, сами ремонтируют свои авто и т.д., а мы просто поимеем свою нехилую комиссию 25% и постоим в сторонке.

Водилы получают весьма справедливые деньги за свою работу в уберо-подобных сервисах.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Матюшин
Чтобы заниматься извозом, не нужно уметь почти ничего.

Ага, поэтому весь охлос (и в том числе я на пару месяцев) ринулся в таксисты.
Вам знакомо понятие "профессиональный водитель", грамотно оценивающий ситуацию на дороге и умеющий ПРЕДВИДЕТЬ ее развитие?
Продолжайте доверять свою жизнь людям, "не умеющим почти ничего".

Водилы получают весьма справедливые деньги за свою работу в уберо-подобных сервисах.

Поработайте в них, потом поговорим. Заработок в Калининграде 200-250р в час, из которых поменяй масло, фильтры, подвеску... И это серые деньги, кредит в банке не возьмешь, отпуск, больничный - только во сне.

Ответить
Развернуть ветку
AS

Основная мысль в том, что цены по-прежнему устанавливают водители, а не Убер, Яндекс и прочие Геттакси. Пусть и не напрямую, но если цены несправедливые — то водители могут массово уйти, и тогда цены станут справедливыми. Но не уходят же. Поэтому претензии должны быть отнюдь не к руководству убера, а к вашим же коллегам, которые продолжают там работать.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Матюшин

Цены устанавливаются НЕрыночным путем. Убер дотирует водителей, устанавливая тарифы ниже себестоимости поездки.Потому что хочет захватить рынок. Именно поэтому он терпит огромные убытки.
А в России компании тоже демпингуют в погоне за клиентом. Народ таксует, пока машина еще дышит. Потом уходят - на их место приходят другие. Такая вот текучка.
А при длительном демпинге о качестве услуг говорить не приходится(.
Сама экономическая модель неверна. Не может в нормальных экономических условиях быть массовой ежедневной услугой поездка в такси, где твою одну задницу везет по индивидуальному маршруту живой водитель. Себестоимость поездки слишком высока. Может, в будущем, если подешевеет электричество, на самоуправляемом электрокаре... Но не сейчас.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
AS

Я, кстати, еще так и не понял, почему таксист вообще должен получать больше, чем, скажем, дворник. Я в свое время и дворником успел поработать (в старших классах), и в пробках по 12+ часов пару раз стоять приходилось после работы, а в среднем у меня на дорогу уходило около 4 часов в день (а помимо этого еще 8 часов работать надо).
И исходя из этого опыта ответственно заявляю, что даже если каждый день кататься по 12 часов в теплой машине под музычку, это херня по сравнению с 4 часами в день уборки снега в мороз.

Ответить
Развернуть ветку
AS
> Народ таксует, пока машина еще дышит

Мне хреновые машины в Убере и Яндексе давно не попадались (насчет первых хз, а вторые контролируют). Езжу я достаточно много, поэтому своей личной статистике доверяю. А вот всякие 14-е лады у дяди Ашота, которого в Яндекс не взяли — действительно страшная штука.

> Именно поэтому он терпит огромные убытки.

Убер — да. Яндекс же, наверное, зарабатывает на своем сервисе.

> Может, в будущем, если подешевеет электричество, на самоуправляемом электрокаре... Но не сейчас.

Главное таксистам не рассказывать, что совсем скоро они станут не нужны — а то пойдут крушить офисы автопроизводителей xD

Ответить
Развернуть ветку
AS
> Вам знакомо понятие "профессиональный водитель", грамотно оценивающий ситуацию на дороге и умеющий ПРЕДВИДЕТЬ ее развитие?

И зачем оно надо? Чтобы безопасно приехать из пункта А в пункт Б не нужно быть профессиональным водителем. Да, в каких-то случаях опытный водитель может спасти жизнь, но это не повод платить в несколько раз больше (лучше тогда уж в бизнес-классе ездить, в какой-нибудь Е-шке в разы безопаснее чем в солярисе).

> Поработайте в них, потом поговорим. Заработок в Калининграде 200-250р в час, из которых поменяй масло, фильтры, подвеску...

Во-первых, цены не с потолка же берутся, это основы экономики: много "товара" (в данном случае, водителей) — ниже цены, мало "товара" — выше цены. Если бы цены были слишком низкими, водителей бы не осталось, и пришлось бы увеличить з/п.
Во-вторых, никто не заставляет работать водителем, есть куча других специальностей.

> И это серые деньги, кредит в банке не возьмешь, отпуск, больничный - только во сне.

По-хорошему, убер работает только с ИП, никакие это не серые деньги. А если водитель работает через "партнера" — то кто ж ему виноват.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

"Водитель должен проходить предрейсовый медосмотр, машины - регулярный тех.контроль, организация-перевозчик должна нести ответственность за жизнь и здоровье пассажиров."
Да ни один среднестатистический такси-сервис такого не делает, и была куча случаев, которые можно загуглить, когда в случае аварии выяснялось, что водитель в тот день не работал, директор вообще непонятно где, ООО зарегистрировано на бездомного.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Семибратов

6 косяков водителей из двух миллиардов поездок?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Verinkov

Так стоп vc.ru, вы же утром разместили платный пост про то, какой убер сильный и хороший: https://vc.ru/p/uber-hires а теперь выпускаете статью про то, какой он плохой. Не по понятиям.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Всё нормально. Это спец. выпуск для срача в комментах

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Матюшин

И хде?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисовский
Из-за обвалившейся на компанию критики ей пришлось вернуть обычные расценки.

Ну вот как они это делают?
У нас сказали бы "не нравится - не используй. Вон автобус видишь стоит? Садись и езжай"

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Глеб Горохов

Обожаю комментарии по теме

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Konstantin Voronov

Радоваться надо что такси хоть так, но пошло в массы. Еще лет 5-7 назад такси были ацки дорого, а ездили все махнув рукой на улице перед Ашотом или еще каким то волилой из Азии. И какие там медосмотры? Какие машины были, помните?

Ответить
Развернуть ветку
робот Вертер

Контора в убытках, прибыли нет, одни скандалы. Давно пора.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Матюшин
В начале 2014 года один из конкурентов Uber — Gett (бывший GetTaxi) — заявил о том, что несколько клиентов сервиса совершили более 200 поездок в течение трех дней.

Не совершили, а заказали, а позже отменили, чтоб заставить водителей вхолостую поездить.
VC, вы вычитываете свои статьи перед публикацией? Ну очевидна же логическая нестыковка в вашей версии перевода.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда