{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

«Много обещаний, мало результата»: почему беспилотники не стали повсеместным транспортом, как обещали разработчики Статьи редакции

И они, и их инвесторы поняли: времени и денег на создание безопасных машин, которые смогут ездить при любых условиях, нужно значительно больше.

Беспилотный автомобиль Waymo
Alamy

В конце 2020 — начале 2021 года на рынке беспилотных автомобилей произошло несколько сделок:

  • Toyota за $550 млн купила беспилотное подразделение Lyft.
  • Компания Cruise (подразделение General Motors) приобрела стартап Voyage, который тестировал беспилотное такси для пенсионеров в двух поселениях в США.
  • Uber продала своё беспилотное подразделение одному из конкурентов — стартапу Aurora Innovation.
  • Разработчик беспилотников для доставки Nuro приобрёл Ike — стартап, который основали выходцы из Apple, Google и Uber для создания беспилотных грузовиков.

Консолидация означает, что разработчики автономного транспорта поняли: сделать что-то в одиночку — нереально, пишет The Verge. Индустрия, которая годами жила на деньги венчурных инвесторов и обещала будущее без водителей, столкнулась с суровой реальностью: до массового перехода на беспилотники ещё далеко, а денег нужно куда больше.

Консолидация давно назрела. Индустрия автономного транспорта слишком долго и слишком многое обещала, а сделала мало.

Радж Раджкумар
, профессор робототехники в Университете Карнеги-Меллона

Почему инвесторы заметили трудности с развитием беспилотников только сейчас

The Verge напоминает, что эксперты, которые изучают автономные технологии, не раз критиковали прогнозы о будущем без водителей и предупреждали, что такие обещания далеки от реальности. Теперь инвесторы тоже с трудом верят в эти прогнозы.

В качестве примера издание приводит Waymo — компанию, которая начиналась как внутренний проект Google в 2009 году и стала одним из главных разработчиков беспилотных систем на рынке.

В 2018 году аналитики Morgan Stanley оценили Waymo в $175 млрд, они отталкивались в том числе от потенциальной выручки, которую компания может получить благодаря развитию автономного транспорта. Год спустя Morgan Stanley снизил оценку до $105 млрд, потому что Waymo ещё не успела создать коммерческий беспилотный транспорт.

В марте 2020 года компания привлекла первые внешние инвестиции — $2,25 млрд. Участники сделки отказались называть оценку, но Financial Times тогда выяснила, что инвесторы оценили Waymo в $30 млрд.

Эта оценка далека от той, которую давали аналитики Morgan Stanley, однако по-прежнему была самой высокой на рынке. За Waymo следовала Cruise с оценкой в $19 млрд.

Беспокойства и неопределённости добавляет и то, что в апреле 2021 года гендиректор Waymo Джон Крафчик ушёл из компании, пишет The Verge. Он возглавлял Waymo с 2015 года, а до этого работал на руководящих должностях в Hyundai и Ford.

Индустрия считала Крафчика человеком, который может сделать беспилотники популярным транспортом. Под его руководством беспилотное подразделение Google стало более самостоятельной компанией Waymo, которая договорилась с несколькими автопроизводителями о партнёрстве и запустила тестовое беспилотное такси в штате Аризона и в городе Сан-Франциско.

Однако Waymo пока не смогла сделать беспилотник, способный ездить по любым дорогам в любых условиях. Компания тестирует все свои технологии в основном в пригороде Финикса, штат Аризона, а за рулём автомобилей по-прежнему должен сидеть человек — на случай, если что-то пойдёт не так. И уход Крафчика только подчёркивает, что беспилотному транспорту предстоит преодолеть множество трудностей прежде, чем он станет общедоступным, заключает The Verge.

Что сделки значат для разработчиков беспилотников и их инвесторов

Сделки на рынке автономного транспорта идут на пользу всем, указывает издание: Toyota и Aurora получили наработки и команду инженеров, а Lyft и Uber, которые стремятся стать прибыльными, избавились от крупного источника убытков.

Покупка помогает компаниям получить специалистов с нужными навыками, которых тяжело найти и нанять, рассуждает Мисси Каммингс, директор лаборатории Humans and Autonomy при Университете Дьюка.

В Кремниевой долине распространена такая практика, а в сфере автономного транспорта так делала Apple: в 2019 году компания уволила 200 сотрудников своего секретного подразделения беспилотников Project Titan, а затем приобрела разработчика систем управления для беспилотных машин Drive.ai.

«Недовольная своей командой Apple просто уволила её и купила новую», — так трактует эти события The Verge.

Изменения, которые переживает индустрия, указывают ещё на кое-что: у разработчиков беспилотников и их инвесторов поменялись приоритеты. В 2017 году стартапы обещали делать всё: самостоятельно разрабатывать аппаратную часть и программное обеспечение, производить свои машины, запустить роботакси, доставку и грузоперевозки.

Поначалу инвесторы поддерживали все эти идеи, но сейчас многие из них заинтересованы в применении беспилотников в более конкретных задачах: на стройках, на горнодобывающих предприятиях, в доставке или в сельском хозяйстве. Интерес к роботакси поугас, но не исчез совсем, на первом месте теперь логистика и промышленность.

Тем не менее инвесторы продолжают верить в развитие пассажирских беспилотников, способных ездить при любых условиях и по любым дорогам. Однако теперь они понимают, что на это нужно куда больше времени и денег.

Простые инженеры всегда об этом знали, а ошибочные прогнозы о доступности беспилотных такси к 2020 году делали их руководители. Я думаю, руководители знали, что к 2020 году они до сих пор будут играть в гольф [а не заниматься делом].

Рейли Бреннан, управляющий партнёр венчурной фирмы Trucks
0
79 комментариев
Написать комментарий...
СлавалС

Условия на дороге слишком непредсказуемые, для того, чтобы можно было пускать туда компьютер.
Почему вся эта интеллектуальная езда пытается прыгнуть со стадии "ребенок в садике"  в ученые, без процесса обучения?
Есть куча мест, где беспилотные транпортные средства действительно могут быть полезны и могут перевозить людей.
Склады, аэропорты, сортировка, заводы и т.к.
Но почему-то все эти инноваторы лезут почему-то на дороги общего пользования. 
Банальный отмыв бабла.
Если в обычную машину встроить те датчики, которые есть в той же тесле, безопасности прибавится серьезно.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

все, что вы написали выше, прям по фактам неверно.

1) БОльшая часть непредсказуемости на дороги как раз и исходит от людей
2) Никто не пытается никуда прыгнуть. Условный яндекс гоняет свои машины по городу именно, чтобы учиться в более сложных и реальных условиях
3) Именно в этих местах беспилотники в первую очередь и внедряют. Вы видите беспилотники на улицах что ли?!
4) Вы сами подтвердили, что автоматизация повышает безопасность

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

1) От людей и это как раз говорит о том, что эта сфера должна быть автоматизирована в последнюю очередь. А что на счет бокового ветра? ям, колейности, и прочего? Московские дороги != дороги в РФ. 
2) маск, яндекс да и другие атвопроизводители вкладывают в беспилотные авто деньги.
3) как ездил до самолет на автобусе, так и езжу. И на складах разве что в амазоне где-то ездят беспилотные тележки. Та же сортировка на РЖД до сих пор с машинистом и помощник отцепляет/прицепляет вагоны.

Дело даже не в безопасности, а в развитии. ракету в космос никто не строил, пока летали на кукурузниках и каких-нить там парапланах. Вот когда наука и научный опыт серьезно вырос, вот тогда и получилось запустить в аппараты в космос.
А беспилотное авто, без массово работающих беспилотных технологий - хайп.
Сейчас беспилотные электрички и метро скорее исклюение, чем правило и обыденность.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Ракету не строили? Чувак. Посмотри на чем летали в 1961 году.

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда