{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Регуляторы готовятся принять закон о масштабном сборе автоданных — кто выступил с критикой

В России могут запустить масштабную базу данных, генерируемых автомобилями. Анализирую ситуацию и мнения экспертов авторынка.

Фото: Donny Jiang / Unsplash.com

Что за база данных

Камеры, сенсоры, компьютеры и другие системы на борту транспортных средств потенциально могут генерировать терабайты данных ежедневно. Это намного более существенные объемы по сравнению с тем, что мы сами оставляем в соцсетях. Плюс — автоданные — достаточно чувствительная область с точки зрения контроля за перемещением личного и коммерческого транспорта и других нюансов, связанных с его использованием.

Поэтому вопрос о правах на такую информацию в особенности актуален. Однако российское законодательство пока не даёт на него ответа. По факту автоданными распоряжаются те, к кому они ближе — то есть автопроизводители. Если автомобиль подключён к интернету, данные могут отправлять прямиком на корпоративные серверы по умолчанию.

В прошлом году рабочая группа под руководством специалистов НП «ГЛОНАСС» предложила отрегулировать этот момент: передать данные в собственность владельцев транспортных средств и собирать их централизованно на уровне государства. Для реализации проекта хотят сформировать масштабную базу «Автодата». Её разрабатывают Росавтодор, Минпромторг, отечественные производители и ИТ-компании, а Росстандарт уже одобрил ГОСТ с перечнем собираемой информации.

Как это может работать

Автоданные предлагают разделить на обязательные и добровольные. К первой категории отнесут информацию для решения государственных и общественных задач, обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Это — слежение за беспилотниками, оптимизация трафика и управление парком карет скорой помощи (и других спецслужб).

Во второй категории будут данные автолюбителей, которые решат поделиться информацией об эксплуатации автомобиля (условной телематикой) в обмен на какие-то привилегии — например, скидки на страховые полисы. К слову, такие продукты уже предлагает ряд СК (с переменным успехом).

Задачу по сбору данных, скорее всего, возложат на автопроизводителей. Согласно текущей редакции законопроекта, они должны раз в минуту определять местоположение и скорость движения транспортных средств и мониторить системы помощи водителю, а каждые полчаса — считывать информацию о техническом состоянии машины: тормозах, двигателе, осветительных приборах. Все эти (и многие другие) сведения будут поступать на платформу «Автодата» с интервалом в пятнадцать минут с указанием VIN-номера транспортного средства.

Что беспокоит индустриальных игроков

По словам автопроизводителей, принятие нового законопроекта неминуемо приведёт к росту цен на автомобили. Большинство из них уже оснащают телематическими системами, но для удовлетворения требований стандарта такие системы придётся модифицировать — например, изменить протоколы передачи данных. Кроме того, непонятно что делать со старым парком автомобилей, поскольку многие транспортные средства на дорогах вообще не оснащены какими-либо сенсорами.

Представители ГАЗ, в свою очередь, считают, что «Автодата» сформирует неконкурентную среду. По сути, на рынке появится монополия, которая подомнёт под себя всю информацию о транспортной системе. Это создаст риски раскрытия инсайтов о грузоперевозках, что может стать проблемой для компаний, где подобное знание является коммерческой тайной.

Ряд экспертов беспокоят трудности, связанные с информационной безопасностью. В частности, объединение автопроизводителей России (ОАР) отмечает, что БД подобного масштаба создаёт угрозу утечек персональных данных. Информация позволит идентифицировать конкретный автомобиль и его владельца, отследить его точное местоположение. По этой причине эксперты призывают ограничить сбор данными, необходимыми исключительно для обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичной точки зрения придерживаются в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По их словам, подобные инициативы необходимо внедрять на добровольной основе — это общемировая практика.

В любом случае законопроект будет доработан с учётом предложений участников рынка, чтобы отрегулировать доступ к данным. Какие именно механизмы (в том числе для защиты данных) будут реализованы, нам всем еще предстоит увидеть.

Мои материалы на vc.ru:

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Михаил Б

Ох, отхвачу, конечно, минусов от местной быдлоты, но:
Автомобиль это 1,5-2 тонны повышенной опасности. Если Вы просто купили автомобиль и любуетесь им, то с Вас никакого спроса. Но как только Вы выезжаете на дороги общего пользования - Вы вступаете в особые отношения с окружающими - вся телеметрия (средняя скорость, максимальная скорость, маршрут, работа поворотников, перестроения) должна быть доступна органам правопорядка в режиме онлайн. То, что в цивилизованном мире называют "подключенным автомобилем", помимо всяких плюшек в виде умного регулирования траффика и обучения автономного управления следующих поколений, позволит полностью избавиться от нарушителей ПДД. А если не избавиться - то заставить понести полностью неотвратимое наказание.
Когда все научатся ездить по правилам, глядишь и беспилотное управления 5 уровня подоспеет

Ответить
Развернуть ветку
Бегите, глупцы!

Плюсую. Каждый день провожу около 2-х часов за рулём, и хотя-бы раз в день встречаю неадекватов, которые создают, аварийные ситуации и нарушают пдд.
Если на машины будут ставить ПО, снижающее скорость - это будет самым лучшим решением для сохранения жизней людей.
И возникает вопрос: почему до сих пор не поставили гео-маяки на каждую машину и так, чтобы любая тачка "видела" бы любую другую машину и сбрасывала скорость, если что-то "пошло не так".
Плюс ко всему этому, такие "маяки" сразу бы приобрели пешеходы для своей безопасности.
А ещё хорошим подспорьем будет, когда будут ставить алкотестеры - сел, дыхнул и поехал. Или не поехал, а пошёл пешком))

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

Я не хочу дуть в алкотестер перед каждой поездкой и не хочу чтобы на государственном уровне за мной хоть как то следили в принципе. Я взрослый человек и сам беру на себя ответственность, мне не нужна мамочка в виде государства.
А в какой момент вам станет некомфортно? Например, заставят сдавать мочу каждое утро, для общественного контроля, а то много неадекватов и наркоманов.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Хочу, не хочу - это детский подход. Если примут такой закон - то придется дуть. Человек за рулем не только своей жизнью рискует, но и жизнью окружающих. Вряд ли кто-то будет сильно против, если такие системы поставят в автобусы, маршрутки, такси и т.д. (кроме самих водителей). А чем они опасней простых автомобилистов? Везёт маршрутчик допустим 14 человек. Так в него влететь может такой же выпивший одинокий автомобилист, или на остановку вылететь и там людей сбить. Конечно ограничение свободы и все такое. Но первые светофоры, знаки со скоростным режимом и пр. - тоже наверняка кем то воспринимались как ограничение свобод, а сейчас норма. 

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

Системы контроля в служебном/общественном транспорте и личном это разные вещи вообще. 

В нашей действительности, может так случиться, что у власть имущих эти тестеры будут всегда показывать "ок", те кто бухает за рулем поедут и поставят крякнутый вариант, нищие не поставят вообще и будут платит взятки при проверках, а кое-кто нехило попилит бабло. И в итоге эта хрень работать не будет, а будет мешать.

Может начнем не граждан контролировать, а чиновников? Их меньше, значит это как минимум дешевле. 

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Так общество так и живет. Годы Советского Союза промыли людям мозги про всеобщее равенство. Но гляньте историю - равенства никогда не было. Нет его и сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Вы думаете "нужно дуть" остановит желающих? вариантов обойти ненаблюдаемый алкотестер полно.

Лучше бы при повторных нетрезвых нарушениях после лишения прав давали бы срок/обязательные работы.

PS. <сарказм>надо ещё и мочу сдавать и кровь - на экспресс-анализ на наркотики.</сарказм>

Ответить
Развернуть ветку
Андрей RET

Статья за повторные уже давно введена. 281.1 вроде.

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

Инициатива оснащать все автомобили алкозамками уже не раз обсуждалась. Практически любая инициатива контроля за гражданами "для их же безопасности", хоть алкозамки, что сбор автоданных в наших реалиях непременно приведет к следующим последствиям:
1) Недобросовестные граждане легко найдут лазейки: поставят глушлки, обманки или банально дадут взятку. Осуществлять "контроль за самоконтролем" на практике невозможно, даже эпопея с техосмотром пришла к его практической отмене.
2) Все персональные данные будут утекать как и утекают сегодня, утечки естественно будут использованы в незаконных схемах против добросовестных граждан. Закон о защите ПД работает только против лиц в легальном поле. На армию "пробивщиков", сотрудников "техподдержки сбербанка", кардеров и продавцов баз это всё не распространяется.
3) Добросовестные граждане будут оплачивать этот цирк из своего кармана.
Более или менее нормально работают только камеры, они не создают неудобств и собирают только те данные, что и так общедоступны.

Ответить
Развернуть ветку
animegravitation

ГИБДД на что существует? 

Ответить
Развернуть ветку
Бегите, глупцы!
и не хочу чтобы на государственном кроме за мной хоть как-то следили

Хорошо, вот только Вы уже приняли правила игры, пользуясь смартфоном.
А насчёт слежения на государственном уровне - так это не нравится всем только по той причине, что этим могут воспользоваться нечистые на руку люди.
Тогда получается, что дело не в системе, а в людях, которые превращают этот инструмент безопасности в инструмент контроля и тирании.
В общем, если люди гавно, то что ни делай, то будет одно и тоже: террор и тирания. А если люди норм - то любой инструмент превратится в предмет созидания.

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

Ну и где вы найдете таких супер людей, которым можно доверить такую власть?

И даже, если найдете:
"Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно"

Помните, как Гендальф мудро отказался от кольца Всевластия, потому что начнет с помощью него творить добро, а в итоге займет место Темного Властелина. 

Ещё 2000 лет назад люди задались вопросом: "Кто наблюдает за самими наблюдателями?" Сможете его разрешить?

Мне кажется государство, наоборот, должно заниматься ограничением власти корпораций, жестко следить, чтобы они не трекали того, на что пользователь не подписывался, а не просить о новых точках доступа к данным.

Пока не вижу, как можно избежать дивного нового мира, слишком заманчивые возможности открываются, поэтому придется принять это и учиться жить в обществе тотального контроля.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Скорее всего, к подобному мир так или иначе придет, судя по тому, куда все движется. Тотальный контроль людей. "Виноваты" в этом технологии. Без них это провернуть сложно, а с ними - легко. Более того, легко заставить производителя делать авто, в которые это все будет встроено. И у вас будет выбор - либо ходить пешком, либо подчиняться правилам. Увы и ах.

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

Да, к сожалению, никуда не деться, не через год, так через два, пять, десять. Мы уже добровольно носим с собой устройство, которое знает о нас слишком много. Поэтому не понятно зачем встраивать что-то в авто.
Завелся при помощи NFC, и, пожалуйста, водитель идентифицирован.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Позняк

Зачем какие-то маяки, когда машины современные и так тормозят перед препятствием

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
andrey

Из того что я вижу на дорогах Москвы, главная проблема это не скорость а резкие перестроения без поворотников, слишком близкая дистанция и толкучка на перекрёстках

Ответить
Развернуть ветку
animegravitation

так то в нормальных странах для этого есть не только ПО но и ГИБДД
Может все таки начать с того чтобы убрать коррупцию ? там глядишь и без ПО все поправиться 

Ибо главная операционная система зашита в мозгах лысой обезьяны и её и надо патчить в первую очередь )))
Путем штрафов и поощрений

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Окт

Технология называется V2x, потихоньку начинает внедряться. Но иногда снижение скорости создаёт опасную ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Shmyax

Ну начать надо с того, что указанный законопроект вообще не о том, о чем вы пишете

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда