Хронология от драки до заморозки: что произошло вокруг сервисов аренды электросамокатов в Петербурге за месяц Статьи редакции

Утром 9 июня в городе перестали работать все сервисы кикшеринга — до этого СК провёл несколько обысков в компаниях из-за наездов на пешеходов.

Первые ограничения появились ещё 12 мая: комитет по транспорту Санкт-Петербурга предложил ограничить скорость прокатных электросамокатов до 15 км/ч.

  • В ночь с 13 на 14 мая на Невском проспекте двое молодых людей на арендованных электросамокатах задели врача и писателя Валерия Айрапетяна. Он сделал им замечание, после чего завязалась драка — Айрапетяна госпитализировали со сломанными рёбрами.
Наезд двух студентов на Айрапетяна. До этого молодые люди на электросамокатах сбили и другого человека — он упал на урну, но не пострадал
  • Глава СК Александр Бастрыкин потребовал возбудить уголовное дело и найти нападавших — 18 мая двоих студентов арестовали. Задержанные на заседании заявили, что предъявленные к ним меры слишком жесткие и они готовы извиниться перед потерпевшими.
  • 26 мая СК в Петербурге объявил о возбуждении уголовного дела против одного из сервисов кикшеринга по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — компания «не приняла мер, обеспечивающих безопасность движения пешеходов, которые и были не предусмотрены правилами использования».
  • Тогда ведомство не назвало компанию. «Фонтанка» писала, что речь идёт о наезде студентов на Айрапетяна и драке. В Whoosh заявили, что случай с наездом произошёл с их самокатами, хотя уведомления от СК компания не получала.
  • 3 июня петербургский СК начал обыски в офисах Whoosh, Molnia, Bolt, Scoobee и Red Wheels — на этот раз из-за наезда электросамокатов на детей. Ведомство начало расследование двух подобных случаев и возбудило дела из-за «причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности» и «оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Следственный комитет
  • 7 июня СК снова провёл обыски у неназванного сервиса из-за случая с наездом на Айрапетяна. На оперативном видео видны самокаты в расцветке Whoosh. В сервисе отказались от комментариев. «Стоит отметить, что коммерческая структура не приняла мер, обеспечивающих безопасность движения пешеходов, которые и были не предусмотрены правилами использования», — заявил тогда СК.
  • С 8 июня кикшеринги ограничили скорость арендованных электросамокатов до 10 км/ч на центральных улицах Петербурга и в Петроградском районе. Такое соглашение компании заключили с местным комитетом по транспорту.
  • Molnia с 23:00 8 июня полностью закрыла для катания центр Петербурга и объяснила это рекомендациями СК. Уведомление о новых ограничениях появилось в приложении сервиса. Компания пообещала расширить зоны катания в других районах города.
  • Утром 9 июня в Петербурге перестали работать все сервисы аренды электросамокатов — Whoosh, Molnia, Urent, Eleven и Busy-Fly. С 6 утра оперативники начали изымать электросамокаты с парковок в Петербурге.
  • В 9 утра уведомление от Molnia изменилось: «Мы убираем все самокаты. Сейчас мы вынуждены их временно убрать, как решится вопрос, мы сразу тебя оповестим. Приносим извинения за неудобства».
  • Whoosh уведомил пользователей, что работа сервиса приостановлена, возможно, на непродолжительный срок. В остальных сервисах просто нельзя арендовать электросамокат.
0
227 комментариев
Написать комментарий...
Alexey Fedorov

Отличная новость. Пешеходы теперь смогут нормально гулять по улицам, государство регламентирует данный вид транспорта и будет меньше лихачей. Конечно, рент-сервисы получат убытки, но это плата за нежелание брать ответственность за свой бизнес. Между 12 мая и текущей датой прошел почти месяц, а сервисы так и не внедрили систему контроля за безопасной ездой (и даже не заявили об этом). 

Ответить
Развернуть ветку
Alex

страна - дремучий лес. 

пока одни подстраивают общественную жизнь под запросы населения, россиёша только запрещает а люди этому радуются. мда

Ответить
Развернуть ветку
Канищев Максим

Запросы трех хипстеров это не население всей России.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Молчановский

Попробуй как-нибудь из своей деревни выехать в Москву, и ты увидишь тысячи людей на скутерах.

Ответить
Развернуть ветку
Канищев Максим

В Москве 12 млн жителей тысячи это сколько процентов от миллионов? Не хотите свое движение организовать под названием samokatist live metter?

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Так самокаты мешают или нет, ты объясни ? если их мало и они не мешают, зачем запрещать. Или если мешают - может значит их много и спрос есть?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex
 Есть выделенные зоны

их нет. десяток километров велодорожек (говорю про спб) - это смех. Ездить с краю дороги - для велика норм, на самокате это невозможно из-за специфики устройства.

Штош, теперь придётся каршерингом пользоваться, хотя ему предпочитал самокаты по возможности. Поздравляю, плюс одна вонючая тачка на дороге и в центре возле работы на парковке.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex
Ну ничего не поделаешь, пользуйтесь каршерингом

напоминаю, что вы (абстрактный вы) этим дышите

Одним для самокатов, другим для велика и т.д.

Чего? просто полоса для двухколёсных решит проблему, как решает в тех местах где её удосужились сделать (наб. Фонтанки)

 А то завтра я захочу на элекрическом багги кататься по детским площадкам и дорожкам

во-первых, кататься по детским площадкам даже сейчас нельзя. Во-вторых, что "захотите" вы вообще не интересует, важно что интересует массы, очевидно что на катание на багги спроса не будет по тысяче причин, следовательно ваш пример абсолютно некорректен.

короче, как всегда у запрещальщика искаженное представление о проблеме, стоит только порассуждать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex
Если хотите до работы ездить на самокатах, пусть тогда прокатчики расширяют города

вопросов больше не имею ))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Кто гонял на скутерах по тротуарам и жаловался, покажите мне эту группу людей и где почитать массовые "возмущения"?
Какие лошади и кто требовал ?

Вы для себя специально накручиваете ложных фактов чтобы ваша неадекватная точка зрения казалась ближе к реальности ?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex

- Открываете гугл карты
- Открываете Берлин (один из крупнейших мегаполисов Европы)
- Закидываете человечка для просмотра почти любой улицы
- Удивляетесь тому, насколько двухколёсные задействованы в общий городской траффик и зацениваете простоту большинства решений
- возвращаетесь на vc и рассказываете мне про особый путь России, что эти практики неприменимы, а ещё про климат

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Самое главное правило в Германии, касаемо самокатов - на них запрещено ездить на тротуарах. Ты либо едешь на велодорожке, либо на автомобильной дороге. Штраф за проезд на тротуаре 15-30 евро. Скорость ограниченна 20 км/ч на уровне прошивки. Ездить можно только на лицензированных самокатах. Каждый самокат должен иметь страховку. Без нее эксплуатация запрещена. Штраф за езду без страховки - 40 евро. Проезд на красный - штраф 60-180 евро. Наверное, ты также будешь ныть на VC когда у нас введут аналогичные правила. Скажешь что это особый путь России.

Ответить
Развернуть ветку
Artiom Nikolaev

От себя добавлю тоже про Германию.
Тем кто не любит большие комментарии - сразу вывод. Проблема с кикшерингами в данной ситуации - это проблема регулятора (городских властей), но никак не самих компаний-прокатчиков. Им предоставили условия, никак не урегулировав вопрос перемещения. И уже пост-фактом стали вводить ограничения по географии, количеству, скорости и прочему. Уже после того как бизнес был запущен. Это убытки для компаний-прокатчиков, на которые власти пытаются списать еще и свои недоработки, устраивая обыски, конфискацию, запреты и остальное.
А теперь про Германию. Пару лет назад многие тут недоумевали, почему во многих странах есть прокат самокатов, а Германия все никак не урегулирует вообще понятие "электросамокат". Процесс длился долго и отставания от мирового рынка было года 2-3. Потом наконец-то определились с классификацией транспорта сначала на региональных уровнях (Берлин был в числе первых), потом и на федеральном. Классифицировали 2 типа:
1. малое транспортное средство с зелеными номерами прировняли к велосипедам
2. среднее - с голубыми - прировняли к мопедам/скутерам (в Германии любой скутер надо ставить на учет)
Более массовый 1й тип может перемещаться по правилам велосипеда: велодорожки, выезд на проезжую часть в ограниченных зонах, если нет велодорожек (но только в шлеме). Этот тип и пошел в массы кикшеринга.
Стоит отметить, что в Германии даже велосипед очень зарегулирован. Есть велосипедные права, которые дают в 4 классе школы всем. Т.е. базовые понятия ПДД присутствуют у всего населения выросшего здесь. Следовательно, знают и про ответственность их нарушения. Езда без огней/отражателей в сумеречное время, парковка не неусттановленном месте, проезд по чисто пешеходным зонам, нарушение правил ПДД, выезд на проезжую часть без шлема - это все ответсвественность водителя самоката/велосипеда.
Плохие дороги, отсутствие выделенных зон, неявные правила регулирования - это ответственность государства.
Все самокаты имеют номерные знаки в основном для страховки - я так понял. Т.е. сбить и незаметно соскочить не получится. Помимо страховки непосредственно от компании-прокатчика у многих жителей Германии есть свои страховки (например, на ущерб третьим лицам).
Ну и коллективную отвественность никто не отменял. Да и доверие в власти/полиции выше. Стучать тут еще не разучились. Поэтому, если кто-то специально нарушает, то вполне вероятно, что прилетит ему штраф через пару-тройку недель.
Моментов отличия много от ситуации в РФ, но в-любом случае проблема в регуляторе. Государство создает условия для бизнеса, а не бизнес должен создавать инфраструктуру (велодорожки и пр.) как писали некоторые тут.

Ответить
Развернуть ветку
Alex
Наверное, ты также будешь ныть на VC когда у нас введут аналогичные правила

это ты к чему приплёл ? я то как раз и ратую за то, чтобы была регуляция и эта проблема решалась с её помощью и с помощью создания инфраструктуры, а не запретов которые такие как ты поддерживают.

Ты сам перечислил способы регуляции в цивилизованных странах с помощью штрафов при этом выше рассказывал что-то про "прокатчики сами виноваты что не придумали правила". 

Вот и ответ на вопрос, инфраструктуру для двухколёсных (в т.ч регуляцию) нужно было вводить в течение последних нескольких лет, об этом было много разговоров. Но сейчас видите ли на десятки тысяч поездок возникло десяток инцидентов из-за невоспитанных школьников - значит отрасль надо закрывать на неопределённый срок, а россиянин это гениальное решение ещё и поддерживает.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Вот пример того как самокаты запретили в Сан- Франциско по аналогичной причине
 
The rental companies have been ordered to haul them away until they get an OK from city officials. This comes after numerous complaints of riders illegally on sidewalks and clashing with pedestrians, along with scooters being ditched all over the place. As of last week, the Department of Public Works impounded 503 scooters that were blocking sidewalks or otherwise parked inappropriately. "I've seen them in the most random places from the Land's End nature trail, to mini parking lots outside apartment buildings. That can't continue," San Francisco Mayor Mark Farrell said.
 https://abc7news.com/scooters-banned-in-sf-san-francisco-bans-lime-spin/3560740/

Ответить
Развернуть ветку
Alex

а ещё в америке негров линчуют

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

ну как минимум, это значит что не такой и особый у России путь, взяли за основу прогрессивные методы самых прогрессивных городов (без шуток) СФ самый крутой город на земле. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Прокатчики виноваты потому что это риски, которые можно просчитать. Виноваты они не перед тобой и мной, а перед своими акционерами, т.е. это сугубо их проблемы. Если ты за регуляцию то тогда сорри, может недопонял. Инфраструктура развивается, я помню какая Москва например была 10 лет назад и сейчас. Единственный проеб со стороны регулятора - это то что он дал разрешение на работу и не установил и не просчитал квоту на количество единиц техники. Это сейчас подтянут, как и велодорожек побольше сделают в центре в ущерб автомобильным дорогам.  По поводу десяток инцидентов - это не так, нарушения никак не фиксируются, меня на самокате за последние 2 месяца прогулок раз 5 чуть не сбили в центре и на ВДНХ. Народ на самокатах просто надоел. Он мешает в данный момент. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex
меня на самокате за последние 2 месяца прогулок раз 5 чуть не сбили в центре и на ВДНХ. Народ на самокатах просто надоел.

щас свой опыт тоже расскажу, раз он в треде имеет какой-то вес: езжу на самокатах много, сам бывал в инцидентах (это когда на меня обратили внимание недовольные пешеходы) за поездок 300 1-2 раза по случайности, была бы выделенная полоса - инцидента бы не было. Лично за время нахождения на улице с момента ввода шеринга видел ещё 1-2 инцидента. На сотни адекватных пользователей приходится 1-2 неадеквата. В моей оценке мира - этого недостаточно чтобы закрывать отрасль из-за драки на невском проспекте.

Ответить
Развернуть ветку
224 комментария
Раскрывать всегда