Вот это — поворот. Как мы делаем умный навигационный интерфейс

Руководитель «Яндекс.Навигатора» Михаил Высоковский — о том, что такое принцип контекстности и как он будет решать проблемы водителей.

По мере того, как умнеют автомобили, совершенствуются и системы навигации. Требования к ним постоянно растут: мало просто построить маршрут до нужного места, сегодня автомобилист ожидает, что навигатор будет показывать лежачие полицейские, шлагбаумы, предупреждать об ограничениях скорости и всячески помогать во время поездки.

Но обилие данных затрудняет восприятие информации на экране, и считать нужную информацию за доли секунды, — а часто именно столько водитель может позволить себе на дороге — непросто.

Другая проблема — в некоторых ситуациях сложно соотнести карту с реальной местностью. Например, навигатор говорит вам, что на развязке нужно повернуть направо, но перед вами три поворота, все они, в общем, ведут направо. Куда поворачивать — вопрос.

А если голосом?

Одно из решений — голосовые интерфейсы. Именно навигаторы были теми сервисами, которые в числе первых стали использовать эту технологию. Так, в «Яндекс.Навигаторе» можно продиктовать название улицы, включить голосовые подсказки от известных дикторов, пообщаться с «Алисой» или спросить, сколько еще стоять в пробке.

Все хоть раз в жизни слышали: «Через 300 метров поверните направо». В последние годы «Яндекс.Навигатор» научился не только давать подсказки, но и понимать наши команды. Навигатору можно сказать «поехали домой» или попросить найти ближайшую АЗС, и он прекрасно разберётся.

Однако не всегда сложные места удобно объяснять голосом. Как в случае, например, с Таганской площадью в Москве. Каждый водитель в столице знает, что это один из самых адских участков в городе, а фраза «строй маршрут как угодно, главное не заезжай на Таганскую площадь» — в топе распространенных советов для новичков.

Из одной точки здесь расходится несколько магистралей, множество съездов и ответвлений расположены очень близко друг к другу. Мы проводили несколько исследований на этом участке, которые показывают, что объяснение голосом получается слишком долгим, зачастую человек успевает проехать нужный съезд.

В этом случае схема развязки намного нагляднее. Многие люди лучше воспринимают визуальную информацию, им проще бросить взгляд на экран, чтобы быстро понять, куда двигаться дальше. Как уже было сказано выше, часто данных на экране слишком много. Чтобы не путать пользователя за рулем в многообразии обозначений, мы переосмыслили наш подход к интерфейсу и решили его оптимизировать.

То, что нужно, там, где нужно

На старте мы сформулировали несколько правил. Первое: на экране нужно показывать только то, что актуально в данный момент, чтобы пользователь не терялся и мог быстро сориентироваться в ситуации. Второе: надо показывать информацию прямо там, где это нужно водителю, чтобы минимизировать сложности ориентирования по карте.

Получается, чтобы быть полезной и не отвлекать водителя от дороги, навигация должна быть такой, над которой не надо думать. То есть быть нативной и максимально контекстной ситуации. Такой подход мы назвали правилами контекстности. С его помощью мы хотим сделать так, чтобы на навигацию тратилось меньше времени и внимания.

Именно по этому пути идет развитие всех навигационных систем в мире, причем многие экспериментируют с аппаратными средствами: проецируют маршрут прямо на лобовое стекло автомобиля. Правда, для этого нужно довольно мощное оборудование. Пока сложно представить, что оно вытеснит имеющийся у всех экран смартфона или бортового компьютера.

Continental Augmented Reality HUD

Этим летом мы приступили к тестированию нового интерфейса, созданного по правилам контекста. Он уже доступен широкому кругу пользователей: на всех устройствах с iOS, а с сегодняшнего дня и всем пользователям «Навигатора» на Android.

Вот что теперь видят пользователи.

Контекстные кнопки

Самое очевидное, на чём нужно сконцентрировать внимание водителя — следующий маневр. Кнопки приближения, опций и прочих настроек занимают много места по бокам экрана, отвлекая от важных подсказок и маршрута. В режиме контекстности кнопки пропадают с экрана во время движения и возвращаются по прикосновению в любое место экрана.

Дальше мы планируем добавлять проактивные виджеты, которые помогут пользователю в зависимости от этапа поездки и текущей задачи. Например, навигатор поймёт, что вы приехали, и сам предложит выбрать парковку.

Трансформируем панель маршрута

Панель в верхней части приложения одновременно показывает, сколько метров осталось до поворота, в какую он будет сторону, а также время прибытия, текущий балл пробок, ограничение скорости, текущую скорость, следующую улицу и иногда что-то ещё. В общем, много информации.

Панель занимает от четверти до трети экрана: закрывает карту и рассеивает внимание водителя. Мы провели эксперимент: в буквальном смысле заклеили эту панель изолентой — так, чтобы осталась видна только карта и проложенный на ней маршрут — и поехали кататься с пользователями по городу. Это оказалось вполне комфортно для водителей, лишь в некоторых местах, где дорога раздваивается и одновременно поворачивает, возникали проблемы — считать такой маневр только по линии на карте сложно.

В итоге мы переработали интерфейс и вынесли обозначение манёвра из верхней панели прямо на линию маршрута. Теперь можно понять, куда и когда поворачивать, не переключая внимания.

Динамическая карта

Контекстной времени и месту может быть не только следующий манёвр на линии маршрута, но и сама карта, которая теперь занимает весь экран. Мы хотим научить её подстраиваться под то, что в эту минуту важно человеку за рулём.

По ходу движения водителю не нужны на карте все объекты: здания, шлагбаумы, организациии и другие. Но есть точки, которые служат ориентирами на конкретном маршруте, а есть те, которые к нему не относятся. Двигаясь по проспекту, водитель не интересуется шлагбаумами во дворах по сторонам улицы, значит, их не надо показывать. А вот какую-нибудь высотку, после которой ему поворачивать, подсветить нужно.

Или по курсу — сложная развязка со множеством ответвлений. Дороги могут быть разного масштаба, начинаться практически в одном месте и быть сложно отделимы друг от друга при беглом взгляде на экран. В этой ситуации карта также должна подстроиться — и явно выделить дороги, которые важны в данный момент, а остальные приглушить.

Тема контекстности не исчерпывается этими возможностями — мы продолжаем развивать контекстность в навигаторе и делать так, чтобы он решал еще больше задаче в дороге, и показывал то, что нужно в данный момент.

0
124 комментария
Написать комментарий...
Андрей Федоров

Поддерживаю. Если вдруг это правда из яндекса читает кто-то - Я часто нарушаю на автобусной полосе. И иногда синее окно с указателем поворота наглухо перекрывает указатели камер, так что на них нажать нельзя, чтобы понять, на что камера - на скорость или полосу. Хорошо, что оно поверх всего, но возможность нажать «под него» оставьте) Случай редкий наверное, но все же) всем vc сделаем сервис лучше))

Ответить
Развернуть ветку
Serg Guslyarov

хаха, хуесос гоняет по автобусной полосе и жалуется что не может увидеть где тут камера на полосу... отличный кейс...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Следи за словами. Можешь быть несогласен 1000 раз, но базар фильтруй.

Ответить
Развернуть ветку
Serg Guslyarov

Согласен с вами, утверждение что вы хуесос было голословным с моей стороны.
Вы скорее всего пидарас, ибо все обочечники пидоры, а вы любите гонять по автобусной полосе, поэтому с большой степенью вероятности являетесь пидором а не банальным хуесосом. То есть глубина вашего падения несколько глубже и шире, ну вы понимаете о чем я...
Всего хорошего!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

В такие моменты задумываешься о том, что за репосты присаживаются не просто так. Я бы тебе ебало бы разбил за такие слова. Почитал твои комментарии, один хейт. Вот ты и радуешься своим 33 плюсам.
Ты терпила, который стоит в пробке 20 минут, чтобы потом повернуть. А я проверяю камеру, вылетаю на автобусную и экономлю своё время.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Просто интернет - вседозволенности пространство. Один в вк сидит пропогандирует убийства, а один хуесосом на виси обзывается) Тут все можно. Я привык за базар отвечать, он нет. Он терпила, я нет. Он хуесос, я нет) все просто. Никто не попытался разобраться в вопросе, просто поддержали оскорбления) может я криво описал ситуацию. «Довольно часто нарушаю». Я каждый день на работу доезжаю за час с хвостиком. Не пользовался бы автобусной полосой, ехал бы больше 2ух. Да, я каждый день чувствую на себе этот хейт, который и тут появился. Но все в одинаковых условиях. Смотрите камеры, опасайтесь ДПС.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Ах, ладно, задел соблюдающих ПДД. Я ответил на счёт этого где то ниже. ПДД я соблюдаю, иногда нарушаю автобусную полосу.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Речь не только о ПДД. А о законе в целом. Вам вряд ли хочется, что бы в основном соблюдали закон, а иногда нет. Например, в основном платили зарплату по трудовому договору, а иногда нет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Зачем нужны ПДД? Чтобы обезопасить всех участников дорожного движения. Зачем нужна автобусная полоса? Чтобы общественный транспорт мог спокойно ехать. Я не мешаю ни первому пункту, ни второму. В чем проблема?
И если уж пошло на то, я против полного соблюдения закона. Я против правил на работе, которые заставляют тебя сидеть до конца рабочего дня с КПД равным 0. Если забыть про законы и просто взглянуть на ленинский из 4 полос, 1 из которых автобусная пустая стоит, а 3 ряда в глухой пробке из за перекрытия. Что ты будешь делать? Быть законопослушным и стоять? Или нарушать и быть чуточку умнее?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Спасибо, Андрей, за то что научили быть "чуточку умнее". Ведь остальные не едут по автобусной полосе, потому что не смогли догадаться до этого. Ну не хватает смекалки. Тупые, что уж там.
Вы же понимаете, что рассуждаете как АУЕ? Зачем работать каждый день? Можно быть "чуточку умнее" и отнять кошелек вечерком у терпилы-работяги.
Вы же нарушаете ПДД только потому что наказание за это для вас не слишком существенно. Вот вы выше в комментах выразили мнение, что бить ебало это адекватное и справедливое наказание. Так представьте, что каждый раз за выезд на автобусную не по правилам вас бы отчаянно лупили по лицу группа товарищей. Думаю, больше одного, хотя ладно, для вас двух, раз бы хватило, что бы даже в соседней полосе уже не ехать абы что.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Дмитрий, вы совсем обобщаете. Я не топлю за понятия, я не был на зоне и их не знаю. АУЕ для меня непонятная хрень) Я живу по человеческим понятиям. И да, я так воспитан, что я скорее на оскорбление ударю, чем пойду заявление писать) Проблему то решать надо. Украсть у другого - создать проблему. Неужели приведённые мной примеры непонятны? Разворачивайся через две сплошные на свой страх и риск, если это никому не мешает, а тебе это сэкономит 15 минут)
И у вас сложилось мнение, что я обезбашенный псих, летающий по автобусным, хотя это даже близко не так. Я руководствуюсь исключительно здравым смыслом.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

"Разворачивайся через две сплошные на свой страх и риск, если это никому не мешает, а тебе это сэкономит 15 минут)"

ещё один шедевр. как вам права дали то не объяснив главного?) смысл всех этих ограничений в культивации вашей дисциплины, иначе в конечном итоге если распространить на всех такую смекалку то будет авария на аварии. когда вы один такой то да, всё збс, но в следующий раз вы "заедете на автобусную полосу" в тот момент когда кто-то "разворачивается через двойную сплошную" и будет массовый завал.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Ок

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Конечно стоять, чтобы своими корытами не загородить еще и полосу для общественного транспорта, в котором тоже ездят люди и тоже могут торопиться. Из-за пидоров, думающих только о себе, мы и живем в говне.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Прочитай мои комментарии, где то отвечал на это. Не перекрываю автобусам и даже такси ничего. Или у вас в голове не укладывается, как возможно ехать по автобусной и не мешать другим?

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Ты может и не перекрываешь, но топишь за то, что все стадо и стоят терпят, а ты один нормальный хуяришь по выделенке. Если следуя твоей альфа-логике все "терпилы" захотят быть такими же "нормальными", как ты, то коллапс (или пиздец, называй как хочешь) настанет мгновенно. Так же рассуждают уебки-обочники, те, кто перестраивается без поворотников, те, кто паркуется на зебрах и все остальные, кого можно назвать долбоебом, когда едешь в потоке.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федоров

Да, я был не прав, когда назвал его терпилой за то, что он порядочно стоит в общем потоке. Я тогда и себя назвал терпилой) Потому что в 90% случаях я тоже стою по правилам и жду. Там, где я езжу каждый день и знаю, что не создам препятствий для движения, я нарушаю. Вот и все. А все, кого вы перечислили в конце, и в правду долбоебы.
Терпилой я его назвал за затаенную обиду и отсутствие уважения к незнакомому человеку. И за то что он в жизни этого не повторит.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

"Если забыть про законы и просто взглянуть на ленинский из 4 полос, 1 из которых автобусная пустая стоит, а 3 ряда в глухой пробке из за перекрытия. Что ты будешь делать?"

сесть в автобус, очевидно же. есть предел автомобилизации города, выделенной полосой, платной парковкой, отсутствием парковки происходит регуляция численности автотранспорта. иначе каждый бы купил и был настоящий адъ в городе. так то не просто так вы стоите в пробке, а потому что вы и есть причина этой пробки, если любите сидеть в авто - сидите)

Ответить
Развернуть ветку
121 комментарий
Раскрывать всегда