{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Рынок кикшеринга в России вырос на 200-230% за год, до 12 млрд рублей — исследование Статьи редакции

Но есть и проблемы: производители не успевают делать достаточно самокатов, компетентных сотрудников не хватает, а в СМИ кикшеринг «демонизируют».

К 2024 году объём рынка увеличится до 30-40 млрд рублей, а количество шеринговых самокатов — со 100-120 тысяч в 2021 году до 300-400 тысяч, следует из исследования издания «Трушеринг».

  • В 90 городах России работает около 50 кикшеринговых компаний, 70-80% рынка занимают Whoosh и Urent.
  • За год рынок вырос на 200-230%: сервисы открылись в 30 новых городах и увеличили количество самокатов на 70-80 тысяч.
  • 70-85% поездок в 2021 году — транспортные, 15-30% — развлекательные. В 2020 году транспортных поездок было около 60%.
  • На 1000 жителей приходится 1,8-2,2 самоката.

Деньги

К 2024 году города-миллионники займут 60% рынка (18-24 млрд рублей), другие города — 40% и 12-16 млрд рублей.

Сейчас один электросамокат за сезон приносит компании 100 тысяч рублей, один пользователь — 800-900 рублей.

Средняя стоимость минуты в разных сервисах составляет 7-8 рублей, а средняя стоимость одной поездки — 160 рублей в городах с населением менее 1 млн и 200 рублей в городах с населением более 1 млн.

Поездки и пользователи

В 2021 году кикшерингом воспользовались примерно 12 млн человек, они совершили около 55 млн поездок. На одного пользователя в среднем приходится пять поездок за сезон, на один самокат — 3-5 поездок в день.

К 2024 году количество клиентов кикшерингов увеличится до 40-50 млн, а поездок — до 230 млн в год.

«Трушеринг»

Города для запуска операторы выбирают в зависимости от:

  • Климата, который влияет на продолжительность сезона.
  • Инфраструктуры: чем она лучше, тем длительнее поездка и средний чек.
  • Численности и доходов населения.
  • Отсутствия конкуренции.
«Трушеринг»

Проблемы и риски

  • Из-за пандемии и роста кикшеринга по всему миру производители не могут удовлетворить спрос сервисов, поэтому рост парка российских компаний может замедлиться.
  • Сервисы сталкиваются с нехваткой сотрудников, обслуживающих самокаты. Кикшеринг — новая для России услуга, поэтому компетентных людей недостаточно: компании вынуждены тратить время и ресурсы на обучение персонала.
  • Электросамокаты часто публично критикуют за то, что они занимают много места, создают опасные ситуации во время езды по тротуарам или в нетрезвом виде и вдвоём. Аналитики объясняют претензии тем, что продукт новый — пользователи пока не знают, как им безопасно пользоваться, но со временем ситуация изменится. Решить проблему также можно с помощью развития городской инфраструктуры.
  • Сейчас нет корректного и единого регулирования электросамокатов: ПДД приравнивает самокат к пешеходу, поэтому городским властям приходится самостоятельно разрабатывать собственные правила для кикшеринга. В результате правила использования в разных городах могут сильно отличаться.
«Трушеринг»

Возможная консолидация

Рынок аренды электросамокатов сильно напоминает рынок каршеринга в 2017-2018 годах, говорят аналитики. Тогда было много небольших компаний и несколько крупных лидеров. После запуска «Яндекс.Драйва» большинство мелких компаний закрылись или были проданы: теперь рынок делят четыре крупных игрока.

Кикшеринг отличается более низким порогом входа, другими паттернами поведения и перспективами развития в регионах, но так же может прийти к консолидации рынка, считает «Трушеринг».

При этом лидеры, по нашей информации, не сильно опасаются «Яндекса». В отличие от каршеринга на рынке сейчас нет сервисных центров и достаточного количества специалистов, которые могут обслуживать парк в несколько десятков тысяч единиц техники во всех крупных городах.

Единственные обладатели такой инфраструктуры — Urent и Whoosh, а её построение занимает несколько лет. Кроме того, перед сезоном 2022 года в ключевом городе, Москве, власти вводят искусственные ограничения в 10 тысяч самокатов на игрока. Эта мера как раз направлена на соблюдение паритета и предсказуемую маржинальность, и примеру Москвы могут последовать другие города.

«Трушеринг»

Кроме того, аналитики считают, что на рынок могут выйти ещё несколько крупных ИТ-компаний. Например, интерес проявляют VK и «Сбер».

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Андрей

Пару месяцев назад. Живу в Геленджике, до работы ехать ровно 2 км (в гору), думаю на чем поехать: Каршеринг (Bi-Bi car новый поло автомат) цена 6 руб минута (ехать мне на машине минут 5). Самокат Юрент 50 посадка 60 руб и 7 руб км на самокате еахать минут 10 т.к. светофоры и тротуар не везде есть. Как самокат может быть дороже каршеринга??? В итоге доехал на bi-bi car за 31 рубль + до авто было ближе идти

Ответить
Развернуть ветку
F. K.

ножками пройдись, ленивая жопа, 2км это ж не расстояние

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

когда на улице +30 на работу не хочется мокрым приходить

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

бери с собой зонт

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Streshnev

Пройдите в умеренном темпе 2-3 км с рюкзаком/сумкой/кейсом при этом в костюме и потом ещё раз пошутите. :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

кто ходит в костюме с рюкзаком?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Streshnev

Множество людей: школьники, студенты, работники офисов. Особенно это распространено заграницей, т.к. сумки/кейсы негативно влияют на осанку из-за неравномерной нагрузки на спину.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

а что не так с рюкзаком?

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда