{"id":13468,"url":"\/distributions\/13468\/click?bit=1&hash=45ef23c56b3eec5cbe053b7d8b15fd3185768f3a7da61ab8bc8bd0e7c90055c7","title":"\u0414\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043f\u0438\u0448\u0435\u0442 \u043d\u0430 Java \u0438 \u0445\u043e\u0447\u0435\u0442 \u0441\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e \u043c\u0435\u043d\u044f","imageUuid":"2b70606f-740c-5d85-8a71-8a33c5f66557","isPaidAndBannersEnabled":false}
Транспорт
2ГИС

От бутылок в аптеках до бензиновых станций: какими были первые заправки в России

Benz Patent-Motorwagen — первый автомобиль в Санкт-Петербурге. В 1895 году его привёз архитектор А.К. Жиргалёв. Первый российский автомобиль появился годом позже. Источник

Автомобили с двигателем внутреннего сгорания появились в России в середине 1890-х, но ещё полтора десятилетия автовладельцам приходилось идти в аптеку или ехать на склад нефтяной компании, чтобы заправиться. Команда Заправок 2ГИС рассказывает, с чего начиналась история АЗС в России.

Осенью в 2ГИС появилась бесконтактная оплата топлива на АЗС — на Хабре мы рассказали, как тестировали сервис, а заодно узнали много нового про автоматизацию на современных автозаправочных станциях. Во время работы над фичей нам стало интересно, как выглядели первые автозаправки в России и когда они появились. Оказалось, ещё до революции в стране работали сотни бензоколонок.

Автогонки и «Бенцы» Императора

Заправки в России появились благодаря автогонкам. Первые автопробеги в нашей стране прошли ещё в конце XIX века, а по их следам стали открывать клубы автомобилистов: сначала в Москве, а затем в Петербурге.

Тем временем к началу XX века первые легковые «Бенцы» появляются в гараже у элиты общества, в армии и даже у Николая II. Благодаря моде на автомобили появилось Российское автомобильное общество, которое в 1907 году организовало первую автогонку Москва–Санкт-Петербург — на Императорский приз.

Во время автопробега Москва–Санкт-Петербург. Источник

Бензин в аптеках и братья Нобели

Так как автомобили появились раньше АЗС, первое время бензин, как и моторное масло, продавали в аптеках в небольших стеклянных бутылочках. И то только в крупных городах. А к автогонкам нужно было обеспечить участников топливом на всём пути. Так Российское автомобильное общество заключило договор с «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель» — корпорацией, которая занималась разведкой, добычей и переработкой нефти.

Братья Нобель выпускали широкую линейку продуктов: бензин, керосин, смазочные масла, гексол, толуол, нафталин и не только. Источник

Нобели вообще были новаторами в разных сферах нефтяного дела, одна из их главных заслуг — создание первого в России нефтепровода. Компания организовала широкую складскую сеть, а рядом со складами открывала«станции для автомобилистов». Они располагались примерно каждые 200 вёрст. Топливо в бак поступало либо из наземных цистерн или колонок, либо из подземных резервуаров, а их запасы пополняли из фонда взносов автогонщиков.

Первая сеть АЗС и доставка по телеграмме

Первые заправки появились в основном к юго-западу от Петербурга и Москвы — их тестировали во время очередного автопробега до Севастополя.

Мы не нашли фото с заправками Нобелей, но зато можем показать, как выглядели АЗС примерно в то же время в США. Источник

За два года сеть станций для автомобилистов расширили до 400 с лишним точек — как собственных, так и партнёрских. Там, где у Нобелей не было складов, бензин продавали местные торговцы в опломбированных канистрах. Интересно, что цену на топливо определяли сразу на полгода (на лето и на зиму).

Станции на дорогах обозначали окрашенными деревянными столбами с рекламными плакатами на русском и иностранных языках. А чуть позже Российское автомобильное общество выпустило брошюру со списком всех бензиновых станций. Это, конечно, не 2ГИС, но хоть что-то. Вскоре появилась и доставка: за дополнительную плату можно было заказать топливо и масла в населённые пункты рядом с бензиновыми станциями. Для этого надо было заранее позвонить на склад или отправить телеграмму.

Нобели продолжали развивать заправки в России, а перед Первой Мировой войной поставляли топливо и другие нефтепродукты Военному ведомству — не только для автомобилей и мотоциклов, но и для самолётов.

Компания Нобелей прекратила существовать с приходом советской власти, но их опыт полностью перенял Всероссийский торговый нефтяной синдикат ВСНХ РСФСР. И это уже другая история.

По следам Нобелей

Следы дореволюционных нобелевских заправок мы не нашли. Одной из старейших действующих бензоколонок в России сегодня считают Кремлёвскую АЗС на Волхонке в Москве — её относят к 1930-м годам. Правда, она предназначена только для правительственных авто.

Это единственная бензоколонка в пределах Бульварного кольца, единственный реализованный элемент Дворца Советов и одно из сохранившихся зданий советского ар-деко. Источник

Сохранились другие места, связанные с историей нобелевских заправок. Например, на Дворцовой набережной в Питере можно найти здание, где располагалась штаб-квартира Российского автомобильного общества.

Здание на Итальянской, 2, в котором было правление «Товарищества Нобелей», тоже на своём месте. Сегодня здесь много офисов.

Вот такими были первые российские автозаправки. Мы в 2ГИС вообще любим покопаться в истории, когда работаем над чем-то. Например, недавно мы открыли центр разработки в Санкт-Петербурге — и оказалось, что у дома, где расположился офис, тоже интересная история.

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
10 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vasilev
2ГИС - это лучший навигатор
Ответить
Развернуть ветку
умный человек

всё верно, талибджон лучше навигатора знает куда ехать

Ответить
Развернуть ветку
умный человек

дорогу покажешь брат

Ответить
Развернуть ветку
умный человек

ого, оказывается @2ГИС не могут в юмор
ну и ну
ну, как говорится, нельзя успевать и навигатор девелопить и понимать шутки

Ответить
Развернуть ветку
умный человек

@2ГИС Но идейка - класс, да? Сделать перевод навигатора на узбекский и таджикский
Будет полезно и для такси и для курьерских служб(в Москве точно)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Добров

Очень интересная статья) Люблю такие городские исторические факты

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин .

Сейчас у Тесла такие же перспективы в рф: машины есть, а заправок нету. Ну не считая Мск ессно. Я про регионы, области...
Электромашина есть - заправок нет. 2гису привет ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 10 комментариев
null