{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Транспорт последней мили: успехи и проблемы сервисов проката электросамокатов

Как работают шеринг-сервисы самокатов в Америке и что их ждёт в России.

Если в России аренда электросамокатов только набирает обороты, то на территории США наблюдается настоящий бум мини-скутеров, нередко они даже становятся серьёзной угрозой для других транспортных средств.

Uber для самокатов

В США аренда самокатов широко распространена: в Вашингтоне, Сан-Франциско, Санта-Монике, Сан-Хосе и Остине за аудиторию борются три компании — Bird, LimeBike и Spin. В мае скутеры Bird также стали доступны в Атланте.

Bird не просто так называют Uber для самокатов: основатель стартапа Трэвис Ван дер Занден ранее был вице-президентом по развитию Uber, сейчас он работает сам на себя. Первые «птицы» Зандена появились в Санта-Монике в сентябре 2017 года, и уже в феврале 2018 года их число перевалило за тысячу.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

По словам владельца компании, за первые полгода более 50 тысяч человек совершило 250 тысяч поездок на скутерах. На достигнутом Bird останавливаться не планирует: как сообщает Business Insider, в феврале компания Craft Ventures выделила $15 млн на развитие сети на территории США и к концу 2018 года Bird планирует быть представлена в 50 городах.

Уже в марте компания получила ещё $100 млн от фондов Valor Equity Partners, Index Ventures, Tusk Ventures и Upfront Ventures, а компании Craft Ventures и Goldcrest увеличили свои доли.

Мы полагаем, что Bird пишет новую главу в области транспорта и может стать следующей великой компанией в этой отрасли.

Антонио Грасиас,

основатель Valor и член совета директоров Tesla и SpaceX

Я перестал пользоваться машиной три месяца назад.

Тайлер Хэбит, пользователь Bird

Охотники на «птиц»

Скутеры Bird выступают не только в роли удобного средства передвижения, но и как источник заработка: их можно заряжать за деньги. Гарри Кэмпбелл, создатель блога The Rideshare Guy, решил опробовать эту возможность и поделился опытом на своём сайте.

Сначала пользователь должен скачать приложение Bird и выбрать в нём опцию «Become a Charger».

Далее нужно ответить на несколько базовых вопросов:

  • Что вам нравится в скутерах Birds?
  • Какая у вас машина?
  • Сколько скутеров вы можете заряжать за ночь?

После этого пользователю звонит представитель компании и в течение 20 минут объясняет его задачи.

В сервисе есть ряд правил:

  • пользователь должен быть не младше 18 лет;
  • у него должна быть своя машина;
  • он должен заряжать не менее трёх скутеров за ночь;
  • он должен жить поблизости от стоянки Bird.

За зарядку одного устройства можно получить до $5: цена зависит от того, насколько трудно добраться до скутера и насколько он разряжен. По оценкам Bird, реальная стоимость электричества для зарядки одного устройства составляет от $0,08 до $0,15.

После того как скутер найден, нужно ввести его QR-код. Данные об электронном самокате остаются на телефоне после его зарядки и возвращения на базу с 5 до 7 часов утра — так можно отследить местоположение Bird и увидеть, когда ему снова потребуется энергия.

Это похоже на миссию в GTA или в Skyrim по сбору и доставке.

Bk7, пользователь Reddit

Скутеры повсюду. Никто не находится в безопасности.

AdamJensensCoat, пользователь Reddit

Охота на «птиц» (так ещё называют зарядку скутеров Bird) может стать источником дохода для школьников старших классов, студентов и молодых людей, ищущих себе подработку.

В то же время выбор позиции Charger не означает, что пользователь не может арендовать самокат: для этого достаточно просто сменить режим. Водитель скутера также должен достичь 18 лет, иметь права, надевать во время поездок шлем и соблюдать правила дорожного движения.

«Нептичьи» трудности

Как ни странно, главной проблемой оказались пользователи: в Санта-Монике с января по начало февраля 2018 года были зафиксированы 281 остановка движения, 97 вызовов в суд и восемь аварий с участием водителей Bird. В результате городской суд обязал компанию выплатить штраф в $300 тысяч за многочисленные нарушения местных законов.

Основатель компании от комментариев воздержался, но отметил, что Bird будет предоставлять бесплатные шлемы пользователям через приложение. Водители на дорогах Калифорнии по закону обязаны носить шлемы, однако в Instagram-аккаунте компании часто появлялись фотографии пользователей без них.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Как сообщает Los Angeles Times, 22 мая городские власти Сан-Франциско проголосовали за ограничение числа самокатов Bird и четырёх других схожих сервисов до 500 на компанию. 24 мая городской прокурор и Агентство муниципального транспорта пошли на дополнительный шаг, обязав стартапы подать заявку на получение надлежащих разрешений или прекратить свою деятельность.

Преступники и карманники начали использовать скутеры Birds, чтобы заманить свою добычу в изолированные районы города, пишет The Atlantic.

Были также зафиксированы акты вандализма и откровенно варварского отношения к скутерам.

Их не раз «парковали» на деревьях.

Well done to whoever parked these bird scooters in a tree 🛴 #scootergeddon #birdscooters

https://t.co/pI6TCoGuCd

Pretty sure this is not the intended use...not safe or useful! Electric scooter problems continue in SF! #Spin…

Отправляли в свободное плавание.

@CaseyNewton @MikeIsaac @hunterwalk found off fort mason.

Попросту бросали на дороге.

At 22nd Ave & Irving. @BirdRide Great service, but also great arrogance. After everything we discussed on Mon & Tue…

Это, пожалуй, можно оставить без комментариев.

Current state of affairs in San Francisco’s SOMA district.

Бизнес по-птичьи

Доходы. Bird не раскрывает данные о своих доходах и расходах, но Forbes попытался оценить бизнес-модель компании самостоятельно. Доходы стартап получает от аренды и поминутной оплаты движения на скутере: водитель платит $1 стартового взноса и $0,15 за минуту поездки, одна поездка в среднем длится около 25 минут. Один самокат рассчитан на 300 поездок за весь свой жизненный цикл, в день он используется около пяти раз. Итого один самокат приносит компании около $1425, приблизительно $4,75 с одной поездки.

Расходы. Один скутер стоит около $400, также компания платит за его зарядку — либо своим сотрудникам, либо заинтересованным в быстром заработке пользователям. Около $2,93 составляют расходы на одну поездку.

Чистая прибыль от одной поездки составляет $1,82. С учётом всех показателей в рамках жизненного цикла одного скутера и с вычетом стоимости его покупки выходит, что валовая прибыль составляет $146,5, а показатель маржинальности бизнеса — чуть меньше 10,5%.

По мнению Trefis Team, стартап с такими показателями вряд ли сможет продержаться на рынке долгое время. Но насколько правдивы эти прогнозы, получится понять только в долгосрочной перспективе.

Электросамокаты в России

По данным Google Trends, интерес к теме электросамокатов в рунете начал расти с середины апреля и достиг своего пика в мае.

Сейчас «Яндекс.Маркет» предлагает 144 электросамоката для покупки, их цена варьируется от 4300 до 163 100 рублей. На Avito количество предложений близится к 500, диапазон цен колеблется от 100 до 112 500 рублей.

Новым весенне-летним трендом в Москве становится и аренда электросамокатов: 18 мая вместе с одноимённым приложением в App Store и Google Play запустился сервис «Делисамокат», 25 мая — шеринг самокатов YouDrive Lite (хотя тот же Илья Варламов смог протестировать сервис уже 24 мая).

«Делисамокат» предлагает уже 1650 самокатов по Москве и 25 точек их выдачи, YouDrive пока представил только 200 мини-скутеров. Первая компания предлагает два тарифа — почасовой (100 рублей) и дневной (450 рублей), вторая — поминутную оплату (5 рублей за минуту и 300 рублей в час соответственно).

Редактор проекта «Прогулки по Москве» Александр Усольцев провёл сравнительный обзор двух шерингов и наряду с работой приложений, скоростью получения самокатов и прочими характеристиками оценил качество транспортных средств. «Делисамокат», по словам Усольцева, предоставляет менее качественные копии самокатов Xiaomi. По данным «Яндекс.Маркета» оригинальный самокат Xiaomi стоит около 28 990 рублей.

YouDrive же закупил самокаты Ninebot от Segway, более дорогие и продвинутые — с тремя скоростными режимами. Их стоимость во многом зависит от модели: средняя стоимость Ninebot Kickscooter ES2 составляет около 29 900 рублей, модель ES4 — примерно 41 800 рублей.

Разница между сервисами заключается не только в стоимости оборудования, но и в способе зарядки и парковки: «Делисамокаты» можно оставлять только на собственных станциях, где они и подзаряжаются, скутеры YouDrive можно оставить на любой велосипедной площадке, сейчас их внешнюю зарядку меняют специалисты компании.

20 мая Илья Варламов с участием Максима Овсянникова и Александра Усольцева выпустил на своём YouTube-канале видео «Тест "Делисамокат" в Москве: нападение, хамство и угрозы». В чём заключалась суть неприятностей, связанных с шерингом? Отчасти — в несовершенстве новой системы.

Максиму Овсянникову пришлось использовать несколько QR-кодов, так как некоторые самокаты на Кузнецком мосту были сломаны, а часть из них и вовсе отсутствовала. Из-за этого приложение «Делисамокат» зафиксировало несколько последовательных возвратов мини-скутера, а когда Овсянников попытался вернуть разрядившийся самокат у станции метро «Чистые пруды», приложение его попросту заблокировало, сообщает The Village.

Появившиеся через несколько минут сотрудники шеринга задержали Максима до приезда служб безопасности или полиции, а Варламова, замеченного с самокатом конкурентов YouDrive Lite, представитель «Делисамоката» обвинил в провокации.

После того как команде Варламова удалось объяснить, что последовательные возвраты были связаны с отсутствием транспортных средств на станции, а не с намеренным саботированием работы приложения и сервиса, сотрудники принесли свои извинения. Чуть позже пресс-служба компании пояснила, что Овсянников «начал очень агрессивно высказывать претензии, после чего разразился скандал».

Обзор самокатов YouDrive на канале Варламова вышел с ремаркой «дорого, но технологично». Как сообщается в обзоре, данный сервис может в скором времени так же, как и Bird, начать платить водителям за зарядку мини-скутера.

Протестировал новые сервисы и Илья Красильщик, издатель «Медузы»: на своей странице в Facebook он похвалил удобные приложения обеих компаний и выразил недовольство невозможностью арендовать самокат YouDrive из-за их ограниченного количества и большого спроса: самокат невозможно забронировать в приложении, за ним в прямом смысле слова приходится охотиться. В комментариях на претензию ответил директор по маркетингу компании Кирилл Курашев.

Это полное безумие. Выяснилось, что шутка про толпы москвичей, которые пытаются наброситься на единственный самокат и поделить его, не совсем шутка. Потому что схема устроена так. Ты видишь ближайший самокат на карте и идёшь к нему. Нет, не в каршеринг, где ты можешь самокат забронировать.

Ты видишь самокат в 800 метрах и бежишь туда, пока его не схватил другой. И никогда не успеваешь! При этом самокатов мало. Если ты не успел его схватить — всё, кранты. Другой шанс если и есть, то примерно в другом конце города.

На этом мои эксперименты закончились. Понятно, что это самый-самый старт и будет лучше (и вообще электросамокаты как городской транспорт — это идеал), но пока будущее требует серьёзной наладки.

Илья Красильщик, издатель Meduza

Илья, доброе утро!

И правда, выходные выдались чрезвычайно самокатными — мы честно не ожидали такого количества пользователей.

Думаем о том, как упростить поиски самокатов, и готовим новые партии электроконей. Спасибо за честный отзыв, постараемся исправиться.

Кирилл Курашев, директор по маркетингу YouDrive

Вы крутые! Вам, кажется, нужно в сто раз больше самокатов. Расскажите, почему у вас нет бронирования, как с машиной?

Илья Красильщик, издатель Meduza

Точно нужно больше, не спорим.

Бронирования сейчас нет, потому что целевое назначение самокатов — транспорт последней мили, короткие поездки по городу. Мы честно пытались добраться с севера до юга Садового кольца более чем за полчаса — не вышло. А для коротких поездок бронирование — спорная штука. Но мы уже ищем выходы из ситуации, сам вчера покатался в поисках самоката, расстроился.

Кирилл Курашев, директор по маркетингу YouDrive

Как сообщает ТАСС, в июне в Москве запустится третий сервис по прокату электросамокатов «Самокат Шеринг». Сначала компания планирует установить 30 станций и 300 самокатов, к концу лета — уже 100 станций и 1000 самокатов соответственно. Стоимость аренды будет зависеть от тарифа:

  • поминутный составит 2 рубля за единицу времени;
  • почасовая оплата составит 60 рублей;
  • 500 рублей будет стоить 24-часовое использование самоката;
  • 2000 рублей будет стоить недельная аренда.

Приложение сервиса Samocat Sharing уже доступно в App Store и Google Play.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
badResistor

Все хорошо наверное с данной моделью в Мск, но вся модель разобьется в регионах банально об отсутствие тротуаров вдоль дорог(привет Новосибирск!), где бы можно было проехать.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

уж если в штатах их закидывают на дерево и бросают на дороге, представляю что у нас будет...к сожалению.
но если окупаться будут очень быстро - идея имеет шансы на успех.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Steve Evets

Для России - оччень сомнительный бизнес. Всё, что может быть унесено с собой в различных целях, теоретически будет унесено.
И фиг кто будет кого-то искать и наказывать - проще же чтобы честные пользователи за это заплатили

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Yavorskiy

Мало того, для проката электросамокатов нужен спрос круглый год - иначе в мёртвый сезон эти скутеры будут мертвым грузом на балансе висеть. Круглый год на них в России нельзя кататься либо из-за холода, либо из-за дорог, либо, да, раздербанят на запчасти прямо на улице.

Ответить
Развернуть ветку
Danil Makarov

На самом деле не все так плохо. Слава потеплению климата. Дороги сейчас даже зимой почти всегда без снега, жестких минусов зимой тоже считанные дни. Поэтому даже большую часть зимы их можно эксплуатировать. Более проблематично, кстати, межсезонье - когда дождь и мяша под ногами. Живу в Екате.

Ответить
Развернуть ветку
Αртем Αксенов

что ты пишешь, что за бред... какие дороги, на них по тротуарам только можно ездить. какая зима, дядя - в самокатах литий-ионные аккумуляторы, они разряжаются на холоде.

Ответить
Развернуть ветку
sardelkin

уж лучше обычные велосипеды, на них никто не гоняет по тротуарам, а эти электросамокатчики гоняют ещё как, такой влетит и потом в травмпункт идти, да и вообще неспортивно это

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

Я вас умоляю. На велосипедах не гоняют..
Прокатчики гоняют на всём и везде.
Так что уж лучше самокат. От него разрушительное воздействие, всё-таки, меньше

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Макеев

Ну когда самокатчег со всей дури в ахилл пизданёт, чего велосипеду очень трудно сделать, - мнение может поменяться.
К тому же велосипед на тротуарах ограничивает ПДД, а вот самокат - неизвестно.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Рига 7, Рига 13 без тормозов, Минск на лысой резине, Урал загруженный банками с пивом, Восходы и прочие Юпитеры и ПС. Как мы раньше то жили, когда не знали, что самокат опасен?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Danil Makarov

Пусть уж они как-нибудь сами свои деньги считают, ок?

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Ivashchenko

они закупают самокаты, зарядки которых хватает километров на 15. А есть те же Speedway, где хватает заряда на 40 км, практически при том же весе.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Godin

Да, и на сколько я понял Самокат Шеринг это не электросамокаты, а обычные. Судя по видео на их сайте ножками там хорошо отталкиваются)

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

Да, там обычные самокаты, похожие на Oxelo Town 9

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда