Прокатимся на тренде: успехи электросамокатов в России Статьи редакции
Комментарии представителей YouDrive, «Делимобиля», «Яндекс.Маркета» и магазинов.
В 2017 году мировой рынок электросамокатов оценили в $630 млн — он составил 8% от всего рынка двухколёсного электротранспорта без учета электробайков. Но согласно прогнозам, доля электросамокатов к 2024 году вырастет до 14,5%.
Есть несколько причин роста популярности:
- Мобильность. Электрическая версия самоката слабо отличается от обычной — немного больше габариты и вес. Электросамокат допускается к провозу в наземном транспорте и метро, с ним можно перемещаться на лифтах и переносить на руках.
- Мощность. Электросамокаты могут развивать скорость до 40-50 км/ч.
- Дорожные условия и качество общественного транспорта.В Китае и США общественный транспорт становится неудобным из-за увеличения пассажиропотока — жители постепенно отказываются от него и личных автомобилей, заменив их на электрический двухколесный транспорт.
- Экология. В развитых странах создают условия для роста электротранспорта: автомобилей, скутеров, самокатов. К примеру, на Тайване запрещён двухколесный транспорт, работающий на топливе, а за «экологически чистую» машину в некоторых странах возвращают часть стоимости.
- Улучшение качества и времени работы, снижение стоимости электротранспорта.
- Развитие шеринговых сервисов.
Двухколёсный Uber Санта-Моники
Компания Bird начала работу в 2017 году в Санта-Монике. За аренду электросамоката нужно заплатить $1, а затем доплачивать 15 центов за каждую пройденную милю (1,6 км). За первые пять месяцев число пользователей выросло до 50 тысяч, совершивших 250 тысяч поездок. Инвестиции вложили в расширение сети — весной 2018 года сервис открылся в Сан-Франциско и Остине. С помощью инвестиций фонда Sequoia Capital Bird поднял капитализацию до $1 млрд.
Аренда электросамокатов развивается и растёт. В начале 2018 года у Bird появились конкуренты: сервисы из Сан-Франциско Spin и Limebike, получившие $335 млн (большая часть инвестиций от Google Ventures) закупили электросамокаты и предлагают аренду с похожими условиями.
До августа 2019 года пять компаний в Сан-Франциско получат разрешение на услуги шеринга. В течение полугода общее число самокатов у всех фирм не должно превышать 1250, а если граждане не будут жаловаться, то возможно увеличение до 2500 самокатов.
В Азии аренда тоже пользуется спросом: с ноября 2016 года в Сингапуре запустился Telepod, к которому присоединился PopScoot и другие конкуренты. В Китае с марта 2017 года заработал сингапурский Innomake.
Samocat Sharing
Первый российский стартап по прокату самокатов появился осенью 2015 года. Предприниматель Василий Быков вложил $100 тысяч собственных средств в открытие Samocat Sharing. Вначале сервис предлагал только обычные самокаты — электрические были слишком ненадёжными и громоздкими.
По этой же причине зарубежные стартапы появились позже: новые модели электросамокатов от Ninebot и Xiaomi вышли только в конце 2016 года. Устройства снизили вес до приемлемого и получили объёмную батарею на 25-30 км хода.
Samocat Sharing открыл пять станций в Москве и семь в Финляндии: российский пользователь платит 2 рубля в минуту в течение первого часа, в последующие часы 1 рубль. За 500 рублей можно кататься круглосуточно. В Финляндии 30 минут стоят €2, но поездки до 10 минут бесплатные.
Быкову удалось заинтересовать инвесторов: он привлёк около $1,5 млн от BMW, Фонда Бортника, URBAN-X и SOSV. Деньги вложил в увеличение числа самокатов и станций: до конца 2018 года планируется открыть 40 станций в Москве, а в Хельсинки — 50. Кроме 400 обычных самокатов в Samocat Sharing появится 100 электрических. Ведутся переговоры о запуске сервиса во Франции и Испании.
В 2016 году Быков пробовал заключить партнёрство с сервисами каршеринга «Делимобиль» и YouDrive, но им электросамокаты ещё не были интересны.
Запуск YouDrive Lite и «Делисамокат»
В мае 2018 года практически одновременно «Делимобиль» и YouDrive запустили собственные сервисы аренды электросамокатов — «Делисамокат» и YouDrive Lite.
По мнению гендиректора «Делимобиля» Леонида Сысоева, городские электросамокаты отлично подходят концепции «последней мили», предложенной департаментом транспорта Москвы. Она заключается в том, что от метро до дома жители должны добираться не на автомобиле, а на малогабаритном транспорте, который не нуждается в парковочном месте и не создает пробок в час пик.
Кроме того, электросамокаты лучше велосипедов подходят для поездки от дома до работы и обратно: они не требуют от владельца серьёзной физической силы и подходящей одежды. В будние дни больше всего самокатов берут в обеденное время и вечером — с 17:00 до 23:00. На выходных спрос высокий весь день.
В следующем году «Делисамокат» потратит €19 млн на развитие шерингового сервиса, в планах запуститься в семи городах. Общее число самокатов в сервисе должно увеличиться до 16 тысяч.
Генеральный директор YouDrive Борис Голиков считает, что пункты выдачи снижают мобильность: нужно позволять брать и оставлять электросамокат там, где он понадобился. Модель их сервиса похожа на Bird: оставить самокат можно на любой парковке велосипедов, предварительно сделав фотографию места для следующего пользователя.
Голиков утверждает, что уже сейчас сервис приносит прибыль: компания зарабатывает на сдаче в аренду больше, чем тратит на обслуживание техники.
За первый месяц в YouDrive Lite было совершено 12 тысяч поездок, среднее время которых составило 25 минут. Стоимость одной минуты — 5 рублей. Сейчас YouDrive Lite предлагает 200 самокатов Ninebot ES1, планируется дальше увеличивать их число — спрос на самокаты оказался выше ожидаемого.
Что говорит розница
При выборе самоката для покупки всё больше жителей крупных городов предпочитают рассматривать электрический вариант. По данным «Яндекс.Маркета», если в 2016 году 89% пользовательских запросов приходились на обычные самокаты, то летом 2018 года показатель снизился до 61% — 39% покупателей выбрали электрическую модель.
Самые популярные электросамокаты на «Яндекс.Маркете» за июнь 2018 года:
- Xiaomi Mijia Electric Scooter сохраняет лидерство второй год. Средняя цена 28 500 рублей.
- Ninebot Kickscooter ES2 — 24 990 рублей.
- Ninebot KickScooter ES4 — 33 900 рублей.
- Ninebot Kickscooter ES1 — 30 715 рублей.
- Сactus CS-ESCOOTER-S2 — 20 990 рублей.
Интерес к электросамокатам подтверждается запросами в Google: по статистике Google Trends, число запросов «электросамокат» за 2018 год в два раза выше, чем в 2017 году.
Категорийный менеджер фирменного магазина Xiaomi «Румиком» Кирилл Когут рассказал vc.ru, что в 2018 году около 80% всех покупок электротранспорта пришлось на электросамокаты, в частности, Xiaomi Mijia M365.
По его словам, этому способствовало то, что множество магазинов электротранспорта и спортивного снаряжения включили электросамокаты в свой ассортимент. Благоприятное влияние на популярность самокатов оказала погода — большинство людей покупают их в солнечные дни.
С Когутом соглашаются руководитель отдела маркетинга и рекламы сети магазинов Eltreco Анастасия Горецкая и руководитель магазина Volt Age Юлия Юрина. Например, в Eltreco наблюдается трехкратный рост продаж электросамокатов по сравнению с сезоном 2017 года.
Какой самокат выбирают покупатели
По данным аналитиков «Яндекс.Маркета», самый популярный бренд среди всех видов самокатов — Xiaomi: около 14% посетителей сервиса хотят купить устройство китайского производителя. Второе место у Tech Team — 12,5% запросов. В пятерку также входят Ninebot, Razor и Novatrack.
Покупатели стараются выбирать надёжные, легкие и прочные электросамокаты, жертвуя дополнительными функциями: амортизатор и ручной тормоз оказались лишними для 65% покупателей.
Почти 50% всех запросов в «Яндекс.Маркете» пришлось на самокаты из алюминиевого сплава с колёсами из полиуретана — у них лёгкая рама и прочные колёса, которые не сдуваются и не прокалываются, как резиновые. Самокаты с надувными резиновыми колесами составляют лишь 25% запросов.
Так как самокаты можно провозить в общественном транспорте, 67% покупателей выбирают складной вариант. 52% покупателей стараются выбрать модель до 12 кг.
Российский климат не отпугивает покупателей и сервисы: несмотря на очевидную сезонность, интерес к электротранспорту продолжает расти.
Представители «Делисамоката» и YouDrive Lite уверены, что в ближайшее время появятся новые сервисы аренды электросамокатов, а себестоимость транспорта снизится. Оба сервиса будут предлагать услуги до октября, пока не выпадет первый снег.
Представители розничных магазинов видят желание покупателей сменить передвижение на общественном транспорте на электросамокат. На спрос и популярность электросамокатов влияют сервисы аренды, постепенное снижение стоимости покупки и улучшение технических характеристик в новых моделях.
Самокат (обычный) - довольно травматичная штука, банально при переноске он все время норовит долбануть углом платформы по щиколотке (и ему это время от времени удаётся). При езде, даже на небольшой скорости возможности маневрирования (и торможения) довольно сильно ограничены. При внезапном изменении обстановки (в отличие от велика) водитель самоката успевает только сказать ой - а вот мгновенно остановиться (невозможно) или объехать препяствие (почти невозможно, колесики маленькие, лосиный тест не выйдет).
Мотоциклистов называют "хрустами" - потому что легкий или тяжелый байк - это все равно отстутствие "капсулы безопасности", которую представляет из себя кузов + салон современного автомобиля.
Велосипедист _продолжительное_ время обычно едет с не очень высокой скоростью, чуть быстрее бегущего человека. На велике мощные тормоза (правда, проскальзывающие в мокрую погоду), и большие колеса (можно объехать препятствие, въехать/съехать на поребрик, много чего можно, даже без подготовки, управляя велосипедом с помощью рук/ног и веса собственного тела).
А вот едущие на самокатах по тротуарам сотни людей ... или те же сотни, с железками в 15-20 кг в руках, заполнившие общественный транспорт - мне не кажутся очень безопасным, в долгосрочной перспективе, решением проблемы пробок. Если только одновременно разрешить короткоствол, чтобы все стали вдруг предельно внимательными и вежливыми к друг другу :)
Это верно. Поэтому самокаты должны быть на велодорожках. И сами велодорожки должны быть на правой части каждой крупной дороги.
«Статистика — продажная девка империализма!»
Total capacity p/h не учитывает скорость, с которой перемещается отдельный человек. В итоговой оценке ширина потока смешана с его скоростью. Да, результирующий поток во втором случае (справа) больше, но это работает только на больших числах, при постоянном максимальном потоке. Ведь те, кто едет на машинах, доберутся на пункта назначения быстрее, и в первом случае таких людей будет значительно больше, чем во втором, с его пешеходным подходом.
Не всем нужно быстрее. Если есть возможность комфортно прогуляться полчаса-час или стоять в пробках 20-40 минут, что вы выберете?
Уютнее и шире тротуары -> меньше желающих ездить в авто.
Это я судить не берусь. Мой коммент только об обманчивой оценке Total capacity.
1/3 часа ехать в комфортабельном кресле и час идти( иногда под дождем/снегом) ... даже и не знаю
Я думаю следующая идея тов. Собянина - тротуары под прозрачными многокилометровых крышами из плексигласа.
Вот там только и можно будет использовать электросамокаты при любой погоде.
Вы представляете проект на строительство нескольких тысяч километров таких крыш для тротуаров?
тов. Собянина я поддерживаю. Все, что он ни сделает
Мне кажется, поддержка не влияет на то, что он сделает (или не сделает). Но без приколов - того количества денег, которое Москва тратит вникуда (помните пост про гранитные тумбы с цветками за 0.8 млн рублей), в принципе хватило бы на любую по-настоящему мощную идею - да хоть травелаторы в центре города (горизонтальные экскалаторы).