{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Самолёт, Uber и приложение Статьи редакции

Ментор рубрики «Авто» делится впечатлениями от поездки на первом беспилотном автомобиле BMW.

С инженерной точки зрения все автомобили стали примерно одинаково надёжными и функциональными. У всех компаний примерно одинаковый модельный ряд, примерно одинаковый набор опций, примерно одинаковый набор доступных функций.

Новой точкой роста для автоиндустрии должны стать «умное» программное обеспечение и digital-подход в создании машин. Интеграция с голосовыми помощниками, мобильные приложения, распознавание объектов на дороге, автономное управление — благодаря подобным разработкам автокомпании смогут выводить на рынок новые продукты и получать конкурентные преимущества.

Однако таким компаниям, как BMW, Volvo и Audi, на этом рынке приходится конкурировать с Apple, Google и Uber. Что довольно сложно: у одних нет богатого опыта создания программного обеспечения, а у других — нет опыта в создании машин.

У автопроизводителей остаётся два выхода: попытаться превратиться в ИТ-компании или обратиться за помощью в Кремниевую долину. BMW выбрала первый путь.

По словам вице-президента цифровых сервисов компании Дитера Мэя, BMW уже не рассматривает автомобиль как продукт, который нужно собрать на заводе и продать клиенту. Взаимодействие с пользователем начинается ещё задолго до покупки машины и продолжается постоянно, пока он им пользуется.

С этой точки зрения у BMW как ИТ-компании уже 10 млн подключённых к облаку машин и 2 млн пользователей системы OneID — аналог Apple ID, в котором хранится профиль водителя.

Автомобиль становится устройством в экосистеме пользователя

По этой же причине компания приехала и на крупнейшую международную выставку мобильных технологий MWC — мероприятие, которое собирает телекоммуникационные и ИТ-компании, производителей смартфонов и прочей электроники, но обычно не привлекает автопроизводителей.

В этом году на MWC BMW показала свой первый беспилотный автомобиль, который, по словам инженеров, соответствует четвёртому и пятому уровням автономности — то есть может перемещаться полностью автономно. На нём мне и удалось проехать по небольшой территории во дворе одного из залов конференции.

Беспилотная машина начинается с приложения

До своей первой поездки в автономном автомобиле я представлял её примерно так: садишься в машину, вбиваешь точку назначения, откидываешься на спинку кресла и едешь.

Но тест-драйв беспилотного автомобиля начинается иначе. Так как автономные машины в будущем смогут перемещаться самостоятельно, люди перестанут посещать парковки — беспилотники будут высаживать пассажиров в точке назначения и самостоятельно уезжать на стоянку — это, кстати, поможет избавиться от пробок в мегаполисах.

Аналогично и поездки будут начинаться не с поиска машины на парковке, а с её «вызова» через мобильное приложение. В приложении BMW это похоже на вызов водителя в Uber — можно посмотреть время «до прибытия», точку посадки и «заказать» поездку.

Вызов беспилотного автомобиля i3 через приложение

После нажатия на кнопку «Pick me up» в приложении BMW машина самостоятельно подъехала к точке посадки — осталось каким-то образом разблокировать автомобиль и сесть в него.

Для этого в заднее левое стекло BMW i3 встроен сенсорный экран, который предлагает «разблокировать» машину при помощи длинного нажатия на иконку «замка». Хотя для этих целей можно снова воспользоваться приложением.

Интерфейс для разблокировки машины, встроенный в стекло автомобиля

Чем занять пассажира

Я сел на заднее сидение i3, кресло водителя осталось пустым. Единственный доступный интерфейс управления — большой сенсорный экран. При этом именно для управления автомобилем доступна всего пара кнопок: начать поездку, заблокировать двери, посигналить, включить или отключить фары.

Остальное меню — фильмы, музыка и прочие развлечения. Те несколько минут, что длилась поездка, меня не покидало ощущение полёта в авиалайнере — делать особо нечего, остаётся лишь переключать меню в экране и смотреть фильмы. Только в отличие от самолёта мне доступен ещё и хороший интернет.

При этом поездку на беспилотной машине нельзя сравнить с такси. В Uber или «Яндекс.Такси» всё равно присматриваешь за водителем — не уснул ли он, почему он вдруг резко затормозил, видит ли он, что горит красный сигнал светофора и так далее.

В беспилотном автомобиле сложно что-то контролировать — все движения автопилота плавные, лишь самостоятельно крутящийся руль напоминает о том, что машиной кто-то (точнее, что-то) управляет.

Спустя несколько условных перекрёстков уже всерьёз задумываешься о том, что в погоне за беспилотным будущим победит не та компания, которая создаст полностью автономный автомобиль, а та, что придумает, чем занять пассажира в дороге.

Пропадает связь владельца и автомобиля

В беспилотном автомобиле размывается понятие владения машиной. Представьте: вы вызвали машину почти как в Uber, она самостоятельно приехала за вами и отправилась в пункт назначения. Купили вы её или нет — в любом случае вы будете её пассажиром.

У вас не будет собственного стиля вождения, вы будете меньше уделять внимания автомобилю, ведь он сможет выполнять большинство задач самостоятельно — съездить на мойку или в сервис, встретить друга в аэропорту.

Постепенно пропадёт само желание владеть машиной. Зачем её покупать, если каршеринговые сервисы дешевле, доступнее и удобнее.

Страх изменений

Конечно, демонстрация беспилотного автомобиля BMW была далека от реальных условий. i3 двигался по заранее проложенному маршруту в идеальных условиях — перед ним не возникало случайных пешеходов и неадекватных водителей. Кроме того, рядом находились инженеры, которые в любой момент могли удалённо вмешаться в управление машины (по крайней мере, я на это надеюсь).

Поэтому и назвать поездку полностью автономной сложно — скорее, это небольшой контролируемый эксперимент в лаборатории под присмотром учёных.

Однако за те несколько минут, проведённых в i3, становится понятно, как сильно меняется восприятие автомобиля и всего, что его окружает, когда водителя заменяют алгоритмы.

Все привычные для обычной машины вещи здесь делаются иначе. Даже сам тест-драйв BMW i3 не описать привычными шаблонами: я не могу сказать, как машина разгоняется, ведёт себя в поворотах или помогает мне в управлении.

Пропадает ощущение контроля чего-либо, при этом не боишься того, что во время езды за рулём никого нет. Наоборот, я больше доверяю существующим алгоритмам, чем некоторым водителям на дорогах.

Однако есть страх от того, что на первый взгляд безобидная технология может полностью изменить мировую экономику, облики городов, породить кризисы и даже революции.

0
7 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

По факту, Вы скорее прокатились на поезде, как в Half Life, едущим "по рельсам" маршрута, нежели чем в автомобиле с автопилотом, маневрирующем в трафике и выполняющем требования знаков и/или разметки и/или светофоров и/или указаний регулировщика, например.
 
Хотелось бы больше фото непосредственно из автомобиля - и описания предприятных _маневров_ - поворотов, разгонов, торможений?
 
В идеале - видео всего тест-драйва ..

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко
Автор

Да, к сожалению, это не назовешь настоящим тест-драйвом беспилотника — написал об этом в заключительной части.

Движение было по заранее спроектированному маршруту без светофоров, трафика, знаков и препятствий. Скорее, это было похоже на небольшой лабораторный эксперимент, чем на настоящую демонстрацию беспилотного автомобиля.

Однако было интересно, как они продумали различные детали с точки зрения пассажира: как вызвать машину, как в неё сесть. Немножко погружаешься в атмосферу беспилотного будущего.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Я эту ссылку уже давал, но пусть будет еще. Тем более попались еще две по теме.

Тест-драйв: Испытываем на себе прототип Audi A7 с автопилотом
https://www.drive2.ru/e/BkeHAEAABZU
Переход в piloted driving — это предложение, которое появляется, когда машина осмотрелась на автобане и решила, что время пришло. Раздаётся звуковой сигнал, ты одновременно нажимаешь две кнопки на спицах руля и... И всё! Бросаешь баранку, педали и валяешь дурака. // эту статью рекомендую особо //

Тест-драйв: Проверяем способности автопилота на прототипе Renault Symbioz
https://www.drive2.ru/e/BtWAQEAAABE
Предупреждая окружающих о включении автопилота, Symbioz зажигает голубые ходовые огни. Подобный же способ выбрал Mercedes. В будущем, возможно, эта цветосхема станет стандартом для автономных автомобилей.

Концерн Ford успешно протестировал беспилотники на базе модели Fusion, причём в версии четвёртого уровня по стандарту SAE
https://www.drive2.ru/e/Bp1IwEAAAYE

Ответить
Развернуть ветку
mekirile

По факту поезд, как в Half Life это Копенгагенское метро :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Cветлейший Император Диджитала очень скромен, и иногда любит представляться мелкими, незначительными титулами, но придворные конечно узнают Великого в лицо. Вам должно быть стыдно!

Ответить
Развернуть ветку
Danil Khasanshin

На самом же деле это вполне серьезно :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда