{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Сперва отменили техосмотр для ОСАГО, а теперь и вовсе убирают ТО — что это значит

С августа не нужно предъявлять диагностическую карту при оформлении ОСАГО. Но теперь техосмотр делают необязательным. Расскажу, что к чему.

Фото: ZACHARY STAINES / Unsplash.com

Как было

Все легковые автомобили старше четырех лет (не работающие в такси) должны были проходить техосмотр раз в два года. Транспортные средства, которые ездят по дорогам уже более десяти лет, — каждый год.

Станция заполняла электронную диагностическую карту, данные которой вносились в Единую автоматизированную систему технического осмотра (ЕАИСТО), и выдавала её бумажную копию. Этот документ использовали страховые для заключения договора ОСАГО и расчета страховой премии.

За езду без диагностической карты предусмотрели штраф, а страховая компания могла предъявить регрессный иск, если водитель становился виновником ДТП без нее (не проходил техосмотр).

Как стало

В ГИБДД посчитали, что следить за состоянием своего транспортного средства должны владельцы, поэтому предложили отменить техосмотр для частных легковых автомобилей и мотоциклов. Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения поддержала инициативу, и соответствующий законопроект примут в ближайшее время.

Так, техосмотр станет добровольным, но все же будут ситуации, когда его придется пройти. Например, при покупке и переоформлении транспортного средства, но только в случае, если его возраст превышает четыре года. В то же время регулятор отмечает, что новое предложение не затронет коммерческий транспорт. Такси, грузовики, автобусы и автомобили юридических лиц будут ежегодно проходить ТО, а транспорт старше пяти лет — раз в полгода.

Дело в том, что практически любое изменение со стороны регулятора может подтолкнуть страховщиков к пересмотру базовых ставок. И речь не только касается нового закона. Вчера под нашим материалом о маркетплейсах читатель рассказал в комментарии, что ОСАГО ему предложили стоимостью в разбросе от 5 до 11 тыс.

Мы решили подробно на этом остановиться. В результате подтвердили информацию, что ряд страховщиков просто не обладают технической возможностью (или умышленно не хотят этого делать) переноса скидки со старого на новое водительское удостоверение. Ссылаясь на то, что автолюбитель обязан был в рамках действия текущего ОСАГО вносить изменения. Здесь также никому нет дела, что до окончания старого ОСАГО – 1-5 дней и авто в этот период не эксплуатируется.

Поэтому и от очередных изменений, связанных с ТО, не стоит ждать прорыва.

Что-то нужно было делать

Дискуссии о судьбе техосмотра в России ведут с начала года. С 1 марта регулятор ввел обязательное фотографирование на станциях техобслуживания с указанием геолокации. На этот шаг пошли, чтобы побороть практику покупки документа «удаленно» без предоставления машины на осмотр.

Следующим стал закон, который освободил страховщиков от обязанности проверять наличие действующей диагностической карты при оформлении ОСАГО. Водителям стало достаточно стандартного набора документов.

Необходимость проходить ТО до получения полиса создавала проблемы водителям в отдаленных регионах, где мало точек обслуживания. Владельцы транспортных средств были вынуждены садиться за руль без полиса страхования автогражданской ответственности и в случае ДТП возмещали ущерб пострадавшим участникам дорожного движения из своего кармана.

Проблем добавила прошлогодняя неразбериха, когда на время локдауна регулятор разрешил заключать договоры ОСАГО без свидетельства о прохождении техосмотра. Однако страхователей все равно обязали предоставить этот документ сразу после снятия ограничительных мер.

Подводные камни

Операторы станций технического осмотра выступают против отмены обязательных техосмотров. Оно и понятно, основная масса транспортных средств в России — это легковые авто, и новая реформа может привести к резкому сокращению доходов и закрытию станций ТО. С учетом того, что не все из них соответствуют требованиям по фотографированию, закон может усугубить сложившуюся ситуацию с нехваткой специализированных точек.

Эксперты также отмечают, что после отмены техосмотра потребуется внести корректировки в КоАП. Дело в том, что с марта следующего года начнет действовать новый штраф 2 тыс. рублей за езду без диагностической карты. Нарушения должны фиксировать дорожные камеры, но не более одного раза в день. Скорее всего, новый законопроект внесет соответствующие поправки, но пока непонятно, как будет развиваться ситуация.

Отдельное внимание стоит уделить вопросам, связанным со страховыми выплатами. Неизвестно, будут ли страховые предъявлять регрессные иски к виновникам ДТП, автомобили которых находятся в плохом состоянии.

Что еще у меня есть на vc.ru:

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Максим Мочнов

Надоели эти метания... Делайте уже или как в Германии, когда прям ничего нельзя, или как в США, где в большинстве штатов осмотра нет вовсе, но все равно из-за неисправности аварий минимум. По сути, у нас сейчас так и было - ТО покупался и на дорогах ездят дикие ведра, по которым свалка давно плачет, но аварий-то из-за них особо и нет (хотя, конечно, я решительно против появления таких машин на дорогах).

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Большинство аварий в московском регионе с автомобилями: такси и каршеринг. Крайне редкое явление, по моим наблюдением, ДТП вследствие неисправного автомобиля. В основном причины: несоблюдение ПДД, агресивная езда, неуважение к другим автомобилистам. В целом Вы верно заметили - причина далеко не всегда в старых автомобилях, причина не заключается в разных пучках света, в трещине на лобовом, в тюнинг обвесах и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мочнов

Вот именно; а за очевидные вещи, такие как битые стекла, отсутствие ламп/фар или дыры в кузове могли бы прямо на дороге предписания на устранение выписывать; если в течение, например, двух недель не приняты меры и автомобиль снова "попался" - добро пожаловать на штрафстоянку и разговор начинается другой. Но сразу поднимется вой про "коррупционную составляющую".

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Здесь важно, чтобы не было лишней воды в диалоге. Не устранил - не садись за руль, либо будь готов к серьезному штрафу.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда