Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль Статьи редакции
Менеджер по продукту vc.ru о том, почему серийные автомобили не подходят для краткосрочной аренды в мегаполисе.
Каршерингу нужен свой Black cab
В начале 20-го века в Лондоне создали стандарт для автомобилей, которые могут перевозить пассажиров в городе. Он регламентировал основные параметры такси.
Например, высоту потолка для комфортной поездки пассажиров в шляпах, радиус разворота — чтобы без проблем совершать манёвры на узких улицах Лондона. Стандарт описывает и другие критерии — клиренс, возраст машин, расположение багажа.
Правила местами устарели, но тем не менее лондонское такси часто называют одним из самых удобных в мире, потому что оно спроектировано именно для перевозки пассажиров в большом городе.
Автопарк современных каршеринговых сервисов состоит из обычных серийных автомобилей, спроектированных для других целей. Автопроизводители создавали их так, чтобы найти компромисс между использованием машины в городе и дальних поездках, между вместительным багажником и простором для пассажиров на задних креслах, между экономичностью и мощностью.
Они делают машины для покупателей: одного или двух членов семьи, которые будут управлять автомобилем по очереди и следить за его состоянием. В них много отделений для хранения вещей, различные индикаторы состояния двигателя, запасное колесо и багажник с набором инструментов для ремонта.
Однако такие автомобили не решают задачи каршеринговых сервисов. Они не рассчитаны на меняющихся каждый час водителей, интеграцию с онлайн-сервисами, интенсивное использование в городе, легкое и быстрое обслуживание.
Наоборот, использование разнообразных серийных автомобилей в каршеринге добавляет дополнительные сложности. Чем больше выбор автомобилей у каршерингового сервиса, тем больше приходится пассажирам тратить время, чтобы привыкнуть к ним — к разным интерфейсам, посадке, обзору, габаритам. Непредсказуемым может быть и поведение автомобиля на дороге: реакция на газ, тормоз, поворот руля.
Всё это добавляет страхи для новых водителей и мешает каршерингу стать по-настоящему массовым способом передвижения — таким же понятным, простым и доступным как велосипед: забронировал автомобиль, сел и поехал.
Я попытался представить, каким бы мог получиться автомобиль, спроектированный специально для нужд каршеринга.
Просторный и компактный
Идеальный каршеринговый автомобиль просторный внутри и компактный снаружи. У него небольшой багажник для двух сумок — на тот случай, когда нужно доехать до аэропорта. Это позволит заметно увеличить пространство в салоне и уменьшить длину автомобиля — чтобы упростить парковку в тесном городе.
У него нет отделения для запасного колеса. В случае прокола пользователь просто оставит машину на ближайшей парковке, а колесо заменит сервисная служба.
У машины широкие двери для удобной посадки, стильный дизайн и качественная сборка.
Облако и электронная регулировка сидений
Поездка в современном каршеринговом автомобиле начинается с поиска механического рычага регулировки кресла. Затем начинаются физические упражнения по подъёму или опусканию спинки в поисках оптимального положения, регулировка руля, настройка зеркал, проверка органов управления, поиск ответа на вопрос: «А как в этом Renault сделать музыку тише?». И так при каждой поездке.
Идеальный каршеринговый автомобиль оснащён электронной регулировкой кресел, зеркал и руля. Сервис сможет сохранять в облаке настройки водителя и отправлять их в автомобиль при бронировании.
Пока пользователь идёт к машине кресло, руль и зеркала подстраиваются под него, а кондиционер прогревает или охлаждает машину до указанной температуры. Как только пользователь садится в машину, включается песня, которую он прослушивал во время последней поездки.
Приборная панель без приборов
Индикаторы на панели приборов обычного автомобиля нужны для того, чтобы его владелец знал о состоянии машины. В каршеринговом автомобиле водитель не является владельцем или постоянным водителем — как, например, в такси.
Нет смысла показывать пользователю сообщения о приближающемся техобслуживании, уровне омывающей жидкости или неисправности выхлопной системы. Всё, что ему нужно знать, — скорость и маршрут к точке назначения.
В идеальном каршеринговом автомобиле нет приборной панели. Вместо неё используется планшет — как в Tesla Model 3. Основная часть экрана отведена навигатору, в углу показывается скорость. Через планшет можно выбрать музыку, посмотреть стоимость поездки, настроить температуру салона.
Из других органов управления — рычаги переключения сигналов поворота и регулировка дворников. Так как автомобиль используется в городе, ему (вероятно) не нужен переключатель дальнего и ближнего света — лишь возможность «мигнуть» фарами.
Все уведомления о состоянии автомобиля должны отправляться напрямую в каршеринговый сервис. Компания сможет отслеживать состояние своего автопарка, планировать обслуживание и удалённо снимать с линии машины с критическими проблемами.
Автомеханики смогут приезжать к автомобилям сразу с запчастями. Машину отвозить в сервис не нужно, если нет критичных поломок.
Салон без ящиков и ковриков
В среднестатистических каршеринговых автомобилях Москвы есть несколько обязательных атрибутов: резиновые коврики, которые не подходят по размеру, а потому не могут быть закреплены на защёлки, ящики и отсеки, в которых постоянно забывают свои сигареты другие водители (почему не телефоны и кошельки?), пыли и накапливающейся грязи в трудноступных местах салона.
В идеальном каршеринговом автомобиле нет ящиков и отделений для хранения в дверях и у пассажирских кресел — так уменьшается вероятность того, что пользователь что-то забудет после поездки. Отказ от лишних отсеков позволит увеличить пространство и упростить обслуживание автомобиля.
В идеальной каршеринговой машине есть лишь подстаканники, небольшое отделение для телефона и других мелочей, расположенные между передними креслами. Здесь же в специальном прозрачном отсеке находятся страховка, ПТС и топливная карта. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, на месте документы или нет.
У идеального каршерингового автомобиля нет ковриков. У него резиновый пол, который можно легко помыть напором воды на любой автомойке. Кресла из искусственной кожи, за которыми легко ухаживать, и черный потолок, который сложно испачкать.
Защита от недобросовестных водителей и безопасность
Как и любой массовый сервис, каршеринг сталкивается с недобросовестными пользователями. Московские власти предложили устанавливать камеры в салон машин. Однако есть более гуманные способы решения проблемы.
Для тех, кто курит в арендованных автомобилях, нужно установить датчики задымления.
Для тех, кто заправляет ремень безопасности за спинку водительского кресла — аналогичные датчики и автоматические штрафы за вождение без ремня безопасности.
Для тех, кто любит агрессивное вождение — ограничить максимальную скорость — 80 км в час.
"Нет смысла показывать пользователю сообщения о приближающемся техобслуживании, уровне омывающей жидкости или неисправности выхлопной системы"
Ага, и оказаться посреди Дмитровки с наглухо запачканой лобовухой без омывайки.
Или встать хз где, когда из-за неисправной выхлопной системы полетит движок.
Но это же не головная боль пользователя, ну
если омывайка закончится прямо на трассе. то боль ещё какая.. особенно в слякутную осень и зиму
Ну ок, вы сели в машину и увидели, что у нее низкй уровень омывайки. Вы что, пойдете ее доливать? Или искать другую машину? Как вам этот индикатор поможет?
Искать другую машину / вызову такси. Ехать без омывайки в грязь = смертоубийство
То же самое без датчика омывайки. Кончилась обмывайка, встали, завершили аренду, вызвали такси/нашли другую машину.
товарищ, простите, я не увидел из каментов - вы вообще за рулем то сидели? когда едешь те же условные 80 и тебе какая-то хрень все лобовое залепила, куда вы встали и завершили аренду, в спереди едущее тс, или в отбойник или что? я говорю о реальной ситуации, и вода спасла, хорошо что была.
завершить можно только на парковке, если на МКАДе или КАДе закончилась?
Если очень надо ехать, то и доливать. Насколько я помню, омывайка вообще беда каршерингов.
можно по данной ситуации связаться с отделом поддержки клиентов и решить вопрос
Едите до ближайшего АЗС. Покупаете, сохраняете чек, фоткает и пишите в тех под. и вам компенсируют на счёт каршеринга.
да я то поеду, просто это к вопросу о том, что это не боль клиента...
Они Вам телепортировать омывайку должны, ну так-то?
видимо, вы контекст фразы не совсем поняли... но это бывает со всеми...ещё раз " Но это же не головная боль пользователя, ну", так чья же боль?