{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Покоряя воздух: 5 «летающих» hardware-резидентов «Сколково»

Конструкторскую мысль всегда манила возможность приподняться над землей. В древние времена пытливые умы создавали различные аппараты с крыльями, как у птиц. Затем появились воздушные шары, аэростаты, планеры, самолеты, космические аппараты. В XXI веке с развитием аэродинамики инженеры продолжают работать над различными летательными машинами, которые решают не только задачи планетарного масштаба, но и помогают с более обыденными проблемами: загруженностью автомагистралей, дороговизной бесконтактной доставки, инвентаризацией и так далее. Рассказываем о пяти проектах резидентов «Сколково», которые работают с воздушным пространством.

Аэротакси Hover

В 2016 году ОКБ «Ховер» разработало летающий мотоцикл, который предзаказало более четырех тысяч интернет-пользователей со всего мира, а впоследствии массово закупила полиция Дубая. Сейчас компания сконцентрировалась на аэротакси Hover и применяет в нем наработки из проекта мотоцикла. Его задача, по словам конструкторов — освободить трафик на магистралях путем освоения воздушного пространства. По сути, Hover — большой дрон, который создается по размерным стандартам автомобилестроения и уместится на одном парковочном месте или в обычном гараже. Он взлетает, как вертолет (вертикально), с любой площадки, поднимается на высоту до 150 метров, разгоняется до 200 км/ч и на одном заряде пролетает до 100 километров. При этом на себе Hover может унести груз весом до 300 кг.

Кабина аэротакси представляет собой защищенную капсулу, которая в случае столкновения примет удар на себя. В ней предусмотрены сидения для двух человек, багажное отделение и кресло для ребенка. Для чрезвычайных ситуаций также есть парашют: он аккуратно опустит транспортное средство с пассажирами на землю.

Hover может работать как в полностью автоматическом режиме, так на дистанционном управлении. По идее, пассажиры «такси будущего» смогут просто задать маршрут в навигаторе, а остальное — возьмет на себя нейросеть. Аппарат планируют оснастить внушительным набором датчиков безопасности (компьютерное зрение, лидары, лазеры), которые под контролем алгоритмов искусственного интеллекта, исключат столкновение с другими аэромашинами, проводами или столбами.

Беспилотный вертолет доставки Mira

О технологиях бесконтактной доставки посылок (заказов) дронами говорят уже давно. А с началом пандемии — еще чаще. Однако путь к полной автоматизации покупок в интернете преграждает ее себестоимость. Курьеры обходятся, в среднем, в 10 раз дешевле беспилотников: чтобы отправить посылку на дроне придется потратить около 70 руб за километр полета, в то время на человеческий ресурс уйдет всего 7 руб/км.

Эту проблему предлагает решить стартап Mira — дрон-вертолет, который обеспечит доставку заказа весом от 5 до 20 кг на дистанциях до 450 км и, по словам разработчиков, сделает это дешевле всех возможных способов. Экономию обеспечит, в первую очередь, низкий расход топлива — Mira потребляет в среднем 5,5 литра 92-го бензина в час, что на 93% дешевле затрат всех существующих дрон-сервисов и на 36% — любой курьерской службы.

Помимо этого, дрону-вертолету не нужна дополнительная инфраструктура, вроде «док-станций» или «дрономатов». Они не только удорожают себестоимость доставки, но и создают опасные ситуации, где беспилотники приближаются к людям очень близко. Mira же снабжен телеоперируемым 80-метровым кабельным лифтом для отцепления и забора груза, а, значит, доставка будет не только по-настоящему бесконтактной, но и беспосадочной.

Конструкторы Mira также решили и проблему шума от дронов, который обычно превышает нормы ВОЗ в 2 раза для жилых районов (50дБ). Для этого все пропеллеры упаковали в кожухи с системой активного шумоподавления.

Сверхманевренный персональный ховеркрафт Jetter

У любого водного транспорта главное препятствие к наращиванию скоростей — сопротивление воды. Какой бы двигатель ни ставили на катер, какой бы дополнительный тюнинг ни делали — лодка всегда будет ограничена в возможности разогнаться. Именно поэтому еще в прошлом веке конструкторы придумали вытащить ее из воды, разместив на воздушную подушку (слой повышенного давления). Так появились ховеркрафты (СВП) — лодки, которые не плывут, а «летят» на небольшой высоте и могут передвигаться практически по любому типу поверхности. За счет того, что воздух «сопротивляется» почти в 800 раз меньше, они разгоняются до скоростей в 100 км/ч, что труднодостижимо для обычных лодок. По такой технологии перемещался известный покоритель Ла-Манша ховеркрафт SR.N1 и самое большое в мире судно на воздушной подушке «Зубр», которое находится на вооружении у ВМФ России (может перевести на себе 3 танка Т-80 и 80 морских пехотинцев).

Воздушную подушку использует и резидент «Сколково» Jetter. Но есть важная особенность — все возможности ховеркрафтов инженеры-конструкторы заключили в компактный корпус, превратив громоздкое СВП в персональное транспортное средство премиального класса. Благодаря небольшим габаритам судно очень маневренно, развивает скорость до 100 км/ч и может добираться в места, недоступные для других лодок. Jetter перемещается (летит) по воде, льду, болоту, снегу, песку и даже траве. Ему не страшен ледостав с неполным промерзанием водоема, не нужен оборудованный причал, а размеры позволяют перевозить его в стандартном автомобильном прицепе. По сути, Jetter представляет собой гибрид лодки, катера, гидроцикла и снегохода.

Автономный дрон-сервис для инвентаризации UVL Robotics

Складская инвентаризация — большая головная боль, которая полагается любому поставщику товаров минимум раз в год по закону. Во время переучета приходится полностью останавливать продажи, по очереди снимать все паллеты с высотных стеллажей и осматривать их или поднимать туда в специальной люльке работника-товароведа, чтобы он проводил инспекцию наверху. При любом раскладе инвентаризация занимает много времени, требует дополнительных финансовых и человеческих ресурсов, а также достаточно опасна.

Инженеры резидента «Сколково» UVL Robotics разработали альтернативный подход. Для инвентаризации они предлагают использовать автономные дроны, которые оборудованы специальными сканерами и видеокамерой. Беспилотники-товароведы последовательно летают вдоль стеллажей и сканируют штрих-коды (или QR-коды) товара, а специалист при желании следит за процессом в режиме реального времени через камеру на борту аппарата. Затем данные передаются в наземную станцию, соотносятся с топологией склада и формируется отчет.

В среднем, скорость сканирования одной паллеты не превышает 5 секунд, что в 10 раз быстрее традиционного ручного подхода и точно безопаснее и дешевле использования дорогостоящих подъемников. Если требуется максимально ускорить процесс, а склад — большой, можно «заполонить» его дронами. При этом не стоит беспокоиться о том, что беспилотники могут налететь на товар или ограждение: они автоматически обходят препятствия и безопасны для закрытых помещений. Также дрон-сервис повышает точность учета, так как исключает человеческий фактор.

Беспилотник для сложных погодных условий «Роболёт»

Многие прогрессивно мыслящие логисты мечтают использовать дроны для доставки грузов, в том числе тяжеловесных. Однако все попытки реализовать эту затею, как правило, быстро прекращаются: беспилотники обладают низкой грузоподъемностью, не могут работать при сильных порывах ветра и других неблагоприятных условиях.

Превратить нежных беспилотников в аппараты, которым нипочем любые условия, взялась команда участника «Сколково» — «Роболёт». Они разрабатывают дрон вертикального взлета и посадки, который может устойчиво функционировать в температурных диапазонах от -50°C до +50°C, поднимать грузы до 150 кг и развивать скорость до 100 км/ч. По словам конструкторов, «Роболёт» сможет обеспечить выполнение задач в труднодоступных регионах, при сильных ветрах, в арктических и морских условиях, а также вредных для человека средах (в том числе поможет в спасательных операциях).

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Николай Климо

Когда костюм железного человека будет готов?

Ответить
Развернуть ветку
Марат Мухамадеев

Хочу ховеркрафт.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Я тоже, с удовольствием купил бы. Интересно какая цена?

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Кулакова

Робот для инвентаризации - прям мечта завхозов😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Линниченко
Автор

Ага, сидишь себе, пьешь чай, смотришь в монитор — а работа делается сама :)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Для вас женщин - чай, а для мужчин - виски.🙂

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Кулакова

Ну и сексизм

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Никогда! Я не дискрыминурую женщин, наоборот забочусь о ваше здоровье.🙂🌹

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Да, ну скукота ... Выпить не с кем, не то, что у БостонДэйнемикс там руку прикрутил и собутыльник готов 🤣

Ответить
Развернуть ветку
User175

Ок, но что-то уже используется в промышленной эксплуатации? Те же ховеры в Дубаях например

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Линниченко
Автор

На ховеркрафте можно уже покататься. И дрон для инвентаризации тоже в эксплуатации.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

А какая цена ховеркрафта?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Линниченко
Автор

Вот тут у них опубликовано https://www.jetterhover.com/

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Спасибо.🙂

Ответить
Развернуть ветку
User175

а где ховеркраф используется?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Давидов

Это персональный вид транспорта — на 2 человека. Используется спасательными службами, чтобы добираться в места, куда не может доплыть обычная лодка — например, зимой, когда водоем замерзает не до конца, и нужно куда-то быстро доехать (если кто-то решил пройтись по тонкому льду и провалился). Также в туризме, рыбалке, охоте и просто как личный вид транспорта на все сезоны и погодные условия.

Ответить
Развернуть ветку
User175

Я перепутал с летающими ховерами, ховеркрафты я видел в кино с Бондом :)

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

Нельзя курьеров на дроны менять - выход смерти будет!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Ещё одно доказательство, что в России отличные специалисты и не хуже, чем в США и Олег Гиязов тоже не хуже Илона Маска. Удачи вам, ребята и больших успехов!

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда