«Компании сознательно работают в минус»: на чём строится бизнес каршеринговых сервисов в России
Статьи редакции
И получится ли у нового сервиса занять долю рынка — мнения представителей BelkaCar, YouDrive, «Яндекс.Драйва» и других компаний.
Рынок каршеринга сегодня
В исследовании от 20 сентября 2018 года компания JPMorgan назвала московский рынок каршеринга самым быстроразвивающимся в мире. На один автомобиль приходится 1082 москвича. За 2018 год пользователи совершили более 12 млн поездок (около 60 тысяч в день), что почти в два раза больше, чем за весь 2017 год.
Сегодня в Москве работает 15 сервисов, общий автопарк составляет около 11,5 тысяч машин. В исследовании говорится, что московское правительство планирует увеличить парк автомобилей до 25 тысяч машин.
Сколько стоит каршеринг в России
Как работают сервисы в Москве
По словам экспертов, основная бизнес-модель, по которой работают сервисы, — плата пользователей за аренду автомобиля. Дополнительная монетизация — размещение рекламы на авто, однако это доли процентов от общей выручки.
Чтобы максимизировать выручку с автомобиля, необходимо постоянно увеличивать количество поездок на каждом юните, сокращая время простоя автомобиля между арендами, рассказали в YouDrive.
По мнению представителей YouDrive, основной показатель для определения успешности бизнеса — время использования автомобиля в течение суток. Так как все поездки в среднем короткие, на первый план выходит минимальное время простоя. Остальные факторы, например, плотность движения, погодные условия, спрос, играют меньшее значение.
По словам экспертов, в большинстве случаев операторы берут автомобили в операционный лизинг. Некоторые сервисы совмещают операционный с финансовым лизингом по схеме 50 на 50.
В зависимости от договоренности с автодилерами у каждого сервиса своя скидка на машины от 10 до 15%, возможны другие индивидуальные условия при покупке большого количества автопарка. Есть также небольшое количество сервисов, которые покупали машины на старте.
Стоимость парковки для одного автомобиля большинства сервисов в Москве фиксированная, составляет около 30 тысяч рублей в год. Однако некоторые компании смогли приобрести льготные разрешения на парковку в столице. Сейчас цена такого разрешения для владельцев сервисов — 24 тысячи рублей. Для пользователей сервисов парковка бесплатна.
Согласно требованиям к автомобилям каршеринга со стороны департамента транспорта, срок службы не может превышать трёх лет. После этого срока их выставляют на продажу либо лизинговые компании, либо сами операторы. В регионах такие ограничения пока не действуют, потому сервисы могут использовать машины дольше трех лет.
Оптимизация бизнес-процессов у операторов
По мнению экспертов, самый дешевый вариант использования сервиса для пользователей — поездки в вечернее и ночное время, когда пробок нет. При свободном движении время в пути сокращается, а значит, клиент платит меньше.
Владение собственным автомобилем дороже, чем использование каршеринга, так как необходимо учитывать все затраты, включая налоговую нагрузку, сервисное обслуживание, страхование, амортизацию автомобиля и так далее, считают эксперты.
Цены на каршеринг в период акций начинаются от 3 рублей за минуту, отмечают эксперты. Средний тариф составляет 9 рублей в минуту — то есть около 500 рублей в час. Стоимость двадцатиминутной поездки — 180 рублей, что ниже стоимости поездки на такси.
Для оптимизации бизнеса операторам каршеринга необходимо постоянно думать о нескольких факторах: о ремонте автомобилей — обслуживаться у официальных или неофициальных дилеров либо брать механиков в штат, как уже делают некоторые сервисы, — а также о скидках и индивидуальных договоренностях с топливными компаниями.
Большое значение для эффективности бизнеса имеет развитие и разработка внутренней технологической платформы.
В «Делимобиле» рассказали, что большую часть сервисных работ они производят сами. Потому в штате сервиса есть механики, заправщики и мойщики, перегонщики автомобилей. По словам компании, это позволяет оптимизировать обслуживание парка автомобилей, держать большую часть машин в городе, а не в очереди на ремонт у партнера.
Некоторые сервисы вводят ограничения по пробегу в суточные тарифы, лимиты на расстояние. Например, «Делимобиль» ввел лимит на утреннее время — арендовать машину за 3 рубля можно только с шести до восьми часов утра.
Как будет меняться рынок
Размер мирового рынка каршеринга в 2017 году составил более $1,5 млрд, а размер парка — более 100 тысяч автомобилей. В период с 2018 по 2024 год число компаний вырастет на 20%.
Согласно исследованию Global Market Insights, совместное использование автомобилей, а также переход на электрокары и гибридные автомобили позволяют сократить выброс углекислого газа в воздух на 10%.
По данным исследования, интеграция передовых технологий в автомобили для повышения качества услуг будет способствовать росту рынка. Сервисы каршеринга работают в таких направлениях, как смарт-карты и RFID-метки, позволяющие идентифицировать водителей.
Эксперты отмечают, что сервисы каршеринга зависят от политики правительства, которое может ввести дополнительные налоги на имущество или изменить законодательство, исходя из складывающейся динамики рынка. Потому государственная поддержка этого направления важна на локальных и федеральных уровнях.
За границей в отрасли уже появляются отраслевые органы, которые выступают в качестве посредников между властью и компаниями. Например, CarSharing Association, BCS и Car Plus. Эти органы устанавливают правила и принципы, регулирующие отношения между операторами и правительством, сообщается в отчете Global Market Insights.
Что нужно для своего каршеринга
По словам представителей ГК «АвтоСпецЦентр», оптимальный период окупаемости: 10-20 месяцев. Весь полученный доход будет уходить на лизинговые платежи, рекламные кампании и так далее. По мнению экспертов, в каршеринге на прибыль негативно влияют вандализм и возможный угон автомобиля, серьезные аварии, поломки и ремонт.
Запустить сейчас еще один каршеринг в Москве будет сложно, так как рынок уже перенасыщен, считают в YouDrive.
А почему на рынке нет приложения агрегатора по всем 15 сервисам? Разве не было бы удобно находить абсолютно все автомобили рядом с собой и бронировать их через одно приложение, а не перепрыгивать из одного приложения в другое.
Как думаете это было бы интересно для существующих каршеринговых сервисов? Они платили бы фиксированную коммиссию за лид, либо % от чека и уменьшали бы % простаивающих автомобилей.
Как думаете это интересная идея или я что-то упускаю?
Такие приложения уже были. Но потом из них стали выходить крупные игроки, например Делимобиль. Он просто запретил отображать там свои машины, так как терял клиентов в виду большой конкуренции на общей карте. Ему выгодно, что бы заходили именно в его приложение
И сейчас вообще не осталось никаких агрегаторов? Это логично, что делимобиль терял клиентов на общей карте из-за конкуренции, но что если за это дело возьмется игрок у которого нет своего автопарка и который не заинтересован им владеть и соответсвенно обслуживать его. Он хочет зарабатывать только на посредничестве и предоставлять максимально удобный UX для конечного потребителя.
Задавая все эти вопросы я пытаюсь выяснить на сколько это жизнеспособная идея, есть ли у нее будущее и какие-нибудь уже работающие примеры.
Также инетересно узнать на сколько это сложно в реализации, тк у всех этих сервисов нет открытого API и как охотно сервисы открывают к нему доступ.
Агегаторы есть. В маркетах приложений можно их найти. Один из них-это яндекс транспорт. Он тоже показывает каршеринги. Посредник здесь в не выгодной ситуации-ведь операторы могут потребовать удалить их машины с карты и все-ничего не поделать
Так речь идет об агрегаторах, через которые можно арендовать автомобиль либо сервиса, а не просто отслеживать местонахождение авто на карте (про существование таких я в курсе).
А почему на рынке нет приложения агрегатора по всем 15 сервисам? Разве не было бы удобно находить абсолютно все автомобили рядом с собой и бронировать их через одно приложение, а не перепрыгивать из одного приложения в другое.
Как думаете это было бы интересно для существующих каршеринговых сервисов? Они платили бы фиксированную коммиссию за лид, либо % от чека и уменьшали бы % простаивающих автомобилей.
Как думаете это интересная идея или я что-то упускаю?
Такие приложения уже были. Но потом из них стали выходить крупные игроки, например Делимобиль. Он просто запретил отображать там свои машины, так как терял клиентов в виду большой конкуренции на общей карте. Ему выгодно, что бы заходили именно в его приложение
И сейчас вообще не осталось никаких агрегаторов? Это логично, что делимобиль терял клиентов на общей карте из-за конкуренции, но что если за это дело возьмется игрок у которого нет своего автопарка и который не заинтересован им владеть и соответсвенно обслуживать его. Он хочет зарабатывать только на посредничестве и предоставлять максимально удобный UX для конечного потребителя.
Задавая все эти вопросы я пытаюсь выяснить на сколько это жизнеспособная идея, есть ли у нее будущее и какие-нибудь уже работающие примеры.
Также инетересно узнать на сколько это сложно в реализации, тк у всех этих сервисов нет открытого API и как охотно сервисы открывают к нему доступ.
Агегаторы есть. В маркетах приложений можно их найти. Один из них-это яндекс транспорт. Он тоже показывает каршеринги. Посредник здесь в не выгодной ситуации-ведь операторы могут потребовать удалить их машины с карты и все-ничего не поделать
Так речь идет об агрегаторах, через которые можно арендовать автомобиль либо сервиса, а не просто отслеживать местонахождение авто на карте (про существование таких я в курсе).
Нежизнеспособная. Агрегатор взлетает там, где нужно агрегировать тысячи игроков. А тут их пара десятков. Крупным игрокам агрегатор нафиг не нужен.