Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль Статьи редакции

Менеджер по продукту vc.ru о том, почему серийные автомобили не подходят для краткосрочной аренды в мегаполисе.

Каршерингу нужен свой Black cab

В начале 20-го века в Лондоне создали стандарт для автомобилей, которые могут перевозить пассажиров в городе. Он регламентировал основные параметры такси.

Например, высоту потолка для комфортной поездки пассажиров в шляпах, радиус разворота — чтобы без проблем совершать манёвры на узких улицах Лондона. Стандарт описывает и другие критерии — клиренс, возраст машин, расположение багажа.

Правила местами устарели, но тем не менее лондонское такси часто называют одним из самых удобных в мире, потому что оно спроектировано именно для перевозки пассажиров в большом городе.

Автопарк современных каршеринговых сервисов состоит из обычных серийных автомобилей, спроектированных для других целей. Автопроизводители создавали их так, чтобы найти компромисс между использованием машины в городе и дальних поездках, между вместительным багажником и простором для пассажиров на задних креслах, между экономичностью и мощностью.

Они делают машины для покупателей: одного или двух членов семьи, которые будут управлять автомобилем по очереди и следить за его состоянием. В них много отделений для хранения вещей, различные индикаторы состояния двигателя, запасное колесо и багажник с набором инструментов для ремонта.

Однако такие автомобили не решают задачи каршеринговых сервисов. Они не рассчитаны на меняющихся каждый час водителей, интеграцию с онлайн-сервисами, интенсивное использование в городе, легкое и быстрое обслуживание.

Наоборот, использование разнообразных серийных автомобилей в каршеринге добавляет дополнительные сложности. Чем больше выбор автомобилей у каршерингового сервиса, тем больше приходится пассажирам тратить время, чтобы привыкнуть к ним — к разным интерфейсам, посадке, обзору, габаритам. Непредсказуемым может быть и поведение автомобиля на дороге: реакция на газ, тормоз, поворот руля.

Всё это добавляет страхи для новых водителей и мешает каршерингу стать по-настоящему массовым способом передвижения — таким же понятным, простым и доступным как велосипед: забронировал автомобиль, сел и поехал.

Единый стандарт на размер, форму и характеристики каршерингового автомобиля помог бы снизить входной порог для водителей и оптимизировать затраты каршеринговых сервисов на их обслуживание.

Он не должен быть адаптацией серийного седана и кроссовера. Каршеринговый автомобиль должен быть спроектирован специально для короткой аренды в городе.

Я попытался представить, каким бы мог получиться автомобиль, спроектированный специально для нужд каршеринга.

Просторный и компактный

Идеальный каршеринговый автомобиль просторный внутри и компактный снаружи. У него небольшой багажник для двух сумок — на тот случай, когда нужно доехать до аэропорта. Это позволит заметно увеличить пространство в салоне и уменьшить длину автомобиля — чтобы упростить парковку в тесном городе.

У него нет отделения для запасного колеса. В случае прокола пользователь просто оставит машину на ближайшей парковке, а колесо заменит сервисная служба.

У машины широкие двери для удобной посадки, стильный дизайн и качественная сборка.

Облако и электронная регулировка сидений

Поездка в современном каршеринговом автомобиле начинается с поиска механического рычага регулировки кресла. Затем начинаются физические упражнения по подъёму или опусканию спинки в поисках оптимального положения, регулировка руля, настройка зеркал, проверка органов управления, поиск ответа на вопрос: «А как в этом Renault сделать музыку тише?». И так при каждой поездке.

Идеальный каршеринговый автомобиль оснащён электронной регулировкой кресел, зеркал и руля. Сервис сможет сохранять в облаке настройки водителя и отправлять их в автомобиль при бронировании.

Пока пользователь идёт к машине кресло, руль и зеркала подстраиваются под него, а кондиционер прогревает или охлаждает машину до указанной температуры. Как только пользователь садится в машину, включается песня, которую он прослушивал во время последней поездки.

К моменту открытия двери автомобиль полностью готов к поездке.

Приборная панель без приборов

Индикаторы на панели приборов обычного автомобиля нужны для того, чтобы его владелец знал о состоянии машины. В каршеринговом автомобиле водитель не является владельцем или постоянным водителем — как, например, в такси.

Нет смысла показывать пользователю сообщения о приближающемся техобслуживании, уровне омывающей жидкости или неисправности выхлопной системы. Всё, что ему нужно знать, — скорость и маршрут к точке назначения.

В идеальном каршеринговом автомобиле нет приборной панели. Вместо неё используется планшет — как в Tesla Model 3. Основная часть экрана отведена навигатору, в углу показывается скорость. Через планшет можно выбрать музыку, посмотреть стоимость поездки, настроить температуру салона.

Из других органов управления — рычаги переключения сигналов поворота и регулировка дворников. Так как автомобиль используется в городе, ему (вероятно) не нужен переключатель дальнего и ближнего света — лишь возможность «мигнуть» фарами.

Все уведомления о состоянии автомобиля должны отправляться напрямую в каршеринговый сервис. Компания сможет отслеживать состояние своего автопарка, планировать обслуживание и удалённо снимать с линии машины с критическими проблемами.

Автомеханики смогут приезжать к автомобилям сразу с запчастями. Машину отвозить в сервис не нужно, если нет критичных поломок.

Салон без ящиков и ковриков

В среднестатистических каршеринговых автомобилях Москвы есть несколько обязательных атрибутов: резиновые коврики, которые не подходят по размеру, а потому не могут быть закреплены на защёлки, ящики и отсеки, в которых постоянно забывают свои сигареты другие водители (почему не телефоны и кошельки?), пыли и накапливающейся грязи в трудноступных местах салона.

В идеальном каршеринговом автомобиле нет ящиков и отделений для хранения в дверях и у пассажирских кресел — так уменьшается вероятность того, что пользователь что-то забудет после поездки. Отказ от лишних отсеков позволит увеличить пространство и упростить обслуживание автомобиля.

В идеальной каршеринговой машине есть лишь подстаканники, небольшое отделение для телефона и других мелочей, расположенные между передними креслами. Здесь же в специальном прозрачном отсеке находятся страховка, ПТС и топливная карта. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, на месте документы или нет.

У идеального каршерингового автомобиля нет ковриков. У него резиновый пол, который можно легко помыть напором воды на любой автомойке. Кресла из искусственной кожи, за которыми легко ухаживать, и черный потолок, который сложно испачкать.

Защита от недобросовестных водителей и безопасность

Как и любой массовый сервис, каршеринг сталкивается с недобросовестными пользователями. Московские власти предложили устанавливать камеры в салон машин. Однако есть более гуманные способы решения проблемы.

Для тех, кто курит в арендованных автомобилях, нужно установить датчики задымления.

Для тех, кто заправляет ремень безопасности за спинку водительского кресла — аналогичные датчики и автоматические штрафы за вождение без ремня безопасности.

Для тех, кто любит агрессивное вождение — ограничить максимальную скорость — 80 км в час.

0
214 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Fokin

1)Для тех, кто курит в арендованных автомобилях, нужно установить датчики задымления.
курят в основном из открытого окна, не поможет

2)Для тех, кто заправляет ремень безопасности за спинку водительского кресла — аналогичные датчики и автоматические штрафы за вождение без ремня безопасности.

с чего бы вдруг сервису париться о ремне за вас?

3) Для тех, кто любит агрессивное вождение — ограничить максимальную скорость — 80 км в час.
ограничение действительно нужно , в некоторых машинах оно есть, и скорее оно упрощает ваши шансы не попасть на камеру, случайно разогнавшись до 85, например, а не заставить вас вместо 150 ехать 80. Кстати, на некоторых трассах можно ехать 100 или 120 (мкад), так что тотальное "ограничить" тоже попахивает советчиной

4)" кресло, руль и зеркала подстраиваются под него, а кондиционер прогревает или охлаждает машину до указанной температуры."

вот это топ. маст хэв. причем если сиденье еще довольно тяжело так регулировать (дороговато ставить такие кресла в авто каршеринга), то вот настройку зеркал запилить вполне возможно.

вопрос привыкания и прочего это все фигня, единственное что бесит, это настройка зеркал. Еще бесит не всегда очевидная схеме сопряжения телефона и блютуса, ( у яндекса, кстати, это сделано идеально из-за своих планшетов, хотя сами планшеты просто убогие и медленные)

из идей для компании, а не для клиента:

я бы все таки подумал о том, как следить за подвеской авто- каршероводы редко снижают скорость на лежащих полицейский,:)

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Сетдинов

по скорости можно сделать ограничение завязанное на геопозицию

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

По скорости не все так однозначно. Иногда нужно кратковременно выйти за скоростной предел чтобы избежать ДТП, например. Такое не часто бывает, однако все равно бывает.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Можно привести пример? Часто слышу этот аргумент от владельцев быстрых машин.
Я вожу 9 лет, за это время у меня было 2 мелких аварий (на парковках), все остальные столкновения удавалось избегать исключительно тормозами и маневрированием.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kostenko

В меня минимум пару раз пытались перестроится фуры, которые почему-то решили, что на ночной дороге они одни.
Приходилось из под них выскакивать с приличным ускорением и явным превышением.
Ну и просто на мощной машине комфортнее в потоке держаться, активно педалировать не надо, на механике еще и передачи можно реже переключать. Нет проблем с выездом на магистрали, когда в машине 4 человека + груз. Опять же сами магистрали, где иногда лучше немного ускориться и объехать, чем оттормозиться и создать возможную ситуацию когда тебя сзади догонят.
Даже если думаешь о маневре заранее, поток может быть плотным и в него желательно максимально быстро влиться. Ну и сам поток может идти быстрее разрешенного, такое тоже сплошь и рядом.

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Сетдинов

вы путаете динамику и ограничение скорости

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Вход в поток на 3-м кольце. Поток идет 80, разгоняешься до тех же 80 на полосе разгона, слева - просвет, вроде бы всё ок, можно смещаться. И тут либо задний ездец решает, что ему не по статусу пропускать какой-то там каршаринг и начинает разгоняться... Либо из 2-3 ряда в крайний правый какой-нибудь таксист или шашечник в этот же просвет вламывается.

Варианта технически есть два:

- Прекратить манёвр, резко оттормозиться (т.к. полоса разгона заканчивается). Так правильнее, да. Но потом обнаруживаешь себя стоящим на месте, без запаса перед собой для разгона и быстрым потоком слева.

- Если просвет достаточно длинный, то всё-таки поддать газу (разогнавшись при этом до 90+), чтобы вскочить в начало просвета.

Оба варианта так себе, нифига не безопасные. Но второй как-то более контролируемо выглядит.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Gindin

Когда ездил в Европе не ощущал ни отдной вышеописанной ситуации:) В России - постоянно. Дело наверно в том что нужно жестче штрафовать любое мелкое нарушение и выбить вышеописанную тупость из головы, чтобы люди начали спокойней водить, а потом на дорогах людей уже заменят роботы.

Ответить
Развернуть ветку
GreyMustDie
Можно привести пример?

Никогда не было на трассе необходимости притопить для более быстрого обгона и возвращения на свою уютную и безопасную полосу? О_о

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Сетдинов

А можно вопрос? Есть ли в ПДД пункт, где написано: для более быстрого обгона нарушение ПДД разрешено?

Ответить
Развернуть ветку
GreyMustDie

А можно вопрос? Когда вам в лицо несётся чувак по встречке и единственный вариант для вас это уклониться, вы будете это делать? А вот 10.1 ПДД разрешает только тормозить, т.е. при выруливании вы нарушаете (гуглите "евгений козырев дтп")

Это я к тому, что ПДД, очевидно, несовершенно , а ехать на трассе за грузовиком зачастую удовольствие крайне сомнительное.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Ну да, я городской, выезжаю изредка, чтобы к друзьям на дачу попасть, по этому даже не подумал о такой ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Хорошо, что у вас не было таких ситуаций. Я же и говорю, что бывает это крайне редко. Но вот если это все же случилось, но скоростной лимит у машины заблокирован на +-80 - вот тут-то и начнется грусть-печаль

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мамзин

Когда решил проскочить на красный и не заметил едущий поперек камаз.

Шутка.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Вариант, что вам в бочину на красный едет камаз - вполне себе

Ответить
Развернуть ветку
211 комментариев
Раскрывать всегда