{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Водить люблю, а обслуживать машину — нет»: житель Минска сделал приложение-карту со всеми машинами каршеринга в городе Статьи редакции

Разработчик сarShare Тимофей Величко рассказал dev.by, зачем нужно ещё одно сервисное приложение и какова жизнь белорусского пользователя каршеринга.

«Люблю проблемы решать, а рутинные задачи меня бесят»

— Водить я люблю, а своей машины нет. Раньше была, но я устал её обслуживать. Заправлять, менять резину, ремонтировать — вся эта бытовуха меня замучила и я решил отказаться от авто. Но любовь к вождению не прошла, это для меня элемент расслабления. Помню, в день свадьбы просыпаюсь утром, и чувствую — волнуюсь. Обычно я очень спокойный, а тут мандраж беспричинный, чуть не до тряски. Накануне мы договорились с невестой, что я заеду за ней домой. Сажусь за руль — проезжаю километр, и всё, я спокоен, — говорит Тимофей.

Идея создать приложение-надстройку к каршеринговым сервисам пришла Тимофею вместе с новостями о скором приходе в Минск второго оператора

— Я люблю проблемы решать, а рутинные задачи меня бесят. Чтобы заказать машину, надо сначала зайти в приложение одного оператора, подождать, пока оно загрузится, посмотреть, есть ли рядом машина.

Допустим, захожу в Anytime, вижу, что ближайшая машина — на метро «Петровщина», это далековато. Захожу в «Везуху», там ближайшая на «Михалово» — вообще далеко, значит, мне надо вернуться в Anytime, чтобы забронировать первое авто. Это неудобно. Появилась идея создать приложение, которое бы показывало машины всех сервисов на одной карте, — объясняет разработчик.

В конце июля Тимофей сел за разработку iOS-приложения, а в конце августа залил его в App Store. Чистого времени на разработку понадобилось около 60 часов.

— Приложение небольшое, все этапы мне были понятны, оставалось только сесть и написать, — говорит Тимофей. — По сути, мне надо было лишь собрать данные с операторов и отдать на выход в приложение. Единственный момент: так как я iOS-разработчик, нужен был сервер. Напрямую слать запросы на серверы операторов не очень хорошо с точки зрения архитектуры приложения, поэтому тут требовалось комплексное решение, которое бы возвращало комплексные данные со всех операторов. Для этого я воспользовался платформой Google Firebase, которая даёт простые методы для разработки серверов таким, как я, не сильно в этом «шарящим».

Всего приложение объединило три сервиса: два действующих (Anytime и «Везуха») и один в стадии подготовки (West Group). Доступный автопарк — около 100 единиц (машины нового оператора, которые уже отображаются на карте, но еще недоступны для аренды, не в счёт). Отсюда и скромные результаты скачивания: всего около тысячи для обеих версий приложения.

«Если готовы поработать за звездочки в сторе, я буду рад»

После релиза iOS-версии инициативу Тимофея поддержали тестировщик Андрей Шевцов и Android-разработчик Алексей Захаренко. Захаренко за пару-тройку недель сделал Android-версию сarShare.

Я говорю: ничего не обещаю, но если вы готовы поработать за звёздочки в сторе, то я всегда рад новым людям.

Кроме этого, Тимофея поддержали родные и друзья. Сестра сделала дизайн приложения, жена занялась продвижением в Instagram, друг-юрист помог с написанием политики конфиденциальности — обязательной перед заливкой в онлайн-магазин.

— Посмотрел полиси к другим приложениям, а там документы на шести страницах, куча слов! Для меня это был тёмный лес, поэтому я сразу обратился к товарищу. Он почитал, покопал и выдал документ для нашего приложения: что оно использует, какие данные хранит, как обрабатывает, — говорит Величко.

Ещё один человек следит за каналом в Telegram, который объединяет около 600 пользователей минского каршеринга.

— Там публикуют и обсуждают новости каршеринга, за день набегает до тысячи сообщений, — объясняет разработчик, — Я не в состоянии отследить такое количество сообщений, поэтому товарищ помогает с обработкой этого потока и вычленением чего-то полезного. Может, кто-то сделает хорошее предложение для фичи или найдет баг в приложении.

«Что возьмёте: Volkswagen Polo с почти пустым баком или Ravon R2 c полным?»

— То ли дело в Москве, там около 15 операторов, на каждом перекрёстке стоит по 2-3 машины, — говорит разработчик. — Для Москвы такое приложение, как моё, очень актуально. И там есть аналогичный агрегатор. Но по-моему, он уступает нашему в качестве реализации и производительности. В московском приложении не очень хорошо оптимизирована работа с большим количеством элементов, и из-за этого оно подтормаживает. Но ключевая разница в том, что наше приложение основано на картах «Яндекса», а московский агрегатор (как и приложения минских операторов) — на Google Maps.

— Зачастую бывает так, что машина стоит в двух минутах ходьбы, но Google прокладывает путь в обход и показывает время пути 10 минут. «Яндекс» же в нашем регионе, напротив, очень точно прокладывает маршруты. В перспективе можно задуматься об отображении в нашем приложении московских машин, однако без бизнес-модели в этом нет смысла.

Тимофей не скрывает, что бизнес-навыков его команде очень не хватает. И так как чёткого плана по продвижению и монетизации продукта у команды разработчиков нет, то и стартапом они себя не считают. На вопрос, знают ли минские операторы каршеринга о приложении-агрегаторе, Тимофей простодушно отвечает: «Не знаю». Контактировать с компаниями он не пробовал.

Хотя дальнейшие расспросы показывают, что видение способов монетизации у разработчика есть. Во-первых, привлечение новых операторов и взимание с них платы за размещение в сервисе. Прежде всего это должно работать с небольшими игроками, чьи приложения пользователям будет не очень интересно скачивать заблаговременно. Другое дело, если машина обнаружена поблизости и агрегатор автоматически ведёт по ссылке в онлайн-магазин.

Во-вторых, продажа операторам обезличенной аналитики. Эту идею Тимофею подсказал Даниэль Волков, инженер компании Navek Soft. Например, пользователь открывает приложение и видит рядом два авто — Volkswagen Polo с почти пустым баком и Ravon R2 c полным. По правилам каршеринга, нельзя оставлять машину с пустым баком — надо ехать на заправку, соответственно, терять время. Что выберет пользователь? Эта информация может быть интересна оператору.

В-третьих, возможно сотрудничество с сервисами такси. Допустим, приложение показывает, что рядом нет доступной машины, в то же время появляется баннер, предлагающий вызвать такси. До ближайшей машины — 30 минут пешком, а такси может прибыть уже через 3 минуты.

— Конечно, когда возникают такие идеи, хочется завоевать мир: кажется, вот сейчас начну сотрудничать с каршеринговыми сервисами, первых добавлю бесплатно, а с новых операторов буду брать деньги. Но пока эти перспективы туманны. Поэтому пока просто пользуюсь приложением сам и даю другим — народу нравится, отзывы пишут хорошие. В то же время людям, которые бы привнесли бизнес-составляющую в этот проект, я был бы рад, — говорит разработчик.

Тем не менее работу над приложением Тимофей и его команда не останавливают. Сейчас, например, трудятся над фичей под условным названием «радар».

— Допустим, я хочу куда-то уехать, но прямо сейчас машины нет, — объясняет он. — Я включаю опцию, задаю радиус, закрываю приложение, забываю и спокойно работаю. Сервер запоминает мою локацию, непрерывно проверяет, не появилась ли машина в заданной зоне. И если она появляется, присылает нотификацию на телефон. С учётом того, что машин в Минске пока мало, это будет чуть ли не киллер-фича.

Причём не факт, что такая фича появится у самих операторов. Дело в том, что у них приложения — шаблонные, от производителя софта, поставляющего коробочные решения для каршеринга. Цвета и логотипы в них под каждого заказчика свои, а функционал и пользовательский опыт — одинаковые. Чтобы запилить новую фичу, надо специально просить об этом провайдера.

В идеальном приложении-агрегаторе можно не только увидеть местоположение машин и их характеристики, но также забронировать и открыть авто. Но такой функционал требует доступа к закрытым пользовательским данным, а значит, глубокой интеграции с операторами.

— Возможно, в будущем, если удача нам улыбнётся, мы сделаем единую базу клиентов и единую точку входа — это было бы вообще шикарно.

«Мечтаю поехать из Минска в Гомель и там оставить машину»

Сам Тимофей пользуется каршерингом примерно раз в неделю: когда утром поблизости от дома находится авто и если удаётся избежать поездки в час пик.

— Иногда выходит дешевле, чем такси, — говорит Тимофей. — Например, из дома в Лошице до Петровщины выходит 4 рубля. Но если попадаешь в пробку, то «попадаешь»: стоишь, а денежки капают. И на обочине машину не кинешь: за неправильную парковку предусмотрены штрафы. Из других ограничений: не стоит ехать в центр, если не знаешь наверняка, что у тебя будет место парковки. Иначе можешь крутиться там 20 минут и не припарковаться.

На правах регулярного пользователя и популяризатора каршеринга Тимофей поделился своими пожеланиями к развивающимся минским сервисам:

  • Увеличить количество машин. «До скольких? Не знаю. Я хочу, чтобы машина была здесь и сейчас. Давайте сравним с Москвой: там на 12,5 млн человек 6,5 тысяч машин. В Минске население в шесть раз меньше, значит, автомобилей должно быть около тысячи».
  • Снизить цены. «В Минске минута использования автомобиля стоит 29 копеек, в Москве — 7-8 рублей, то есть примерно 23 копейки. Это на 20% дешевле, большая разница».
  • Разнообразить тарифы. «Сейчас есть варианты суточных тарифов, а хотелось бы ещё опций на поминутные тарифы: например, ночью дешевле, чем днём. Или чтобы была система динамических цен, как в Uber».
  • Развивать сервис в регионах. «Сейчас я могу кататься на арендованном авто по всей стране, но оставить его могу только в Минске. Я родом из Гомеля, когда надо что-нибудь перевезти в родной город, это всегда загвоздка. Хочется, чтобы была возможность нагрузить машину, поехать в областной центр и там её оставить. И не только в областных центрах, но и в других городах».

— Я понимаю, что на белорусском рынке эти пожелания реализовать очень сложно, нужны огромные инвестиции. Но в идеальном мире я вижу каршеринг заменой личному транспорту, — говорит Тимофей.

Статьи по теме:

  • Не латаете дыры — тогда мы идём в СМИ. Как «белые шляпы» строят кибербезопасность в Казахстане.
  • «Если десижн мейкер не очень умён, вы масштабируете не продукт, а глупость». Большая беседа с Chief Decision Scientist в Google про машинное обучение и принятие решений.
0
24 комментария
Написать комментарий...
AS

Я хз на каком ведре ездил Тимофей, чтобы его обслуживание нервировало больше, чем осознание того, что ты можешь тупо не найти каршеринговую тачку (разобрали все в час пик).

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Это важно в случае, что он разработчик?

Ответить
Развернуть ветку
AS

А при чём тут разработчик или нет? Я ведь не говорю, что приложение бесполезное — то, что он сделал, как раз круто. Меня смутили только сомнительные выводы на счёт того, что собственное авто — более беспокойный вариант, чем каршеринг.

Ответить
Развернуть ветку
FooWarrior

В Москве полтора оператора каршеринга. По моим ощущениям на текущий момент Яндекс драйв имеет столько машин, сколько все остальные вместе взятые. На подстраховку можно иметь Белку, Делимобиль и Youdrive.

При таком рынке, агрегатор каршеринга может появится только авторитарным решением московских властей. Раньше лидером была Белка и они боролись с аггрегаторами всеми средствами. Внезапно для всех, Белка стала второстепенным игроком, а договариваться они не хотели.

Позиция аггрегатора в каршеринге слабая. Есть несколько крупных игроков которые диктуют условия. Это не тысячи таксопарков, где их можно "построить".

Думаю, аггрегатор сделать не получится, крупные каршеринговые компании будут максимально препятствовать бизнесу.

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Полтора десятка наверное имелось ввиду?
Ну и не совсем больше. У яндекса на около 1к больше белки и он топ, да. У юдрайва со всеми карпулом довольно много. Делимобиля тоже относительно много.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

О чем я и говорил. Хз чего минусов накидали.
Кстати не за полгода. Они запустились только в феврале, так что им в целом чуть больше полугода.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Котенко

У Яндекс Драйв, Белки и YouDrive минимальный стаж — 2 года, тогда как у TimCar, Lifcar, Карусель, Anytime, которые вы не назвали и которых тоже в сумме много на карте, минимальный стаж — 0 или 1 год, что прибавляет ещё часть пользователей. Плюс если у вас много мелких подключено, вы можете пользоваться агрегатором и быстро находить машину безо всяких подстраховок.

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

лукавый заголовок
если ты ЛЮБИШЬ водить (а не просто испытываешь необходимость перемещаться на машине, то ты покупаешь бмв или ауди, она у тебя чистенькая, мощненькая и быстро ездит
а в каршеринге ты ездишь на пластмассовых овощах - тут нет места любви )

Ответить
Развернуть ветку
FooWarrior

Забыли сказать что стоимость владения 50-100 т.р. в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

я ничего не забыл
я отмечаю, каршеринг это просто про вынужденное перемещение из точки а в точку б, а не про любовь к вождению, без любви к обслуживанию

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

чорний бе ен ве.. тьфу

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

бессмысленный комментарий, тьфу

Ответить
Развернуть ветку
GS

"Водить я люблю, а своей машины нет. Раньше была, но я устал её обслуживать."
- может попробовать купить новую А/М?
За 15 лет проблем с обслуживанием авто почти нет, причем были разные марки: Opel, VW, Hyundai, Kia.
В среднем - 4 года на один авто. Из бывалых проблем (за исключением Opel - с ним действительно намучался) - смена резины два раза в год (зима/лето), пару раз - пробитое колесо, плановое ТО, да замена лампочек. Зато каршэринг в последнее время стал излишне популярен - авто либо битые, с горящим индикатором движка (привет Делимобиль), либо отсутствие авто в центре города (привет заКАД) - поэтому сейчас каршеринг - вещь более ненадежная, чем маршрутка.

Ответить
Развернуть ветку
FooWarrior

Заправлять - это тоже обслуживание. Для новой машины ТО раз-два в год, страхование, шиномонтаж. Не то чтобы очень сложно, но без этого дыло бы лучше. Я очень не люблю заправлять каршеринг

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Makhalov

Такой сервис, позволяющий видеть, искать и находить на карте машины самых разных каршерингов, был бы безусловно удобен.
Но вот почему в таком случае такого до сих пор нет абсолютно по всем игрокам рынка такси? Запилили бы в едином приложении как в тройке агрегаторов Яндекс.Такси, Uber, Gett, так и таксопарки, которые в них не вошли, если я не ошибаюсь, это Везёт, Мостакси, Мегаполис, Максим, Rutaxi, Ситимобил и др., которые точно не работают в первой тройке. Тот софт, что представлен в App Store - херня полная.

Ответить
Развернуть ветку
Адель Назиров
Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Меня, как разработчика, всегда интересует, откуда они берут данные для приложений, подобных этому, когда у компаний нет открытых API. Просто через реверс-инжиниринг берут и начинают использовать API самих приложений с их ключами? А это вообще законно в долгосрочной перспективе? :)

Ответить
Развернуть ветку
Коля Капелькин

Канал от группы сложно отличить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

вот такой стартап по столице был https://inc.hse.ru/startups/fleetmap
по ходу дела, не потянули эти.
где-то еще видел.
но идея верная.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гарустович

По Москве, например, рабочий sharedcars.live, я им пользуюсь

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

тем паче возникают вопросы к таковым "новым" стартапам, как я по ссылке привел, и недавно на стартапдей в Питере вроде бы тоже было что-то подобное.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда