«Можно забыть про кикшеринг как транспорт последней мили»: что сервисы аренды думают о регулировании электросамокатов Статьи редакции
Власти предлагают признать мощные самокаты мопедами, пользователей регистрировать по паспорту и создать единую базу нарушителей. Бизнес согласен, что нужны чёткие правила, но предупреждает: дополнительные расходы лягут на пользователей.
Аренда электросамокатов набирает популярность, но из-за недостаточно развитой инфраструктуры и правил дорожного движения растёт и число аварий с их участием. Из-за правовой неопределённости водителей электросамокатов лишают прав, арестовывают и наказывают обязательными работами.
Минтранс и другие ведомства пытаются решить проблему и урегулировать движение электросамокатов, но сейчас в законодательстве нет даже определения для такого транспорта и правил передвижения на нём.
Определения электросамоката в ПДД нет: его можно отнести и к пешеходам, и к мопедам
ГИБДД относит владельцев таких устройств к пешеходам: они могут ездить по тротуарам и обочинам, запрещено выезжать на проезжую часть.
Но по правилам дорожного движения, электросамокат можно приравнять и к мопеду из-за схожих технических характеристик: два или три колеса, двигатель, мощность от 0,25 до четырёх киловатт и скорость до 50 км/ч. В таком случае ездить на самокатах можно только с правами категории «М» — придётся нести такую же ответственность, как и обычные водители.
Так, осенью 2020 года суд в Казани оштрафовал пользователя электросамоката Whoosh на 30 тысяч рублей и лишил водительских прав за отказ от медосвидетельствования. Согласно протоколу, он с «признаками опьянения» управлял «мопедом» и наехал на ребёнка.
В суде обвиняемый показал справку из Whoosh о том, что в режиме «длительной нагрузки» мощность самоката не превышает 0,25 киловатт, а значит, это велосипед. «Если бы нужны были на данное средство передвижения права, я бы их с собой взял. Получается, что половина людей, арендующих самокат, являются нарушителями закона»,— добавил он.
Другого пользователя электросамоката приговорили к 100 часам обязательных работ — при проверке документов оказалось, что ранее он был лишён прав.
Ответственность за действия водителей на электросамокатах несут и сервисы кикшеринга: 26 мая СК начал дело против «неустановленных лиц» из руководства неназванной компании по аренде электросамокатов. Это случилось после того, как в середине мая двое молодых людей наехали на пешехода, а затем подрались и избили его.
Ведомство заявило, что травмирования из-за «агрессивной езды на элекстросамокатах» в последнее время участились, в том числе из-за отсутствия «единых правил» для сервисов.
Как предлагали урегулировать движение электросамокатов
Минтранс пытается решить проблему с 2017 года: тогда ведомство начало разрабатывать поправки к ПДД, чтобы включить в них электротранспорт и правила движения для него.
Проект поправок был опубликован в октябре 2019 года:
- Ведомство предложило ввести новое понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) для устройств, «предназначенных для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека» — это электросамокаты, моноколеса, ролики, коньки, скейтборды и другое.
- СИМ обязаны будут передвигаться по велодорожкам, а если их нет — по тротуарам со скоростью не более 20 км/ч или по обочинам и дорогам, где скорость ограничена 60 км/ч. При этом держаться нужно будет как можно правее — как велосипедисты.
- Детям до семи лет можно будет ездить на самокатах только с родителями по тротуарам и пешеходным зонам, а с семи до 14 лет — без взрослых ещё и по велосипедным дорожкам.
- Планируется также запретить ездить по двое и в состоянии опьянения.
Минтранс предлагал штрафовать за нарушение правил на сумму до 1500 рублей, однако поправки раскритиковали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), МВД и Ространснадзоре и отправили на доработку. Документ застрял на стадии правок.
Общественная организация «Союз пешеходов» считает, что новые правила опасны и для пешеходов, и для самих водителей СИМ во время движения по дороге с другими водителями. Кроме того, непонятно, как и кто будет контролировать скорость передвижения на тротуарах.
В Татарстане предлагают свои поправки к ПДД, схожие с позицией ГИБДД: премьер-министр республики Алексей Песошин попросил Минтранс приравнять электросамокаты мощностью 0,25 киловатт и с максимальной скоростью более 20 км/ч к мопедам. Пользователи роликов, обычных самокатов и скейтбордов должны оставаться пешеходами, считает представитель республики.
Общественная палата предложила другой подход: приравнять электрические самокаты и велосипеды к мопедам, а гироскутеры, сегвеи, скейты и другие средства без электромотора признать СИМ. В таком случае электросамокатами можно будет пользоваться только с 16 лет. Ездить разрешено будет только по обочинам, необходимо иметь права категории «М» и использовать шлем.
Кроме того, петербургские власти обсуждают с сервисами идею создания «единой базы нарушителей». Пользователи должны будут проходить идентификацию по паспорту, все нарушения будут заноситься в базу, чтобы в случае блокировки пользователь не мог арендовать самокат ни у одной компании. Стороны также обсуждают идею оснастить каждое устройство идентификационным номером, чтобы легче было найти нарушителя.
Каких последствий ждут сервисы для аренды электросамокатов
Представители Urent, lite и Whoosh в разговоре с vc.ru заявили, что поддерживают часть предлагаемых ограничений: ограничение скорости в городе до 20 км/ч, запрет ездить на электросамокатах вдвоём и в пьяном виде, запрет парковки у станций метро и остановок.
Но некоторые меры участники рынка считают избыточными: приравнять электросамокаты к мопедам, ввести идентификацию по паспорту и сделать обязательными шлемы при езде.
Цены могут вырасти
Затраты на разработку единой базы нарушителей лягут на пользователей: цены на аренду вырастут, самокаты перестанут быть транспортом последней мили и альтернативой общественному транспорту и автомобилям, опасаются в Urent.
Представители сервиса lite также считают, что меры, требующие физического участия, могут отразиться на стоимости аренды, но разработка ИТ-платформы не кажется дорогостоящей.
Далеко не все хотят надевать на себя чужой шлем, отметили в Urent. В lite добавили, что из-за опасности краж операторы кикшеринга физически не смогут обеспечить шлемами всех желающих.
Рост аудитории замедлится
Ограничение по возрасту и требование прав категории «М» скорректируют уже существующую пользовательскую базу и снизит приток новых клиентов, считает Николаев.
По его словам, оценить возможный отток сложно, но права категории «М» имеют далеко не все, а их получение может вызвать затруднения. «В итоге горожанам проще воспользоваться более привычными средствами передвижения по городу», — заключает издатель «Трушеринга».
Ограничение по возрасту и идентификация по паспорту отпугнёт новичков и замедлит привлечение пользователей, предупреждают в Urent. При этом ядро аудитории — клиенты 20-35 лет. Электросамокатами lite и Whoosh также можно пользоваться только с 18 лет, заявили представители сервисов.
«Оценить возможный отток пользователей довольно сложно, но мы предполагаем, что необходимость указывать паспортные данные при аренде электросамоката может существенно сказаться на количестве регистраций», — предупредила представительница lite. Она пояснила, что многие пользователи чувствуют себя некомфортно, когда их просят делиться персональными данными.
Отдельные дорожки могут ограничить зону поездок, а их организация займёт время
Мнение по необходимости создания специальных дорожек для электросамкатов расходится: Urent поддерживает идею, а lite считает такие дорожки излишними. Электросамокаты и велосипеды прекрасно уживаются вместе, поскольку их скорости примерно равны, заявила представительница сервиса. Лучше сосредоточиться на увеличении количества велодорожек, считают в компании.
Николаев считает, что городские власти физически не смогут организовать дорожки по всей Москве. А если сделать их только в центре и парках, то электросамокаты уже не будут транспортом последней мили.
Как ограничения уже есть
Кроме правил самих сервисов, есть и другие:
- В мае комитет по транспорту Петербурга договорился с кикшеринговыми компаниями ограничить скорость движения электросамокатов при передвижении по городу 15 км/ч. Если у сервиса нет такой технической возможности, то нужно информировать пользователей об ограничении, а в случае нарушения — блокировать.
- В результате Whoosh ввёл ограничение в 15 км/ч на Невском проспекте, площади Восстания и на части Лиговского проспекта. На территории парка 300-летия, Приморского парка Победы и на Яхтенном мосту лимит скорости — 20 км/ч. Передвигаться на самокатах запрещено по ЦПКиО, Летнему саду, Михайловскому саду и Новой Голландии. Urent тоже ограничил скорость на Невском проспекте.
- Кроме того, в Петербурге запрещено парковать электросамокаты у станций метро, ближе чем на 15 м остановки общественного транспорта, а также на Дворцовой площади.
- Московский дептранс создал «медленные зоны» для арендованных электросамокатов. В них скорость автоматически будет снижаться до 15 км/ч. Среди таких зон — Сокольники, ВДНХ, Парк Горького, Театральный проезд и Большая Лубянка.
Комментарий недоступен
8 рублей / минута? Аренда самоката стоит как каршеринг, лол. Это супервыгодный бизнес получается.
Комментарий недоступен
Да, при этом самокат стоит 2–3% от стоимости автомобиля.
Так и срок службы у самиков на порядки меньше
Сезон у самокатов не круглый год
Но вообще да, плюс права на самокат (пока) не нужны
Это точно!
Тут как с сигаретами. Парламент карат уже почти 300 рублей, но это не повод отказываться от него ☺️Меж тем акцизы повышаются по несколько раз в год
Комментарий недоступен
А также повышает нелегальный оборот табачной продукции, плюс возрастает спрос на всякие самокрутки и вейпы.
Ну если на вейпы возрастает - что ж тут плохого? Я, например, так курить бросил. Сначала на айкос перешел, потом на вейп с никотином, потом на вейп без никотина, ну а дальше как-то вообще перестал пользоваться чем-либо. Не тянет уже ни на сигареты, ни на вейп, просто исчезла эта тема из жизни.
или кошельки чиновников))
оправдываясь "борьбой с нехорошими курцами")
Комментарий недоступен
Снижает. Тут один человек обещал в июне две статьи огромные написать по этому поводу.
Комментарий недоступен
Вот тут первый и второй комментарии. Там же ссылки на вики.
Нет
Комментарий недоступен
Не знаю ни одного человека, кто бросил бы курить исключительно из-за повышения цен. Максимум переходят на более демократичную по цене марку.
Тут как с алкоголем, многие бросили пить из-за того что водка подорожала?
Постоянное увеличение акцизов под прикрытием борьбы за здоровье нации выглядит несколько лицемерно на мой взгляд.
Комментарий недоступен
Но тем не менее за десятки лет это определенный срез общества.
Срез из дюжины человек?
Вы считаете что я настолько необщительная что лет за 25 мой круг знакомств ограничен дюжиной?)))
а есть статистика примерно по сотне стран, которые выбрали этот путь.
но статистика - это про математику и скучно, да?
Статистика это всего лишь статистика, сложно оценить какой процент бросивших курить сделал это по фактору цены, у людей достаточно других причин для отказа от курения. Но конечно всех надо включить в статистику и сказать акцизы помогли. Очень удобно, не находите?
Я когда в Канаде жил, то почти бросил курить, но потом обратно в Россию переехал)
Пачка от 800₽. Все пачки одинаковые, даже сигареты все одинаковые. Смысла покупать дорогие нет, и статуса тебе данхил или белмонт не даст, потому что никто не узнает, что у тебя дорогие сигареты.
Если вы бросили курить в канаде только из-за дороговизны сигарет, то вы будете первым в моей личной статистике)))
И все же некорректно сравнивать цены на сигареты в абсолютных деньгах, сколько в канаде средняя зп, сколько минимальная, а у нас?
Кто уже подсел допустим те не бросят, но подсаживается большинство будучи школотой безденежной и вот тут порог входа поднялся
Святая наивность. Конечно запрет продажи несовершеннолетним не работает, а цена сработает.
Нет, конечно, не надо с детьми заниматься, не надо делать так чтобы зож был в тренде у молодняка, надо просто драть и дальше акцизы и проблема решена, так?
Все это лицемерие, главное поднять налоги. Но вы можете и дальше верить в высокие идеалы.
Подмена тезиса будто кто-то в треде утверждал, что дополнительные меры не нужны плюс куча пассивной агрессии на ровном месте. Хм
Как раз никто не говорил о доп мерах, как раз наоборот, утверждалось что опыт прям сотен стран по статистике доказывает, что повышение налога уменьшает процент курильщиков в стране. Я же говорю лишь о том, что прикрывать неуемное повышение акцизов заботой о здоровье граждан чистое лицемерие. Но вы в своем негативе к курильщикам не вникаете в суть, и еще большой вопрос у кого агрессия. У меня лично претензия только к политике государства, у вас же, судя по всему, лично ко мне, сами все додумали, нафантазировали какую-то агрессию и т.п.
Считаю что сигареты и алкоголь должны быть недоступны подросткам, но в первую очередь надо ограничивать места продажи, ужесточать наказание за продажу несовершеннолетним и т.д., но нет, проще увеличить налог, вдруг кому денег не хватит, ага((
Первый комментарий в ветке "удорожание сигарет снижает потребление", вы пишете твёрдое "нет", вам приводят аргументы почему удорожание оказывает влияние на потребление, в том числе мой, Какие аргументы у вас? То что пропаганда зож должна быть и дополнительные меры и государство обдирает - это не ответ на заданный вопрос.
Именно ответ. Удорожание по сути своей не преследует цель снизить потребление, а лишь увеличивает сумму налога. В статистику снижения употребления попадает снижение в целом, т.е. стремление вести зож, ограничение доступа молодого поколения и прочее.
По вашему же аргументу вообще получается что если не давать ребенку денег, это убережет его от всех пагубных пристрастий.
Повторюсь, пока сигареты продаются в любом ларьке, повышение акцизов чистое лицемерие.
Комментарий недоступен
Очень просто - наркота дорожает, наркоман не перестает потреблять. (никотин тоже наркотик)
Комментарий недоступен
По силе привыкания никотин сопоставим с героином
Комментарий недоступен
Прямое. Удорожаниние ≠ снижение потребления сигарет.
Комментарий недоступен
А какое конкретно вам нужно подтверждение общеизвестного факта, что наркоман не откажется от дозы сколько бы она не стоила?
Комментарий недоступен
Они не на ЗОЖ пересели, а на травку. (на правах диванного аналитика)
Её уже больше курят чем сиги в школах, (в США уже 15году так было)
Ерунда, я 20 лет курил, не курю 3года.
Согласен, они бы ещё эти деньги на нормальную борьбу с курением направляли, а не видимость борьбы создавали.
В верхнем ценовом сегменте чувствительность к изменению цены у потребителя ниже.
ПС. Отказаться никогда не поздно, я не курю два года, у меня все это время лежит недокуренная пачка карата.
Комментарий недоступен
Через пол года после бросания уже нет этого рефлекса закуривать в любой непонятной ситуации. Я и не зарекался никогда, что бросил и отрезал - само влечение к сигаретам понемногу сошло на нет.
Комментарий недоступен
Мне супруга не позволит скатиться в рецидив) сразу скажет, что одежда воняет, волосы воняют и вообще)
А так стоит минимизировать свои контакты с курящими людьми, я имею ввиду перекуры, а не общение.
Значит психологически вы ещё не бросили
9 рублей
Комментарий недоступен
Хм, авто дешевле, 5 р в минуту. Тогда зачем самокат? Машина комфортнее и дешевле, в дождь сидишь за рулём. А на самокате промокнешь
Это если права есть. А бывает, что нет. Это, как мне видится, одна из главных причин засилья дегенератов на самокатах. Свой купить нужны какие-то деньги, понимание, что это тебе нужно, а оно приходит с опытом. Самокат же в аренду может взять любой идиот с соткой на карте. И через 100 метров въехать в прохожего на скорости 30 км/ч.
"Свой купить нужны какие-то деньги" - Допустим, деньги есть. И потом таскать это чудо на своем горбу до лифта, 20-30 кг. И отхватывать люлей от жены.
Это перевод проблемы в другую плоскость. Я не убеждаю вас что-то покупать.
Тут скорее попытка пожаловаться на семейные проблемы
20-30кг зачем?
Чем тебя ninebot e25 (es4) или m365 (pro) которые до 15кг весят и которых в зависимости от массы тела хватает от 20 до 30км на одной зарядке. (без эко режима, а с ним ещё больше, мой 365 при массе 90кг максимальный пробег составлял 22,5 в обычном и 27,5 в эко, в холод (от нуля до10) конечно поменьше, а его масса всего 12,5Кг)
Или прочие до 15, а есть и по 10Кг правда с пробегом до 20км.
"Или прочие до 15" - Увы, мне нельзя поднимать 15 кг. А "безбаръерной" среды в моем расположении нет.
Ну вот во мне 120 кг, и на первой хорошей кочке эти самокатики сложатся под мной пополам
Хороший не сложится. Подвеске хорошего самоката любая машина позавидует
40 минут простоять в пробках против 15 минут на самокате - и вот самокат уже дешевле.
Комментарий недоступен
В чем комфорт машины? Парковки искать? Или в пробке стоять?
Комментарий удален модератором
В заторах стоять - да, комфорт важен.