{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Можно забыть про кикшеринг как транспорт последней мили»: что сервисы аренды думают о регулировании электросамокатов Статьи редакции

Власти предлагают признать мощные самокаты мопедами, пользователей регистрировать по паспорту и создать единую базу нарушителей. Бизнес согласен, что нужны чёткие правила, но предупреждает: дополнительные расходы лягут на пользователей.

Аренда электросамокатов набирает популярность, но из-за недостаточно развитой инфраструктуры и правил дорожного движения растёт и число аварий с их участием. Из-за правовой неопределённости водителей электросамокатов лишают прав, арестовывают и наказывают обязательными работами.

Минтранс и другие ведомства пытаются решить проблему и урегулировать движение электросамокатов, но сейчас в законодательстве нет даже определения для такого транспорта и правил передвижения на нём.

Определения электросамоката в ПДД нет: его можно отнести и к пешеходам, и к мопедам

ГИБДД относит владельцев таких устройств к пешеходам: они могут ездить по тротуарам и обочинам, запрещено выезжать на проезжую часть.

Но по правилам дорожного движения, электросамокат можно приравнять и к мопеду из-за схожих технических характеристик: два или три колеса, двигатель, мощность от 0,25 до четырёх киловатт и скорость до 50 км/ч. В таком случае ездить на самокатах можно только с правами категории «М» — придётся нести такую же ответственность, как и обычные водители.

Так, осенью 2020 года суд в Казани оштрафовал пользователя электросамоката Whoosh на 30 тысяч рублей и лишил водительских прав за отказ от медосвидетельствования. Согласно протоколу, он с «признаками опьянения» управлял «мопедом» и наехал на ребёнка.

В суде обвиняемый показал справку из Whoosh о том, что в режиме «длительной нагрузки» мощность самоката не превышает 0,25 киловатт, а значит, это велосипед. «Если бы нужны были на данное средство передвижения права, я бы их с собой взял. Получается, что половина людей, арендующих самокат, являются нарушителями закона»,— добавил он.

Другого пользователя электросамоката приговорили к 100 часам обязательных работ — при проверке документов оказалось, что ранее он был лишён прав.

Ответственность за действия водителей на электросамокатах несут и сервисы кикшеринга: 26 мая СК начал дело против «неустановленных лиц» из руководства неназванной компании по аренде электросамокатов. Это случилось после того, как в середине мая двое молодых людей наехали на пешехода, а затем подрались и избили его.

Ведомство заявило, что травмирования из-за «агрессивной езды на элекстросамокатах» в последнее время участились, в том числе из-за отсутствия «единых правил» для сервисов.

Как предлагали урегулировать движение электросамокатов

Минтранс пытается решить проблему с 2017 года: тогда ведомство начало разрабатывать поправки к ПДД, чтобы включить в них электротранспорт и правила движения для него.

Проект поправок был опубликован в октябре 2019 года:

  • Ведомство предложило ввести новое понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ) для устройств, «предназначенных для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека» — это электросамокаты, моноколеса, ролики, коньки, скейтборды и другое.
  • СИМ обязаны будут передвигаться по велодорожкам, а если их нет — по тротуарам со скоростью не более 20 км/ч или по обочинам и дорогам, где скорость ограничена 60 км/ч. При этом держаться нужно будет как можно правее — как велосипедисты.
  • Детям до семи лет можно будет ездить на самокатах только с родителями по тротуарам и пешеходным зонам, а с семи до 14 лет — без взрослых ещё и по велосипедным дорожкам.
  • Планируется также запретить ездить по двое и в состоянии опьянения.

Минтранс предлагал штрафовать за нарушение правил на сумму до 1500 рублей, однако поправки раскритиковали в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), МВД и Ространснадзоре и отправили на доработку. Документ застрял на стадии правок.

Общественная организация «Союз пешеходов» считает, что новые правила опасны и для пешеходов, и для самих водителей СИМ во время движения по дороге с другими водителями. Кроме того, непонятно, как и кто будет контролировать скорость передвижения на тротуарах.

В Татарстане предлагают свои поправки к ПДД, схожие с позицией ГИБДД: премьер-министр республики Алексей Песошин попросил Минтранс приравнять электросамокаты мощностью 0,25 киловатт и с максимальной скоростью более 20 км/ч к мопедам. Пользователи роликов, обычных самокатов и скейтбордов должны оставаться пешеходами, считает представитель республики.

Общественная палата предложила другой подход: приравнять электрические самокаты и велосипеды к мопедам, а гироскутеры, сегвеи, скейты и другие средства без электромотора признать СИМ. В таком случае электросамокатами можно будет пользоваться только с 16 лет. Ездить разрешено будет только по обочинам, необходимо иметь права категории «М» и использовать шлем.

Кроме того, петербургские власти обсуждают с сервисами идею создания «единой базы нарушителей». Пользователи должны будут проходить идентификацию по паспорту, все нарушения будут заноситься в базу, чтобы в случае блокировки пользователь не мог арендовать самокат ни у одной компании. Стороны также обсуждают идею оснастить каждое устройство идентификационным номером, чтобы легче было найти нарушителя.

Каких последствий ждут сервисы для аренды электросамокатов

Представители Urent, lite и Whoosh в разговоре с vc.ru заявили, что поддерживают часть предлагаемых ограничений: ограничение скорости в городе до 20 км/ч, запрет ездить на электросамокатах вдвоём и в пьяном виде, запрет парковки у станций метро и остановок.

Но некоторые меры участники рынка считают избыточными: приравнять электросамокаты к мопедам, ввести идентификацию по паспорту и сделать обязательными шлемы при езде.

Сейчас электросамокат приравнен к пешеходу и поэтому может ехать по тротуару. К тому же в большинстве городов пока нет нужной инфраструктуры — ездить по проезжей части зачастую небезопасно, а выделенных полос для самокатов или велодорожек нет, поэтому люди ездят по тротуарам — это не запрещено.

Предложенные Минтрансом обновления в федеральный закон не запретят ездить по тротуарам, но разрешат выезд элекросамокатов на проезжую дорогу и велодорожки.

представительница Urent

Цены могут вырасти

Затраты на разработку единой базы нарушителей лягут на пользователей: цены на аренду вырастут, самокаты перестанут быть транспортом последней мили и альтернативой общественному транспорту и автомобилям, опасаются в Urent.

Представители сервиса lite также считают, что меры, требующие физического участия, могут отразиться на стоимости аренды, но разработка ИТ-платформы не кажется дорогостоящей.

Любая из обсуждаемых сейчас мер по регулированию СИМ отразится на бизнесе сервисов кикшеринга и, как следствие, на конечной стоимости продукта для пользователей.

Как именно, предсказать сложно — пока слишком мало вводных данных. Но очевидно, что если будет необходим, например, шлем, его стоимость, включая страховку риска кражи, будет заложена в цену.

Юрий Николаев, издатель проекта «Трушеринг»

Далеко не все хотят надевать на себя чужой шлем, отметили в Urent. В lite добавили, что из-за опасности краж операторы кикшеринга физически не смогут обеспечить шлемами всех желающих.

Рост аудитории замедлится

Ограничение по возрасту и требование прав категории «М» скорректируют уже существующую пользовательскую базу и снизит приток новых клиентов, считает Николаев.

По его словам, оценить возможный отток сложно, но права категории «М» имеют далеко не все, а их получение может вызвать затруднения. «В итоге горожанам проще воспользоваться более привычными средствами передвижения по городу», — заключает издатель «Трушеринга».

Отдельно на категорию «M» очень мало где готовят. Логичнее сразу получить более высокую категорию, которая позволит управлять и другими транспортными средствами, а не только маломощными скутерами.

Предложенная инициатива сведёт круг пользователей кикшеринга к тем, у кого есть права высших категорий.

представительница lite

Ограничение по возрасту и идентификация по паспорту отпугнёт новичков и замедлит привлечение пользователей, предупреждают в Urent. При этом ядро аудитории — клиенты 20-35 лет. Электросамокатами lite и Whoosh также можно пользоваться только с 18 лет, заявили представители сервисов.

«Оценить возможный отток пользователей довольно сложно, но мы предполагаем, что необходимость указывать паспортные данные при аренде электросамоката может существенно сказаться на количестве регистраций», — предупредила представительница lite. Она пояснила, что многие пользователи чувствуют себя некомфортно, когда их просят делиться персональными данными.

Отдельные дорожки могут ограничить зону поездок, а их организация займёт время

Мнение по необходимости создания специальных дорожек для электросамкатов расходится: Urent поддерживает идею, а lite считает такие дорожки излишними. Электросамокаты и велосипеды прекрасно уживаются вместе, поскольку их скорости примерно равны, заявила представительница сервиса. Лучше сосредоточиться на увеличении количества велодорожек, считают в компании.

Развести потоки с разными скоростями — верная идея. Но делить по принципу велосипед или самокат — странно. Самокат может быть с разным скоростным режимом. Кажется, разделение по скорости самое разумное.

представительница Whoosh

Николаев считает, что городские власти физически не смогут организовать дорожки по всей Москве. А если сделать их только в центре и парках, то электросамокаты уже не будут транспортом последней мили.

Чтобы организовать специальные дорожки на всей протяженности, понадобятся не только деньги и терпение горожан к повсеместному строительству, но и время, за которое сервисы могут прожечь все инвестденьги.

Организовав специальные дорожки лишь частично, например, в центре и парках, можно забыть про кикшеринг как про транспорт последней мили.

Юрий Николаев, издатель проекта «Трушеринг»

Как ограничения уже есть

Кроме правил самих сервисов, есть и другие:

  • В мае комитет по транспорту Петербурга договорился с кикшеринговыми компаниями ограничить скорость движения электросамокатов при передвижении по городу 15 км/ч. Если у сервиса нет такой технической возможности, то нужно информировать пользователей об ограничении, а в случае нарушения — блокировать.
  • В результате Whoosh ввёл ограничение в 15 км/ч на Невском проспекте, площади Восстания и на части Лиговского проспекта. На территории парка 300-летия, Приморского парка Победы и на Яхтенном мосту лимит скорости — 20 км/ч. Передвигаться на самокатах запрещено по ЦПКиО, Летнему саду, Михайловскому саду и Новой Голландии. Urent тоже ограничил скорость на Невском проспекте.
  • Кроме того, в Петербурге запрещено парковать электросамокаты у станций метро, ближе чем на 15 м остановки общественного транспорта, а также на Дворцовой площади.
  • Московский дептранс создал «медленные зоны» для арендованных электросамокатов. В них скорость автоматически будет снижаться до 15 км/ч. Среди таких зон — Сокольники, ВДНХ, Парк Горького, Театральный проезд и Большая Лубянка.

0
538 комментариев
Написать комментарий...
Shlomo Goldenberg

Вожу мото с 15 лет. Даже на категорию A сдал честно, в отличие от B, которую купил. На вело катал с веломанией с 2005 года ночные по Москве и до сих пор езжу во Франции. Но когда я еду в машине и вижу придурков на мото или вело, занимающихся всю полосу (во Франции это норма, кто был, тот знает), хочется давить этих сволочей, раскидывать их бампером как кегли. Суки, как я их ненавижу. Узкий серпантин и этот гондон в лосинах, изображая тур де франс, едет 10кмч в гору и задерживает десятки машин. Или мото, который делает обгоны, притирается, вылетает на встречку, создает аварийные ситуации. 
Сам на вело всегда езжу по обочине или тротуару, там где они есть. Никогда не было мысли занимать автополосу. Про самокатчиков уже видел много видео, однозначно давить нужно уродов, единственное, сидеть из-за этих придурков потом не хочется 

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Давить  надо тех, кто не понимает, что машина - это прошлый век. Давить надо тех, кто на 4-хместном авто ездит в одиночку. А если у вас нервы сдают - то обратитесь к врачу, психам на дороге не место

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Не смог на корыто до сих пор заработать? Бывает. Зависть, она вещь такая. Гложет порой сильнее чем язва желудка (которая обычно с завистью и приходит) 

Ответить
Развернуть ветку
Comrade EightEightSeven

Последнее пристанище окаменелого мировосприятия - "ЗААААВИИИИДУЕЕЕШЬ!!!". Тысячу раз слышал. Только чему завидовать? Надобности в десятке вещей и услуг, если нужно поддерживать авто в исправном состоянии?

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Новый покупаешь, а не развалюху убитую, и ничего поддерживать не нужно 

Ответить
Развернуть ветку
Comrade EightEightSeven

Т.е. расходники менять не нужно? Не говоря уже о топливе? Страховку мама с папой купят?

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

А ты сам не кушаешь? К докторам на чек апы не ходишь? Экономишь и на этом? 

Ответить
Развернуть ветку
Comrade EightEightSeven

Правильно - надо приплетать биологические потребности к имиджевым (в моём случае).

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Нет, просто ты нищеброд и даже не стесняешься этого. У тебя нищебродские установки в голове. А ведь быть человеком эконом-класса это так отвратно

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Отвратно - это кичиться деньгами. А по настоящему богатые люди могут себе позволить и на общественном транспорте ездить и в дешёвой забегаловке обедать. Ибо главное- это то, кем ты являешься, а не понты

Ответить
Развернуть ветку
John Carter

Постоянно читаю про бичей-миллиардеров, кто то про Цукермана пишет, а тот за поллярда яхту покупает. Покажите мне их.

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Покажи мне этих миллиардеров хоть одного, которые жрут в рыгаловке и ездят на ОТ

Ответить
Развернуть ветку
Comrade EightEightSeven

Ох лол - да вам бы таблеточки попить, да к психиатру, с перетеканием в психолога походить.

Ответить
Развернуть ветку
Slipknot Reality

Да он еблан,хули с ним базарить

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Пф. Многие люди просто не любят водить -) 

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

и обычно именно так эти люди так оправдывают свою неспособность сдать на (или купить) права и невозможность купить автомобиль - что они не любят водить.
я вот на яхте не плаваю не потому что не люблю плавать на яхте, а потому что у меня денег на яхту нет

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Ну да, если даже не ездишь ни куда, все равно нужно купить машину, "ведь это о же крутаааа"! 🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Я могу каждые два месяца покупать по солярису в топе или, например, по простенькому Камаро каждые полгода , но зачем? 
Водить не люблю, езжу по городу мало, за город меня (что бывает  ночью нечасто) возит определённый водитель. Днем вообще на электричке. 
Я нищеброд, точно? 

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Простенький камаро в Америке стоит тысяч 30. Я не знаю где ты, но допустим в америке. Пара камаро это 60к. Машину стоит покупатьна 10-20% от годового дохода. Ты в год делаешь от 300-600кк долл? 

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

 (я не говорил про пару Камаро ( вы плохо читаете) В Штатах стоит 23-25,у нас получается около 55. Я не говорил про стоит он стоит
Стоит/не стоит, я говорил про свободные деньги, которые я могу тратить по своему усмотрению. 
Давай закончим мерянье письками. 
Твоя позиция - каждый должен купить хотя бы более-менее приличное корыто хотя бы в кредит, чтобы быть не 'нищебродом. 
Моя позиция - желание обладать ' хоть каким-то авто' - это и есть  позиция нищеброда

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Каждые полгода это как раз таки пара камаро в год. Если у вас он стоит 55, то теоретически ты бы мог потратить 100к на корыто в год, с твоих слов. Для этого ты должен делать 500к-1м в год. Ты столько делаешь?
Про корыто в кредит я нигде ни слова не сказал. Корыто в кредит покупать это совсем грустно

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине
 Машину стоит покупатьна 10-20% от
  стоит/не стоит, я говорил про свободные деньги, которые я могу тратить по своему

Разве я об этом говорил? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Данил

Чему завидовать? Вечному поиску парковок? Постоянному страху, что машину заберёт эвакуатор или кто нибудь покоцает? Необходимости загонять её на ТО? Необходимости топать до парковки минимум метров 500? Необходимости её постоянно обслуживать? Единственная польза машины - это поездка куда нибудь в лес с кучей груза, куда ни такси, ни каршеринг не поедет, а на велосипеде /самокате груза слишком много. Да и то тележку можно прикрепить.

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Какие-то надуманные проблемы. Хотя, чем больше таких как ты, тем лучше таким как я

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Надуманные? То есть пробки в городе мне привиделись, гектары парковок перед тц тоже и как и коллеги, которые подскакивают как ужаленные при звуке сигнализации?

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Не знаю где ты живёшь, там где я живу, пробок нет и с парковками всё хорошо 

Ответить
Развернуть ветку
Данил

"Всё хорошо" - это гектары парковок вместо деревьев? )

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Все хорошо это море, горы, и свободные дороги, связывающие маленькие приморские городки, а также в любое время практически пустые скоростные трассы

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Ну ничего, когда нибудь, с таким отношением и у вас вместо пейзажей стоянки будут до горизонта )

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

Обязательно будут 

Ответить
Развернуть ветку
Comrade EightEightSeven

Дубину и шкуру мамонта на tj, вроде, выдают при регистрации. Но тут это откуда?

Ответить
Развернуть ветку
535 комментариев
Раскрывать всегда