Бесплатный общественный транспорт: эксперимент во французском Дюнкерке Статьи редакции

Конспект статьи The Guardian о том, зачем город отказался от платы за проезд и как это отразилось на жизни горожан.

Городской автобус

Полтора месяца назад Дюнкерк, население которого составляет 200 тысяч человек, стал самым большим городом Европы с бесплатным общественным транспортом. Бесплатно могут ездить не только местные жители, но и туристы.

На реформу Дюнкерк вдохновил опыт Таллина, который в 2013 году стал первым европейским городом с бесплатной сетью муниципального транспорта. Там передвигаться по столице без затрат могут только горожане, получившие специальную карточку.

В системе зарегистрировалось 441 тысяча человек. Раз в год власти города получают €1000 из подоходного налога каждого пользователя.

За €2 жители Таллина получают «зелёную карту» и больше не платят за проезд

Инициативы Таллина и Дюнкерка далеко не единственные в своём роде. Согласно работам Войцеха Кебловски, специалиста по городским исследованиям Брюссельского свободного университета, в 2017 году в мире насчитывалось 99 городов с бесплатным общественным транспортом: 57 в Европе, 27 в Северной Америке, 11 в Южной Америке, три в Китае и один в Австралии.

Многие из них меньше Дюнкерка и предлагают бесплатные поездки лишь в определённое время, по определённым маршрутам и определённым категориям пассажиров.

Пока что самым крупным городом с бесплатным общественным транспортом остаётся китайский Чаннин, расположенный в провинции Хунань, чье население более 800 тысяч человек. Согласно официальным данным, в день появления на улицах бесплатного транспорта число пассажиров подскочило на 60%. Также администрация города отмечает повышение мобильности среди стариков и молодёжи и укрепившееся чувство свободы.

Во Франции Дюнкерк не первый город, где не нужно тратить деньги на проезд: в Ньоре, на западе страны, бесплатные автобусы для горожан появились год назад. На некоторых маршрутах, по информации властей, количество пассажиров увеличилось на 130%. Как и в Дюнкерке, доходы от продажи билетов в Ньоре покрывали около 10% затрат на обслуживание транспортной системы.

The Guardian

По мнению мэра Дюнкерка Патриса Вергиета, для которого бесплатный общественный транспорт стал частью избирательной кампании 2014 года, проект снискал успех: количество пассажиров на отдельных маршрутах увеличилось на 85%. До введения бесплатных автобусов статистика была следующей:

  • на машинах передвигалось 65% местных жителей;
  • на автобусе — 5%;
  • на велосипеде — 1%;
  • пешком — 29%.

«Во Франции относительно бесплатного общественного транспорта множество предрассудков, один из них: бесплатное не может быть ценным. А вот научных исследований, наоборот, недостаёт», — считает мэр.

По мнению Вергиета, деньги — очевидное беспокойство. Раньше плата за проезд покрывала около €4,7 млн (10%) от затрат на годовое обслуживание автобусного парка. 60% приходилось на транспортный налог, который платят компании; остальные 30% лежали на плечах местной администрации.

После повышения налога казна получила сумму равную той, что поступала от продажи билетов. Передвижение на городском транспорте стало бесплатным, а нагрузка на домохозяйства не увеличилась.

Также власти Дюнкерка продлили автобусные маршруты, выделив отдельные полосы для общественного транспорта. Увеличился и автобусный парк — со 100 до 140 машин; некоторые работают на природном газе. Также в автобусах есть Wi-Fi и USB-порты для зарядки телефонов. Троллейбусов, трамваев и пригородных поездов в городе нет.

«Существенное увеличение пассажиропотока очень нас удивило. Теперь необходимо удержать пассажиров. Мы пытаемся изменить отношение людей к автобусам, — поделился с изданием мэр города. — Плата за проезд делала из пассажиров клиентов, пусть она и была небольшой. Её отмена сделала жителей сплочённее и вежливее. Мы, можно сказать, заново изобретаем общественное пространство».

Поездка корреспондента The Guardian во многом подтвердила слова Вергиета: пассажиры действительно очень приветливы.

Автобусы ходят часто, рассказала журналисту одна попутчица, нужно только остерегаться час пика: людей очень много. Помимо всего прочего, она может откладывать деньги, которые прежде тратила на проезд.

Другой пассажир признался журналисту, что раньше почти не пользовался общественным транспортом, так как добирался до нужного места на машине. Теперь он изменил свои привычки, чему поспособствовало, впрочем, и повышение цен на топливо.

Тем не менее у администрации Дюнкерка есть и критики. Представитель профсоюза работников общественного транспорта Клод Фоше отмечает: «То, что общественный транспорт можно сделать бесплатным для отдельных групп пассажиров, ещё можно оправдать. Но сделать его бесплатным для всех, значит, по нашему мнению, отрезать его от ресурсов, необходимых для развития».

В Париже, например, доход от продажи билетов в общественном транспорте покрывает до половины расходов на содержание. И когда мэр города Анн Идальго предложила убрать плату за проезд, экономист Фредерик Эран заявил, что эта мера бессмысленна.

«Кто же пересядет на общественный транспорт? — спрашивает Эран. — Все исследования сходятся в одном: сначала велосипедисты, затем пешеходы и только потом небольшое количество автомобилистов. Это показывает, что бесплатный транспорт — мера, направленная против пешеходов и велосипедистов и едва ли затрагивающая водителей».

Вергриет уверен, что подобные мысли — часть сложившегося предрассудка. Бесплатный общественный транспорт подходит не всем городам, признаёт мэр Дюнкерка, однако начинание полезно не только для окружающей среды и общества, но и служит жестом «солидарности» и способствует равному перераспределению богатства, нежели сокращению налогов.

«Мы подошли к делу прагматично, прежде всего соотнеся плюсы и минусы бесплатной системы общественного транспорта. В итоге мы решили, что польза перевешивает затраты. Если уж я и могу что-то посоветовать мэрам других городов, то вот мой совет: боритесь с устаревшими мнениями на счёт городских автобусов. Взгляните на ситуацию трезво, выявите достоинства и недостатки. Да, возможно, это обойдётся слишком дорого. Но на общественную справедливость и подвижность населения ценник не повесишь».

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky

Автобус Дюнкерка в час пик.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Скнарь
До введения бесплатных автобусов статистика была следующей: на машинах передвигалось 65% местных жителей; на автобусе — 5%; на велосипеде — 1%; пешком — 29%.

А статистики "после" нет. Думал это при переводе просралась часть материала. Заглянул на Гардиан - а там так через жопу изначально было написано.

В итоге - материал ни о чём.

Ответить
Развернуть ветку
Катя Розалик

предложением раньше написано же "подскочило на 60%"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вася Петров

Приятно посмотреть как развивается мир, как ведутся эксперименты, как властимущие думают о людях, нам этого так не хватает

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Rodionov

Вась, почему о тебе должен заботиться другой мужчина?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Коля Павельев

Повысили налоги для кампаний и они стали покрывать цену обслуживания автобусного парка для всех. Вот собственно и весь секрет. Так можно и на Луне галактическую стоянку бесплатной сделать, покрыв расходы за счёт рабского труда землян.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Казначеев

Однако есть разница:
- Повысить налог и за счет этих денег сделать услугу бесплатной
- Повысить налог и повысить цену на услугу
А где какой подход применяют, Вы догадаетесь сами

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitri Chik

Сравнение с Таллин(н)ом не совсем корректное. Ведь в Эстонии ты можешь быть даже

Ответить
Развернуть ветку
Александр Трубицин

По-моему это несправедливо по отношению к тем, кто не пользуется общественным транспортом, а налоги платит наравне с остальными.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Общественный транспорт должны оплачивать не все граждане, а автомобилисты. Они должны платить за право использовать в городе машину, парковаться и не ездить на общественном транспорте.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Unreal Person

Вообще не понимал этой темы с регистрацией. С какого хуя привилегии на почти все важные гос. услуги получают только люди с владением бетонной коробки. У тебя есть паспорт, ты родился в этой стране, этого должно быть достаточно для оказания любой услуги. Строка с адресом проживания должна быть убрана навсегда, это приватная информация и требовать ее должны только после решения суда.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Kelerius

Понаехи должны страдать и ощущать,что они тут временно:))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий

про таллинн неверно. не граждане могут пользоваться а зарегистрированные жители города.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Казаков
Автор

В таком случае непонятно, откуда взялась 441 тысяча человек, ведь население города почти на 20 тысяч меньше. Слово resident подразумевает и гражданина, поэтому я перевел так.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Домрачев

Тем временем в России https://news.mail.ru/society/35208872/?frommail=1

Ответить
Развернуть ветку
Дима Ларин
В системе зарегистрировалось 441 тысяча человек — почти половина населения Эстонии. Раз в год власти города получают €1000 из подоходного налога каждого пользователя.

Объясните, пожалуйста, может быть я тупой. Как может быть бесплатным то, за что раз в год все-таки нужно платить?)

Ответить
Развернуть ветку
Archie O'Hare

Видимо, эта тысяча берется не сверх тех денег, которые платит пользователь, а из тех, которые он и так уже заплатил в виде подоходного налога. То есть бюджет эту тысячу недополучает.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Sharpilo

ты из тех кто любит доебаться к крайностям..
два евро на фоне средней стоимости проезда в общ транспорте в городах европы - это бесплатно!
перди блять в кресло себе, а не в комментах

Ответить
Развернуть ветку
Остап Ибрагимович

В России тоже есть бесплатный транспорт. После смерти ваше тело бесплатно отвезут в морг.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Sklyarov

В смысле?

Это оплатят родственники.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Voin Mraka

( ͠° ͟ʖ ͡°)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

"Пока что самым крупным городом с бесплатным общественным транспортом остаётся китайский Чаннин, расположенный в провинции Хунань, чье население более 800 тысяч человек. Согласно официальным данным, в день появления на улицах бесплатного транспорта число пассажиров подскочило на 60%. Также администрация города отмечает повышение мобильности среди стариков и молодёжи и укрепившееся чувство свободы".

Китай: ты свободен... в возможности пользоваться автобусом бесплатно. А в остальном нет, извини.

Ответить
Развернуть ветку
Адель Назиров

Транспортная реформа в Ростове-на-Дону

Ответить
Развернуть ветку
Archie O'Hare

В 90-е годы в Уфе какое-то время был бесплатный городской транспорт. Насколько помню, организации какую-то денежку ему платили. Но именно пассажиры ничего не платили.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Дорофеев

Ну а ты и дальше плати налоги, покупай дорогой бензин и плати за проезд... Россия.

Ответить
Развернуть ветку
Evgenii Krasnoperov

Помню жил какое-то время в одном 100 тысячном ЗАТО, и там были бесплатные автобусы. Потом, конечно, халява закончилась. Тут, как всегда у россии свой путь

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефремов

Так ЗАТО на особом экономическом режиме так сказать, из вливающихся туда денег несложно наскрести на подобное, особый случай.

Ответить
Развернуть ветку
IO

Помню как лет 15 назад в Вилючинске были бесплатные автобусы, а потом пришел Путин и понеслось.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Молчанов

Минтранс предлагает увеличить плату за проезд в час пик 🙃 как вам такое?

Ответить
Развернуть ветку
Abba Baab

У нас в Астане тоже хотели ввести бесплатный проезд на общественном транспорте, а у нас это только автобусы, но что то не прижилось, народ взбунтовался, много людей ездят на машинах так как холодного времени года больше чем тёплого и поэтому каждый покупает машину. Но автобусы за последние годы очень качественно подняли пассажирские перевозки, сам летом ездил и очень понравилось, но с осенью опять вернулся к машине)))

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Yakocleva

Все новое - это хорошо забытое старое. В Липецке до 2002 года был бесплатный проезд. Впрочем, это были убитые икарусы и чуть менее убитые трамваи с троллейбусами. С другой стороны, в остальных городах транспорт был не лучше, но коммунизм с бесплатными таксофонами и транспортом был только в Липецке

Ответить
Развернуть ветку
Бронислав Житников

В Таганроге (да да в том самом) был бесплатный проезд. Деньги на него выделялись емнип из транспортного налога, который платили все жители города, но было не плохо, а потом сменился мэр, сменилась да и вообще власть,и теперь все как у всех.

Ответить
Развернуть ветку
BitLenta Media

В день появления на улицах бесплатного транспорта число пассажиров подскочило на 60%. Также администрация города отмечает повышение мобильности среди стариков и молодёжи и укрепившееся чувство свободы.

Ответить
Развернуть ветку
BitLenta Media

Плата за проезд делала из пассажиров клиентов, пусть она и была небольшой. Её отмена сделала жителей сплочённее и вежливее. Мы, можно сказать, заново изобретаем общественное пространство.

В Москве тоже нужно сделать проезд бесплатным.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Sharpilo

а в Международных Эирлайнс Украины кофе по 3 евро предлагают))

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда