Кто есть на рынке аренды электросамокатов и сколько стоит поездка Статьи редакции

Летом 2021 года к быстрорастущему бизнесу может прибавиться «Яндекс».

31 мая «Коммерсантъ» сообщил о планах «Яндекс.Такси» запустить сервис аренды электросамокатов в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Предполагается, что сервис будет доступен через приложения «Яндекс.Драйв» и «Яндекс Go», где пользователь сможет построить маршрут, используя такси, каршеринг и самокат.

Компания отказалась от комментариев, но о планах «Яндекса» зайти на рынок кикшеринга сообщали и раньше. В апреле 2019 году TJ писал о скором запуске сервиса со ссылкой на источники на рынке и в московском дептрансе.

Аренда электросамокатов набирает популярность — сейчас рынок быстро растёт, кратно увеличивается как число самокатов, так и выручка сервисов. Крупные игроки привлекли более чем по 1 млрд рублей инвестиций, а объём рынка в 2021 году может вырасти втрое — до 10 млрд рублей.

Рынок быстро растёт, но опасается регулирования

Сколько всего самокатов

В начале 2020 года в сервисах проката в России было не более 10 тысяч электросамокатов.

На середину весны 2021 года их число выросло до 85 тысяч и может за сезон превысить 100 тысяч, подсчитал издатель «Трушеринга» Юрий Николаев.

Московский департамент транспорта говорил о более 8 тысяч самокатов и прогнозирует рост до 20 тысяч, пишет The Village. Николаев оценивает рост московского рынка до 30-50 тысяч самокатов.

В Санкт-Петербурге в 2021 году около 12 тысяч шеринговых электросамокатов — втрое больше, чем в 2020 году.

Много ли денег и кто самый крупный

По оценке Николаева, в 2021 году объём российского рынка кикшеринга вырастет до 10 млрд рублей против 3 млрд рублей в 2020 году.

Инвестор сервиса Urent Андрей Азаров также оценивает российский рынок в 10 млрд рублей в 2021 году — при оценке в 2 млрд рублей годом ранее. Он считает, что «места хватит всем» — по его мнению, ёмкость только московского рынка около 100 тысяч самокатов.

Лидерами в России Николаев называет сервисы Whoosh и Urent, на их долю приходится 60-65 тысяч электросамокатов.

Чего опасаются сервисы

Эксперты отмечают две основных «проблемы» рынка:

Новый крупный игрок вроде «Яндекса» может вынудить лидеров демпинговать, а небольшие компании начнут консолидироваться или уходить в минус, считает основатель сервисов YouDrive и Lite Борис Голиков.

Вторая проблема — возможное регулирование рынка. Из-за неразвитой инфраструктуры и отсутствия правил дорожного движения растет число аварий с участием электросамокатов.

Авария на электросамокате, фото с происшествия «Пикабу»

Власти предлагают регистрировать пользователей по паспорту, создать единую базу нарушителей, ограничить скорость движения и приравнять самокаты к мопедам.

По словам представителей Urent, Lite и Whoosh, они согласны на часть ограничений вроде ограничения скорости до 20 км/ч и запрета на езду в пьяном виде. Но обязательные шлемы, идентификацию по паспорту и требование прав категории «М» считают избыточными.

Компании считают, что изменения могут замедлить рост аудитории и развитие инфраструктуры, а также увеличить цены.

Основные игроки

Сервис основан бывшими и нынешними топ-менеджерами S7 Group в 2019 году, стартовые инвестиции составили $1 млн.

Для развития Whoosh привлёк 1,9 млрд рублей (около $25,7 млн) от фонда «ВТБ Капитал Инвестиции» и «Открытие Капитал» в феврале 2021 года.

Сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и ещё 14-ти городах.

По данным «Контур.Фокуса», выручка компании за 2019 год составила 68,8 млн рублей, чистая прибыль — 21,2 млн рублей.

В 2020 году выручка Whoosh составила около 1 млрд рублей, пишет Forbes. Аудитория сервиса приблизилась к 2 млн человек, а количество самокатов превысило 10 тысяч — в 2021 году их число увеличилось до 30 тысяч.

Цены:

  • Москва и Санкт-Петербург: 50 рублей старт, от 5 до 9 рублей минута.
  • Сочи: от 30 до 50 рублей старт, от 3 до 6 рублей минута.
  • Краснодар: от 0 до 30 рублей старт, от 3 до 5 рублей минута.
  • Другие города: от 0 рублей старт, от 3 рублей минута.

Есть подписка с бесплатным стартом, снижением депозита и другими бонусами — на неделю или месяц.

Основатель — серийный предприниматель Андрей Колесник. В конце 2017 года он запустил сервис аренды автомобилей Urent, но из-за убытков в 2018 году перезапустил проект и начал сдавать в аренду велосипеды, а затем и электросамокаты.

Весной 2021 года сервис привлек 1,2 млрд рублей инвестиций от «Ситимобил», «Сбера», фонда Sistema SmartTech и других инвесторов.

Сервис доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани и ещё 47 городах. В парке Urent около 40 тысяч электросамокатов.

За 2018 год по данным «Контур.Фокус» Urent выручила 2,8 млн рублей, прибыль составила 1,1 млн рублей. По собственным данным выручка Urent в 2019 году составила 88 млн рублей, в 2020 году — около 800 млн рублей.

Быстрый рост во многом был связан с запуском сервиса в Москве и центральном регионе России, а также с партнерством с Mail.ru Group — заказать электросамокат можно через «Ситимобил», пишет Forbes.

Цены:

  • Москва и Санкт-Петербург: 50 рублей старт + от 5 до 9 рублей минута.
  • Регионы: 30-40 рублей старт + 4-6 рублей в минуту.

Есть тариф «до разрядки самоката» с фиксированной ценой аренды. Стоимость — от 600 рублей, в компании утверждают, что тариф в среднем на 30% дешевле поминутной оплаты.

Другие сервисы

Запущен в 2017 году предпринимателем Иваном Серебренниковым. В январе 2020 года сервис привлек 25 млн рублей инвестиций с краудинвестинговой площадки StartTrack.

Города присутствия: Москва, Самара, Калининград, Кострома, Оренбург.

В 2018 году выручка составила 61 млн рублей, в 2019 году — около 200 млн.

На сезон 2020 года в Москве было доступно более тысячи электросамокатов.

Цены:

  • 50 рублей старт +7 рублей в минуту, ожидание 2 рубля в минуту.
  • Есть часовые тарифы: 1 час — 350-375 рублей, 2 часа — 550-690 рублей, 3 часа — 800-990 рублей. Продление — 5-6 рублей в минуту.

Сервис YouDrive lite запустили в 2018 году основатели каршеринга YouDrive — Борис Голиков, Андрей Куприков и Алексей Нурдинов. После приостановки работы в 2019 году сервис переименовали в Lite и изменили бизнес-модель. Инвестиции в перезапуск составили около $2 млн.

Сервис доступен в Москве и Сочи.

«Трушеринг»

Lite занимает около 3% рынка, а его выручка в 2020 году составила 13,2 млн рублей — она выросла в 32 раза по сравнению с 2019 годом.

На декабрь 2020 года в парке Lite было 800 электросамокатов, по данным «Трушеринга» в апреле 2021 года их число увеличилось до 2700.

Цена:

  • 50 рублей старт, 5-7 рублей за минуту аренды.

Запущен в мае 2020 года в центральной части Санкт-Петербурга. В парке около 500 самокатов. Основатель — Андрей Синьковский.

«Окно в Петербург»

Цены:

  • Эко: до 15 км/ч, 45 рублей старт + 4 рубля в минуту или 20 рублей за 1 км + 1 рубль в минуту
  • Стандарт: до 20 км/ч, 45 рублей старт + 5 рублей в минуту или 25 рублей за 1 км + 1 рубль в минуту. Час — 255 рублей.
  • Спорт: до 25 км/ч, 45 рублей старт + 6 рублей в минуту или 35 рублей за 1 км + 1 рубль в минуту. Час — 305 рублей.

Белорусский стартап, который предлагает бесстанционный шеринг электросамокатов собственной разработки.

Запущен в Минске в 2019 году, в 2020 году начал запускаться в российских городах — Петербурге, Краснодаре, Адлере и на территории Сколково.

«Трушеринг»

По данным на май 2020 года в парке Eleven около 700 самокатов.

Цены:

  • 35 рублей старт, 7-10 рублей в минуту. Минута паузы — 3 рубля.

Запустился в 2015 году. Компания производит терминалы с самокатами и зарабатывает на продаже франшизы партнерам. В основном в парке сервиса обычные самокаты, а не электрические.

Сервис доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и ещё четырёх городах. В парке в Москве около 1000 самокатов.

К весне 2019 года «Самокат шеринг» продал 400 станций, до конца 2020 года рассчитывали продать ещё 1500 станций.

Цены: 15 рублей старт + 3 рубля в минуту за первый час, затем 2 рубля в минуту.

Производитель станций автоматического проката электросамокатов. Работает в 20 регионах России — в основном по франшизе. Сервис обещает партнерам около 264 тысяч рублей выручки за месяц, из них 160,3 тысячи — прибыль.

По данным МосТранспорта, в Москве около 200 электросамокатов сервиса, аудитория — 15 тысяч человек.

Цены:

  • Москва: 40-50 рублей старт + от 5 до 7 рублей в минуту.
  • Регионы: от 20 рублей старт, от 3 до 5 рублей за минуту.

Доступен в Москве, в парке около 230 самокатов.

  • 25 рублей старт, 5 рублей в минуту.
0
52 комментария
Написать комментарий...
Александр Рамазанов

Самокат по цене каршеринга

Ответить
Развернуть ветку
UDAV

Сейчас Яндекс придет и цены стабилизируется, будет 5-6 рублей, 9 это конечно ооочень дорого, с учетом того, что еще 50р за активацию.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Богданов

ВЕЛОДОРОЖКИ

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy

Неплохо бы сделать на самокатах видеорегистратор, если нарушаешь правила , огромные штрафы. Носятся так, что с детьми страшно гулять по тротуару. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergey

так не все же на арендных, у многих свои самокаты/велосипеды. эту проблему решать государство должно нормальными велодорожками и тд

Ответить
Развернуть ветку
Артём Сергеевич

Глупость, нафига им стрелять себе в ногу? За камеры плати, люди осторожнее к аренде начнут относиться, карты левые вбивать будут и т д. Это вам надо - а им вообще до фонаря это. 

Ответить
Развернуть ветку
Яков

Дети страшный кошмар любого транспорта. Когда я езжу на велосипеде, они просто ужасно непредсказуемые и не видят ничего вокруг. Когда на том же арендованном электро-самокате, то тебя просто не видят из-за того что они очень тихие, и конечно если не смотреть по сторонам такое чувство что все вокруг носятся. А когда садишься за руль, то и тут дети вечно норовят бросится под колеса, причем у меня есть очень показательный пример.

Когда я ехал на машине по дублеру шоссе, и впереди по тротуару ехал ребенок на самокате, спасибо тому что я очень много езжу на велосипеде и привык вести себя очень аккуратно если вижу впереди ребенка, поэтому я ждал подвоха, и когда я почти поравнялся с ним он решил прыгнуть с самокатом с тротуара на дорогу. Я на рефлексах успел выкрутить руль в сторону и чуть не врезался в ограждение и в машину в левом ряду. Угол машины прошел в 20-30 см от ребенка, а ужас который я увидел на его лице, когда он наконец увидел что происходит, останется в моей памяти на всю жизнь. 
Вопрос все же ответственности, как человека на транспорте (любом), родителя и самого ребенка (через призму воспитания).

А еще у нас ужасные правила дорожного движения для тех же велосипедов, которые не возможно соблюдать. Их бы просто привести в нормальный вид и распространить на те же самокаты и похожие виды транспорта.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дизайнер

Отвратительный бизнес, травмоопасный. В России почти нет инфраструктуры для него, сколько детей уже серьезно пострадали от столкновений с этими самокатами арендными ... Как спится, зная все это хозяевам бизнеса по ночам ? Сходили бы навестили в больнице тех кого на их самокатах покалечили, может какие идеи как этого не допустить появились бы ...

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Rudenets

Может, лучше спросим, как спится городским властям, которые осознанно клали хер на инфраструктуру все эти годы? Я не вижу серьёзных различий с теми, кто гоняет на велосипедах — если ребёнка собьёт велосипедист, ему легче не будет. Самокатов больше и для использования не нужно прикладывать физическую силу, а потому они популярнее.

Ответить
Развернуть ветку
ОБЗОР TIK TOK

Уже второй комментарий с акцентом на то, что страдают дети а не взрослые от столкновений с самокатами. Так вот я на своем примере скажу: гоняю на самокатах от Whoosh в центре среди кучи взрослых, которые спокойно идут и не вихляют спонтанно из стороны в сторону, как это любят делать дети, которые могут спокойно идти а потом резко в сторону побежать не оглядываясь по сторонам. Такой же случай был и со мной. Благо я очень осторожно езжу, я обьехал резко выскочившего на мой путь мелкого. Но его яжмать подумала, что это моя вина, что мелкого никто за руку не держал и что он мог бегать по трутуару как ему вздумается. На светофоре они меня догнали, мамка влупила мне в плечо и начала орать при всех, что я больной на голову. На что я вежливо спросил «пострадал ли кто-то или я что? Кого-то сбил?» но сквозь ее ор достучаться по ходу было нереально. Пришлось вежливо сказать «всего доброго» и ехать дальше, слушая ее оры вслед.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vl Al

"и сколько стоит поездка" - сравнимо с такси

Ответить
Развернуть ветку
Хлоргексидин

Если не дороже

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Петров

По цене такси, но едешь совсем один, а если погода плохая....?, а в такси можно вчетвером впихнуться. Идея как мне кажется чисто Just For Fun. Если цена будет 100 рублей за 20 минут ещё приемлемо для "последней мили", а так нет смысла.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Konstantin Mednikov

В Новороссийске Urent выходит дороже, чем такси. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sstep

Предлагаете носить шлем с собой, вдруг захочешь самокат взять? Или пользоваться общественными? как себе это представляете?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Leha Shum

На самокатах в парке Горького - 50% это дети от 9 лет. Им тоже права?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ПДД

Каждый день в Москве смертельные ДТП самокатчиков. Бизнес на крови, так как электросамокаты не предназначены для использования в местах общего пользования.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Гололобов

"За три месяца 2021 года уже зафиксировано 14 ДТП с участием СИМ, в которых пострадало 13 взрослых и один ребенок. Из них четыре ДТП произошли во дворе, 10 — на дороге".
Хм... Наверное, власти опять скрывают...

UPD: не сразу подумал, что первые три месяца в нашей стране - не самые лучшие для использования самокатов)). Но за весь 2020-ый год по всей России-матушке набралось аж 6 смертельных ДТП с участием самокатов. Даже если предположить кратный рост таких ДТП, то до уровня "каждый день" даже близко не дотянет.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
PG

неудобно пользоваться пока есть привязка к фиксированным парковочным местам… была бы возможность брать и бросать где угодно, как в иных европах - цены бы не было…

Ответить
Развернуть ветку
ОБЗОР TIK TOK

Уже второй комментарий с акцентом на то, что страдают дети а не взрослые от столкновений с самокатами.

Так вот я на своем примере скажу: гоняю на самокатах от Whoosh в центре среди кучи взрослых, которые спокойно идут и не вихляют спонтанно из стороны в сторону, как это любят делать дети, которые могут спокойно идти а потом резко в сторону побежать не оглядываясь по сторонам.

Такой же случай был и со мной. Благо я очень осторожно езжу, я обьехал резко выскочившего на мой путь мелкого.

Но его яжмать подумала, что это моя вина, что мелкого никто за руку не держал и что он мог бегать по трутуару как ему вздумается.

На светофоре они меня догнали, мамка влупила мне в плечо и начала орать при всех, что я больной на голову.
На что я вежливо спросил «пострадал ли кто-то или я что? Кого-то сбил?» но сквозь ее ор достучаться было нереально.

Пришлось вежливо сказать «всего доброго» и ехать дальше, слушая ее недовольные речи вслед.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прасолов

Ещё есть сервис toGO.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Позняк

Да много есть
В Питере, кроме вышеперечисленных, есть: RedWheels, Bolt, Poputi, ScooBee и ещё кто-то. Всех локальных сервисов не перечислить в рамках одной статьи, да и незачем

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Делюкин
Автор

Да, их прямо очень много разной величины, есть локальные. Выбрал наиболее заметные, например, которые поддерживают «Московский Транспорт».

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Против Спама

Самокаты у Карусели - ерундовые по сравнению с Вуш. Разгоняются очень медленно. Если дорога на пути становится слегка рыхлой или подбитой, то самокат может перестать ехать. Короче, у Карусели не такие вездеходы, как у Вуш. У Карусели меньше парковок. Если проехать одно и тоже расстояние, которое на Вуше походится примерно за час, то на Карусели получится дольше и дороже из-за меньшей средней скорости. Мобильное приложение у Карусели запутанное. 

Ответить
Развернуть ветку
qlskid

Это бизнес-модель

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

?

Ответить
Развернуть ветку
am8am

А из чего складывается цена за аренду? Я так понимаю большой процент в ней отъедает необходимость иметь людей меняющих постонно аккумуляторы в самокатах (т.к по воздуху или стоя на асфальте заряжаться они пока не научились)?

Ну и станции парковок со сложенными самокатами выглядят реально отсталыми на 5 лет с тех времен когда они появились.

Ответить
Развернуть ветку
Артурас Лапинскас

В нижнем открывали, сдулся, теперь стоят велосипеды.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Афанасьев

При средней стоимости самоката в 35к. Даже 7р это дорого.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Кудрявцев

Ничего себе новости. Удивлён очень. А если угнать его? Мошенников никто уже не боится?)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Брильков

Арендовал интереса ради в Калининграде (Урент):
Старт  - 40 рублей +30 рублей за страховку  = итого реально 70 рублей за старт.
+ 6 рублей за минуту (смотрел на протяжении 4 дней - также 6 рублей, не менялось)

За поездку в 15 минут отдал в районе 156 рублей

Какой-либо выгоды, честно говоря, не заметил - ценник каршеринга, в реальности платишь как за такси, просто покататься - не выйдет, поскольку требует очень ровных дорог (и сам по себе электросамокат  очень неудобный, по сравнению с велосипедом) 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Устинов

Рынок и Игроки рынка растут.
В списке не нашел - TryMe scooter

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ермолаев

moydevice.ru - самый выгодный сервис по самокатам

Ответить
Развернуть ветку
Камушек Камушкин

Объясните как работает связка мобильное приложение и самокат? имею в виду, купил самокат в спортмастере а дальше поставил какой-то модуль с симкартой на самокат? а как тогда регулируется скорость до 20км/ч в "медленных зонах" ? там к мозгам что-ли подключиться можно как сигнализация подключаются к авто через CAN шину.

и еще, а что если я просто подойду и оторву этот модуль (хоть болгаркой) и далее просто украду его и унесу.

Ответить
Развернуть ветку
Sstep

Самокат это IOT устройство, с постоянной связью с серверами. Сейчас уже модели специально разработаны для проката, а не как было в первые годы, навешан gps поверх и куда-то подключен.

Вуш писали, не знаю правда ли, но при попытке влезть в мозги или других деструктивных действиях, мозги выжигают электронику и он становится грудой метала

Ответить
Развернуть ветку
qlskid

Они покупают их оптом раза в 2 дешевле, чем в Спортмастере, навешивают тебе анальный зонд, и ставят на улицу, как-то так

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
49 комментариев
Раскрывать всегда