{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

ФАС обязала «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Didi и Gett объяснить повышение цен на такси в ноябре-январе — Forbes Статьи редакции

Кроме того, агрегаторы такси должны объяснить, почему стоимость поездки различается в зависимости от модели смартфона.

ФАС попросила агрегаторы такси объяснить повышение цен на поездки в Москве и Казани, пишет Forbes со ссылкой на письмо, которое служба разослала сервисам.

Ведомство попросило предоставить сведения о поездках в период с 1 ноября 2020 года по 31 января 2021 года, а также с 1 ноября 2021 года по 31 января 2022 года. На ответ ФАС дала сервисам десять дней.

Кроме того, сервисы должны ответить, почему у поездок на одинаковые расстояния могут быть разные цены в зависимости от типа мобильного устройства.

Согласно письму, запрос в ФАС поступил от председателя Госдумы Бориса Чернышова, которого попросил об этом председатель Молодежного парламента при Госдуме Дмитрий Шатунов.

Шатунов со ссылкой на данные аналитиков Tinkoff Data указал, что в 2021 году средняя стоимость поездок на такси выросла на 24% по сравнению с 2020-м. Также он предполагает, что сервисы определяют тип устройства и в зависимости от его модели предлагают разные цены за поездки. Чем дороже смартфон — тем выше цена.

Источник Forbes в одном из сервисов рассказал, что ни один агрегатор не использует технические средства, чтобы узнать модель смартфона пассажира.

Молодежный парламент также обратился в Роскомнадзор с предложением законодательно регулировать «дискриминацию ценообразования» — запретить использование систем веб-аналитики и ввести административную ответственность за её применение.

В пресс-службе ФАС Forbes заявили, что не могут комментировать межведомственную переписку, но вопрос ценообразования агрегаторов такси находится в сфере внимания ведомства. В «Ситимобиле» заявили, что не меняли стоимость поездок — она определяется с помощью алгоритмов динамического ценообразования в зависимости от спроса и количества таксистов.

Обновлено в 13:05. В «Яндекс Go» пояснили vc.ru, что сервис использует модель динамического ценообразования. Это значит, что стоимость поездки всегда формируется автоматически с учётом разных факторов — количество свободных машин рядом, погода, загруженность дорог, продолжительность и протяжённость поездки. При этом пользователь всегда видит цену до того, как садится в такси. Другие факторы никакого отношения к ценообразованию не имеет. Компания находится в диалоге с ФАС и ответит на запрос.
Обновлено в 16:15. В «Ситимобиле» также заявили vc.ru, что модель смартфона не влияет на стоимость поездки — это не заложено в алгоритм. Сервис находится в контакте с ФАС и отвечает на запросы в рабочем режиме.

Представители «Яндекс.Такси» и Didi рассказали Forbes, что пока не получали письма от ФАС. В пресс-службе Gett и Госдумы не ответили на запрос.

0
754 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Крайне спорное заявление. Яндекс - монополист перевозок, занимает основную часть рынка. Собственно существование монополий это та причина по которой необходимо существование ФАС.
Если переложить ваш пример на коммунальные платежи, то при необоснованном росте тарифов на электричество пользователям нужно просто перейти к другому поставщику или вырабатывать электричество самим.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Такси не является безусловной потребляемой всей массой населения услугой и тем более не является административным гос- или окологос- монополистом как ЖКХ, нефтянка итд. Помимо яндекса и вообще такси я могу выбрать кучу альтернативного вида транспорта. В ЖКХ кроме смены УК я ничего выбрать не могу.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Утрированные примеры не нужно понимать буквально.

Да, такси это не ЖКХ и не гос монополист, но общественно важная сфера с монопольным положением. В некоторых случаях альтернативы такси нет, другой транспорт просто отсутствует, это также надо учитывать. Пример был приведен чтобы показать, что не всегда потребитель имеет реальную возможность выбора.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Яндекс не предоставляет услугу такси. Даже если у вас в городе нет общественного транспорта вообще, но есть яндекс, то есть и вполне обычные таксопарки с вызовом такси напрямую. Так что такого просто не бывает что есть только яндекс.такси с вызовом только через его приложение. И вообще странно в таком случае когда гос-во не выполняет социальную функцию по обеспечиванию общественным транспортом, но требует социальной функции от частного такси.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Это не буквальное обсуждение.

Обсуждение не про Яндекс, а про раскрытие и прозрачность ценообразования на монопольном рынке, в данном случае рынке такси. Примеры тоже не надо понимать так буквально.

Аргумент о том что яндекс не предоставляет услугу такси это подмена понятия. Юридически не предоставляет, но фактически предоставляет, в контексте этого обсуждения это не важно, потому что у вас, как у потребителя, нет возможности предложить сотруднику таксопарка, работающего с Яндексом, другую сумму поездки.

Честно не знаю где остались классические таксопарки, в Питере большинство даже крупных контор уже не имеют значения. Опять же это не важно, вы сводите обсуждение к формату государство против бизнеса. Я про такой формат не говорю: я считаю что ФАС должна в данном случае лишь нивелировать изменения цен, которые не оправданы.

Можно рассмотреть на примере Фейсбука и разбирательств с обработкой персональных данных. У пользователей есть альтернатива в виде других сервисов, но Фейсбук имеет большое значение в их регионе и у других компаний аналогичные условия, поэтому государство вмешивается и вводит условия.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Ну в этом плане я за прозрачность ценообразования на всех рынках. Особенно на госмонопольных, но и не только. Даже банально в чеке в магазине бы показывать в ценнике не только НДC, а все остальное, включая Платоны, Меркурии итд. Как и в такси показать, например, бензин, рост курса рубля итд, так как по всей цене поездки интерес самого Яндекса - это лишь небольшая часть в виде комиссии и рост цены это в тч рост платы для водителя.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан
Собственно существование монополий это та причина по которой необходимо существование ФАС.

в теории верно, но, увы, на практике ФАС занимается всем, чем угодно, кроме как деятельностью монополий

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергунов

Ну, тут мы с вами, и в целом жители России можем только занять позицию родителя и радоваться когда наше ФАС занимается тем чем нужно и ругать, когда делает что-то плохое.

Ответить
Развернуть ветку
751 комментарий
Раскрывать всегда