Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль Статьи редакции
Менеджер по продукту vc.ru о том, почему серийные автомобили не подходят для краткосрочной аренды в мегаполисе.
Каршерингу нужен свой Black cab
В начале 20-го века в Лондоне создали стандарт для автомобилей, которые могут перевозить пассажиров в городе. Он регламентировал основные параметры такси.
Например, высоту потолка для комфортной поездки пассажиров в шляпах, радиус разворота — чтобы без проблем совершать манёвры на узких улицах Лондона. Стандарт описывает и другие критерии — клиренс, возраст машин, расположение багажа.
Правила местами устарели, но тем не менее лондонское такси часто называют одним из самых удобных в мире, потому что оно спроектировано именно для перевозки пассажиров в большом городе.
Автопарк современных каршеринговых сервисов состоит из обычных серийных автомобилей, спроектированных для других целей. Автопроизводители создавали их так, чтобы найти компромисс между использованием машины в городе и дальних поездках, между вместительным багажником и простором для пассажиров на задних креслах, между экономичностью и мощностью.
Они делают машины для покупателей: одного или двух членов семьи, которые будут управлять автомобилем по очереди и следить за его состоянием. В них много отделений для хранения вещей, различные индикаторы состояния двигателя, запасное колесо и багажник с набором инструментов для ремонта.
Однако такие автомобили не решают задачи каршеринговых сервисов. Они не рассчитаны на меняющихся каждый час водителей, интеграцию с онлайн-сервисами, интенсивное использование в городе, легкое и быстрое обслуживание.
Наоборот, использование разнообразных серийных автомобилей в каршеринге добавляет дополнительные сложности. Чем больше выбор автомобилей у каршерингового сервиса, тем больше приходится пассажирам тратить время, чтобы привыкнуть к ним — к разным интерфейсам, посадке, обзору, габаритам. Непредсказуемым может быть и поведение автомобиля на дороге: реакция на газ, тормоз, поворот руля.
Всё это добавляет страхи для новых водителей и мешает каршерингу стать по-настоящему массовым способом передвижения — таким же понятным, простым и доступным как велосипед: забронировал автомобиль, сел и поехал.
Я попытался представить, каким бы мог получиться автомобиль, спроектированный специально для нужд каршеринга.
Просторный и компактный
Идеальный каршеринговый автомобиль просторный внутри и компактный снаружи. У него небольшой багажник для двух сумок — на тот случай, когда нужно доехать до аэропорта. Это позволит заметно увеличить пространство в салоне и уменьшить длину автомобиля — чтобы упростить парковку в тесном городе.
У него нет отделения для запасного колеса. В случае прокола пользователь просто оставит машину на ближайшей парковке, а колесо заменит сервисная служба.
У машины широкие двери для удобной посадки, стильный дизайн и качественная сборка.
Облако и электронная регулировка сидений
Поездка в современном каршеринговом автомобиле начинается с поиска механического рычага регулировки кресла. Затем начинаются физические упражнения по подъёму или опусканию спинки в поисках оптимального положения, регулировка руля, настройка зеркал, проверка органов управления, поиск ответа на вопрос: «А как в этом Renault сделать музыку тише?». И так при каждой поездке.
Идеальный каршеринговый автомобиль оснащён электронной регулировкой кресел, зеркал и руля. Сервис сможет сохранять в облаке настройки водителя и отправлять их в автомобиль при бронировании.
Пока пользователь идёт к машине кресло, руль и зеркала подстраиваются под него, а кондиционер прогревает или охлаждает машину до указанной температуры. Как только пользователь садится в машину, включается песня, которую он прослушивал во время последней поездки.
Приборная панель без приборов
Индикаторы на панели приборов обычного автомобиля нужны для того, чтобы его владелец знал о состоянии машины. В каршеринговом автомобиле водитель не является владельцем или постоянным водителем — как, например, в такси.
Нет смысла показывать пользователю сообщения о приближающемся техобслуживании, уровне омывающей жидкости или неисправности выхлопной системы. Всё, что ему нужно знать, — скорость и маршрут к точке назначения.
В идеальном каршеринговом автомобиле нет приборной панели. Вместо неё используется планшет — как в Tesla Model 3. Основная часть экрана отведена навигатору, в углу показывается скорость. Через планшет можно выбрать музыку, посмотреть стоимость поездки, настроить температуру салона.
Из других органов управления — рычаги переключения сигналов поворота и регулировка дворников. Так как автомобиль используется в городе, ему (вероятно) не нужен переключатель дальнего и ближнего света — лишь возможность «мигнуть» фарами.
Все уведомления о состоянии автомобиля должны отправляться напрямую в каршеринговый сервис. Компания сможет отслеживать состояние своего автопарка, планировать обслуживание и удалённо снимать с линии машины с критическими проблемами.
Автомеханики смогут приезжать к автомобилям сразу с запчастями. Машину отвозить в сервис не нужно, если нет критичных поломок.
Салон без ящиков и ковриков
В среднестатистических каршеринговых автомобилях Москвы есть несколько обязательных атрибутов: резиновые коврики, которые не подходят по размеру, а потому не могут быть закреплены на защёлки, ящики и отсеки, в которых постоянно забывают свои сигареты другие водители (почему не телефоны и кошельки?), пыли и накапливающейся грязи в трудноступных местах салона.
В идеальном каршеринговом автомобиле нет ящиков и отделений для хранения в дверях и у пассажирских кресел — так уменьшается вероятность того, что пользователь что-то забудет после поездки. Отказ от лишних отсеков позволит увеличить пространство и упростить обслуживание автомобиля.
В идеальной каршеринговой машине есть лишь подстаканники, небольшое отделение для телефона и других мелочей, расположенные между передними креслами. Здесь же в специальном прозрачном отсеке находятся страховка, ПТС и топливная карта. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, на месте документы или нет.
У идеального каршерингового автомобиля нет ковриков. У него резиновый пол, который можно легко помыть напором воды на любой автомойке. Кресла из искусственной кожи, за которыми легко ухаживать, и черный потолок, который сложно испачкать.
Защита от недобросовестных водителей и безопасность
Как и любой массовый сервис, каршеринг сталкивается с недобросовестными пользователями. Московские власти предложили устанавливать камеры в салон машин. Однако есть более гуманные способы решения проблемы.
Для тех, кто курит в арендованных автомобилях, нужно установить датчики задымления.
Для тех, кто заправляет ремень безопасности за спинку водительского кресла — аналогичные датчики и автоматические штрафы за вождение без ремня безопасности.
Для тех, кто любит агрессивное вождение — ограничить максимальную скорость — 80 км в час.
Очень круто, не стану спорить, но вот когда мы такое увидим - черт его знает.
Думаю что со временем и накопленным опытом, концерны производители автомобилей возможно будут учитывать определенные нюансы и предлагать варианты-опции для таких сервисов. Для стандартного такси например, заводы изготовители уже давно (с 1980г.) выпускают модели с дополнительными и другими опциями, равно как и др. моделями, которые не используются в личных потребительских целях.
Типа стекла между? Так и в лимузинах есть.
Нет, не только стекла между. Как раз стекла между, это больше в США. В Германии например это касается более 150 узлов и агрегатов в автомобиле Mercedes Benz . Например усиленные сидения для пассажиров и водителя, другое или дополнительное размещение группы предохранителей (с размещением их в бардачке), другой вид ковриков, нестандартное размещение пепельниц для пассажиров, двойные зеркала и много чего еще.
Подробно с описанием и фото можете глянуть тут:
https://www.drive2.ru/b/470656948459536435/
https://www.drive2.ru/b/470658597726978785/?key=VJcMAAAAAABPDQVnc4HUCAAACZr66dHFq_6IXRMwWJSyLDZPmxg
https://www.drive2.ru/b/470664370163023884/
Хотя внешне конечно же эти автомобили не отличаются друг от друга кардинально.
Кроме моделей - версия 250 D, 230 E и 260 D, имеющий 6 дверей и позволяющий разместить 8 человек. Удлиненные автомобили предназначались в качестве гостиничных автомобилей и такси.
Я похожий в финале "Кавказской пленницы" видел?
Вот они..)
Не знал про такие автомобили. Выглядит немного чудиковато, конечно, но информация в любом случае интересная, спасибо.
В Украине в 1997-2002 годах, одна ушлая компания (по организации свадебных торжеств), завезла 30 таких вот автомобилей в исполнении 124 кузова, удлиненных, 6-ти дверных, которые как раз эксплуатировались ранее в такси. Средние двери они (на автосервисе) сделали "глухими" (без признаков того, что ранее это была дверь), средний ряд сидений убрали. После этого они в рекламе указали что это лимузины. Народ сходил с ума..)) Все хотели на свадьбу ЛИМУЗИН.! Ну вот и катали их на таких "Лимузинах" ..))