Чего не хватает каршерингу, чтобы по-настоящему стать массовым Статьи редакции

Мысли о первом месяце использования каршеринга в столице.

Каршеринг не заменяет личный автомобиль

Несколько месяцев назад я переехал из Петербурга в Москву. И, как вновь прибывший в столицу, сразу же столкнулся с проблемой передвижения. Очевидно, что в городе в будний день лучше не ездить на личном автомобиле. Причина не в пробках — они примерно такие же, как в Петербурге, — а в зонах платной парковки.

Из-за них поездки на личном автомобиле в центр становятся экономически невыгодными — за один полный день городской стоянки можно потратить не одну тысячу рублей. Конечно, есть исключения — например, когда у офиса есть собственная парковка или дом с работой связывает удобная дорога. В моём случае есть прямая дорога от дома до офиса, но, к сожалению, нет парковки.

Основное преимущество московского каршеринга перед личным автомобилем — бесплатная городская парковка. Здесь работает простая арифметика: если нужно приехать в центр на несколько часов, поездка на собственном автомобиле обходится дешевле.

Если же нужно остаться в центре на более длительное время, каршеринг начинает побеждать — стоимость парковки собственного автомобиля может оказаться дороже поездки на каршеринге в обе стороны.

Далее перед поездкой нужно решить небольшую задачу на её длительность. Сначала я смотрю на пробки в «Яндекс.Картах» и сравниваю время до точки назначения на автомобиле и метро. Если побеждает автомобиль, открываю приложение каршеринга и ищу ближайший автомобиль, если его нет — перехожу в приложение такси-сервиса.

При равных условиях преимущество всегда получает каршеринг. Во-первых, он дешевле такси в несколько раз: к примеру, сегодня я доехал до работы за 120 рублей, а «Яндекс.Такси» предлагал поездку по этому же маршруту за 400 рублей. Во-вторых, одному в автомобиле намного комфортнее. Да и своему неуверенному пенсионерскому стилю вождения я доверяю больше.

120 рублей за 25 минут поездки

Каршеринг не заменяет личный автомобиль. Он заменяет такси-сервисы.

До того, как я попробовал каршеринг, я воспринимал его как альтернативу личному автомобилю. Однако поездки в каршеринге не дают тех же ощущений, что собственная машина — в арендованном на короткую поездку автомобиле не поставишь смартфон на зарядку, не положишь куртку на заднее сидение и не оставишь кофе в подлокотнике.

Просто потому, что, разбрасывая вещи по машине, всегда нужно помнить, что их придется собирать обратно уже через 20 минут. Каршеринг нужен для коротких поездок внутри города, когда можно доехать до места назначения, а вернуться обратно любым другим способом. Он не подойдет для поездок загород или в торговый центр за покупками.

Поэтому для меня поездка в каршеринге больше напоминает поездку в такси — просто я сам сижу за рулем и сам выбираю музыку.

Каршеринг — это в первую очередь приложение

Взаимодействие пользователя с каршеринговым сервисом повторяет механику любого такси-сервиса — все действия осуществляются через приложение: «заказываешь» машину, указываешь точку назначения, смотришь, где находится автомобиль, получаешь счет в конце поездки.

Но если в Uber и «Яндекс.Такси» интерфейс приложений практически доведен до совершенства, то в большинстве каршеринговых сервисов ему явно не уделили должного внимания.

Например, процесс регистрации — очень сложная с интерфейсной точки зрения задача. Нужно в мобильном приложении узнать у пользователя имя, фамилию, отчество, телефон, почту, дату и место рождения, номер и место выдачи паспорта, адрес регистрации, номер и дату выдачи водительского удостоверения, реквизиты банковской карты. Ах да, еще нужно попросить пользователя сфотографировать документы и сделать селфи с паспортом для подтверждения.

«Делимобиль», BelkaCar и Youdrive просто предлагают пользователю ввести все данные руками — в некоторых случаях форма настолько пугающая, что я откладывал регистрацию несколько дней.

Экран регистрации

Лучше всех с задачей справился «Яндекс.Драйв», который превратил весь процесс в чат. Из-за этого создается впечатление, что регистрация быстрая и простая — когда есть время, отправляешь боту то, что он просит. Кроме того, приложению «Драйва» достаточно фотографии документов — вводить руками ничего не нужно.

У «Яндекса», конечно, большие преимущества с самого старта проекта. У компании в активе есть все сервисы, для того, чтобы сделать поездку максимально бесшовной для пользователя.

Садишься в автомобиль — тебя приветствует «Алиса» (или «Оксана»?), которая рассказывает о погоде и пробках на дорогах. В «Яндекс.Авто» строишь маршрут через «Яндекс.Навигатор», включаешь музыку через «Яндекс.Радио». Пока не хватает синхронизации сохраненных точек и предпочтений в музыке, но, думаю, и это скоро появится.

«Яндекс.Авто» с «Яндекс.Навигатором» в «Яндекс.Драйве»

Они даже «Яндекс.Такси» интегрировали в «Драйв»: однажды я пришел к автомобилю, который находился на подземном закрытом паркинге, написал об этом в техподдержку и уже через пять минут ехал бесплатно в «Яндекс.Такси».

К сожалению, сэкономили на планшетах, установленных в машинах — иногда они теряет связь и GPS-координаты или показывают маршрут с большой задержкой — из-за этого я пару раз проезжал нужный поворот.

Да и с физическими кнопками на планшетах не всегда всё логично: в Renault Kaptur кнопки управления громкостью спрятаны под рулём — в первую поездку я вообще не смог их найти, а в Kia Rio они сенсорные — не самое лучшее решение для автомобиля.

Регулировка громкости в Renault Kaptur «Яндекс.Драйва»

Каршерингу не хватает обратной связи

В такси-сервисах мы привыкли, что в конце поездки можно поставить оценку и написать комментарий. Каршеринги, к сожалению, лишены этой обратной связи — можно поделиться фотографией поцарапанного бампера или грязного салона перед тем как завести машину, но нельзя оценить машину в конце маршрута.

В одном из каршеринговых автомобилей, на котором я ехал, явно были какие-то проблемы с рулем — при повороте он начинал сильно вибрировать. Однако простого способа рассказать сервису о проблеме нет, а писать в техподдержку слишком долго и неудобно.

Если бы после завершения поездки мне показали экран с предложением оценить поездку и выбрать из списка проблемы, с которыми столкнулся, сервис бы сразу получал сведения о неисправностях всех своих автомобилей и мог бы быстро их исправлять.

Город не всегда успевает за развитием каршеринга

Единственным местом, в котором возникли сложности с использованием каршеринга, оказался аэропорт «Шереметьево».

Для выезда с парковки «Шереметьево» нужно подъехать на автомобиле к служебному помещению у шлагбаума — там уже будет стоять несколько каршеринговых автомобилей в очереди. Затем отдать работнику парковочный талон, чтобы он записал его номер и фамилию в две тетрадки в клеточку, ввел что-то на компьютере, наконец, активировал его в аппарате и разрешил уезжать.

В первый раз я проделал всю эту процедуру в BelkaCar — при этом никакой инструкции о парковке в «Шереметьево» в приложении и на сайте сервиса не оказалось. Пару раз талон не считывался в шлагбауме — пришлось возвращаться обратно к работнику парковки и повторять процедуру. Через месяц история повторилась, только очередь из пользователей каршеринга уже была в два раза длиннее.

Каршеринговые компании, по всей видимости, не могут повлиять на руководство аэропорта, поэтому остается надеяться на то, что с ростом популярности подобных сервисов «Шереметьево» будет вынуждено автоматизировать процесс. Например, поставить отдельные шлагбаумы специально для каршеринговых автомобилей.

Обновлено: В первой версии колонки было написано, что Шереметьево — единственный аэропорт с парковкой для каршеринга. Но это не так. Приношу извинения.

0
160 комментариев
Написать комментарий...
Ware Wow

Слава богу из городов постепенно начинают выдавливать тех, кто не может позволить себе автомобиль. Нет смысла в том, чтобы все стояли, пусть едут хотя бы те у кого есть деньги, плюс социальные группы, а также спец транспорт.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лещёв

Скорее автомобиль из дорого и не удобного объекта потребления становится сугубо утилитарной услугой. Зачем обычному человеку думать о ТО, о том где хранить зимой колеса, где ставить на стоянку, о страховках, о том как потом продать с пробегом и пр.? У меня главная претензия к каршерингу в том, что их пока мало и они не умеют подъезжать до подъезда. Все это решиться в ближайшие годы.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Возможно, хотя и спорно. Смотрите, человек уже не может позволить себе личный автомобиль, о чем и пишет. Значит личный автомобиль статус не теряет, а скорее со временем наоборот станет более премиальным продуктом.

И заметьте как бомбит у людей которые не могут себе позволить личный транспорт, когда речь заходит про "раскраску" каршеринга.

Если он такой утилитарный, то откуда негодование?
Да ребята, кто-то будет ездить на шэринге без рекламы майонеза на борту, без "три рубля и я твоя", кто-то будет шэрить Cayenne, а кто-то будет владеть собственным автомобилем.

Но всегда есть возможность доказывать утилитарность и "элитарность" своего образа жизни в комментах: не смотреть телевизор; носить футболки одного цвета; быть веганом; чайлд фри; снимать квартиру, а не покупать; пользоваться самокатом или каршэрингом, вместо новенького Рэнд Ровера.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лещёв

Кэршеринг сильно дороже аналогичного авто в собственности.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Зависит от использования. Плюс в шэринге нет авто даже среднего уровня типа мерса е-шки. Будет - тогда надо смотреть.

Ответить
Развернуть ветку
157 комментариев
Раскрывать всегда