Оцифровка последней мили: проблема или польза для водителей?
В нашей недавней статье мы затронули тему контроля работы водителей, и это вызвало резонанс в социальных сетях. Чтобы поставить в этом теме точку поговорим о последней миле. Последняя миля является широким понятием, в логистику оно пришло из сферы телекоммуникаций, где означает протягивание кабеля до двери абонента. Отношение к последней миле неоднозначное. В рамках нашего IT-решения мы хотим на простых примерах показать, как реализовывается последняя миля на практике и чем она полезна в логистике для водителей.
В 2019 году на многих тематических форумах обсуждали является последняя миля в логистике навязанным понятием, потому что создает для них новый рынок, или же это объективная реальность. С получением пандемийного опыта в доставке стало ясно, что последняя миля - это необходимость, может, а иногда должна использоваться для множества товаров и при оказании различных услуг.
Главное достоинство оцифрованной последней мили – объективность. Алгоритм в программе Relog автоматически и вне зависимости от запланированного маршрута рассчитывает время в пути как от заявки до заявки, так и на весь маршрут.
На этом скриншоте показано, что водителю для доставки первого заказа потребовалось проехать 9,73 км и потратить на это 21 минуту, для следующего - 2,27 км за 10 минут и т.д. Это та самая последняя миля и Relog ее измеряет, показывая фактические значения пути.
Таким образом, оцифрованная последняя миля превращается в понятную, точную таблицу, которую может видеть диспетчер, руководитель компании, доставляющей товары клиентам до двери. Если водитель утром выехал, включил программу и едет по выстроенному ею маршруту, не отклоняясь от него по каким-то личным делам, то такой отчет по трекингу защищает его.
Конечно, на дорогах могут быть пробки, аварии, затрудненное из-за непогоды движение и, исходя из ситуации, где-то приходиться ехать в объезд, где-то разворачиваться. Но в целом работу водителя можно оценить объективно, даже если он ездил не по плану, но при этом общий километраж был приемлем. Оцифрованный трекинг, во-первых, ограждает водителя от необоснованных претензий в неэффективной работе, во-вторых, от необъективного или предвзятого отношения со стороны директора по логистике или заведующего гаражом.
В-третьих, позволяет установить KPI водителя, в соответствии с которым он будет получать справедливую зарплату. Приведем пример, у одного из наших клиентов, крупной фармацевтической компании был своеобразный KPI: водителям, которых принимали на работу 3-4 года назад, платили базовую энную зарплату и за каждую доставку они получали доплату, а принятые на работу год назад курьеры имели зарплату в 2 раза выше, но без надбавки. В итоге «старички» делали развозку по 3-4 геозонам, а некоторые новенькие еле успевали делать доставку только в своей зоне. Данные по пройденным отрезкам дистанции за зафиксированное время показали объективную ситуацию, с которой не смогли поспорить ни водители, ни руководство. После анализа этого отчета KPI водителей в компании изменили, сделав его справедливее.
Кроме того, отчет о дистанции по заявкам помогает снять лишнюю нагрузку на водителей, потому что показывает, когда автопарка реально не хватает для выполнения всех заявок компании.