Перспективы возобновления производства гражданской авиации в России
20 января 22 года председатель правительства Михаил Мишустин провёл в Воронеже мероприятие, посвящённое развитию авиации в России. По итогам совещания был сделан следующий вывод: в парке крупнейших российских авиакомпаний 30 % самолётов к 2030 году должны быть произведены внутри страны, а мощность заводов должна составлять от 100 ЛА в год.
Звучит многообещающе, но попробуем оценить ситуацию с точки зрения текущего положения дел.
Сперва взглянем на цифры. Итак, за 2019 год было произведено 11 самолётов, за 2020 – 12, а в 2021 году плановая мощность составила примерно 22 летательных аппарата. Динамика есть, но даже по самому оптимистичному сценарию в ближайшее время не удастся закрыть все потребности авиакомпаний.
Проекты будущего
А что же касается самих проектов. Дальнемагистральный Ил-96-400 закрыли в 21 году из-за отсутствия спроса. Среди существующих проектов на выбор представлен ближнемагистральный SSJ-100, среднемагистральный МС-21, региональный Ил-114 и новая альтернатива «кукурузникам» Ан-2 – проект «Байкал». Есть, однако, и у этих моделей свои сложности.
Начнём с наиболее упоминаемого сейчас МС-21. Модель в конце прошлого года получила сертификат на эксплуатацию в условиях, исключающих морозы. Но дьявол в мелочах. Самолёт тогда летал на американских двигателях Pratt & Whitney, а российские ПД-14 планируются только к 2024 году.
«Машиностроитель», где будут изготавливать запчасти для двигателя, недавно получил льготные займы от Фонда развития для создания производственного комплекса. И к 2025 году предприятие должно выпускать до 20-25 комплектов в год, которых хватит ориентировочно на 12 самолётов.
Далее стоит вопрос, а кто будет эксплуатировать новинку? Наиболее вероятным кандидатом должна стать авиакомпания «Россия», входящая в состав «Аэрофлота». Что касается других авиакомпаний, то лоукостер «Победа», предпочитает Boeing, а S7 – A320neo. Логику компаний можно понять, людям необходимы максимально недорогие билеты, а для этого техника не должна простаивать.
Для МС-21 ситуация не самая лучшая. В правительстве (Игорь Левитин) признали проблемы с послепродажным обслуживанием российской техники. А будущий покупатель в лице Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) потребовал для МС-21 дополнительные субсидии на лётные часы. Основная причина, самолёт не сможет обеспечить налёт, как у зарубежных конкурентов, так как у него будет (гипотетически) увеличенное время нахождения на техническом обслуживании.
Имеем в сухом остатке
У SSJ-100 проблемы схожего характера. Но он активно эксплуатируется и постоянное обслуживание техники ложиться на плечи авиакомпаний. К примеру, «Ямал» отмечала, что из-за ремонтных работ регулярно летают только 7-8 «супеджетов» из 15. Есть и неприятные инциденты. Так, 15 декабря рейс из Салехарда в Тюмень задержался на 8 часов. «Ямалу» пришлось отправлять резервный борт, который взял только часть пассажиров, остальных за счёт компании разместили в гостинице. Чуть ранее – 30 ноября 2021 года похожий инцидент произошёл с рейсом Нижневартовск – Минеральные воды.
Будущее 100-ой модели неизвестно. Сейчас иностранные компоненты составляют 70%, а к 2024 году они должны быть полностью заменены на российские. В нынешних условиях, по заявлению главы «ВТБ Лизинг» Дмитрия Ивантера, компания не будет приобретать технику даже с учётом субсидирования. Рыночная цена самолёта в 15.9 млн долларов примерно в 2 раза ниже закупочной – 33 млн долларов. Остаточная стоимость отсутствует. Платить за SSJ-100, как за конкурентов никто не планирует.
Ил-114, который должен стать альтернативой для Ан-24 и ATR-72, тоже под вопросом. Предполагалось, что самолёт будет сертифицирован в 2023 году, но авария Ил-112В с подобными двигателями внесла свои коррективы. Хотя, министр промышленности Денис Мантуров утверждает, что сроки сертификации из-за этого не изменятся.
Что же касается проекта «Байкал», который пытаются построить с регулярным привлечением госсубсидий, то он прошёл только аэродромные испытания и не поднимался в воздух. Его характеристики, особенности и стоимость эксплуатации – остаются загадкой.
А как считаете вы, какие перспективы ожидают российскую гражданскую авиацию в ближайшие 10 лет?
✅ Новости пассажирской и грузовой авиации в формате Telegram-канала
1. На 2-3 курсе, учась в МАИ, работал на одном авиационном предприятии. Работал исключительно на полставки и для последующего нормального устройства уже с опытом инженера. Почему ушёл? Да потому что для молодых людей никаких перспектив развития особо нет. Это не Сбербанк, газпром, IT, предпринимательство. Это старые советские предприятия/заводы. Очень мало из всего нашего потока хотел работать в авиации. И ни одного перспективного я там так и не увидел. А вот Боинг на тот момент предлагал раза в три более выгодные офферы.
2. Финансирование из бюджета за редким исключением даёт положительный результат.
3. Нет инфраструктуры заводов в целом. Это не проблема конкретного производителя самолётов, это проблема отсутствия производства компонентов. Начиная от кресел, заканчивая двигателями. Много чего заграничное, а с нашим подходом это все долго/дорого/не эффективно.
4. Отставание от боинга и эирбаса - колоссальное. Никто не будет кроме нас самих покупать нашу технику в ближайшей перспективе. Внутренний рынок только на субсидиях.
5. Это не военная техника, поэтому нет смысла у государства продавливать вопрос. Будут российские самолёты - норм, нет - купим Боинги.
Все думают что они не могут нихрена, все дело в комплектующих и так далее, скорее всего им просто похеру что там в итоге получится, даже не так, им и нужно что бы не получилось, главный момент промежуточный , выделение денег из бюджета и их распил, раздел и что там ещё, а остальное гори оно все синим пламенем.
Перепрофилировать все авиазаводы в Музеи, и выделять гос.поддержку уже как на Культуру.
Комментарий недоступен
Надо власть заставить летать на ssj и ездить на ладах
А то эти мрази только для нас говно предлагают, а сами пользуются исключительно иностранным люксом купленным на наворованные у нас налоги
С удовольствием бы посмотрел на горящий ssj с мишустиным внутри, но похоже это мишустин будет смотреть на трупы обычных людей и ухмыляться
Почему вы не любите премьер министра? Нормальный же мужик, развивает экономику.
Сделали же они себе аурус с компонентами порше, вам от этого легче?
ну это вряд ли.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Власть путина сделает все, что бы сохранить власть путина. Остальное - прилагательное. При такой власти ничего развивается, кроме пыточных.
"не допустит окончательного развала и закрытия разработки и производства российской авиации"
1 - А производство авиации у нас разве осталось?
Как пример, знаете ТЦ Авиапарк и историю этого места?
Аналогичная история и с другими местами АЗЛК например.
2 - "Ломать - не строить. И это понимают все."
За последние 20 лет было закрыто наверное все.
Мы стали полноценной нефте-газовой страной, без своего производства.
Есть конечно какие-то еще крохи, на основании которых пытаются
говорить что мы еще что-то можем.
Но по факту у нас картина следующая:
Коротко от Фоменко.
Николай Фоменко о месте России в мире
https://www.youtube.com/watch?v=vE5whmo-xgM
Понимаете, прежде чем делать Боинги и Айрбасы на загнивающем западе сперва разобрались с укладыванием асфальта и нормальными общественными туалетами, с демократическими процессами типа выборов и смены политиков, с электричеством и водой в домах. А так конечно круто, когда у дохренища людей в стране туалет- это дырочка в сколоченной будке, но зато ты мировая держава выпускающая самолеты (ломающиеся, без запчастей и на 70% закупая комплектующие у вражеского запада)
Ага, не будут разваливать, как и космос. Много ли стран может себе позволить держать таких гопников конченных у власти так долго
Такие высокотехнологичные индустрии могут быть только международные. Так как вова умеет только сориться со всеми странами а не договариваться то России не светит ни авиация, ни космос, ни связь ни многое другое . Запилить самолёт то запилять только он будет в 2 раза хуже и в четыре раза дороже.
Ничего, про запретят закупки импортных. Кое-как долетите
То-то Боинг с Эйрбасом постоянно срутся, обвиняя друг друга в незаконном получении субсидий, а ЕС и США вводили экономические санкции против производителей, а потом отменяли. Никто нас не ждет для кооперации. Только сырье: алюминий и титан готовы покупать.
Мысль о том, что как только Россия скажет "чего изволите", то сразу потекут инвестиции и начнется развитие гражданской авиации, мне кажется утопичной. Пример КБ Антонов на Украине.
А так да, в китае пока 8 шт аналогов MC-21 и 66 аналогов SSJ построено.
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Всем адекватным людям советую избегать госпредприятий, это совок в худшем виде.
Знаете господа VCшники. Я уж лучше на SSJ или любом русском аналоге буду летать чем на Boeing от Победы. Сидение в Boeing мне напоминает маршрутку времён 00х
Так это наверно потому что Победа выкинула нормальные сидения и поставила такие, которых входит побольше) Или же просто купила самые старые самолёты. Это же рашн бизнес)
Один вопрос - ЗАЧЕМ? Боинг уже более 100 лет оттачивает своё производство и то постоянно что-то улучшает и дорабатывает. А тут даже технологий нормальных нет, но уже речь о том, что надо народ на это пересадить. Очередное развлечение и источник дохода для властьимущих.
Конечно, Боинг так отточил совершенство своих самолетов что решил что конструктивные ошибки, замалчивание проблем и человеческие жертвы не навредят?
https://www.rbc.ru/society/21/01/2020/5e2669869a7947473054f74a
Затем же, зачем космодром Восточный на ДВ построили - занятость и удержание населения на Дальнем Востоке: Иркутск(МС-21), Комсомольск-на-Амуре (Суперджет/военные СУ-шки).
Иначе там кроме вояк и лесорубов ничего не останется.
О, спецы подъехали. Конечно, лучше ничего не делать и торговать нефтью
1. Будем делать всё сами = да куда вы лезете! это неэффективно! вы ж безрукие!
2. Будем делать в кооперации = ну, всё понятно, просралиполимеры, позорище, вот в сэсэсэрэ!
3. Не будем делать, будем летать на боинге = см п.2
Пока авиапромом руководят безграмотные манагеры, ничего хорошего не будет
Прока Россией руководит алчный пигмей авиапромом будут руководить безграмотные манагеры.
Закончится как-обычно запретом альтернатив, ведь «есть же своё», которое более-менее летает
Для Аэрофлота возможно и будут ограничения по закупкам, как для госкомпании.
Для частных компаний - нет.
Это из серии полётов рагозина на луну и марс.
Мультики мосфильма, как с мостом.
Где в перечне CR929 и откуда уже в описании статьи проблемы с увеличенным временем технического обслуживания МС21, если он еще не запущен?
929 - это же коллаб с Китаем, собираться скорее всего будет там же (опытный образец собирают именно там, да и потребность в "дальняках" у Китая выше, чем у нас), возможно поэтому не включили
Честно говоря лучше бы автобусы делали. Они хотя бы нормально получаются.
А на что ты будешь покупать самолёты при эмбарго нефти? Будешь или на мс21 летать или пешком летать. Такой наивный.
В 2000х была история как саратовский завод с ЯКами раздербанили под жилплощадь хотя завод еще производил самолеты, сократили под 10к рабочих мест , так что все эти заголовки пыль в глаза или маркетинг. По факту сокращение производств и стройка человейников более прибыльная для чиновников.
Вот китайцы молодцы. Сначала ан-24 скопировали "в лоб". Ибо лицуха
Потом постепенно стали усовершенствовать. Поменяли двигатели. Потом поменяли постепенно начинку. Поставили новые винты.
И сейчас это неплохой литак со стеклянной кабиной, но при этом сохранивший все плюсы Ан-24 в части работы с хреновыми полосами.
Почему у нас подобным образом было не пойти - не знаю.
после слова литак (жаль, "гвинтокрыл" не проскочил), интерес, почему У ВАС так не сделали, резко пропал
Россия - маленький рынок нищих людей, поэтому НИКОГДА не будет так, как в Китае
Гражданской авиациИ! Как так можно в глаза е*аться…😊
Как удалить коммент?)😅
И людей из трущоб не забудьте вытащить 😁
Комментарий удален модератором
Такое ощущение, что вы вертолеты проигнорировали
Комментарий недоступен
Будущее авиации - автоматические беспилотные дроны.
Пассажирские беспилотники пока очень опасны и ненадёжны, а грузовым пора бы уже включаться в перевозки.
Давно пора свою авиацию развивать, а не летать на устаревших Боингах и А-310
При нынешнем курсе власти: штучное производство для российских авиакомпаний по спущенной сверху директиве по необходимому объему "отечественного" в общем объеме авиапарка. Ну и от силы десяток отправленные в бывшие страны СНГ за копейки. Конечно еще несколько проектов которые не будут иметь аналогов в мире которые должны догнать и перегнать боинг и эйрбас в постоянной разработке. Все это естественно оплатят российские налогоплательщики.
Ну а если курс таки сменится и все вернется в зад то комплексные проекты типа мс-21 и, прости господи, супрджета, вообще окончательно уйдут в небытье, ибо на самом деле никому не нужны за пределом кремля. Зато, скорее всего, наши предприятия вернутся в сеть глобального обслуживания боинга и эйрбаса. Может тогда и малая авиация, где шансы успешно выйти на глобальный рынок куда выше, вернется в более плотную работу и выйдет что путное
Делаем что-то - плохо, не делаем - то же плохо. Вы уж определитесь.
Российский авиапром ждет банкротство, как и Россию в целом.
Комментарий удален модератором